Роль информационных технологий в финансовом менеджменте кредитной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 19:55, курсовая работа

Краткое описание

елью курсовой работы является оценка и анализ эффективности использования информационных технологий при управлении банковскими рисками как в одной кредитной организации, так и в банковской системе в целом.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
рассмотреть основные виды информационных технологий их состав и структуру;
провести анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей порядок и правила работы с информационными технологиями и информацией различного рода;
определить значение и роль информационных технологий в финансовом менеджменте кредитной организации;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………..3
Раздел I. Информационные технологии в финансовом менеджменте кредитной организации………………………………………………………………………………………….5
1.1. Виды информационных технологий, состав и структура…………………………………...5
1.2. Информационные технологии в управлении кредитной организацией……………………7
1.3. Информационная база в финансовом менеджменте…………………………………………9
Раздел II. Практическое применение информационных технологий в финансовом менеджменте кредитной организации……………………………………………………………11
2.1. Подходы к внедрению автоматизированных банковских систем на примере BPM и CRM- систем. Критерии выбора систем в условиях кризиса…………………………………...11
2.2. Информационные технологии эффективного управления рисками………………………14
2.2.1. Управление кредитными рисками………………………………………………………...15
2.2.2. Управление операционными рисками……………………………………………………..17
2.3. Программный комплекс «Риск-менеджмент»………………………………………………18
Раздел III. Направления совершенствования информационных технологий в кредитной организации………………………………………………………………………………………...21
3.1. Современные тенденции развития информационных технологий………………………...21
3.2. Проблемы, возникающие при внедрении и работе с информационными технологиями………………………………………………………………………………………22
Заключение…………………………………………………………………………………………24
Библиографический список……………………………………………………………………….26

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВИКновый .doc

— 353.50 Кб (Скачать файл)

В настоящее  время конкуренция среди компаний банковского сектора находится на высоком уровне и продолжает расти, что требует от банков постоянного совершенствования своей деятельности и использования новых технологий. Традиционные виды банковских операций усложняются, приобретают новые черты, и в то же время возникают совершенно новые виды операций, ранее не имевшие аналогов в банковской практике. Одновременно наблюдается существенное возрастание рисков, связанных с банковской деятельностью, и любому банку необходимо управлять всеми видами рисков. Банки вынуждены предлагать рынку большой ассортимент постоянно обновляющихся услуг, что требует от них возможности быстрого внесения изменений в свои бизнес-процессы. Поэтому можно сформулировать классификацию основных современных требований к системе управления банком:

  1. оптимизация внутренних ресурсов, позволяющая достичь максимальной эффективности их использования в привязке к стратегическим целям организации;
  2. развитие функциональных аспектов управления — стандартов финансового учета и управления рисками, позволяющих прогнозировать и оценивать деятельность по наиболее важным бизнес направлениям.

Недостаточно  хорошо организованная работа фронт-офиса и бэк-офиса (неправильные решения при совершении операций, рост документооборота, недостаточно формализованные внутренние процедуры, низкий уровень автоматизации процессов) не добавляет эффективности банку. Кроме того, существует постоянная угроза информационной безопасности5 как со стороны собственного персонала, так и из внешних источников. Поэтому для обеспечения надлежащего уровня конкурентоспособности банку необходимо стать хорошо отлаженным механизмом, работающим, как часы. Должны быть четко определены полномочия и ответственность сотрудников, подразделения должны работать слаженно, а процедуры должны быть формализованы и понятны исполнителям. Для решения задач, связанных с совершенствованием своей деятельности, многие банки переходят на процессное управление и начинают цикл непрерывного совершенствования своих процессов.

Все процессы банка можно разделить на две категории: процессы фронт-офиса и процессы бэк-офиса. Процессы фронт-офиса включают все мероприятия по взаимодействию с клиентами банка. К таким процессам относятся:

  • Расчетно-кассовое обслуживание физических лиц;
  • Кредитование розничных клиентов;
  • Депозиты физических лиц;
  • и т. д.

К процессам бэк-офиса относятся учет операций и формирование отчетности.

Для совершенствования деятельности выбираются процессы фронт-офиса, поскольку они имеют высокую частоту выполнения и их оптимизация приводит к значимым финансовым результатам. Детальное описание процесса нужно для дальнейшего его совершенствования и автоматизации.

В настоящее время многие банки используют средства описания процессов, позволяющие создавать графические модели, что обеспечивает общий язык между бизнес подразделениями, IT-подразделениями и процессными аналитиками.

Современные банки используют в своей деятельности целый ряд информационных систем, автоматизирующих те или иные их бизнес-процессы. Спектр таких систем широк — это и АБС, и CRM, и программное обеспечение кредитного скоринга, и ВРМ и т. п. Все эти системы, как правило, созданы различными разработчиками, имеют различную архитектуру, однако рассматриваемые в комплексе они образуют единое информационное пространство банка.

Ключевыми компонентами единой информационной системы, обеспечивающими непрерывность  происходящих в банке бизнес-процессов, являются:

  • каналы передачи информации, каналы связи;
  • центры обработки и хранения информации;
  • используемая банком АБС (автоматизированная банковская система);
  • системы, помогающие в принятии решения, специализированное программное обеспечение — скоринговые системы, CRM и проч.;
  • системы автоматизации документооборота;
  • стандартные сетевые решения, офисные программы, файловые хранилища, системы печати и т. д.

Для основных бизнес-процессов банка определяющими  с точки зрения непрерывности  предоставления услуг являются следующие  моменты:

  • непрерывность функционирования клиентских рабочих мест в отделениях, филиалах и центральном офисе банка;
  • устойчивость каналов связи между структурными подразделениями банка;
  • непрерывность функционирования узлов обработки информации в филиале банка и в его центральном отделении.

 

    1. Информационная база в финансовом менеджменте.

В настоящее время деятельность кредитных организаций невозможно представить без информационных технологий. Использование кредитными организациями информационных технологий регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает способы обеспечения защиты банковской информации.
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 2 декабря 1990 г. 395-I «О банках и банковской деятельности»   определяет основные виды банковских операций  и сделок, регулирует межбанковские отношения и порядок обслуживания клиентов банка.
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» регулирует отношения, которые возникают при:
    • осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;
    • применении информационных технологий;
    • обеспечении защиты информации.

В данном законе дается определение информационных технологий и систем, а также понятие конфиденциальности информации и способах ее защиты.

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ «О кредитных историях» определяет понятие и состав кредитной истории, основания, порядок формирования, хранения и использования кредитных историй, регулируется связанная с этим деятельность бюро кредитных историй, устанавливаются особенности создания, ликвидации и реорганизации бюро кредитных историй, а также принципы их взаимодействия с источниками формирования кредитной истории, заемщиками, органами государственной власти, органами местного самоуправления и Банком России. А так же создание и определение условий для формирования, обработки, хранения и раскрытия бюро кредитных историй информации, характеризующей своевременность исполнения заемщиками своих обязательств по договорам займа (кредита), повышения защищенности кредиторов и заемщиков за счет общего снижения кредитных рисков, повышения эффективности работы кредитных организаций.                    
  2. Положение от 16 декабря 2003 г. № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» устанавливает правила организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах, а также особенности порядка осуществления Центральным банком Российской Федерации указанных правил.
  3. Письмо Центрального банка Российской Федерации от 24 мая 2005 г. № 76-Т  «Об организации управления операционным риском в кредитных организациях» регулирует деятельность кредитных организаций по минимизации операционного риска.

Подводя итоги вышесказанному можно сказать о том, что информационная система банка должна и может быть управляема. Развитие информационной системы нужно поставить в соответствие планам развития банка, основным его бизнес целям. В то время как руководство банка ответственно за инициативы по управлению технологическими рисками, связанными с ИT, и реформированию ИT-служб. Бизнес подразделения банка, являясь потребителями ИТ-услуг, несут ответственность за формализацию требований к информационным системам и уровню ИT-сервиса.

 

 

Раздел II. Практическое применение информационных технологий в финансовом менеджменте кредитной организации.

2.1. Подходы к внедрению автоматизированных банковских систем  на примере BPM  и CRM- систем. Критерии выбора систем в условиях кризиса.

Сейчас, на рынке  представлено большое количество самых  разнообразных информационных систем: от автоматизированных банковских, операционных и скоринговых до систем электронного документооборота.

 Для поддержки процессов управления бизнесом сегодня на рынке программного обеспечения предлагается специализированный класс продуктов - так называемые BPM-системы (Business Performance Management - управление эффективностью бизнеса). Этот класс систем, прежде всего, востребован крупнейшими организациями: многофилиальными кредитными учреждениями, холдингами, объединяющими разнородный бизнес, финансово-промышленными группами. Задача BPM-системы - своевременно и в необходимом формате предоставить руководству организации информацию для эффективного управления. В составе систем предоставляются функции для интеграции бизнес-данных организации в единой информационной базе управляющего центра, инструменты для планирования, контроля и анализа развития бизнеса, выпуска отчетности для оценки результатов деятельности.

Внедрение ВРМ-системы  в банке - сложный технологический  и организационный процесс, требующий  серьезных затрат ресурсов и времени. На практике такие проекты, как правило, разбивают на отдельные самостоятельные  этапы, каждый из которых обеспечивает заказчику завершенное решение одной или нескольких управленческих задач. Это позволяет банку быстро получить первую практическую пользу от внедрения нового программного обеспечения (ПО) и начать возврат сделанных инвестиций.

Как правило, первым этапом проекта становится внедрение  финансового Хранилища данных и  его интеграция с автоматизированными  банковскими системами и другим бэк-офисным ПО, которое эксплуатируется  в филиалах и подразделениях банка. В результате на регулярной основе обеспечивается сбор в Хранилище бухгалтерского учета и первичных данных об операциях банка, которые помогают выверять показатели финансовой отчетности и служат основой для получения управленческих отчетов. Традиционно после внедрения Хранилища банк приступает к автоматизации управленческого учета и трансфертного управления ресурсами, следующим этапом становится поддержка технологий коллективного финансового планирования и так далее согласно установленным целям и приоритетам. При этом каждый следующий этап не только усложняет систему в целом, но и является более сложным с методологической точки зрения. Параллельным направлением развития системы часто становится автоматизация подготовки обязательной сводной отчетности на основе данных, собранных в Хранилище.

Технология  Хранилищ данных, которая лежит в  основе построения классической BPM-системы, является базисом для поддержки  целого ряда банковских технологий: оперативного анализа, подготовки налоговой отчетности, выпуска сводной обязательной отчетности и др. Их состав часто выходит за рамки концепции BPM, но позволяет использовать эффект "масштаба", снижающий издержки на автоматизацию каждой задачи в отдельности за счет применения единого хранилища данных. С позиции технической реализации, поддержка каждой технологии является самостоятельной "веткой" комплексной системы на базе Хранилища данных.

По мере того как возрастает автоматизация технологий управления эффективностью банковского  бизнеса, кредитные организации  начинают осознавать потребность в  специализации предлагаемых им решений. Это следующий, более глубокий пласт специализации BPM-систем по сравнению с "просто" отраслевой направленностью продуктов на решение задач финансовых организаций.

Критерии выбора ВРМ-системы в условиях кризиса6:

  1. Широта функциональности и глубина отраслевой экспертизы (В условиях кризиса наибольшим спросом пользуются приложения для выпуска обязательной отчетности и управления доходностью. За последние годы Банк России решил существенно решил и ужесточил требования к отчетности и регламенту формирования отчетов, а распространенные в банках технологии выпуска отчетов на основе автоматизированных банковских систем уже не могут обеспечить эффективное выполнение состав требований. В условиях кризиса усилился контроль Банка России, возрос риск отзыва лицензии из-за предоставления некорректной отчетности);
  2. Возможность интеграции в ИТ-инфруструктуру (Информационный комплекс должен поддерживать различные технологии интеграции с учетными системами банков, реализовать трансформации и проверки при выполнении загрузки данных в хранилище, а также обеспечить совместимость с инструментами и платформами интеграции от различных поставщиков);
  3. Соответствие информационного комплекса ИТ-стратегии банка;
  4. Простота использования (простота использования, интуитивно понятные интерфейсы, как и прежде значимы для заказчика. Наличие в ВРМ-системе стандартных и привычных интерфейсов позволяет ускорить процесс освоения системы, снизить зависимость  от персонала, что особенно актуально в условиях кризиса);
  5. Компетенция консультантов, привлекаемых к проекту по постановке и автоматизации управления эффективности бизнеса (успех любого проекта зависит от слаженности усилий людей, занятых в его реализации, и в условиях ограниченных человеческих ресурсов существенно повышаются требования к их квалификации);
  6. Готовность продемонстрировать эксплуатируемое решение;
  7. Производительность платформы хранилищ данных;
  8. Стоимость ВРМ-системы7.

Информация о работе Роль информационных технологий в финансовом менеджменте кредитной организации