Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 16:34, курсовая работа
В современных условиях хозяйствования аспект устойчивости и надежности российских коммерческих банков приобретает особое значение. Их трудное финансовое положение, с одной стороны, и необходимость расширения инвестиций в экономику, с другой, в известной степени обостряют проблему, превращают ее в один из наиболее актуальных теоретических и практических вопросов национальной экономики. Устойчивость банков - это не только атрибут современной политики их выживания, но и стратегия развития кредитных учреждений. От того, как будут развиваться коммерческие банки, во многом зависит успешность проведения в России экономических реформ.
Введение
Теоретические и методические аспекты анализа финансовой устойчивости коммерческого банка
Понятие финансовой устойчивости и надежности коммерческого банка.
Факторы, определяющие финансовую устойчивость коммерческого банка.
Методы и показатели оценки финансовой устойчивости коммерческого банка.
Анализ финансовой устойчивости коммерческого банка на примере АКБ «БТА-Казань» (ОАО)
Общая характеристика финансовых показателей коммерческого банка
Анализ активных и пассивных операций коммерческого банка
Общая оценка устойчивости финансового положения коммерческого банка
Основные направления совершенствования финансовой устойчивости коммерческого банка
Совершенствование структуры капитала банка.
Повышение доходности активных операций коммерческого банка.
«К внешним факторам надежности, - отмечает автор, - относятся общеэкономические условия деятельности банка, той среды, в которой он существует, развивается и формирует стратегию деятельности. Уровень надежности банков и банковской системы обуславливается прежде всего состоянием экономики и уровнем ее развития, спецификой включения в международное разделение труда и отраслевой ориентацией на удовлетворение производственных и потребительских потребностей, уровнем развития рынка, состоянием производства в целом (оживление - подъем - спад - кризис - депрессия) и соответственно состоянием денежного оборота, опосредуемого банками (инфляционного и безынфляционного). К внешним факторам надежности относятся: государственно-правовой механизм, действенность законодательной базы и уровень ее развития, степень правовой и нормативной обеспеченности банковской деятельности, устанавливающей определенные границы и запреты» [91. С. 15-16].
При всей подробности перечня представленных внешних факторов надежности, а в нашем понятии устойчивости, их круг, как нам представляется, выглядит недостаточно подробным. В нем отсутствуют некоторые весьма важные обстоятельства. Как это нетрудно заметить, основной упор в перечне факторов В. В. Новикова делает на экономические факторы. И это правильно, ведь исследуемое понятие рассматривается не вообще, а применительно к банку как экономическому учреждению. Тем не менее этим дело не ограничивается. Общепризнанное влияние на развитие как отдельных банков, так и банковской системы в целом оказывают политические мотивы, начиная от идеологической ориентации общества и заканчивая сменой партий, находящихся у власти, высказываниями отдельных лидеров и даже их здоровьем. В этой связи, несомненно, перечень факторов, влияющих на устойчивость, должен быть дополнен характеристикой стабильности политической ситуации.
Общеэкономические факторы затрагивают при этом не только пассивные операции, но и направления размещения аккумулированных ресурсов, и в особенности кредитных операций и инвестиций в ценные бумаги.
Мы согласны с В. В. Новиковой в том, что в перечне внешних факторов следует особо выделить состояние денежного оборота; правда, как нам представляется, здесь следует иметь в виду не только его инфляционный или безынфляционный характер, но и степень развитости денежного рынка (возможности занять на денежном рынке как краткосрочные, так и долгосрочные ресурсы).
Самостоятельное значение в перечне внешних факторов, на наш взгляд, имеет доверие, которое складывается во взаимоотношениях между банками. Это касается не только кредитов, но и гарантий, поручительств, процентных ставок и пр.
Наконец, в состав факторов, обуславливающих устойчивость банков, целесообразно отнести степень развитости банковской внешней инфраструктуры (наличие информационного, кадрового, научного обеспечения и др.).
«К внутренним факторам надежности, - отмечает далее В. В. Новикова, - относятся количественный и качественный потенциал банка, состав его клиентов, качество внутреннего механизма организации банка, профессионализм и ответственность людей, приводящих его в движение» [91. С. 16]. К сожалению, автор не дает объяснения того, что понимается под терминами количественный и качественный потенциал банка, качество внутреннего механизма организации банка, в связи с чем состав внутренних факторов надежности остается туманным и недостаточно раскрытым. Именно это обстоятельство и заставляет нас остановиться на этом вопросе особо.
На наш взгляд, при рассмотрении вопроса о внутренних факторах устойчивости их следует подразделить на три самостоятельные группы: 1) организационные факторы; 2) технологические факторы; 3) экономические факторы.
К организационным факторам, оказывающим влияние на надежность и стабильность кредитных учреждений, мы относим: состояние банковского менеджмента; способность к инновациям, изменениям, перестройке; внутреннюю структуру управления банками.
Анализ качества управления, как правило, ведется с позиции достижения целей банковского менеджмента. Последние состоят в обеспечении рентабельной работы банка в целом и отдельных его структурных подразделений, максимальном удовлетворении потребностей клиента в объеме, структуре и качестве услуг, обеспечении ликвидности баланса банка как гарантии соблюдения интересов кредиторов, успешном решении производственных и социальных проблем данного коллектива, создании стимулов к повышению квалификации, совершенствованию и профессиональному росту.
В своей деятельности банковский менеджмент ориентируется на выполнение ряда количественных и качественных показателей. К первым относятся количество клиентов, перечень услуг, предоставляемых банком, объем депозитов, размер кредитного и инвестиционного портфелей и т. п. К качественным показателям относятся ROA, ROE, скорость оборота средств, степень удовлетворения запросов клиентов по объему, структуре и качеству оказываемых банком услуг, к социальным показателям - текучесть кадров, уровень профессиональной подготовки и т.п.
В случае признания плохого банковского управления в качестве одной из главных причин банковских кризисов, основного источника убытков и экономических перекосов, оно стало объектом более пристального изучения. Современные достижения в этой области позволяют выделить следующие типы плохого управления:
технические ошибки управления (технический мисменеджмент);
приукрашивание (косметическое управление);
безнадежное управление;
мошенничество.
Они не обязательно следуют друг за другом. Тем не менее, когда технические ошибки управления приводят к убыткам или к необходимости уменьшения дивидендов, то часто банкиры идут на приукрашивание и безрассудный менеджмент. Мошенничество может быть частью процесса в самом начале, но с ним разбираются в конце как с частью причинно-следственной цепи, превращающей хороших банкиров в плохих.
Технический мисменеджмент обычно случается, когда организуется новый банк с новым менеджментом, когда контроль над существующим банком переходит в другие руки или, наконец, когда прежде хорошо управляемый банк оказывается неспособным к признанию ухудшения ситуации и необходимости ее исправления.
Технический мисменеджмент обычно охватывает целый набор ошибочных концептуальных и практических решений. Наиболее характерные из них следующие: чрезмерное расширение и быстрый рост банковских активов; плохо поставленное кредитование, характеризующееся концентрацией рисков, связностью, несоблюдением пропорций по отношению к депозитам, неэффективностью взыскания, слишком оптимистической оценкой перспектив заемщика; недостаток внутреннего контроля; плохое планирование.
Косметическое управление представляет сокрытие прошлых и настоящих убытков с целью выиграть время и сохранить контроль, находясь в поиске и/или ожидая решения. Существует бесконечное множество способов скрыть реальное положение дел в конкретном коммерческом банке.
Среди них техника «перевернутого отчета о прибылях и убытках», манипуляции с чистой прибылью посредством снижения резерва ниже допустимого уровня, переоценки активов, ускоренного накопления доходов и откладывания накопления расходов.
Безнадежное управление - это понятие, обозначающее ситуацию, когда банкиры опасаются заявить о своих убытках. На этом этапе администрация пытается провернуть выгодные сделки, которые, возможно, позволят ей выиграть время, и в случае удачи она сможет решить все проблемы своего банка. Как правило, банковский менеджмент пользуется несколькими мерами для укрепления финансового положения своего банка, а именно спекуляцией, выплатой более высоких по сравнению с рыночным уровнем процентов по депозитам и увеличением процентной ставки по ссудам.
Мошенничеством считается тот случай, когда банк был организован или приобретен спекулянтами или предпринимателями, имеющими определенные интересы. Кроме того, мошенничество свойственно косметическому управлению, так как фактически речь идет о сокрытии правды от общественности.
Как правило, мошенничество
характерно для последней стадии
развала банка. Когда баланс банка
становится неликвидным и руководство
ощущает приближающийся крах своего
дела, у администрации может
При оценке менеджмента оказывается весьма полезным обратить внимание на способность высшего звена управления банком к инновациям, изменениям, перестройке, определить отлаженность взаимодействия различных структурных подразделений кредитного учреждения, в частности, прочность отдела внутреннего аудита, правового отдела и подразделения, изучающего рынок.
Ко второй группе внутренних факторов, обеспечивающих устойчивость банка, как уже отмечалось, мы склонны относить технологические факторы, которые включают его ориентацию на развитие современных банковских технологий и потребности рынка в новых банковских продуктах. Известно, что за последние 10-15 лет мировое банковское сообщество сделало значительный шаг в модернизации своих операций. Вместо бумажных носителей информации широкое развитие получили компьютеры; новые средства связи и коммуникации значительно продвинули скорость и качество банковских услуг. Банкоматы, банки на дому, пластиковые карточки стали заметным явлением в современной банковской практике. Производные финансовые инструменты позволяют банкам получать значительную часть их прибыли.
При всей важности рассмотренных нами двух групп внутренних факторов, оказывающих влияние на устойчивость банков, решающее влияние принадлежит группе экономических факторов. Известно, что состояние банка, как и любого другого экономического института, зависит от таких составляющих, как достаточность капитала, качество активов и пассивов, доходность и ликвидность. Рассмотрим их подробнее.
Достаточность капитала, качество активов и пассивов, доходность и ликвидность являются общепризнанными экономическими факторами, оказывающими активное влияние на состояние устойчивости банка. Эти факторы, характеризуя деятельность банка с различных сторон, практически являются и общими показателями его устойчивости.
Поскольку, однако, и достаточность капитала, и качество активов и пассивов, и доходность, и ликвидность, выражая специфические стороны деятельности кредитного учреждения, в свою очередь, имеют различные оттенки, их общий размер не может быть взят за основу его оценки. Выражая специфику деятельности, данные всеобщие показатели и факторы имеют силу во взаимодействии друг с другом, относительно друг друга и в комплексе.
Рассмотренный перечень внешних и
внутренних факторов, способных оказать
воздействие на устойчивость коммерческого
банка, очень индивидуален и зависит
от особенностей организации и содержания
работы каждого отдельно взятого
банка. Между тем, нельзя отрицать, что
в современных экономических
условиях наибольшее влияние на устойчивость
банков оказывают именно внешние
факторы, задавая определенные, не зависящие
от самих банков параметры их деятельности.
При этом коммерческие банки не должны
игнорировать влияние внутрибанковских
факторов, постоянно повышая их качество
и тем самым со своей стороны
воздействуя на устойчивость банка.
Кроме этого, нельзя забывать о том, что
наряду с негативными внешними и внутренними
факторами на устойчивость коммерческих
банков могут оказывать влияние и некоторые
позитивные тенденции, например, ускоренный
рост собственного капитала банков, улучшение
структуры активов, расширение круга банковских
услуг - трастовых, лизинговых, факторинговых
и др.
Таким образом, устойчивость коммерческого
банка представляет собой сложную общеэкономическую
категорию, работающую только в условиях
соблюдения всех ее правил и требующую
постоянного наблюдения со стороны банков.
Поэтому важным условием существования
любого банка является необходимость
оценки его финансовой устойчивости с
учетом всех вышеперечисленных факторов. [3,
с.89]
1.3 Методы и показатели оценки финансовой устойчивости коммерческого банка
В условиях продолжающейся рыночной
нестабильности и кризиса в банках
проблема оценки финансового состояния
банка становится особенно актуальной.
Используемые органами надзора методы
позволяют дистанционно оценить
положение кредитной
Информация о работе Совершенствование структуры капитала банка