Совершенствование управления оборотным капиталом (на примере ООО "Баштехсервис")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 09:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной выпускной квалификационной работы является рассмотрение состава и структуры оборотных средств, освоение методических основ и приобретения практических навыков анализа оборотного капитала на основе данных конкретного предприятия, а также разработка конкретных рекомендаций по повышению эффективности его использования в ООО «Баштехсервис».
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- дать характеристику оборотного капитала;
- исследовать состав, структуру и виды оборотного капитала;
- изучить методы анализа и управления оборотным капиталом;
-рассмотреть технико-экономическую характеристику и организационную структуру исследуемого предприятия;

Содержание

Введение
5
1 Теоретические основы управления оборотным капиталом
строительных организаций

8
1.1 Экономическое содержание и структура оборотного капитала
8
1.2 Показатели эффективности использования оборотного капитала
14
1.3 Пути повышения эффективности использования оборотного капитала

21
2 Анализ эффективности использования оборотного капитала
на примере ООО «Баштехсервис»

28
2.1 Технико-экономическая характеристика организации
28
2.2 Анализ состава и структуры оборотного капитала
37
2.3 Анализ эффективности использования оборотного капитала
44
2.4 Анализ управления оборотным капиталом
53
3 Совершенствование управления оборотным капиталом
ООО «Баштехсервис»

68
3.1 Совершенствование управления материально-производственными запасами

68
3.2 Экономико-математическая модель анализа и прогнозирования прибыли от реализации и оборачиваемости оборотных активов

83
3.3 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий

95
Заключение
101
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 1.43 Мб (Скачать файл)

Организационная структура в ООО «Баштехсервис» линейно-функциональная. Каждый сотрудник работает под управлением одного вышестоящего. Формирование отделов осуществляется по функциональному признаку, т.е. отделы формируются из специалистов, решающих конкретные задачи, а руководители отделов отчитываются перед руководством. Численность сотрудников 36 человек. Высшим органом управления предприятием является директор. По вопросам, отнесенным к его компетенции, генеральный директор действует на принципах единоначалия. Текущее руководство деятельностью предприятия осуществляют -   директора: по коммерции, по общим  вопросам, главным бухгалтером и пр.

В подчинении у директора  по коммерции находятся заведующий складом и менеджеры склада. В  подчинении у заместителя по общим  вопросам находятся менеджеры по доставке, грузчики, водители.

Рассмотрим основные показатели финансово-хозяйственной  деятельности ООО «Баштехсервис»  за три года.  (Таблица 5).

Показатели  ООО «Баштехсервис», приведенные  в таблице 5 показывают  основные тенденции развития организации в 2007 – 2009 годах.

За все три года наблюдается рост товарооборота. Товарооборот относится к числу важнейших  показателей деятельности организации. Объем продажи сказывается на всех финансово-экономических показателях  оптовой торговли.

Данные таблицы 5 свидетельствуют  о том, что в 2008 году объем товарооборота  увеличился по сравнению с 2007 годом  на 6631 тыс. руб., и на 46394 тыс.руб. в 2009 году по сравнению с 2008 годом. В 2009 году наблюдается резкое увеличение объема товарооборота, что обусловлено тем,  что у организации к этому времени появились постоянные покупатели, предприятие заняло достаточно прочное место на рынке данных услуг, качество оказываемых услуг достигло высокого уровня. Это оказало влияние на расширение деятельности предприятия, позволило увеличить количество складских помещений, а значит обслуживать большее количество покупателей.

 

Таблица 5 - Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «Баштехсервис» 

Показатели

Ед.

Измер.

2007 год

2008 год

2009 год

Отклонение,

Темп роста, %

2008-2007год

2009-2008год

2008/

2007

год

2009/

2008

год

1 Товарооборот

Тыс. руб.

7927

14558

60952

6631

46394

183,6

418,7

2 Товарооборот в сопоставимых ценах

Тыс. руб.

7927

12659

44917

4732

32258

159,7

354,8

3 Себестоимость

Тыс. руб.

6123

11378

50869

5255

39491

185,8

447,1

4 Издержки обращения

Тыс. руб.

1311

2830

8637

1519

5807

250,2

305,2

5 Прибыль от реализации

Тыс. руб.

493

350

1446

-143

1096

71,0

413,1

6 Прибыль и до налогообложения

Тыс. руб.

474

321

1261

-153

940

67,7

329,8

7 Чистая прибыль

Тыс. руб.

369

244

985

-125

741

66,1

403,7

8 Рентабельность предприятия

%

4,65

1,68

1,62

-2,97

-0,06

36,1

96,4

9 Рентабельность продаж

%

6,23

2,40

2,37

-3,83

-0,03

38,5

98,7

10 Численность персонала

Чел.

21

28

36

7

8

133,3

128,6

11 Товарооборот на одного работника

Тыс. руб.

377,5

519,9

1693,1

142,4

1173,2

137,7

325,6

12 Общая стоимость имущества

Тыс. руб.

1733

6771

26960

5038

20189

390,7

398,2

13 Фонд оплаты труда

Тыс.

руб.

168

238

324

70

86

141,7

136,1

14 Затраты на 1 руб. Реа- лизованной продукции

Коп.

77,2

78,2

83,5

1

5,3

101,3

106,8


Рост объема товарооборота в 2008 году составил  183,6% относительно 2007 года, и 418,7% в 2009 году относительно 2008 года. На рост товарооборота повлияло также  повышение продажных цен на товары. Индекс продажных цен по оптовому товарообороту 2008 года к 2007 году составил 1,15 раза, а в отчетном году к прошлому составил 1,18 раза.  Чтобы определить объем товарооборота в сопоставимых ценах (ценах 2007 года) нужно его величину разделить на произведение индексов цен за предыдущие периоды. Итак, для 2008 года имеем 14558/1,15 = 12659 тыс. руб., а для 2009 года: 60952/(1,15*1,18) = 44917 тыс. руб.


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 5 -  Динамика товарооборота в 2007-2009 годах, тыс. руб.

 

Из данных аналитической таблицы 5 видно, что  в 2008 году по сравнению с 2007 годом произошло увеличение себестоимости на 5255 тыс.руб., а в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 39491 тыс.руб.  Главная причина роста себестоимости -  увеличение объема товарооборота и рост закупочных цен на товары.

Темп роста себестоимости  в 2009 году превышает темп роста выручки, что свидетельствует о неэффективном  управлении затратами на предприятии.

Затраты на рубль реализованной  продукции – очень важный обобщающий показатель, характеризующий уровень полной себестоимости продукции в целом по предприятию. Во-первых, он универсален: может рассчитываться для любой отрасли и, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Положительная динамика показателя  Затраты на 1 руб. реализованной продукции является отрицательным моментом в деятельности предприятия. Это свидетельствует о неэффективности деятельности предприятия. На увеличение показателя затрат на рубль реализованной продукции оказало влияние превышение темпов роста себестоимости над темпами роста выручки.

В 2008 году по сравнению с 2007 годом произошел рост издержек обращения на 1519  тыс. руб., а в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 5807 тыс.руб. Издержки обращения увеличились в основном за счет роста расходов на рекламу, на оплату труда, на хранение товаров и на содержание складов, транспортных расходов и амортизации основных средств (за счет увеличения складских помещений).

Прибыль организации в 2008 году снизилась  на 143 тыс. руб. по сравнению с 2007 годом и выросла 1096 тыс.руб. в 2009 году по сравнению с 2008 годом.  Темпы прироста прибыли от реализации  в 2008 году составили 71% по отношению к 2007 году и 413,1% в 2009 году по сравнению с 2008 годом.

По имеющимся данным видно, что прибыль до налогообложения  в 2008 году снизилась на 153 тыс. руб. по сравнению с 2007 годом  и выросла на 940 тыс. руб. в 2009 году по сравнению с 2008 годом. Рост чистой прибыли обусловлен ростом прибыли до налогообложения и снижением ставки налога на прибыль с 24 % до 20 %.

Рост в 2009 году чистой прибыли  положительно характеризует деятельность предприятия. Можно сделать вывод, что деятельность предприятия рентабельна. Показатели рентабельности имеют отрицательную динамику. Это является следствием увеличения уровня себестоимости.

Среднесписочная численность  выросла за три года на 15 человек. Рост среднесписочной численностью наряду с увеличением роста фонда  оплаты труда характеризует увеличение заработной платы и является положительным  моментом в деятельности предприятия.

В 2009 году выросла производительность труда на 1173,2 тыс. руб. или 225 %. Увеличение произошло вследствие улучшения условий труда рабочих, укрепления трудовой дисциплины, переподготовки кадров, четкого распределения обязанностей между работниками,  повышения стимулирующих функций оплаты труда, и конечно увеличение объема товарооборота, что вело к увеличению объема работы на каждого работника.

Производительность труда  растет быстрее, чем заработная плата, что является положительным фактором, так как снижение темпа роста заработной платы свидетельствует об уменьшении затрат предприятия, которые не являются экономически оправданными.

Рассмотрим динамику и структуру  товарооборота ООО «Баштехсервис» (Таблица 6).

 

Таблица 6 - Ассортимент и структуры товарооборота ООО  «Баштехсервис»  за 2008-2009 годы

Товарные группы и  товары

2008 год

2009 год

Изменение  товарообо-

рота,

тыс.руб.

(гр.4-гр.2)

Изменение  структуры  товарооборо-         та (гр. 5 –

 гр. 3), %

Товарооборот отчетного  года в % к прошлому году

(гр. 4: гр. 2 х 100)

Сумма, тыс. руб.

Удель-ный вес, %

Сумма, тыс. руб.

Удель-ный вес, %

1

2

3

4

5

6

7

8

ДВП, лист

2387

16,4

11032

18,1

8645

1,7

462,17

Доска обрезная, брус

р/м3

2344

16,1

10849

17,8

8505

1,7

462,84

Доска обрезная р/м3

2082

14,3

7802

12,8

5720

-1,5

374,74

Доска для пола шпунтованная, р/м2

2009

13,8

9388

15,4

7379

1,6

467,30

               

Продолжение таблицы  6

1

2

3

4

5

6

7

8

Доска необрезная, р/м3

1718

11,8

7497

12,3

5779

0,5

436,38

Фанера, 5мм

1558

10,7

5790

9,5

4232

-1,2

371,63

Фанера, 10мм

1354

9,3

4937

8,1

3583

-1,2

364,62

Фанера, 15 мм

1106

7,6

3657

6

2551

-1,6

330,65

Итого

14558

100

60952

100

46394

-

418,68


 

Как видно из таблицы 6, в структуре  ассортимента товаров наибольший удельный вес занимает товарная продукция: ДВП (16,4%), доска обрезная (16,1%) в 2008 году; в 2009 году соответственно 18, 1% и 17,8 %.  Кроме того, за 2009 год вырос удельный вес доски для пола и доски обрезной. На увеличение удельного веса данных видов товара оказало влияние увеличение спроса на данные виды товаров.  Снизился удельный вес фанеры. На снижение удельного веса данного вида товаров повлияло снижение цен на эти товары, объем реализации почти не изменился.

ООО «Баштехсервис» –  одна из ведущих компаний строительной  отрасли завоевало покупателей благодаря своей  конкурентоспособной  продукции,  обеспечению   необходимого  качества.

Хотя максимальная цена может определяться спросом, а минимальная - издержками, на установление фирмой среднего диапазона цен влияют цены конкурентов  и их рыночные реакции.

Кроме того, на строительный рынок вышли такие крупные  фирмы, как ООО «Сансельстрой», ООО  «Стройконструкция» и другие аналогичные  фирмы, продающие аналогичную продукцию. Указанные фирмы практикуют самые  минимальные наценки на продукцию  благодаря крупным оборотам.

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 6 – Доли рынка по продаже стройматериалов в РБ

 

ООО «Баштехсервис» занимает наименьшую долю рынка среди основных конкурентов. Это связано с тем, что другие фирмы имеют больше торговых площадей и склады в других городах Башкирии.

Фирме необходимо знать  цены и качество товаров своих  конкурентов, чтобы сопоставить  цены и сами товары между собой.

Знаниями о ценах  и товарах конкурентов фирма  может воспользоваться в качестве отправной точки для нужд собственного ценообразования.

 

Таблица 7 - Анализ цен конкурентов

Товары

ООО

«Баштехсервис» 

ООО «Сансельстрой»

ООО «Стройконструкция»

ОАО

«Партия И+»

1 Фанера, 5мм

233

228

227

239

2 Фанера, 10мм

180

174

176

189

3 Фанера, 15 мм

194

191

191

201


 

По данным таблицы  видим, что цены на товары у ООО  «Баштехсервис»  не самые низкие по региону.

Проведем анализ сильных  и слабых сторон предприятия

Таблица 8 - Анализ внутренней среды предприятия

Сильные стороны

Слабые стороны

- продукция предприятия пользуется спросом;

- индивидуальный подход к каждому клиенту;

- гибкая ценовая политика;

- широкий ассортимент;

- благоприятное географическое положение;

- активная рекламная деятельность.

- незаинтересованность работников в доходах предприятия, а также в ее успешном развитии;

- текучесть кадров;

- отсутствие в структуре предприятия системы мониторинга общественного мнения (реальных и потенциальных потребителей);

- отсутствие маркетинговых исследований на предприятии.


 

По типу потребителей общую массу  покупателей продукции ООО «Баштехсервис» можно условно разделить на 3 группы:

  1. предприятия, занимающиеся строительством;
  2. предприятия – посредники;
  3. физические лица.

 

Таблица 9 - Анализ удельного веса покупателей

Группа покупателей

2008 год, %

2009 год, %

Отклонения

I

59,8

61,5

1,7

II

24,7

26,4

1,7

III

15,5

12,1

- 3,4

Итого

100

100

-


 

Из данной таблицы  видно, что основными покупателями являются  предприятия, занимающиеся строительством и предприятия –  посредники. Их доля увеличилась за счет сокращения доли физических лиц  со стороны покупателей.

На предприятии проводили анкетирование покупателей. На  вопрос «Почему вы предпочитаете именно данную фирму» они дали следующие ответы:

1) гарантия производителя;

2) индивидуальный подход к клиенту;

3) наличие сертификатов;

4) довольно широкий ассортимент продукции;

5) высокая скорость выполнения заказа;

6) удобные подъездные пути;

7) наличие системы скидок.

2.2 Анализ состава и структуры  оборотного капитала

Информация о работе Совершенствование управления оборотным капиталом (на примере ООО "Баштехсервис")