Сущность операционного анализа на предприятии и методы его проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 23:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в изучении целесообразности проведения операционного анализа на предприятии, а также в исследовании приемов использования операционного анализа и проведении расчетов его основных показателей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПЕРАЦИОННОГО АНАЛИЗА
1.1. Сущность и методы операционного анализа предприятия………………..4
1.2. Операционный рычаг и его оценка………………..……………………….13
1.3. Оценка взаимодействия финансового и операционного рычагов и их
влияние на совокупные риски предприятия……………..…………………….17
ГЛАВА 2: ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОПЕРАЦИОННОГО АНАЛИЗА ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ ДАННЫХ ОАО «ПК БАЛТИКА»
2.1. Общая характеристика компании «Балтика».……..……………………...19
2.2. Деление затрат предприятия на постоянные и переменные части...……21
2.3. Расчет показателей операционного анализа……..……………………....27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………....36
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………….38

Вложенные файлы: 1 файл

итоговый курсовик по ФМ.docx

— 346.13 Кб (Скачать файл)

Определим силы операционных рычагов по каждому  из этих трех факторов:

• СОР по цене = = = 3,58 – т.е. при увеличении (уменьшении) цены на продукцию на 1 % операционная прибыль предприятия увеличится (уменьшится) на 3,58 %.                                                                                                                                    

• СОР по переменным затратам =   =   = 1,27 – т.е. при увеличении (уменьшении) переменных затрат предприятия на 1 % операционная прибыль предприятия уменьшится (увеличится) на 1,27 %.         

                                                                                                                         

• СОР по постоянным затратам = =   = 1,31 – т.е. при увеличении (уменьшении) постоянных затрат предприятия на 1 % операционная прибыль предприятия уменьшится (увеличится) на 1,31 %.         

В табл. 2.6. отражены показатели силы воздействия  операционного рычага по различным  факторам.

Таблица 2.6.

Силы  операционных рычагов по анализируемым  факторам

Показатель

Значение

СОР по объему реализации

2,31

СОР по цене

3,58

СОР по переменным затратам

1,27

СОР по постоянным затратам

1,31


    

Таким образом, наибольшее влияние на прибыль оказывает  цена в случае ее изменения, так как  СОР по цене равна 3,58. Второе место по влиянию на прибыль занимает объем реализации (СОР=2,31). Далее следуют соответственно постоянные (СОР = 1,31) и переменные (СОР = 1,27) затраты.

Далее, в  соответствии с рассчитанными выше операционными рычагами по различным  факторам, проведем анализ чувствительности прибыли к изменению одного из факторов, основанный на том, что в  случае изменения анализируемого фактора  прибыль в процентном отношении  изменится в определенное число  раз больше, чем изменится анализируемый  фактор в процентном отношении. Значение силы воздействия операционного  рычага по анализируемому фактору показывает, в какое определенное число раз больше изменится прибыль (см. табл. 2.7.).

 

                                                Таблица 2.7.

Анализ  чувствительности прибыли к изменению анализируемых факторов

   

Процентное изменение прибыли  при изменении факторов на определенный %:

Факторы

СОР

-15

-10

-9

-6

-5

-3

3

5

6

9

10

15

Объем реализации

2,31

-34,7

-23,1

-20,8

-13,9

-11,6

-6,9

6,9

11,6

13,9

20,8

23,1

34,7

Цена

3,58

-53,7

-35,8

-32,2

-21,5

-17,9

-10,7

10,7

17,9

21,5

32,2

35,8

53,7

Переменные затраты

1,27

19,1

12,7

11,4

7,6

6,4

3,8

-3,8

-6,4

-7,6

-11,4

-12,7

-19,1

Постоянные затраты

1,31

19,7

13,1

11,8

7,9

6,6

3,9

-3,9

-6,6

-7,9

-11,8

-13,1

-19,7


 

То есть анализ чувствительности прибыли при изменении анализируемых факторов показывает процентное изменение прибыли при изменении одного из факторов на определенный процент. Так, например, при увеличении цены на 15% прибыль увеличится на 53,7 %, а при увеличении постоянных затрат на 10% прибыль уменьшится на 13,1 %, и так далее.

Следующим этапом проведения операционного анализа  является анализ безубыточности, который  отличается от общепринятого тем, что  последний проводится с целью  нахождения точки безубыточности и  запаса финансовой прочности, имеющих  отношение исключительно к объему реализации. Причем под запасом финансовой прочности в данном случае понимается тот объем выручки, на который в настоящий момент предприятие превышает ее критическое значение.

Технология  операционного анализа, опираясь на классический анализ безубыточности, проводимый только для одного самого значительного фактора, – объема реализации, развивает этот подход и распространяет его на другие факторы: переменные затраты, постоянные затраты и цену.

Проведем  анализ безубыточности по каждому из анализируемых факторов. Для этого  определим точку безубыточности (ТБ) и запас финансовой прочности (ЗФП) для каждого элемента операционного рычага по следующим формулам:

• ТБ = Базовое  значение фактора * (1– ) – в случае с объемом реализации и ценой;                                                                                                                      

• ТБ = Базовое  значение фактора * (1+ ) – в случае с переменными и постоянными затратами;                                                                                            

•  ЗФПа =  Базовое значение фактора – ТБа;                                                               

• ЗФП% =  * 100%.

Таким образом, мы получим следующие значения вышеперечисленных  показателей по различным факторам:                                                                                  

• ТБ по объему реализации = 77 733 243 000 * (1– ) = 44 101 850 020,30 руб.- т.е. минимальный объем реализации, который может себе позволить предприятие, не получая при этом убытков, составляет в денежном выражении 44 101 850 020,30 руб.

• ТБ по цене = 2 067,37 * (1– ) = 1 490,17  руб. – это означает, что при прочих равных условиях в целях обеспечения безубыточности минимальная цена за 1 гл. продукции должна быть 1 490,17  руб.

• ТБ по переменным затратам = 27 570 859 000 * (1+ ) = 49 273 682 451 руб. – т.е. при прочих равных условиях в целях поддержания безубыточности предприятия суммарные переменные издержки не должны превышать 49 273 682 451 руб.

• ТБ по постоянным затратам = 28 459 560 549 * (1+ ) = 50 162 384 000 руб. – т.е. если при всех прочих условиях постоянные затраты превысят 50 162 384 000 руб., то предприятие станет убыточным.

Далее рассчитаем запас финансовой прочности по данным показателям в абсолютном и процентном выражении:

• ЗФПа по объему реализации = В – ТБ по объему реализации = 77 733 243 000 – 44 101 850 020,30 = 33 631 392 979,70 руб. 

ЗФП% по объему реализации = * 100% = * 100% = 43,27%;

• ЗФПа по цене = Р – ТБ по цене = 2 067,37 – 1 490,17 = 577,20  руб. 

ЗФП% по цене = * 100% = * 100% = 27,92 %;

• ЗФПа по переменным затратам = З пер. – ТБ по переменным затратам =

27 570 859 000 – 49 273 682 451 = – 21 702 823 451 руб. 

ЗФП% по переменным затратам = * 100% = * 100% = 78,72 %;

• ЗФПа по постоянным затратам = З пост. – ТБ по постоянным затратам =

28 459 560 549 –  50 162 384 000 = – 21 702 823 451 руб. 

ЗФП% по постоянным затратам = * 100% = * 100% = 76,26 %.

Полученные  в результате расчетов ТБ и ЗФП  значения оформим в табл. 2.8.

                                          

     Таблица 2.8.

Сводная оценка результатов анализа безубыточности предприятия

Факторы

СОР

Значение, руб.

Точка безубыточности, руб.

ЗФП, руб.

ЗФП, %

Объем реализации

2,31

77 733 243 000

44 101 850 020,3

33 631 392 979,7

43,27

Цена

3,58

2 067,37

1 490,17

577,20

27,92

Переменные затраты

1,27

27 570 859 000

49 273 682 451,0

-21 702 823 451,0

78,72

Постоянные затраты

1,31

28 459 560 549

50 162 384 000,0

-21 702 823 451,0

76,26


Таким образом, ОАО «Балтика» лишится прибыли от реализации при изменении одного из факторов в следующем размере:

• при уменьшении объема реализации на 43,27 %;

• при уменьшении цены на 27,92 %;

• при увеличении переменных затрат на 78,72 %

• при увеличении постоянных затрат и 76,26 %.

В целом  по второму разделу курсовой работы можно сделать вывод, что на операционную прибыль предприятия влияют множество  факторов, каждый из которых имеет  различную степень влияния. В  случае с ОАО «Балтика» наибольшее влияние на операционную прибыль  оказывает цена продукции (т.к. СОР  по цене = 3,58). Однако нужно учесть, что  это все условно, т.к. при увеличении цены может сократиться спрос  на продукцию предприятия, что в итоге негативно повлияет на операционную прибыль компании.

Следующий вывод заключается в том, что  операционный рычаг также является показателем производственного  риска организации, поэтому его  влияние на прибыль при определенных условиях рынка может оказаться  обратным по отношению к прибыли  – это необходимо учитывать финансовым менеджерам при принятии управленческих решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изучив  основы операционного анализа на предприятии, можно сделать следующие  основные выводы:

Информация  о затратах на предприятии является основой для принятия большого числа  управленческих решений, например, какую  продукцию производить, от выпуска  какой продукции отказаться, какую  установить цену и т.д.

В зависимости  от уровня деловой активности предприятия (или объема производства) затраты  делят на постоянные и переменные.

Существуют  четыре основных метода разделения затрат организации на постоянные и переменные: метод записей в бухгалтерской  отчетности, минимаксный метод, метод  наименьших квадратов и метод  корелляции. У каждого из этих методов есть как преимущества, так и недостатки, связанные со сложностью и их трудоемкостью расчетов или с их точностью.

Целью деятельности предприятия в современной рыночной экономике, помимо максимизации его рыночной стоимости, является получение прибыли, так как именно при этом условии фирма может стабильно существовать и обеспечивать себе основу для роста. Поэтому особенно важным аспектом данного вопроса является концепция безубыточности деятельности фирмы, как первого шага к получению бухгалтерской, а впоследствии и экономической прибыли.

В пункте 2.1. Главы 2 дана общая характеристика ОАО «ПК Балтика», согласно которой  компания является лидером на российском рынке пива с долей рынка, превышающей 39%.

Согласно  общей формуле, операционный рычаг (операционный риск) компании составляет 2,31: т.е. при увеличении объема реализации продукции на 1% операционная прибыль  предприятия увеличится на 2,31%, а  при его снижении – снизится на 2,31%.

Если  учесть и другие факторы, которые  влияют на операционную прибыль предприятия, то по итогам операционного анализа  наибольшее влияние на прибыль ОАО «Балтика» оказывает изменение цены, а наименьшее – изменение переменных затрат.

Наряду  с точкой безубыточности, существует также показатель запаса финансовой прочности на предприятии, который  показывает, на сколько предприятие может сократить объем продаж, прежде чем понесет убытки. Значение данного показателя в относительном выражении позволяет сравнивать различные компании по вероятности наступления убытков в случае возможного снижения объема продаж при несопоставимых значениях их точки безубыточности.

Запас финансовой прочности по объему реализации у  компании «Балтика» составляет 43,27 %. Это означает, что при сокращении объема продаж менее 43,27% предприятие  все будет оставаться прибыльным, в случае же снижения объема реализации более 43,27 %  компания потерпит убытки.

Цель  данной работы, которая заключалась  в изучении целесообразности проведения операционного анализа на предприятии, а также в исследовании приемов использования операционного анализа и проведении расчетов его основных показателей на примере компании «Балтика», достигнута.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

    1. Книги, учебники, монографии

 

    1. Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева; под ред. Б.А.Райзберга. Современный экономический словарь.
    2. Баканов М.И., Шеремет А, Д. Теория анализа хозяйственной деятельности. М.: Финансы и статистика, 2003.
    3. Грицай З. Д. Экономический анализ: учебное пособие. – Санкт-Петербург, 2010.
    4. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. − М.: Финансы и статистика, 2008. - с.980.
    5. Павлова Л.Н. Финансы предприятий. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2005.-639 с.
    6. Финансовый менеджмент: учебник / Г. Б. Поляк, И. А. Акодис, Л.Д. Андросова и др.; отв. ред. Г. Б. Поляк. – М.: Волтерс Клувер, 2009. – 608с.: ил., табл.
    7. Финансовый менеджмент: учебник / коллектив авторов; под. ред. проф. Е. И. Шохина. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2011. – 480 с.
    8. Шеремет А.Д. Финансы предприятий: менеджмент и анализ: Учеб. пособие / А.Д. Шеремет, А.Ф. Ионова. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 344 с.
    9. Экономическая теория/ Л. Г. Симкина. – СПб.: Питер, 2006. – 448 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
    10. Экономическая теория: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ под ред. И. П. Николаевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 527 с.

Информация о работе Сущность операционного анализа на предприятии и методы его проведения