Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 13:08, доклад
Часто из-за отсутствия такого управления происходит неконтролируемый рост дебиторской задолженности и снижением ликвидности.
До внедрения систем управления дебиторской задолженностью на предприятиях информацию о задолженности клиентов можно было получить только из первичных учетных документов (договора и счета), но на основании этих сведений нельзя определять объемы и периоды просрочки, что не позволяет контролировать добросовестность контрагентов.
Управление дебиторской задолженностью ОАО «Долгоруковский молзавод» на сегодня - одна из наиболее актуальных проблем многих российских предприятий.
Часто из-за отсутствия такого управления происходит неконтролируемый рост дебиторской задолженности и снижением ликвидности.
До внедрения систем управления дебиторской задолженностью на предприятиях информацию о задолженности клиентов можно было получить только из первичных учетных документов (договора и счета), но на основании этих сведений нельзя определять объемы и периоды просрочки, что не позволяет контролировать добросовестность контрагентов.
Отсутствие системы управления
дебиторской задолженности
В результате в январе — феврале, когда из-за фактора сезонности объем продаж снижался, уровень дебиторской задолженности превышал выручку компании.
Для управления дебиторской задолженностью предприятия бизнесу требуется информация о дебиторах и их платежах.
Как правило, такие сведения
можно получить путем простой
доработки системы
Однако, прежде чем приступить к доработке системы, следует определить принципы учета и контроля и управления дебиторской задолженности.
Проблемы управления дебиторской задолженностью в ОАО «Долгоруковский молзавод» следующие:
-отсутствие информации о сроках погашения дебиторами своих обязательств;
-не регламентирована
работа с просроченной
-отсутствуют данные о
росте затрат, связанных с увеличением
размера дебиторской
-все функции управления
дебиторской задолженностью
Построение системы учета и контроля дебиторской задолженности строится на получении следующей информации:
-данные о выставленных дебиторам счетах, которые не оплачены на настоящий момент;
-размер безнадежной и
сомнительной дебиторской
-кредитная история
-время просрочки платежа по каждому из счетов.
На наш взгляд эффективное управление дебиторской задолженностью в ОАО «Долгоруковский молзавод» должно достигаться за счет:
-установление четкого
контроля запасов и
-анализа финансового
состояния предприятия,
-выявление возможных
методов эффективного
-изучение опыта других
предприятий по управлению
-разработка и внедрение
методики проектирования
-определение положительного
эффекта от внедрения
Управление дебиторской задолженностью предприятия предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах между предприятием и контрагентом.
Ускорение этой оборачиваемости
является положительной тенденцией
экономической деятельности. Управление
дебиторской задолженностью в обязательном
порядке подразумевает
Для стабильного финансового состояния компании важно, чтобы дебиторская задолженность не превышала кредиторскую.
Управление дебиторской задолженностью заключается также в создании на предприятии резервов по сомнительным долгам и анализе фактических потерь, связанных с непогашением дебиторской задолженности.
Процесс управления дебиторской
задолженностью невозможен без кредитной
политики — свода правил, регламентирующих
предоставление коммерческого кредита
и порядок взыскания
Кредитная политика принимается на год, по истечении которого уточняются цели и задачи, принятые стандарты, подходы и условия.
Кредитная политика ОАО «Долгоруковский молзавод» должна, по нашему мнению пересматриваться раз в квартал. Приведем примерную структуру этого документа:
1.Цели кредитной политики.
2.Тип кредитной политики.
3.Стандарты оценки
4.Подразделения,
5.Действия персонала.
6.Форматы документов, используемых
в процессе управления
Целями кредитной политики должны быть повышение эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность, увеличение объема продаж (прибыли от продаж) и отдачи на вложенные средства.
Помимо формализации целей управления дебиторской задолженностью в кредитной политике следует определить задачи, решение которых позволит достичь целевых значений (например, выход на новые рынки сбыта, завоевание большей доли существующего рынка, формирование репутации, минимизация стоимости кредитных ресурсов). Каждая сформулированная задача должна иметь количественное измерение и сроки выполнения.
Принято выделять три типа кредитной политики:
-консервативная;
-умеренная;
-агрессивная.
Покупатели, как правило, имеют различные возможности по объемам закупок, своевременности оплаты и претендуют на различные условия предоставления отсрочки платежа.
Для того чтобы дифференцировать
условия коммерческого
Создание алгоритма дифференциации условий предоставления отсрочки платежа предполагает выполнение ряда шагов.
1. Отбор показателей, на
основании которых будет
2. Определение принципов
присвоения кредитных
3. Разработка кредитных
условий для каждого
- цены реализации;
- времени отсрочки платежа;
- максимального размера коммерческого кредита;
- системы скидок и штрафов.
В качестве двух наиболее важных
характеристик
Таблица 16 - Значения кредитных
рейтингов дебиторов ОАО «
Платежная дисциплина |
Объем поставок | ||
Просрочка оплаты, дн. |
Рейтинг |
Сумма реализации за год, руб. |
Рейтинг |
Больше 60 |
Е |
Больше 1 млн. |
Е |
Меньше 60 |
D |
Больше 7 млн. |
D |
Меньше 30 |
С |
Больше 10 млн. |
С |
Меньше 7 |
В |
Больше 50 млн. |
В |
0 |
А |
Больше 100 млн. |
А |
Сначала клиенты ранжируются
по платежной дисциплине. Получившие
рейтинг «D» или «E» к
- рейтинг «С»: работа с такой компанией только при условии наличия залога;
- рейтинг «B»: обязательное описание в договорах системы штрафов и пеней и их строгое исполнение;
- рейтинг «А»: предоставление
отсрочки платежа без
На основании рейтинга объема поставок определяется максимально допустимый объем товарного кредита и цены на реализуемую продукцию.
К примеру, для компании с рейтингом объема поставок «В» размер товарного кредита не должен превышать 50 млн. руб. в год, а цена реализации устанавливается на 5% ниже базовой, для рейтинга «А» кредитный лимит не больше 100 млн. руб. в год, а цена на 10% ниже базовой.
Подобное ранжирование удобно в повседневной деятельности для принятия оперативных решений.
При необходимости принятия стратегического решения, например при выборе из двух покупателей наиболее перспективного, следует учитывать более широкий набор факторов, чем объем закупок и платежная дисциплина.
Могут использоваться такие
показатели, как рентабельность продаж
и перспективный объем
Также немаловажно рассмотрение неколичественных характеристик: репутация клиента на рынке и существование гарантов (обеспечителей). Для проведения комплексной оценки стратегической привлекательности того или иного клиента могут использоваться балльные системы оценки перечисленных выше показателей.
Одним из вариантом может
стать методика определения
Кредитоспособность тесно связана с финансовой устойчивостью предприятия.
Она характеризуется тем,
насколько аккуратно
Если у предприятия
падает рентабельность, оно становится
менее кредитоспособным, изменение
финансового положения
Возникновение при этом кризиса наличности приводит к тому, что предприятие превращается в «технически неплатежеспособное», а это уже может рассматриваться как первая ступень на пути к банкротству и служить для кредиторов поводом для соответствующих правовых действий.
Процедуру определения кредитоспособности заемщика рассмотрим на примере потенциального дебитора ОАО «Елецмолоко».
Важнейшей информационной базой для анализа является бухгалтерский баланс.
При работе с активом баланса необходимо обратить на следующее: в случае оформления залога основных средств (здания, оборудование и др.), производственных запасов, готовой продукции, товаров, прочих запасов и затрат право собственности залогодателя на указанные ценности должно подтверждаться включением их стоимости в состав соответствующих балансовых статей.
Методика основывается на определении класса надежности потенциального дебитора.
Для определения класса необходимо рассмотреть 5 коэффициентов:
1. Коэффициент абсолютной ликвидности.
2. Промежуточный коэффициент покрытия.
3. Коэффициент текущей ликвидности.
4. Коэффициент обеспеченности собственной деятельности.
5. Рентабельность основной деятельности.
После того как вычисляются основные коэффициенты, необходимо разбить их на категории в зависимости от фактического значения и по следующей схеме рассчитать классность заемщика:
Категория коэффициента * вес показателя
На основе суммы балов
потенциальный дебитор
1 класс, если сумма находится в приделах от 1 до 1,05
2 класс – от 1,05 до 2,42
3 класс – больше 2,42.
Первоклассные потенциальные дебиторы кредитуются на льготных условиях, второклассные – на обычных. Выдача же товарных кредитов предприятиям 3 класса связанно с риском.
Предприятие ОАО «Елецмолоко» обратилось в ОАО «Долгоруковский молзавод» впервые.
Данная организация занимается реализацией молочной продукции в г. Елец.
Источниками формирования имущества предприятия, в том числе и финансовых результатов является:
-прибыль, полученная от реализации продукции, а также других видов деятельности;
-амортизационные отчисления;
-кредиты банков и других кредиторов;
-безвозмездные и благотворительные взносы, пожертвования юридических и физических лиц;