Управление дебиторской задолженностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 13:08, доклад

Краткое описание

Часто из-за отсутствия такого управления происходит неконтролируемый рост дебиторской задолженности и снижением ликвидности.
До внедрения систем управления дебиторской задолженностью на предприятиях информацию о задолженности клиентов можно было получить только из первичных учетных документов (договора и счета), но на основании этих сведений нельзя определять объемы и периоды просрочки, что не позволяет контролировать добросовестность контрагентов.

Вложенные файлы: 1 файл

Управление дебиторской задолженностью ОАО.docx

— 38.77 Кб (Скачать файл)

-иные  источники, допускаемые   законодательством  РФ.

При анализе воспользуемся  бухгалтерской отчетностью предприятия  за последние 2 года (приложения 8-11).

Рассмотрим  ниже  технико-экономические  показатели  работы  предприятия  за  2008-2009  гг.  и  приведем их сравнительный  анализ (табл. 17).

             Таблица 17 -  Технико-экономические   показатели  ОАО  «Елецмолоко» за  2008-2009 гг..

Показатели

2008 г.

2009 г.

Отклонение

Прирост, %

Абсолютное

%

А

1

2

3

4

5

1. Выручка  от  реализации  продукции  (работ, услуг), тыс.  руб.

55292

70715

+15423

127,89

+27,89

2. Прибыль  от  реализации  продукции (работ, услуг), тыс.  руб.

2902

3948

+1046

136,04

+36,04

3. Чистая прибыль  тыс.руб.

2062

2476

+414

120,08

+20,08

4. Себестоимость  продукции  (работ, услуг), тыс. руб.

41914

53007

+11093

126,47

+26,47

5. Среднегодовая  стоимость   основных  фондов, тыс. руб.

2989,5

3535

+545,5

118,25

+18,25

6. Фонд  заработной  платы,  тыс. руб.

5245,64

7336,13

+2090,49

139,85

+39,85

7. Среднесписочная  численность,  чел.

125

149

+24

119,20

+19,20

8. Производительность  труда  (стр.1/стр.7)

442,34

474,60

+32,26

107,29

+7,29

9. Фондоотдача  основных  средств (стр.1/стр.5)

18,495

20,004

 

108,16

+8,16


Показатели  рентабельности

11. Рентабельность  продаж (стр.2/стр.1)

5,25

5,58

 

106,29

 

12. Рентабельность  основной  деятельности(стр.2/стр.4)

6,92

7,45

 

107,66

 

13. Рентабельность  предприятия  (стр.2/стоим.ОС и оборотн. средств)

32,98

40,27

 

122,10

 

 

В  результате  сравнительного  анализа  по  технико-экономическим  показателям  видно, что  выручка  от  реализации  продукции  увеличилась  в  2009  г. по  сравнению  с  2008  г. на  15423  тыс. руб.  или  на  27,89 %.

Прибыль  ОАО  «Елецмолоко»  от  реализации  продукции составила  3948  тыс. руб., что  на  36,04 % больше  по  сравнению  с  2008 г. В то  же  время выросла и себестоимость продукции.

В  2009  г.  по  сравнению  с  2008 г.  она увеличилась на  11093  тыс. руб.  или на  26,47 %. Наблюдается увеличение  среднегодовой стоимости основных  фондов  на  545,5 тыс. руб., что на  18,25 %  больше  по  сравнению с 2008 г.

С  ростом  выручки  увеличилась  фондоотдача  основных  средств  на  8,16 %, которая  характеризует  эффективность  использования  основных  фондов, измеряемую  величиной  продаж, приходящихся  на  единицу  стоимости  средств.

Фонд  заработной  платы  в  2008  г.  составлял  5245,64  тыс. руб., а  в  2009  г. уже  7336,13  тыс. руб., что  на  2090,49  тыс. руб.  больше, а  в  процентном  соотношении  увеличение  составило  39,85 %.

Также  в  2009  г. увеличилась  среднесписочная  численность  на  24  человека  и  в  2009  г. составила  149  человек, превышение  составило  19,20%.

Увеличение  фонда  заработной  платы   и  численности  повлекло  за  собой  увеличение  средней  заработной  платы. 

В  2009  г. она  составила  4,10  тыс. руб. на  одного  работника, что  на  0,60  тыс. руб.  больше  по  сравнению  с  2008 г. Прирост составил  17,14 %. Таким образом, у предприятия наблюдается повышение почти всех  параметров  по  сравнению с 2008  г., что привело к увеличению рентабельности на предприятии.

Рентабельность   продаж, которая  показывает,  сколько  прибыли  приходится  на  единицу  реализованной  продукции, увеличилась  на  0,33 %  по  сравнению  с  2008 г.

Это  связано  в  основном  с  увеличением  прибыли  предприятия  и  ее  рост  больше, чем  рост  себестоимости.

Рентабельность  основной  деятельности,  которая  показывает, сколько  прибыли  от  реализации  приходится  на  1  руб.  затрат, увеличилась  на  0,53 %  по сравнению  с 2008 г.

Для  того чтобы  определить  кредитоспособность  ОАО  «Елецмолоко», рассчитаем  коэффициенты действующей методики  на  основе  данных его бухгалтерской отчетности.

Составим итоговую матрицу  оценки надежности потенциального дебитора - ОАО «Елецмолоко» и примем решение о возможности предоставления исследуемому предприятию товарного кредита (табл. 18).

 

            Таблица 18 - Оценка кредитоспособности  ОАО «Елецмолоко» по состоянию на 31.12.2009 г.

№ п/п

Наименование показателя

Значение показателя на 31.12.2009 г.

Рейтинг важности по методике

Категория коэффици-ента

Значение показателя с  учетом рейтинга важности

1

Коэффициент текущей  ликвидности

1,44

0,5

2

1

2

Коэффициент быстрой ликвидности

0,43

0,15

0,3

0,045

3

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,20

0,1

0,15

0,015

4

Коэффициент обеспеченности текущей деятельности собственными средствами

0,31

0,15

0,05

0,0075

5

Рентабельность основной деятельности

7,45

0,1

0,1

0,01

 

ИТОГО

 

1,0775


 

 

На основе суммы балов  заемщик относится к первому  классу, т.к. сумма его баллов (1,0775) находится в пределах от 1 до 1,05.

Первоклассные заемщики, к  которым относится анализируемое  предприятие, кредитуются на льготных условиях, второклассные – на обычных. Выдача же товарных кредитов предприятиям 3 класса связанно с риском.

Таким образом, на данном примере  мы показали, что работники финансовой службы перед заключением договоров  с дебиторами в рамках построения эффективной системы работы с  дебиторской задолженностью могут  анализировать финансовое положение  потенциального дебитора, с тем, чтобы  определиться насколько он стабилен и надежен.

Ответственность сотрудников  ОАО «Долгоруковский молзавод» должна быть закреплена в разработанном нами регламенте управления дебиторской задолженностью (табл. 19).

 

            Таблица 19  -  Предложения   по   разработке   регламента   управления 

   дебиторской задолженностью  ОАО «Долгоруковский молзавод»

Этап управления

Процедура

Ответственный

Критический срок оплаты не наступил

Заключение договора

Менеджер по продажам

Контроль отгрузки

Коммерческий директор

Выставление счета 

 

 

 

 

 

Финансовая служба

Уведомления об отгрузке (номера вагонов, машин, даты, вес)

Уведомление о сумме и  расчетных сроках погашения дебиторской  задолженности 

За 2-3 дня до наступления  критического срока оплаты - звонок с напоминанием об окончании периода  отсрочки, а при необходимости - сверка сумм

Просрочка до 7 дней

При неоплате в срок - звонок с выяснением причин, формирование графика платежей

Менеджер по продажам

Прекращение поставок (до оплаты)

Коммерческий директор

Направление предупредительного письма о начислении штрафа

Финансовая служба


 

окончание таблицы 19

 

Просрочка от 7 до 30 дней

Начисление штрафа

Финансовая служба

Предарбитражное предупреждение

Юридический отдел

Ежедневные звонки с напоминанием

Менеджер по продажам

Переговоры с ответственными лицами

Просрочка от 30 до 60 дней

Командировка ответственного менеджера, принятие всех возможных  мер по досудебному урегулированию

Менеджер по продажам

Официальная претензия (заказным письмом)

Юридический отдел

Просрочка более 60 дней

Подача иска в арбитражный  суд

Юридический отдел


 

 

На основании отчетов  по критическому сроку погашения  дебиторской задолженности торговые менеджеры ежедневно контролируют ситуацию по расчетам. Часть их заработной платы зависит от своевременного погашения дебиторской задолженности.

Финансовая служба формирует  основные принципы управления дебиторской  задолженностью - лимиты, сроки, условия  предоставления кредита, контроль погашения.

Если просрочка составляет больше 30 дней, то информация об этом передается руководителю службы продаж для контроля.

На определенном этапе  выставляется претензия, подключаются служба безопасности и юридический  отдел.

Исходя из того, что создаваемая  система управления дебиторской  задолженностью и работы с долгами  должна урегулировать все процессы, связанные с образованием, документальным оформлением, анализом дебиторской  задолженности и взысканием долгов, перечисленные выше типичные проблемы необходимо переформулировать в  задачи, получив тем следующий  набор стандартных задач:

-провести анализ дебиторской  задолженности организации в  предшествующем периоде; 

-создать четкие и понятные для сотрудников компании и контрагентов правила работы с дебиторской задолженностью;

-определить возможную  сумму оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) кредиту;

-сформировать систему  кредитных условий для клиентов, в том числе систему скидок  и штрафов;

-сформировать стандарты  оценки покупателей и дифференциации  условий предоставления кредита; 

-разработать схемы мотивации  персонала, занятого возвращением  дебиторской задолженности; 

-сформировать процедуры  инкассации дебиторской задолженности,  в том числе связанные с  взысканием просроченной задолженности  самостоятельно, а также в судебном  порядке; 

-построить эффективную  систему контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности.

Помимо указанных основных мер также можно использовать ряд дополнительных мер, стимулирующих  должника погасить долг. В числе  указанных мер можно назвать:

1.Подачу заявления в  территориальное подразделение  Службы судебных приставов о  привлечении руководителя организации-должника  к уголовной ответственности  за злостное уклонение от погашения  кредиторской задолженности по  статье 177 Уголовного кодекса РФ  и/или за неисполнение решения  суда по статье 315 Уголовного кодекса  РФ.

2.Подача заявления в  подразделение ОБЭП о привлечении руководителя организации-должника к уголовной ответственности за мошенничество по статье 159 Уголовного кодекса РФ (если имеются данные, что должник изначально не собирался расплачиваться с кредитором).

Информация о работе Управление дебиторской задолженностью