Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 13:08, доклад
Часто из-за отсутствия такого управления происходит неконтролируемый рост дебиторской задолженности и снижением ликвидности.
До внедрения систем управления дебиторской задолженностью на предприятиях информацию о задолженности клиентов можно было получить только из первичных учетных документов (договора и счета), но на основании этих сведений нельзя определять объемы и периоды просрочки, что не позволяет контролировать добросовестность контрагентов.
-иные источники, допускаемые законодательством РФ.
При анализе воспользуемся
бухгалтерской отчетностью
Рассмотрим ниже технико-экономические показатели работы предприятия за 2008-2009 гг. и приведем их сравнительный анализ (табл. 17).
Таблица 17 - Технико-экономические показатели ОАО «Елецмолоко» за 2008-2009 гг..
Показатели |
2008 г. |
2009 г. |
Отклонение |
Прирост, % | |
Абсолютное |
% | ||||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Выручка от реализации продукции (работ, услуг), тыс. руб. |
55292 |
70715 |
+15423 |
127,89 |
+27,89 |
2. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг), тыс. руб. |
2902 |
3948 |
+1046 |
136,04 |
+36,04 |
3. Чистая прибыль тыс.руб. |
2062 |
2476 |
+414 |
120,08 |
+20,08 |
4. Себестоимость продукции (работ, услуг), тыс. руб. |
41914 |
53007 |
+11093 |
126,47 |
+26,47 |
5. Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб. |
2989,5 |
3535 |
+545,5 |
118,25 |
+18,25 |
6. Фонд заработной платы, тыс. руб. |
5245,64 |
7336,13 |
+2090,49 |
139,85 |
+39,85 |
7. Среднесписочная численность, чел. |
125 |
149 |
+24 |
119,20 |
+19,20 |
8. Производительность труда (стр.1/стр.7) |
442,34 |
474,60 |
+32,26 |
107,29 |
+7,29 |
9. Фондоотдача основных средств (стр.1/стр.5) |
18,495 |
20,004 |
108,16 |
+8,16 |
Показатели рентабельности
11. Рентабельность продаж (стр.2/стр.1) |
5,25 |
5,58 |
106,29 |
||
12. Рентабельность основной деятельности(стр.2/стр.4) |
6,92 |
7,45 |
107,66 |
||
13. Рентабельность предприятия (стр.2/стоим.ОС и оборотн. средств) |
32,98 |
40,27 |
122,10 |
В результате сравнительного анализа по технико-экономическим показателям видно, что выручка от реализации продукции увеличилась в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 15423 тыс. руб. или на 27,89 %.
Прибыль ОАО «Елецмолоко» от реализации продукции составила 3948 тыс. руб., что на 36,04 % больше по сравнению с 2008 г. В то же время выросла и себестоимость продукции.
В 2009 г. по сравнению с 2008 г. она увеличилась на 11093 тыс. руб. или на 26,47 %. Наблюдается увеличение среднегодовой стоимости основных фондов на 545,5 тыс. руб., что на 18,25 % больше по сравнению с 2008 г.
С ростом выручки увеличилась фондоотдача основных средств на 8,16 %, которая характеризует эффективность использования основных фондов, измеряемую величиной продаж, приходящихся на единицу стоимости средств.
Фонд заработной платы в 2008 г. составлял 5245,64 тыс. руб., а в 2009 г. уже 7336,13 тыс. руб., что на 2090,49 тыс. руб. больше, а в процентном соотношении увеличение составило 39,85 %.
Также в 2009 г. увеличилась среднесписочная численность на 24 человека и в 2009 г. составила 149 человек, превышение составило 19,20%.
Увеличение фонда заработной платы и численности повлекло за собой увеличение средней заработной платы.
В 2009 г. она составила 4,10 тыс. руб. на одного работника, что на 0,60 тыс. руб. больше по сравнению с 2008 г. Прирост составил 17,14 %. Таким образом, у предприятия наблюдается повышение почти всех параметров по сравнению с 2008 г., что привело к увеличению рентабельности на предприятии.
Рентабельность продаж, которая показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции, увеличилась на 0,33 % по сравнению с 2008 г.
Это связано в основном с увеличением прибыли предприятия и ее рост больше, чем рост себестоимости.
Рентабельность основной деятельности, которая показывает, сколько прибыли от реализации приходится на 1 руб. затрат, увеличилась на 0,53 % по сравнению с 2008 г.
Для того чтобы определить кредитоспособность ОАО «Елецмолоко», рассчитаем коэффициенты действующей методики на основе данных его бухгалтерской отчетности.
Составим итоговую матрицу оценки надежности потенциального дебитора - ОАО «Елецмолоко» и примем решение о возможности предоставления исследуемому предприятию товарного кредита (табл. 18).
Таблица 18 - Оценка кредитоспособности ОАО «Елецмолоко» по состоянию на 31.12.2009 г.
№ п/п |
Наименование показателя |
Значение показателя на 31.12.2009 г. |
Рейтинг важности по методике |
Категория коэффици-ента |
Значение показателя с учетом рейтинга важности |
1 |
Коэффициент текущей ликвидности |
1,44 |
0,5 |
2 |
1 |
2 |
Коэффициент быстрой ликвидности |
0,43 |
0,15 |
0,3 |
0,045 |
3 |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,20 |
0,1 |
0,15 |
0,015 |
4 |
Коэффициент обеспеченности текущей деятельности собственными средствами |
0,31 |
0,15 |
0,05 |
0,0075 |
5 |
Рентабельность основной деятельности |
7,45 |
0,1 |
0,1 |
0,01 |
ИТОГО |
1,0775 |
На основе суммы балов заемщик относится к первому классу, т.к. сумма его баллов (1,0775) находится в пределах от 1 до 1,05.
Первоклассные заемщики, к
которым относится
Таким образом, на данном примере мы показали, что работники финансовой службы перед заключением договоров с дебиторами в рамках построения эффективной системы работы с дебиторской задолженностью могут анализировать финансовое положение потенциального дебитора, с тем, чтобы определиться насколько он стабилен и надежен.
Ответственность сотрудников ОАО «Долгоруковский молзавод» должна быть закреплена в разработанном нами регламенте управления дебиторской задолженностью (табл. 19).
Таблица 19 - Предложения по разработке регламента управления
дебиторской задолженностью ОАО «Долгоруковский молзавод»
Этап управления |
Процедура |
Ответственный |
Критический срок оплаты не наступил |
Заключение договора |
Менеджер по продажам |
Контроль отгрузки |
Коммерческий директор | |
Выставление счета |
Финансовая служба | |
Уведомления об отгрузке (номера вагонов, машин, даты, вес) | ||
Уведомление о сумме и расчетных сроках погашения дебиторской задолженности | ||
За 2-3 дня до наступления критического срока оплаты - звонок с напоминанием об окончании периода отсрочки, а при необходимости - сверка сумм | ||
Просрочка до 7 дней |
При неоплате в срок - звонок с выяснением причин, формирование графика платежей |
Менеджер по продажам |
Прекращение поставок (до оплаты) |
Коммерческий директор | |
Направление предупредительного письма о начислении штрафа |
Финансовая служба |
окончание таблицы 19
Просрочка от 7 до 30 дней |
Начисление штрафа |
Финансовая служба |
Предарбитражное предупреждение |
Юридический отдел | |
Ежедневные звонки с напоминанием |
Менеджер по продажам | |
Переговоры с ответственными лицами | ||
Просрочка от 30 до 60 дней |
Командировка ответственного менеджера, принятие всех возможных мер по досудебному урегулированию |
Менеджер по продажам |
Официальная претензия (заказным письмом) |
Юридический отдел | |
Просрочка более 60 дней |
Подача иска в арбитражный суд |
Юридический отдел |
На основании отчетов
по критическому сроку погашения
дебиторской задолженности
Финансовая служба формирует основные принципы управления дебиторской задолженностью - лимиты, сроки, условия предоставления кредита, контроль погашения.
Если просрочка составляет больше 30 дней, то информация об этом передается руководителю службы продаж для контроля.
На определенном этапе выставляется претензия, подключаются служба безопасности и юридический отдел.
Исходя из того, что создаваемая система управления дебиторской задолженностью и работы с долгами должна урегулировать все процессы, связанные с образованием, документальным оформлением, анализом дебиторской задолженности и взысканием долгов, перечисленные выше типичные проблемы необходимо переформулировать в задачи, получив тем следующий набор стандартных задач:
-провести анализ дебиторской задолженности организации в предшествующем периоде;
-создать четкие и понятные для сотрудников компании и контрагентов правила работы с дебиторской задолженностью;
-определить возможную сумму оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) кредиту;
-сформировать систему
кредитных условий для
-сформировать стандарты
оценки покупателей и
-разработать схемы мотивации
персонала, занятого
-сформировать процедуры
инкассации дебиторской
-построить эффективную систему контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности.
Помимо указанных основных мер также можно использовать ряд дополнительных мер, стимулирующих должника погасить долг. В числе указанных мер можно назвать:
1.Подачу заявления в
территориальное подразделение
Службы судебных приставов о
привлечении руководителя
2.Подача заявления в подразделение ОБЭП о привлечении руководителя организации-должника к уголовной ответственности за мошенничество по статье 159 Уголовного кодекса РФ (если имеются данные, что должник изначально не собирался расплачиваться с кредитором).