Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 12:16, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка мероприятий по совершенствованию управления дебиторской задолженностью на предприятии.
Для достижения цели данной работы необходимо решить ряд задач:
- раскрыть теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью;
- провести анализ дебиторской задолженности и рассмотреть причины ее возникновения;
- выявить проблемы управления дебиторской задолженностью на предприятии;
- разработать предложения по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью на предприятии.
Введение…………………………………………………………….……………3
1. Теоретические аспекты управления дебиторской задолженность….6
1.1 Экономическая сущность дебиторской задолженности ………………..6
1.2 Методы и способы управления дебиторской задолженностью …..….10
2. Анализ дебиторской задолженности ОАО "ЛЧПФ" ..…………….…16
2.1 Общая характеристика ОАО "ЛЧПФ" …………………………….…….16
2.2 Анализ состояния и движения дебиторской задолженности в ОАО "ЛЧПФ" ……………………………………………………………………..……..18
3. Пути улучшения управления дебиторской задолженностью……….24
Выводы и предложения ……………………...……………………………..25
Список использованной литературы …………………………………….29
1.2 Методы и
способы управления
Управление дебиторской задолженностью – один из важнейших элементов управленческой деятельности. Связано это, прежде всего, с тем, что столь жизненно важный этап финансово-хозяйственной деятельности организации, как оборот средств, не должен зависеть от действий контрагента.
Основные задачи, которые решаются при помощи коммерческой политики – это создание оптимальных условий работы с клиентами и захват большей доли рынка.
Поступление денежных средств от продаж определяет возможности предприятия по погашению долгов кредиторам. Большая часть дебиторской задолженности формируется как долги покупателей.
Главная задача управления
дебиторской задолженностью – установление
с покупателями таких договорных
отношений, которые обеспечивают полное
и своевременное поступление
средств для осуществления
Предпосылки для возникновения просроченной и безнадежной дебиторской задолженности могут появляться на разных этапах – при проведении преддоговорных процедур, заключении договора, исполнении договорных обязательств. Поэтому процесс возникновения и погашения дебиторской задолженности всегда должен находиться под контролем.
В конечном счете, условия
договора и расчеты с покупателями
служат цели получения прибыли. А
наращивание суммы просроченной
дебиторской задолженности
Давно уже существуют отработанные процедуры работы с дебиторской задолженностью, а также технологии, позволяющие избежать ее возникновения.
Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия. Задачами управления дебиторской задолженностью являются:
• ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;
• выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;
• определение скидок или надбавок для различных групп покупателей с точки зрения соблюдения ими платежной дисциплины;
• ускорение востребования долга;
• уменьшение бюджетных долгов;
• оценка возможных издержек, связанных с дебиторской задолженностью, то есть упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности.
Начинать беспокоиться о возврате денег надо с того момента, когда клиент оформил заявку.
Ведущие специалисты в области управления финансами предлагают следующие мероприятия по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью:
• исключение из числа партнеров предприятий с высокой степенью риска;
• периодический пересмотр предельной суммы кредита;
• использование возможности оплаты дебиторской задолженности векселями, ценными бумагами;
• формирование принципов расчетов предприятия с контрагентами на предстоящий период;
• выявление финансовых возможностей предоставления предприятием товарного (коммерческого кредита);
• определение возможной суммы оборотных активов, отвлекаемых в дебиторскую задолженность по товарному кредиту, а также по выданным авансам;
• формирование условий обеспечения взыскания задолженности;
• формирование системы штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств контрагентами (предусматривать такие условия договора, чтобы они побуждали контрагентов избегать нарушения сроков оплаты);
• использование современных форм рефинансирования задолженности;
• диверсификация клиентов с целью уменьшения риска неуплаты монопольным заказчиком;
• оценивать финансовое состояние контрагентов, которым предоставляется отсрочка платежа;
• планировать объем дебиторской задолженности и мотивировать на его достижение сотрудников предприятия, вовлеченных в процесс управления дебиторской задолженностью.
Для реализации перечисленных правил на практике необходимо создание регламента, досконально описывающего весь процесс управления и содержащего информацию о правах и обязанностях сотрудников, вовлеченных в процесс управления.
Для сведения к минимуму возможных потерь и увеличения доходности дебиторской задолженности имеется много способов, среди которых есть ряд классических, которые можно взять за основу:
1. При циклическом составлении счетов они выставляются покупателям в различные периоды времени. При такой системе покупатели с фамилиями, начинающимися на «А», могут быть первыми, кому выставляются счета в первый день месяца, тем, чьи фамилии начинаются на «Б», счета будут выставлены во второй день и так далее. Счета покупателям должны быть отправлены в течение двадцати четырех часов с момента их составления.
2. Для ускорения взимания платежей можно направлять счета-фактуры покупателям, когда их заказ еще обрабатывается на складе. Можно также выставлять счет за услуги с интервалами, если работа выполняется в течение определенного периода, или начислять гонорар авансом, что предпочтительнее осуществления платежей по окончании работы.
3. Когда бизнес развивается пассивно, могут применяться сезонные датирования выставления счетов.
4. Можно прибегнуть к страхованию кредитов, – эта мера против непредвиденных потерь безнадежного долга. При решении, приобретать ли такую защиту, необходимо оценить ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способность компании противостоять этим потерям и стоимость страхования.
5. Факторинг. Можно перепродать права на взыскание дебиторской задолженности, если это приведет к чистой экономии. Однако при сделке факторинга может быть раскрыта конфиденциальная информация.[22]
Факторинг - комплекс финансовых услуг, оказываемых клиенту в обмен на уступку дебиторской задолженности. Комплекс финансовых услуг включает в себя финансирование поставок товаров, страхование кредитных рисков, учет состояния дебиторской задолженности и работу с дебиторами по своевременной оплате. Факторинг дает возможность покупателю отсрочить платежи, а поставщику получить основную часть оплаты за товар сразу после его поставки.
Гражданский кодекс Российской Федерации (Глава 43, ст. 824) определяет факторинговые операции следующим образом: "По договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование".
В конвенции UNIDROIT "О международном факторинге" (Convention on International Factoring) "под факторинговым контрактом понимается контракт, заключенный между одной стороной (поставщиком) и другой стороной (финансовым агентом), в соответствии с которым:
1. Поставщик должен или может уступать финансовому агенту денежные требования, вытекающие из контрактов купли-продажи товаров, заключаемых между поставщиком и его покупателями (должниками), за исключением контрактов, которые относятся к товарам, приобретаемым преимущественно для личного, семейного и домашнего использования.
2. Финансовый агент выполняет, по меньшей мере, две из следующих функций:
3. Должники должны
быть уведомлены о
Конвенция о международном факторинге подписана 14 государствами, ратифицирована Италией, Нигерией и Францией и вступила в силу в 1995 году. Положения, закрепленные в ней, используются законодателями многих стран в качестве основы при разработке специального правового регулирования этого вида договоров. Материалы конвенции использовались и российскими законодателями при принятии соответствующих норм Гражданского кодекса.
Схема факторинга (рис. 1) выглядит достаточно просто. Поставщик отгружает продукцию покупателю на условиях отсрочки платежа. Накладные передаются в факторинговую компанию. Она в свою очередь платит компании по накладным за отгруженный товар от 50% до 90% долга покупателя (размер этой суммы зависит от величины сделки, продолжительности отсрочки оплаты, рисков, связанных с работой клиента, и количества отгружаемого товара). Позже покупатель переводит на счет факторинговой компании деньги в размере стоимости товаров, поставленных компанией на условиях отсрочки платежа. После этого факторинговая компания переводит остаток суммы поставщику.
Рисунок 1 - Схема факторинга*
Указанные способы оценки и методы управления задолженностью должны способствовать снижению степени риска неполучения денег от должников.
2. Анализ дебиторской задолженности ОАО «ЛЧПФ»
2.1 Общая характеристика ОАО "ЛЧПФ"
Объектом исследования является открытое акционерное общество «Лысьвенская чулочно-перчаточная фабрика» (ОАО « ЛЧПФ»).
Год основания фабрики – 1942. Основным видом деятельности предприятия является производство и реализация товаров народного потребления – чулочно-носочных и перчаточных изделий.
Открытое акционерное общество «Лысьвенская чулочно-перчаточная фабрика», сокращенное название ОАО «ЛЧПФ», является предприятием с начальным уставным фондом 157 тыс. рублей. Юридический адрес предприятия: г. Лысьва, ул. Кутузова, 26.
В 1992 году в результате
ОАО «ЛЧПФ учитывая спрос потребительского рынка, выпускает более 60 наименований чулочно-носочных изделий и около 20 наименований трикотажной продукции. Такое разнообразие ассортимента позволяет учитывать запросы широких слоев населения.
На ОАО «ЛЧПФ» по данным статистической отчетности за 2009 и 2010 год наибольший удельный вес в составе основных фондов общества в 2008 году 74,8% имеет технологическое оборудование, состоящее из вязального оборудования, швейного оборудования, красильно-формировочного.
Средний возраст оборудования составляет 15-20 лет, есть и такие, которые эксплуатируются уже более 20 лет при нормативном сроке службы 10-12,5 лет.
По объемам производства 2008 года ОАО «ЛЧПФ» является крупнейшим производителем чулочно – носочных изделий и входит в четверку наиболее успешных родственных предприятий, входящих в ОАО «Концерн «Ростекстиль»». В производственном процессе Общество оснащено чулочными и перчаточными автоматами от низких до высоких классов, которые позволяют выпускать практически все группы чулочно-носочных и перчаточных изделий. В 2010 году на предприятии было закуплено носочные вязальные машины SS-640U в количестве 12 шт. Широкие возможности машин наряду с использованием новых видов сырья, как отечественного так и импортного производства, позволяют производить ассортимент, ранее не выпускающийся на фабрике.
Основными цехами фабрики
Для урегулирования трудовых, социально-экономических
и профессиональных отношений
на ОАО «ЛЧПФ» ежегодно
ОАО «ЛЧПФ», является самостоятельным хозяйствующим субъектом на рынке, имеющим право вести свою коммерческую деятельность от собственного лица.
Основные сегменты
Принципиального отличая в