Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 12:16, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка мероприятий по совершенствованию управления дебиторской задолженностью на предприятии.
Для достижения цели данной работы необходимо решить ряд задач:
- раскрыть теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью;
- провести анализ дебиторской задолженности и рассмотреть причины ее возникновения;
- выявить проблемы управления дебиторской задолженностью на предприятии;
- разработать предложения по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью на предприятии.
Введение…………………………………………………………….……………3
1. Теоретические аспекты управления дебиторской задолженность….6
1.1 Экономическая сущность дебиторской задолженности ………………..6
1.2 Методы и способы управления дебиторской задолженностью …..….10
2. Анализ дебиторской задолженности ОАО "ЛЧПФ" ..…………….…16
2.1 Общая характеристика ОАО "ЛЧПФ" …………………………….…….16
2.2 Анализ состояния и движения дебиторской задолженности в ОАО "ЛЧПФ" ……………………………………………………………………..……..18
3. Пути улучшения управления дебиторской задолженностью……….24
Выводы и предложения ……………………...……………………………..25
Список использованной литературы …………………………………….29
ОАО «ЛЧПФ» имеет свой штамп, фирменный знак и печать с изображением своего наименования.
2.2 Анализ состояния и движения дебиторской задолженности в ОАО «ЛЧПФ»
Изучение дебиторской
задолженности и анализ дебиторской
задолженности необходим
На величину дебиторской
задолженности предприятия
- общий объем продаж и доля в нем реализации на условиях последующей оплаты (с ростом объема продаж растут и остатки дебиторской задолженности);
- условия расчетов с покупателями и заказчиками (увеличение сроков, снижение требований по оценке надежности дебиторов ведут к росту дебиторской задолженности);
- политика взыскания дебиторской задолженности (чем активнее предприятие во взыскании дебиторской задолженности, тем меньше ее остатки и тем выше "качество" дебиторской задолженности);
- платежная дисциплина покупателей и общее экономическое состояние отраслей, к которым они относятся;
- качество анализа дебиторской задолженности и последовательность в использовании его результатов.
Основной целью анализа
дебиторской задолженности
В общем виде изменения объема дебиторской задолженности за период могут быть охарактеризованы данными баланса.
В ОАО «ЛЧПФ» согласно данных отчетности в течение двух лет отчетного периода имеется только краткосрочная задолженность.
При анализе дебиторской задолженности, прежде всего, необходимо определить долю дебиторской задолженности в общей структуре оборотных средств предприятия.
Произведем анализ структуры, динамики и состава оборотных средств ОАО «ЛЧПФ», анализ представим в таблице 1.
Таблица 1 – Анализ структуры, состава и динамики оборотных средств ОАО «ЛЧПФ» (тыс. руб.)
Показатели |
2009г |
2010г. |
В % к оборотным активам |
Изменение | ||
2010г. к 2009г. | ||||||
абсолютное |
в % | |||||
2009г. |
2010г. | |||||
Запасы |
68407 |
82119 |
65,93 |
67,46 |
13712,00 |
120,04 |
В т.ч. сырье, материалы и другие аналогичные ценности |
25816 |
26595 |
24,88 |
21,85 |
779 |
- 3,03 |
готовая продукция и товары готовые для перепродажи |
37942 |
50813 |
36,57 |
41,75 |
12871,00 |
133,92 |
затраты в незавершенном производстве |
4434 |
4507 |
4,27 |
3,70 |
73 |
- 0,57 |
расходы будущих периодов |
215 |
204 |
0,21 |
0,16 |
- 11 |
- 0,05 |
НДС |
496 |
58 |
0,48 |
0,05 |
-438 |
11,69 |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течении 12 мес.после отчетной даты) |
32670 |
39438 |
31,73 |
32,40 |
6768,00 |
120,71 |
В т.ч. покупатели и заказчики |
30923 |
37429 |
21,81 |
30,75 |
6506,00 |
121,04 |
Денежные средства |
2175 |
106 |
2,09 |
0,09 |
-2069,00 |
4,88 |
Всего оборотных активов |
103748 |
121721 |
100 |
100 |
17973 |
117,32 |
Исходя из данных таблицы 1, видим, что в состав оборотных средств ОАО «ЛЧПФ» входят запасы, дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев, денежные средства и прочие оборотные активы. В структуре оборотных средств предприятия отсутствует дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются позднее 12 месяцев после отчетной даты. Наибольшую долю в структуре оборотных средств предприятия на 2010г. занимают запасы, в т.ч. готовая продукция и товары готовые для перепродажи, которые в 2010г. составили 67,46 % от оборотных средств. Второе место занимает дебиторская задолженность, в том числе дебиторская задолженность покупателей и заказчиков. В структуре оборотных активов в 2010г. на нее приходится 32,40 %. Третье место в структуре оборотных средств предприятия принадлежит денежным средствам, которые занимают менее 1%. Как отрицательную тенденцию можно отметить то, что доля дебиторской задолженности за исследуемый период увеличилась.
Произведем анализ состава, структуры и динамики дебиторской задолженности, данные которого представим в таблице 2.
Таблица 2 - Анализ состава, структуры и динамики дебиторской задолженности ОАО "ЛЧПФ" (тыс. руб.)
Показатели |
2009г. |
2010г. |
Изменение абсолютное | ||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
2010г. к 2009г. | |
Краткосрочная дебиторская задолженность |
32670 |
100 |
39438 |
100 |
6768 |
в т.ч. расчеты с покупателями и заказчиками |
30923 |
94,66 |
37429 |
94,91 |
6506 |
авансы выданные |
874 |
2,67 |
1778 |
4,51 |
904 |
прочая |
873 |
2,67 |
231 |
0,58 |
-642 |
Долгосрочная дебиторская задолженность |
- |
- |
- |
- |
- |
в т.ч. расчеты с покупателями и заказчиками |
- |
- |
- |
- |
- |
Всего |
32670 |
39438 |
6768 |
Из таблицы 2 видно, что в начале исследуемого периода краткосрочная дебиторская задолженность на предприятии ОАО "ЛЧПФ" составляла 32670 тыс. руб. В 2010г. произошло ее увеличение до 39438 тыс. руб. На протяжении 2009-2010гг. на предприятии постоянно присутствуют три вида дебиторской задолженности: задолженность покупателей и заказчиков, авансы выданные и задолженность прочих дебиторов. Наибольший удельный вес приходится на задолженность покупателей и заказчиков, что является закономерным. Но к концу 2010г. доля прочих дебиторов в общей структуре задолженности уменьшилась. Данная тенденция является положительной, поскольку, по большей части это необоснованная задолженность, возникшая в результате несоблюдения платежной дисциплины по операциям, не связанным с движением продукции.
Объем выручки, также зависящий от своевременности и полноты расчетов с дебиторами, полученный в каждом отчетном периоде, значительно варьирует, что может означать, что значительно изменяется оборачиваемость дебиторской задолженности, являющейся важнейшей характеристикой деловой активности предприятия и косвенно характеризующей эффективность расчетных взаимоотношений ОАО "ЛЧПФ" со своими покупателями.
К показателям, применяемым для расчета и оценки оборачиваемости дебиторской задолженности, относятся коэффициент оборачиваемости и длительность одного оборота в днях. Указанная пара показателей рассчитывается отдельно для каждой категории дебиторской задолженности (краткосрочной, долгосрочной и общей).
Дебиторская задолженность отвлекает денежные средства из хозяйственного оборота, из-за чего организации зачастую бывают вынуждены привлекать краткосрочные кредиты, поэтому увеличение коэффициентов оборачиваемости и сокращение периода оборота по каждой категории дебиторской задолженности – положительная тенденция. Сокращение длительности оборота дебиторской задолженности позволяет уменьшить длительность оборота денежных средств, а это означает, что для данного уровня хозяйственной деятельности организации понадобится меньшее количество денежных средств.
Приведем необходимые для анализа данные в таблице 3.
Таблица 3 - Показатели оборачиваемости дебиторской задолженности на ОАО "ЛЧПФ" (тыс. руб.)
Показатели |
На конец 2009г. |
На конец 2010г. |
Изменение 20010г. к 2009г. |
Темп роста, % |
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг |
441315 |
423108 |
-18207 |
95,87 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
423956 |
387283 |
-36673 |
91,34 |
Дебиторская задолженность |
||||
краткосрочная |
32670 |
39438 |
6768 |
120,71 |
в т.ч. расчеты с покупателями и заказчиками |
30923 |
37429 |
6506 |
121,04 |
авансы выданные |
874 |
1778 |
904 |
203,43 |
прочая |
873 |
231 |
-642 |
26,46 |
долгосрочная |
- |
- |
- |
- |
Всего дебиторской задолженности |
32670 |
39438 |
6768 |
120,71 |
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности |
12,20 |
11,73 |
-0,47 |
96,14 |
Длительность одного оборота (в днях) |
29,50 |
30,69 |
1,2 |
104,03 |
Из таблицы видно, что за исследуемый период 2009-2010гг. на предприятии ОАО "ЛЧПФ" произошло незначительное уменьшение коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности на 0,47 пунктов, а средний период ее погашения увеличился на 1 день. Это является отрицательной тенденцией и свидетельствует о понижении деловой активности предприятия.
Более совершенным методом
оценки качества и контроля дебиторской
задолженности ОАО «ЛЧПФ» является
реестр «старения» счетов дебиторов, где
все счета дебиторов общества,
где все счета дебиторов
Таблица 4 – Реестр «старения» счетов дебиторов ОАО «ЛЧПФ» на 31.12.2010г.
Дебиторы |
0-30 дней |
30-60 дней |
60-90 дней |
Свыше 90 дней |
Всего |
Доля, % |
ЧП Кузнецова О.Н. г. Якутск |
6100 |
5365 |
- |
3735 |
15200 |
39 |
ИП Новоселов И.Р. г. Миасс |
1485 |
4250 |
2853 |
975 |
9563 |
24 |
ИП Соломонов П.К. г. Оса |
5420 |
1750 |
1061 |
- |
8231 |
21 |
ИП Верещагин И.В. г Улан-Удэ |
2630 |
1250 |
1282 |
1283 |
6444 |
16 |
Всего |
15635 |
12615 |
5195 |
5993 |
39438 |
100 |
Доля, % |
40 |
32 |
13 |
15 |
100 |
Из данных таблицы 4 видно, что 40% задолженности является текущей, 32% просроченной не более чем на месяц. Сумма задолженностей сроком свыше 90 дней незначительно выше, чем сумма более ранней задолженности сроком возникновения 60-90 дней. Это наталкивает на мысль, что ослаблено внимание к группе дебиторов, за счет задолженности которых сформировалась эта, незначительно снизившаяся за месяц сумма долгов. Сотрудникам фирмы следует обратить особое внимание на задолженности возникшие свыше 90 дней. Из полученных данных так же можно сделать вывод, что наибольший удельный вес занимает ИП Кузнецова г. Якутск 15200 тыс. руб., или 39% от общей дебиторской задолженности
Таким образом, завершая
анализ состояния дебиторской
3. Пути улучшения управления дебиторской задолженностью
Политика управления дебиторской задолженностью – часть общей бизнес-политики предприятия, направленная на расширение объема реализации продукции и заключающаяся в оптимизации общего объема размера дебиторской задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.
Для решения проблем управления дебиторской задолженностью в ОАО "ЛЧПФ" можно предложить:
1. Для контроля и планирования дебиторской задолженности на предприятии должна быть налажена работа по получению следующей информации:
- данные о выставленных дебиторам счетах, которые не оплачены на настоящий момент;
- время просрочки платежа по каждому из счетов;
- размер безнадежной и сомнительной дебиторской задолженности, оцененной на основании установленных внутрифирменных нормативов;
- кредитная история контрагента (средний период просрочки, средняя сумма кредита).
2. Автоматизировать процесс управления дебиторской задолженностью. Основная причина, по которой ОАО "ЛЧПФ" должна отказаться от ведения учета и контроля дебиторской задолженности в Excel, связана с трудностью оперативного обновления данных и настройки, обязательных для исполнения процедур утверждения.
3. Снизить риск несвоевременного возврата денежных средств и возникновения убытков можно, заключив договор страхования дебиторской задолженности. Страхование дебиторской задолженности предполагает страхование риска убытков от несвоевременного возврата денежных средств покупателем или его банкротства. Безусловно, страхование дебиторской задолженности со временем станет нормой для многих российских компаний. Заключение договора страхования позволит не только провести обоснованную оценку кредитных рисков компании, но и переложить сами риски на страховую компанию.
Таким образом, рекомендуемые выше положения, которые могли бы лечь в основу политики управления дебиторской задолженностью в ОАО "ЛЧПФ", позволят предприятию избежать убытков связанных со списанием безнадежной к взысканию дебиторской задолженности, повысить эффективность расчетов с покупателями.