Управление дебиторской задолженностью кризисного предприятия ООО «Мир мебели»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 10:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – является всесторонний анализ вопросов организации управления дебиторской задолженностью предприятия в процессе устранения неплатежеспособности предприятия.
Задачами работы является:
- исследование экономической сущности и видов дебиторской задолженности;
- анализа сущности и задач политики управления дебиторской задолженностью;

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
1 Теоретические основы организация управления дебиторской задолженностью………………………………………………………………….. 5
1.1 Понятие дебиторской задолженности………………………………..……5
1.2 Содержание, цель и задачи политики управления дебиторской задолженностью………………………………………………………………….10
1.3 Роль и задачи анализа в процессе управления дебиторской задолженностью………………………………………………………………….13
2 Анализ дебиторской задолженности ООО «Мир мебели» в диагностике кризисного состояния …………………………………………………………....16
2.1 Краткая характеристика предприятия……………………………………16
2.2 Анализ деятельности предприятия с целью выявления его неплатежеспособности…………………………………………………………..18
2.2 Оценка дебиторской задолженности предприятия…………………….....23
3 Совершенствование механизма управления дебиторской задолженностью в процессе устранения неплатежеспособности предприятия ………………….29
3.1 Прогнозирование дебиторской задолженности ………………………...29
3.2. Оценка эффективности применения факторинга в целях оптимизации дебиторской задолженности ……………………………………………………31
Заключение……………………………………………………………………….36
Список используемой литературы……………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

управление дебиторской задолженностью кризис.doc

— 275.50 Кб (Скачать файл)

По степени подверженности планированию можно выделить планируемую и  не планируемую дебиторскую задолженность. Ожидаемая величина задолженности  по условиям договора, в которых предусмотрена отсрочка, рассрочка платежа, является планируемой. Прочие виды задолженности относятся к незапланированной[12.С.213].

По возможности осуществления  контроля выделяют контролируемую и  неконтролируемую дебиторскую задолженность. Контролируемой считается дебиторская задолженность в том случае, если имеется заинтересованное аффилированное лицо, которому должна организация или которое должно организации. Прочие виды задолженности являются неконтролируемыми.

 

1.2 Содержание, цель и задачи политики управления дебиторской задолженностью

 

Согласно статистике, 20-25% всех активов  типичного промышленного предприятия  составляет дебиторская задолженность, тогда как кредиторская задолженность - 10-15% пассивов[11.С.179].

Иными словами, дебиторская задолженность составляет внушительную часть активов компаний в современной экономике. Принимая во внимание эти факты, следует признать, что управление дебиторской задолженностью - важная часть краткосрочной финансовой политики фирмы. Оно прямо влияет на прибыльность компании. Помимо очевидных соображений, состоящих в том, что чем быстрее покупатель оплатит товар, тем быстрее полученные деньги будут вложены в оборот фирмы, следует помнить, что наличие дебиторской задолженности порождает издержки компании, явные и неявные. К последним надо отнести потерянные проценты от неэффективных инвестиций, омертвленных в долго не оплачиваемой дебиторской задолженности. Высокий уровень этих издержек снижает и бухгалтерскую, и экономическую прибыль компании.

Эффективное управление дебиторской задолженностью также является важнейшей характеристикой ликвидности фирмы, так как чем меньше средств омертвляется в дебиторской задолженности, чем меньше у нее «плохих» долгов, тем короче цикл денежного обращения, тем быстрее и аккуратнее она сама оплачивает свои обязательства. И кредиторы, и рейтинговые агентства будут внимательно изучать дебиторскую задолженность компании, решая вопросы ее кредитоспособности, ее кредитного рейтинга.

Соответственно задача управления дебиторской задолженностью состоит в ускорении платежей со стороны клиентов фирмы, снижении «плохих» долгов (т.е. таких долгов, выплаты по которым сомнительны или уже точно не поступят), в проведении эффективной политики продаж и продвижения на рынке.

При проведении в жизнь политики управления дебиторской задолженностью в руках финансового менеджера имеются управляемые переменные (т.е. те рычаги, которыми управляют лица, принимающие решения), которые могут быть поделены на две группы. Первая группа содержит три переменные кредитной политики, а именно: дисконтные ставки, дисконтный период и сроки кредитования.

Вторая группа включает три переменные политики возврата средств, а именно: затраты продавца по возврату средств  от клиентов, размер пени за просроченную дебиторскую задолженность и срок, когда долги неплательщика продаются агентству по сбору долгов или когда поставщик подает в суд на такого покупателя с требованием его банкротства.

Переменные первой группы влияют на объем продаж, на структуру платежей, на цикл денежного обращения и на долю «плохих» долгов. Как правило, при увеличении ставки дисконтирования число покупателей, пользующихся ею, растет. Наоборот, при увеличении срока кредита меньше покупателей пользуются скидкой, так как вменены издержки, возникающие при отказе от использования скидки, снижаются[4.С.115].

Переменные второй группы также  могут повлиять на объем продаж компании, на ее прибыльность и ликвидность. Очевидно априори, что в политике по возврату средств надо искать золотую середину или оптимум, если использовать математические термины. Жесткое следование условиям выработанной политики, высокие штрафы за просроченные платежи снизят вероятность неплатежей, но могут одновременно отпугнуть клиентов, как нынешних, так и потенциальных. О компании может сложиться репутация как об очень жестком, неуступчивом партнере. Напротив, более либеральная политика позволит привлечь клиентов, но, скорее всего, компании придется смириться с ростом «плохих» долгов.

Таким образом, политика управления дебиторской  задолженностью представляет собой часть общей политики управления использованием оборотного капитала и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

В целях эффективного управления пой  дебиторской задолженностью на предприятиях должна разрабатываться и осуществляться особая финансовая политика управления дебиторской задолженностью.

Рисунок 1 - Управление дебиторской задолженностью

Управление дебиторской  задолженностью включает в себя следующие  направления деятельности:

- контроль за образованием  и состоянием дебиторской задолженности;

- определение политики  предоставления кредита и инкассации  для различных групп покупателей  и видов продукции (кредитной  политики);

- анализ и ранжирование  клиентов (на основе кредитных  историй);

- контроль расчетов  с дебиторами по отсроченным и просроченным задолженностям (на основе реестра старения дебиторской задолженности);

- прогноз поступлений  денежных средств от дебиторов  (на основе коэффициентов инкассации);

- определение приемов  ускорения востребования долгов  и уменьшения безнадежных долгов.

 

1.3 Роль и задачи анализа в процессе управления дебиторской задолженностью

 

Значительный удельный вес дебиторской задолженности в составе оборотных активов связан не только с общим состоянием экономики (дефицит денежных средств, массовые неплатежи, несовершенство нормативной и законодательной базы в части востребования задолженности), на ее величину существенное влияние также оказывают специфические условия деятельности предприятия, анализ которых позволяет воздействовать на состояние расчетов с дебиторами[12.С.119].

На величину дебиторской  задолженности предприятия влияют:

- общий объем продаж  и доля в нем реализации  на условиях последующей оплаты. С ростом объема продаж, как  правило, растут и остатки дебиторской  задолженности;

- условия расчетов с покупателями и заказчиками. Чем более льготные условия расчетов предоставляются покупателям (увеличение сроков, снижение требований к оценке надежности дебиторов и др.), тем выше остатки дебиторской задолженности;

- политика взыскания  дебиторской задолженности. Чем большую активность проявляет предприятие во взыскании дебиторской задолженности, тем меньше ее остатки и тем выше качество дебиторской задолженности;

- платежная дисциплина  покупателей. Объективной причиной  снижения платежной дисциплины  покупателей и заказчиков следует назвать общее экономическое состояние. Кризисное состояние экономики, массовые неплатежи значительно затрудняют своевременность расчетов, приводят к росту остатков неоплаченной продукции, вместо денежных в качестве платежных средств используются суррогаты. К субъективным причинам можно отнести неэффективность мер, которые предпринимает предприятие по взысканию дебиторской задолженности, и льготные условия предоставления кредитов: чем более льготные условия предоставляются, тем ниже платежная дисциплина дебиторов;

- состояние бухгалтерского  учета, обоснованность проведения  инвентаризации, наличие эффективной  системы внутреннего контроля;

- качество анализа  дебиторской задолженности и  последовательность в использовании  его результатов. Качественная аналитическая работа на предприятии предусматривает формирование информации о величине и возрастной структуре дебиторской задолженности, наличии и объемах просроченной задолженности, а также конкретных дебиторах, задержка расчетов с которыми создает проблемы с текущей платежеспособностью предприятия.

Тем самым создаются  предпосылки для перехода от пассивного управления дебиторской задолженностью, сводимого в основном к регистрации  информации о составе и структуре  задолженности, к политике активного управления, предполагающей целенаправленное воздействие на условия предоставления кредита покупателям.

Для того чтобы грамотно и качественно организовать этапы  работ в ходе проведения анализа  дебиторской задолженности, необходимо четко представлять цель и задачи анализа, выделить исполнителей и координаторов работ и распределить между ними обязанности по проведению анализа, определить сроки, периодичность и последовательность организационных этапов проведения анализа.

Цель анализа дебиторской  задолженности - выявление путей оптимизации величины дебиторской задолженности, снижение риска неплатежей или недопустимого увеличения или непогашения задолженности и обязательств, направленное на улучшение платежеспособности и финансовой устойчивости организации8.С.266].

Объект анализа - краткосрочная  и долгосрочная дебиторская задолженность  покупателей и заказчиков, в том  числе в виде отсрочки (рассрочки) платежа за реализованную продукцию (работы, услуги), по векселям к получению, задолженность дочерних и зависимых обществ, задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал, выданные авансы, прочие дебиторы.

При проведении анализа  дебиторской задолженности можно  выделить следующие задачи: оценить состав, величину, динамику и структуру дебиторской задолженности; проанализировать изменение соотношения дебиторской и кредиторской задолженности; исследовать их возрастную структуру дебиторской задолженности; охарактеризовать качество и оборачиваемость дебиторской задолженности; спрогнозировать оптимальную и вероятностную величину дебиторской задолженности; разработать базовые положения политики расчетов и обосновать условия предоставления коммерческого кредита отдельным покупателям; оценить изменение финансового состояния должников; выявить степень и характер влияния дебиторской задолженности на величину чистого оборотного капитала, объем продаж и показатели финансовой устойчивости; оценить эффективность использования дебиторской задолженности; составить факторные модели зависимости дебиторской задолженности и разработать методику их анализа.

 

 

2 Анализ дебиторской задолженностью на примере ООО «Мир мебели» в диагностике кризисного состояния

 

2.1 Краткая характеристика  предприятия

ООО «Мир мебели» представляет собой общество с ограниченной  ответственностью, т.е – это коммерческая организация учрежденная несколькими лицами,  уставный капитал которой разделен на доли определенных размеров. Размер доли  каждого участника  зафиксирован  в  учредительных  документах.   Учредителем является 1  человек.

Собственником предприятия по производству мебели является физическое лицо с образованием юридического лица ООО «Мир мебели» , который зарегистрирован в инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г. Владивостоку. Предприниматель имеет свой расчётный счёт, свою печать. Трудовые правоотношения с работниками строятся на основании трудовых договоров (контрактов), заключаемых между физическими лицами и ген.директором данной компании.

Основной вид деятельности – производство мебели, окон, дверей. Деятельность предпринимателя относится к отрасли лёгкой промышленности, подотрасли мебельного производства.

Генеральный директор самостоятельно заключает договора с юридическими лицами и предпринимателями, по которым он несёт полную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Предприниматель, в соответствии с действующим законодательством, осуществляет социальное, медицинское  и пенсионное страхование граждан, работающих на предприятии.

Структурное подразделение  аппарата управления ООО «Мир мебели»– это административно-обособленная его часть, которая выполняет одну, несколько или множество функций управления. В зависимости от количества их может выполнять одно или несколько структурных подразделений, которые специализируются по данному виду функций. Несовместимые по характеру деятельности функции возлагаются на отдельных работников. ( рис.1 )



 

 





 

Рис.1  Структура аппарата « Мир мебели»

Для управления предприятием ООО «Мир мебели» создан аппарат, в состав которого входят различные категории сотрудников: руководители, специалисты и технические исполнители. Различают функции управления и функции структурных подразделений. Функции управления – это объективная необходимость предприятия как управляемого объекта. Функции структурных подразделений выражают конкретное содержание управленческой деятельности и сферу влияния ООО «Мир мебели».  Они служат основой для формирования структурных подразделений предприятия.

Предприятие ООО «Мир мебели».  имеет линейно-функциональную организационную структуру управления .

На предприятии работает около 22 человека. Во главе предприятия  стоит генеральный директор (ГД) и его заместители (так называемые "TOP-менеджеры"). Каждый заместитель ГД является руководителем подвластной ему службы со всеми исходящими из нее подразделениями. Помимо взаимосвязанных отделов в структуре предприятия присутствуют службы, которые должны быть независимыми для нормальной работы предприятия.

Информация о работе Управление дебиторской задолженностью кризисного предприятия ООО «Мир мебели»