Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 18:42, курсовая работа
Развитие экономики России в условиях формирования рыночных отношений, ее интеграция в мировое хозяйство способствует повышению ответственности и самостоятельности хозяйствующих субъектов различных форм собственности в разработке и реализации финансовой политики, принятии различных управленческих решений, ставит на первый план задачу обеспечения и поддержания стабильности и устойчивости экономического развития.
Введение
Развитие экономики
России в условиях формирования рыночных
отношений, ее интеграция в мировое
хозяйство способствует повышению
ответственности и самостоятель
Финансовая деятельность любого предприятия подразумевает постоянный кругооборот денежных средств, авансированных для производства и сбыта продукции. Эти средства должны возобновляться в каждом хозяйственном цикле, то есть с прибылью возвращаться предприятию. Дебиторская задолженность является одним из основных источников формирования финансовых потоков платежей. Кредиторская задолженность как долговое обязательство организации всегда содержит суммы потенциальных выплат, нуждающихся в бухгалтерском наблюдении и контроле.
Актуальность проблемы проявляется в том, что финансовое положение предприятия, показатели платежеспособности и ликвидности непосредственно зависят от того, насколько быстро средства в расчетах превращаются в реальные деньги, т. е. повышение эффективности управления дебиторской и кредиторской задолженностью отражает улучшение финансового состояния предприятия.
Под дебиторской задолженностью понимается сумма долгов, причитающихся организации от юридических или физических лиц в результате хозяйственных отношений между ними. Сегодня практически ни один хозяйствующий субъект не существует без дебиторской задолженности, так как ее образование и существование объясняется объективными причинами: для организации-должника — это возможность использования дополнительных, причем, бесплатных, оборотных средств; для организации-кредитора — это расширение рынка сбыта товаров, работ, услуг.
1. 1. Формирование кредитной политики
Устанавливая политику кредитования покупателей продукции, предприятие должно определиться по таким ключевым вопросам, как:
1. Срок кредита (чаще всего в компании существует несколько типовых договоров, предусматривающих предельный срок оплаты продукции);
стандарты кредитоспособности (критерии, по которым оценивается финансовая состоятельность клиента и вытекающие отсюда варианты оплаты).
2. Система скидок.
3. Процедуры взаимодействия с покупателем в случае нарушения условий оплаты.
При формировании кредитной политики также необходимо определить предельно допустимый размер дебиторской задолженности как в целом для предприятия, так и по каждому клиенту (кредитный лимит). Каких-то универсальных правил в данном случае не существует. Каждое предприятие самостоятельно определяет для себя эти цифры, ориентируясь, в первую очередь, на свою стратегию. Например, стратегия, направленная на завоевание новых рынков сбыта, предполагает больший размер дебиторской задолженности, нежели стратегия удержания рынка.
Не стоит забывать о том, что как бы ни была эффективна кредитная политика предприятия, в ходе взаимодействия компании с покупателями не исключаются всевозможные накладки, поэтому предприятие должно обязательно организовать систему контроля за исполнением покупателями платежной дисциплины (иными словами проводить мониторинг дебиторов). Это позволит заблаговременно увидеть кризисные явления и предпринять меры для их устранения.
Таким образом, в целях оптимизации
политики продаж с отсрочкой платежа
у предприятия должны быть разработаны
следующие положения и
1. Кредитная политика, включающая принципы кредитования клиентов.
2. Регламент работы с дебиторской задолженностью.
3. Регламент заключения договоров.
4. Положение о скидках.
5. Должностные инструкции, предусматривающие права, обязанности и ответственность персонала.
6. Формы договоров.
Вид среза |
Возрастная
структура дебиторской |
Клиентская
структура дебиторской |
Дебиторская задолженность по каналам сбыта |
|
Функции |
Требуется для расчета коэффициентов инкассации, которые используются при расчете поступлений денежных средств от реализации продукции и дебиторской задолженности |
Требуется для выработки оперативных решений по снижению дебиторской задолженности по основным задолжникам |
Необходима для расчета оборотных средств, требуемых для работы в каждом канале сбыта, а также для выработки кредитной и ценовой политики по каждому каналу сбыта |
Структурирование дебиторской задолженности (выделение групп покупателей по срокам погашения, определение размера задолженности по каждому покупателю) позволяет значительно усилить контроль за ее объемом. Кроме того, руководству будет легче принимать решения по устранению проблемных ситуаций, связанных с дебиторской задолженностью (например, определить методы взыскания задолженности, способы воздействия на дебиторов и т.д.). Выстраивать свои расчеты с дебиторами следует с учетом планового движения денежных средств, которое отражается в соответствующем документе - бюджете движения денежных средств. Денежные потоки необходимо сбалансировать по объему и срокам поступления, при этом конечное сальдо должно быть положительным (кассовый прирост). При возникновении дефицита денежных средств и отрицательного конечного сальдо необходимо пересмотреть расчеты с дебиторами и выстроить взаимоотношения с контрагентами так, чтобы ликвидировать этот дефицит. Расчеты с дебиторами отражаются в бюджете дебиторской задолженностей, который формируется на основе планируемого поступления средств от дебиторов с учетом задолженности на начало периода планирования. Бюджет дебиторской и кредиторской задолженностей может иметь многоуровневую структуру в зависимости от размеров предприятия и детализации основных функций. Особое внимание при управлении дебиторской задолженностью надо уделять изменению таких параметров, как общий объем задолженности, задолженность отдельных дебиторов, оборачиваемость. Постоянное наблюдение за этими параметрами позволит в случае их неблагоприятных изменений своевременно принять меры.
Повышенный кредитный
риск, связанный с тем, что предприятие
не всегда имеет возможность собрать
полную информацию о своем контрагенте, можно минимизировать на этапе оформления
договорных отношений.
1. Поручительство.
Немаловажным аспектом, который влияет на выбор того или иного инструмента обеспечения исполнения обязательств, является политика предприятия в области продаж. Если предприятие реализует излишки товаров, то можно использовать менее сложные в оформлении инструменты, такие как задаток, платежное требование с предварительным акцептом. Когда же в получении товара сильно заинтересован контрагент, можно применять и более сложные в оформлении и влекущие дополнительные расходы инструменты. В этом случае все затраты на оформление можно возложить на клиента. Наиболее компромиссным вариантом, который можно использовать в качестве инструмента обеспечения исполнения обязательств по оплате за отгруженные товары, (выполненные работы, оказанные услуги), является аккредитивная форма расчетов. Ее целесообразно применять в случае, когда покупатель и продавец сомневаются в надежности друг друга: продавец требует предварительной оплаты, а покупатель не решается ее сделать из-за своих сомнений. Как показывает практика, данная форма оплаты, так же как и банковская гарантия или страхование рисков, используется в основном в расчетах по договорам с нерезидентами, хотя ничто не мешает ее применять в отношениях между резидентами. Такие формы расчетов, как оплата платежного требования с предварительным акцептом и постоянно действующее платежное поручение, также могут использоваться российскими предприятиями. Например, постоянно действующее платежное поручение целесообразно применять при поставках товара партиями. Чтобы застраховаться от недобросовестного поведения контрагента, в договоре необходимо предусмотреть ответственность клиента за невыполнение условий по предоставлению в банк заявления об использовании вышеуказанных форм расчетов. Проблему краткосрочного финансирования с целью покрытия кассовых разрывов, возникающих из-за необходимости предоставить своим контрагентам коммерческий кредит, можно решить с помощью факторинга. Предметом уступки по договору факторинга может быть как право на получение денежных средств, которое возникнет в будущем (будущее требование), так и денежное требование, срок платежа по которому уже наступил (существующее требование). На практике банки не хотят предоставлять финансирование под уступку существующего требования. Такой инструмент, как неустойка, в наименьшей степени выполняет функцию обеспечения исполнения обязательств, а служит мерой удовлетворения требований кредитора. Если у должника отсутствуют денежные средства для того, чтобы исполнить свое обязательство - оплатить товар (работы, услуги), - то неустойка не решит проблемы кредитора, какой бы большой она ни была. Помимо выбора формы расчетов, большую роль играет определение срока предоставления коммерческого кредита покупателям. При определении отсрочки можно воспользоваться простым правилом: отношение дебиторской задолженности к периоду ее оборачиваемости должно быть равным отношению кредиторской задолженности к сроку погашения. То есть срок предоставления коммерческого кредита должен быть меньше срока погашения кредиторской задолженности. Например, если предприятие получает кредит в банке на 30 дней, а своим клиентам отсрочку платежа предоставляет на 40 дней, то в этом случае существенно возрастает риск возникновения дефицита денежных средств.