Управление дебиторской задоложенностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 18:42, курсовая работа

Краткое описание

Развитие экономики России в условиях формирования рыночных отношений, ее интеграция в мировое хозяйство способствует повышению ответственности и самостоятельности хозяйствующих субъектов различных форм собственности в разработке и реализации финансовой политики, принятии различных управленческих решений, ставит на первый план задачу обеспечения и поддержания стабильности и устойчивости экономического развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая наст.doc

— 236.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5. Контроль  за исполнением обязательств  и способы взыскания дебиторской  задолженности

 

На этапе контроля за исполнением обязательств клиентом и анализа фактического состояния дебиторской задолженности важное значение приобретают наличие надлежащего управленческого учета на предприятии, имеющиеся регламенты работы с дебиторской задолженностью. Осуществление постоянного мониторинга дебиторской задолженности позволяет отслеживать темпы ее роста, выявлять просрочки по оплате со стороны дебиторов и принимать своевременные управленческие решения. В случае если покупатель свои обязательства надлежащим образом не исполнил, сначала рекомендуется использовать досудебный порядок взыскания задолженности. Практика показывает, что примерно 40% дебиторской задолженности погашаются на этом этапе.    Выбор той или иной тактики поведения с дебитором зависит от причины, по которой он отказывается платить. Могут быть следующие причины неисполнения обязательств:       1. Нет средств.           2. Средства есть, но они направляются на исполнение других обязательств.            3. Есть претензии к качеству поставленного товара (выполненным работам, оказанным услугам).         4. После отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) у покупателя отпала потребность в данном товаре (выполненных работах, оказанных услугах).          Когда речь идет о взыскании задолженности, необходимы и важны как юридические способы решения проблемы, так и психологическое воздействие. При этом хотелось бы заметить, что чем больше у кредитора информации о должнике, тем больше вариантов для воздействия на него.

Во втором и четвертом  случаях необходимо использовать жесткую  тактику переговоров. Если есть претензии к качеству поставленного товара (выполненным работам, оказанным услугам), сначала выясняется обоснованность претензий. Рекомендуется требовать у покупателя документ, подтверждающий проведение экспертизы на соответствие товара надлежащему качеству. Если претензии обоснованы, надо попытаться найти с дебитором компромисс, в противоположном случае - использовать жесткую тактику переговоров.          Если переговоры с должниками ни к чему не привели, необходимо обращаться в суд. Однако даже положительное решение суда не гарантирует быстрого поступления взысканных сумм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Практическая часть         2.1. Анализ дебиторской задолженности на примере предприятия ООО «ТОРОС»

Рассмотрим основной этап в управлении дебиторской  задолженности — анализ дебиторской на предприятии ООО «ТОРОС». Проведенный анализ структуры и динамики дебиторской задолженности за 2010—2012 гг. представлен в таблице 1.

Состав дебиторской  задолженности

2010г.

2011г.

2012 г.

Изменение

Сумма, тыс.руб.

Темп роста %

Сумма, тыс.руб.

Темп роста %

Сумма, тыс.руб.

Темп роста %

Сумма, тыс.руб.

Темп роста %

2010-2011

2011-2012

2010-2011

2011-2012

Краткосрочная - всего

609

100

628

100

515

100

19

-113

103,12

82,01

в том числе:

расчеты с покупателями и заказчиками

537

88,18

574

91,40

471

91,46

37

-103

106,89

82,06

авансы выданные

26

4,27

38

6,05

26

5,05

12

-12

146,15

68,42

прочая

46

7,55

16

2,55

18

3,50

-30

2

34,78

112,50

Долгосрочная - всего

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

ИТОГО

609

100

628

100

515

100

19

-113

103-12

82,01


 

Анализ показал, что сумма краткосрочной дебиторской задолженности за 2011 год по сравнению с 2010 годом выросла на 19 тыс. руб. (или на 3,12 %) за счет увеличения на 37 тыс. руб. расчетов с покупателями и заказчиками (или на 6,89 %) и авансов выданных на 12 тыс. руб. (или на 46,15 %). В 2012 г. дебиторская задолженность по сравнению с 2011 снизилась на 113 тыс. руб. (или на 17,99 %) в большей степени за счет снижения задолженности покупателей и заказчиков на 103 тыс. руб. (или 17,94 %). Резкое снижение прочей дебиторской задолженности в 2012 году по сравнению с 2010 годом на 28 тыс. руб., что говорит о хорошей платежеспособности некоторых потребителей и об отсутствии трудностей в реализации продукции.

Можно сделать вывод, что дебиторская задолженность  в 2012 году значительно снизились по сравнению с 2010 годом на 94 тыс. руб. За рассматриваемый период долгосрочная дебиторская задолженность отсутствует, что является позитивным фактом и положительно отражается на финансовом состоянии предприятия.

Для более подробного представления расчетных данных рассмотрим рисунки 1 и 2.

 

Рисунок 1. Динамика краткосрочной  дебиторской задолженности ООО  «Торос».

 

Рисунок 2. Структура краткосрочной  дебиторской задолженности ООО «Торос».

 

 

 

 

Одним из важных показателей  характеризующих деловую активность предприятия является анализ оборачиваемости  дебиторской задолженности.

Анализ оборачиваемости  дебиторской задолженности характеризуется  следующими показателями:

1.  Средняя дебиторская задолженность:            

 

 

ДЗнач.пер. + ДЗкон.пер

Сдз = .−−−−−−−−−−−−−−−−    ,

2                 

 

где ДЗ — дебиторская задолженность.

 

 

2.  Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности:

       

              Вр

Одз = −−−−             

 Сдз                                           

 

где ОДЗ — коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности;

Вр — выручка от реализации продукции;

СДЗ —средняя дебиторская задолженность.

Коэффициент……..оборачиваемости……дебиторской..задолженности показывает сколько раз за период (за год) оборачивается дебиторская задолженность. Чем выше коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, тем быстрее компания рассчитывается со своими покупателями.

Оборачиваемость дебиторской  задолженности оценивают совместно с оборачиваемостью кредиторской задолженности. Благоприятной для предприятия является ситуация, когда коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности больше коэффициента оборачиваемости кредиторской задолженности.

 

3.  Период погашения дебиторской задолженности: 

 

 

    360

ППДЗ = −−−

   О ДЗ 

 

где ППДЗ — период погашения дебиторской задолженности.

 

Период погашения дебиторской  задолженности характеризует среднюю  продолжительность отсрочки платежей, предоставляемых покупателям. Следует  иметь в виду, что чем больше срок просрочки, тем выше риск ее непогашения.

В результате проведенного анализа оборачиваемости дебиторской  задолженности были получены следующие  значения. Коэффициент оборачиваемости  дебиторской задолженности с  каждым периодом возрастает: в 2010 г. составил 7,01 оборотов, в 2011—10,88 оборотов, что на 3,87 оборота (или на 55,21 %) больше, чем в 2010 г. а в 2012—13,27 оборотов, что на 2,39 оборота (или на 21,97 %) больше, чем в 2011 г. Это связано с более высоким темпом прироста выручки от продажи и, вероятно, с улучшением платежной дисциплины покупателей.

Анализируя период погашения  дебиторской задолженности наблюдается  тенденция к снижению, а именно: в 2010 г. составил 51,36 день, в 2011 г. — 33,09 дня, что по сравнению с 2010 г. меньше на 18,27 дней (или на 35,57 %), а в 2012 г. — 27,13 дней, что по сравнению с 2011 г. меньше на 5,96 дней (или на 18,01 %). Таким образом, это является хорошей тенденцией, тем самым дебиторская задолженность быстрее обращается в денежные средства, а, следовательно, повышается ликвидность оборотных средств предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Применение факторинга как формы рефинансирования дебиторской задолженности

 

Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми  в настоящее время, являются факторинг, учет векселей, выданных покупателями продукции, форфейтинг, скидки.

Рассмотрим на примере  данного предприятия такую форму  финансирования как факторинг.

Факторинг — это комплекс услуг, который банк оказывает компаниям, работающим со своими покупателями на условиях отсрочки платежа.

Услуги факторинга включают не только предоставление поставщику и получение от покупателя денежных средств, но и контроль состояния  задолженности покупателя по поставкам, напоминание дебиторам о наступлении сроков оплаты, проведение сверок с дебиторами, предоставление поставщику информации о текущем состоянии дебиторской задолженности, а также ведение аналитики по истории и текущим операциям.

Рисунок 3. Схема факторинга

 

Данную услугу предприятию  ООО «Торос» «Альфа-банк» предоставляет услуги факторинга с правом регресса, когда в случае невозврата дебиторами долгов в установленный срок фактор — фирма востребует у предприятия ранее предоставленную авансовую сумму. Продажа дебиторской задолженности будет осуществлена «Альфа-Банком» при ставке дисконта 16 %. При этом следует отметить, что будет продана только та часть дебиторской задолженность по расчетам с разными дебиторами и кредиторами, срок которой не превышает 4 месяцев, а также будет исключена задолженность некоторых организаций.

Сумма уступаемого денежного  требования определялась исходя из дебиторской задолженности на 01.01.2013 по ООО «ТОРОС»». Были взяты задолженности со средней степенью риска. Полученные в результате договора факторинга, высвобожденные денежные средства будут направлены на погашение кредиторской задолженности организациям по договору.

 Таблица 2.

Уступаемая дебиторская задолженность

Наименование

Дата образования задолженности

Сумма, тыс.руб.

Прогресс МК

Декабрь 2012г.

7,3

ИРИДА-СТ

Сентябрь 2012г.

6,5

Канта-Плюс

Ноябрь 2012г

6,7

Три-С Фуд

Июль 2012г.

7

Славянка

Декабрь 2012г.

9,3

ИТОГО

 

36,8


 

 Договор факторинга между ООО «Торос» и «Альфа-Банком» будет включать следующие существенные условия:

1.  сумма уступаемого  денежного требования — 36,8 тыс.  руб.

2.  валюта факторинга  — рубль;

3.  срок заключения  договора факторинга равен 4 месяцам;

4.  предмет договора  факторинга — уступка денежного требования за оказанные услуги сторонним организациям;

5.  форма факторинга  — открытый;

6.  условия платежа  — с правом регресса, размер  дисконта — 16 %.

Проведем расчет дисконта в денежном выражении, выплачиваемого ООО «Торос» банку:

Сумма дисконта составит: 36,8 х 0,16 = 5,9 тыс. руб.

Отсюда следует, что  фактическая сумма выплат предприятию  банком составит:

 

36,8 – 5,9 = 30,9 тыс. руб.

 

Таким образом, в результате заключенного с «Альфа-Банком» договора факторинга предприятие  получит 30,9 тыс. руб., однако предприятие понесло затраты в виде 16 % от суммы дебиторской задолженности. Поэтому необходимо сравнить данные затраты с теми затратами, которые понесло бы предприятие если бы не воспользовалось факторингом. Во-первых, необходимо включить те убытки, которые несло бы предприятие в связи с отвлечением денежных средств в дебиторскую задолженность, связанные с их обесценением в результате инфляции. Следует отметить годовой уровень инфляции — 6,5 %, а дебиторская задолженность погашается предприятиями в среднем в течение 4 месяцев. Следовательно, в расчетах будет использоваться уровень инфляции 1,625 %.

Информация о работе Управление дебиторской задоложенностью