Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 18:42, курсовая работа
Развитие экономики России в условиях формирования рыночных отношений, ее интеграция в мировое хозяйство способствует повышению ответственности и самостоятельности хозяйствующих субъектов различных форм собственности в разработке и реализации финансовой политики, принятии различных управленческих решений, ставит на первый план задачу обеспечения и поддержания стабильности и устойчивости экономического развития.
1.5. Контроль
за исполнением обязательств
и способы взыскания
На этапе контроля за исполнением обязательств клиентом и анализа фактического состояния дебиторской задолженности важное значение приобретают наличие надлежащего управленческого учета на предприятии, имеющиеся регламенты работы с дебиторской задолженностью. Осуществление постоянного мониторинга дебиторской задолженности позволяет отслеживать темпы ее роста, выявлять просрочки по оплате со стороны дебиторов и принимать своевременные управленческие решения. В случае если покупатель свои обязательства надлежащим образом не исполнил, сначала рекомендуется использовать досудебный порядок взыскания задолженности. Практика показывает, что примерно 40% дебиторской задолженности погашаются на этом этапе. Выбор той или иной тактики поведения с дебитором зависит от причины, по которой он отказывается платить. Могут быть следующие причины неисполнения обязательств: 1. Нет средств. 2. Средства есть, но они направляются на исполнение других обязательств. 3. Есть претензии к качеству поставленного товара (выполненным работам, оказанным услугам). 4. После отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) у покупателя отпала потребность в данном товаре (выполненных работах, оказанных услугах). Когда речь идет о взыскании задолженности, необходимы и важны как юридические способы решения проблемы, так и психологическое воздействие. При этом хотелось бы заметить, что чем больше у кредитора информации о должнике, тем больше вариантов для воздействия на него.
Во втором и четвертом случаях необходимо использовать жесткую тактику переговоров. Если есть претензии к качеству поставленного товара (выполненным работам, оказанным услугам), сначала выясняется обоснованность претензий. Рекомендуется требовать у покупателя документ, подтверждающий проведение экспертизы на соответствие товара надлежащему качеству. Если претензии обоснованы, надо попытаться найти с дебитором компромисс, в противоположном случае - использовать жесткую тактику переговоров. Если переговоры с должниками ни к чему не привели, необходимо обращаться в суд. Однако даже положительное решение суда не гарантирует быстрого поступления взысканных сумм.
Рассмотрим основной этап в управлении дебиторской задолженности — анализ дебиторской на предприятии ООО «ТОРОС». Проведенный анализ структуры и динамики дебиторской задолженности за 2010—2012 гг. представлен в таблице 1.
Состав дебиторской задолженности |
2010г. |
2011г. |
2012 г. |
Изменение | ||||||
Сумма, тыс.руб. |
Темп роста % |
Сумма, тыс.руб. |
Темп роста % |
Сумма, тыс.руб. |
Темп роста % |
Сумма, тыс.руб. |
Темп роста % | |||
2010-2011 |
2011-2012 |
2010-2011 |
2011-2012 | |||||||
Краткосрочная - всего |
609 |
100 |
628 |
100 |
515 |
100 |
19 |
-113 |
103,12 |
82,01 |
в том числе: расчеты с покупателями и заказчиками |
537 |
88,18 |
574 |
91,40 |
471 |
91,46 |
37 |
-103 |
106,89 |
82,06 |
авансы выданные |
26 |
4,27 |
38 |
6,05 |
26 |
5,05 |
12 |
-12 |
146,15 |
68,42 |
прочая |
46 |
7,55 |
16 |
2,55 |
18 |
3,50 |
-30 |
2 |
34,78 |
112,50 |
Долгосрочная - всего |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
ИТОГО |
609 |
100 |
628 |
100 |
515 |
100 |
19 |
-113 |
103-12 |
82,01 |
Анализ показал, что сумма краткосрочной дебиторской задолженности за 2011 год по сравнению с 2010 годом выросла на 19 тыс. руб. (или на 3,12 %) за счет увеличения на 37 тыс. руб. расчетов с покупателями и заказчиками (или на 6,89 %) и авансов выданных на 12 тыс. руб. (или на 46,15 %). В 2012 г. дебиторская задолженность по сравнению с 2011 снизилась на 113 тыс. руб. (или на 17,99 %) в большей степени за счет снижения задолженности покупателей и заказчиков на 103 тыс. руб. (или 17,94 %). Резкое снижение прочей дебиторской задолженности в 2012 году по сравнению с 2010 годом на 28 тыс. руб., что говорит о хорошей платежеспособности некоторых потребителей и об отсутствии трудностей в реализации продукции.
Можно сделать вывод, что дебиторская задолженность в 2012 году значительно снизились по сравнению с 2010 годом на 94 тыс. руб. За рассматриваемый период долгосрочная дебиторская задолженность отсутствует, что является позитивным фактом и положительно отражается на финансовом состоянии предприятия.
Для более подробного представления расчетных данных рассмотрим рисунки 1 и 2.
Рисунок 1. Динамика краткосрочной дебиторской задолженности ООО «Торос».
Рисунок 2. Структура краткосрочной дебиторской задолженности ООО «Торос».
Одним из важных показателей
характеризующих деловую
Анализ оборачиваемости
дебиторской задолженности
1. Средняя дебиторская задолженность:
ДЗнач.пер. + ДЗкон.пер
Сдз = .−−−−−−−−−−−−−−−− ,
2
где ДЗ — дебиторская задолженность.
2. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности:
Вр
Одз = −−−−
Сдз
где ОДЗ — коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности;
Вр — выручка от реализации продукции;
СДЗ —средняя дебиторская задолженность.
Коэффициент……..оборачиваемости
Оборачиваемость дебиторской задолженности оценивают совместно с оборачиваемостью кредиторской задолженности. Благоприятной для предприятия является ситуация, когда коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности больше коэффициента оборачиваемости кредиторской задолженности.
3. Период погашения дебиторской задолженности:
360
ППДЗ = −−−
О ДЗ
где ППДЗ — период погашения дебиторской задолженности.
Период погашения дебиторской
задолженности характеризует
В результате проведенного
анализа оборачиваемости
Анализируя период погашения
дебиторской задолженности
2.2. Применение факторинга как формы рефинансирования дебиторской задолженности
Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми в настоящее время, являются факторинг, учет векселей, выданных покупателями продукции, форфейтинг, скидки.
Рассмотрим на примере
данного предприятия такую
Факторинг — это комплекс услуг, который банк оказывает компаниям, работающим со своими покупателями на условиях отсрочки платежа.
Услуги факторинга включают
не только предоставление поставщику
и получение от покупателя денежных
средств, но и контроль состояния
задолженности покупателя по поставкам,
напоминание дебиторам о наступ
Рисунок 3. Схема факторинга
Данную услугу предприятию ООО «Торос» «Альфа-банк» предоставляет услуги факторинга с правом регресса, когда в случае невозврата дебиторами долгов в установленный срок фактор — фирма востребует у предприятия ранее предоставленную авансовую сумму. Продажа дебиторской задолженности будет осуществлена «Альфа-Банком» при ставке дисконта 16 %. При этом следует отметить, что будет продана только та часть дебиторской задолженность по расчетам с разными дебиторами и кредиторами, срок которой не превышает 4 месяцев, а также будет исключена задолженность некоторых организаций.
Сумма уступаемого денежного требования определялась исходя из дебиторской задолженности на 01.01.2013 по ООО «ТОРОС»». Были взяты задолженности со средней степенью риска. Полученные в результате договора факторинга, высвобожденные денежные средства будут направлены на погашение кредиторской задолженности организациям по договору.
Таблица 2.
Уступаемая дебиторская задолженность
Наименование |
Дата образования задолженности |
Сумма, тыс.руб. |
Прогресс МК |
Декабрь 2012г. |
7,3 |
ИРИДА-СТ |
Сентябрь 2012г. |
6,5 |
Канта-Плюс |
Ноябрь 2012г |
6,7 |
Три-С Фуд |
Июль 2012г. |
7 |
Славянка |
Декабрь 2012г. |
9,3 |
ИТОГО |
36,8 |
Договор факторинга между ООО «Торос» и «Альфа-Банком» будет включать следующие существенные условия:
1. сумма уступаемого денежного требования — 36,8 тыс. руб.
2. валюта факторинга — рубль;
3. срок заключения договора факторинга равен 4 месяцам;
4. предмет договора факторинга — уступка денежного требования за оказанные услуги сторонним организациям;
5. форма факторинга — открытый;
6. условия платежа — с правом регресса, размер дисконта — 16 %.
Проведем расчет дисконта в денежном выражении, выплачиваемого ООО «Торос» банку:
Сумма дисконта составит: 36,8 х 0,16 = 5,9 тыс. руб.
Отсюда следует, что фактическая сумма выплат предприятию банком составит:
36,8 – 5,9 = 30,9 тыс. руб.
Таким образом, в результате заключенного с «Альфа-Банком» договора факторинга предприятие получит 30,9 тыс. руб., однако предприятие понесло затраты в виде 16 % от суммы дебиторской задолженности. Поэтому необходимо сравнить данные затраты с теми затратами, которые понесло бы предприятие если бы не воспользовалось факторингом. Во-первых, необходимо включить те убытки, которые несло бы предприятие в связи с отвлечением денежных средств в дебиторскую задолженность, связанные с их обесценением в результате инфляции. Следует отметить годовой уровень инфляции — 6,5 %, а дебиторская задолженность погашается предприятиями в среднем в течение 4 месяцев. Следовательно, в расчетах будет использоваться уровень инфляции 1,625 %.