Управление заемным капиталом предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 20:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть политику привлечения заемных средств на предприятии и выявить пути совершенствования привлечения заемных средств на примере конкретного объекта.
Для достижения поставленной цели поставлены и решены следующие задачи:
Изучить стоимостную концепцию финансового менеджмента;
Рассмотреть коэффициенты, отражающие эффективность формирования капитала предприятия;
Дать технико-экономическую характеристику изучаемой организации;
Проанализировать использование финансовых ресурсов в организации;
Выявить проблемы привлечения внешних финансовых ресурсов для анализируемой организации;
Сформулировать предложения по совершенствованию управления капиталом в организации.

Содержание

Введение.................................................................................................................. 3

Глава 1. Теоретические основыуправления заемным капиталом предприятия

1.1. Содержание и структура заёмного капитала.......................................5

1.2. Методы оптимизации структуры капитала.. ….................................10

Глава 2. Анализ управлением капиталом в ООО «Волга»

2.1. Технико-экономическая характеристика ООО «Волга». …............18

2.2. Анализ использования финансовых ресурсов ООО «Волга»....... ...19

2.3. Проблемы привлечения внешних финансовых ресурсов ООО «Волга»........................................................................................................33

Глава 3. Совершенствование управления капиталом в ООО «Волга»

3.1. Недостатки управления капиталом в ООО «Волга».......................37

3.2. Пути улучшения управления капиталом в ООО «Волга».............. 39

Заключение …........................................................................................................42

Список литературы …..........................................................................................45

Вложенные файлы: 1 файл

Управл заемн капит.doc

— 294.00 Кб (Скачать файл)

Как показывают данные таблицы 8, динамика коэффициента капитализации свидетельствует  о достаточности финансовой устойчивости организации, так как для этого необходимо, чтобы этот коэффициент был не выше 1,5. Рост коэффициента капитализации составил 0,27. На величину данного показателя влияют следующие факторы: высокая оборачиваемость, стабильный спрос на реализуемую продукцию, налаженные каналы снабжения и сбыта, низкий уровень постоянных затрат. Коэффициент финансовой независимости на анализируемом предприятии упал на 0,152 пункта, но выше критической точки, что свидетельствует о благоприятной финансовой ситуации. Этот вывод подтверждает и значение коэффициента финансирования. Хотя по сравнению с 2010 г. он упал на 2,73 пункта.

У ООО «Волга»  этот коэффициент очень низок: собственными оборотными средствами покрывалось  в конце 2010 г. лишь 36,4% оборотных активов. Хотя это значительно выше показателя за 2012 г. (–0,28). Это говорит о том, что в 2012 г. предприятие нуждалось в собственных оборотных средствах и зависит от заемных средств, которых не имеет.

Предприятие обладает достаточной финансовой устойчивостью, так как показатель финансовой устойчивости выше критического (0,6), но ниже чем в 2010 г. на 0,15 пункта.

Рентабельность  собственного капитала является одним  из основных показателей эффективности  функционирования предприятия, вся  деятельность которого должна быть направлена на увеличение суммы собственного капитала.

 

Таблица 9.Динамика влияния факторов на рентабельность в ООО «Волга» в 2010 – 2012 гг.

 

 
Факторы, влияющие на рентабельность

 
2010 г.

 
2011 г.

 
2012 г.

Абсолютные  отклонения 
2012 г. к 2010 г.

1 Выручка от  продажи

123584

295976

245675

122091

2 Себестоимость

100853

252924

233646

132793

3 Коммерческие  расходы

4 Управленческие  расходы

5 Рентабельность (убыточность) продаж

18,39

14,54

4,89

–13,50

6 Проценты к  получению

7 Проценты к  уплате

8 Доходы от  участия в других организациях

9 Прочие операционные  доходы

10 Прочие операционные  расходы

11 Прочие внереализационные  доходы

7408

13549

9860

2452

12 Прочие внереализационные  расходы

2427

5249

254

–2173

13 Налог на прибыль

7668

10851

6979

–689

14 Чрезвычайные  доходы

15 Чрезвычайные  расходы

16 Чистая рентабельность (убыточность)

16,22

13,68

5,69

–10,26


Рентабельность  продаж определяется по формуле:

 (3)

где ПР – прибыль от продаж;

В – объем  реализованной продукции.

Чистая рентабельность определяется по формуле:

(4)

 где ПЧ – чистая прибыль;

В - объем реализованной  продукции.

По данным таблицы 9 видно, что в отчетном году увеличилась выручка от реализации (+122091 тыс. руб.), себестоимость продукции (+132793 тыс. руб.) и внереализационные доходы (+2452 тыс. руб.), но уровень рентабельности продаж по сравнению с 2007 г. упал на 13,5%, чистая рентабельность на 10,26%.  Деятельность организации в 2012 г. была убыточнее чем в 2010 г.

Кроме коэффициентов  рентабельности продаж и чистой рентабельности для анализа собственного капитала используют следующие показатели: рентабельность всего капитала, рентабельность собственного капитала, рентабельность финансовых вложений.

По данным таблицы 10 видно, что рентабельность уменьшились  по всем показателям. Так 4,89% прибыли  приходится на единицу проданной  продукции, что на 13,5% меньше чем  в 2010 г. 5,96% прибыли остается у предприятия после выплаты налогов – на 10,25% меньше чем в 2010 г. На 11,53% уменьшился размер чистой прибыли, приходящейся на единицу выручки и составил 5,95%. Экономическая рентабельность показывает, что на предприятии снизилась эффективность использования имущества на 11,53% (=12,84%).

Таблица 10.Показатели рентабельности ООО «Волга» (2010 – 2012 гг.)

 

 
Показатели

 
2010 г.

 
2011 г.

 
2012 г.

Абсолютные  отклонения 
2012 г. к 2010 г.

1 Рентабельность  продаж

18,39

14,54

4,89

–13,5

2 Бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности

16,21

13,68

5,96

–10,25

3 Чистая рентабельность

16,21

13,68

5,95

–10,25

4 Экономическая  рентабельность

24,37

25,37

12,84

–11,53

5 Рентабельность  собственного капитала

29,42

42,62

18,98

–10,44

6 Затратоотдача

22,54

17,02

5,15

–17,39

7 Рентабельность  перманентного капитала

29,42

42,62

18,98

–10,44


Как видно из таблицы 10 так же снизилась эффективность  использования собственного капитала и составила 18,98% по сравнению с 2010 г. – 29,42%. 5,15% прибыли от продаж приходится на 1 рубль затрат (–17,39%). Произошло ухудшение в использовании капитала, вложенного в деятельность предприятия на длительный срок. Рассмотрим структуру пассива баланса ООО «Волга» за 2010-2012 гг. в таблице 11.

Таблица 11.Структура  пассива баланса ООО «Волга» за 2010-2012 гг.

 

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Собственный капитал

61169

95019

77083

Задолженность по кредитам и займам

14129

64631

36905

Итого

75298

159650

113988


 

В таблице 11 рассмотрено  влияние задолженности на рентабельность организации. На анализируемом предприятии деятельность финансируется за счет собственного капитала и задолженности по кредитам и займам.

Далее, в таблице 12 показано влияние коэффициента экономической  рентабельности (12,84%) на рентабельность собственного капитала в ООО «Волга» за 2010-2012 гг.

Таблица 12.Влияние  коэффициента экономической рентабельности (12,84%) на рентабельность собственного капитала в ООО «Волга» за 2010-2012 гг.

 
Показатели

 
2010 г.

 
2011 г.

 
2012 г.

Абсолютные  отклонения 
2012 г. к 2010 г.

Прибыль от продаж, тыс. руб.

22730

43051

12028

–10702

Выручка от продажи

123584

295976

245675

122091

Активы, тыс.руб.

61169

95018

77082

15913

Проценты, тыс. руб.

0

0

0

0

Налог на прибыль (24%), тыс. руб.

6819

12915

3608

–3211

Чистая прибыль, тыс. руб.

15911

30136

8420

–7491

Собственный капитал, тыс. руб.

61169

95019

77083

15914

Рентабельность  собственного капитала, %

26,01

31,72

10,92

–15,09


В таблице 12 показано влияние  экономической рентабельности на рентабельность собственного капитала. Этот коэффициент представляет собой отношение чистой прибыли к собственному капиталу (т.е. чистая прибыль после уплаты налогов/собственный капитал).

По данным таблицы 12 видно, что доходность собственного капитала уменьшилась на 15,09%. Произошло  это за счет снижения экономической рентабельности на 11,53%. Это оказало влияние на уменьшение рентабельности продаж на 13,5% и на уменьшение чистой рентабельности на 10,26%.

В практике анализа  применяется множество показателей  эффективности работы предприятия. Показатель рентабельности собственного капитала выбран потому, что он является наиболее важным для акционеров компании. Он характеризует прибыль, которую собственники получают с рубля вложенных в предприятие средств. Этот коэффициент учитывает такие важные параметры, как платежи по процентам за кредит и налог на прибыль.

Таблица 13.Расчет рентабельности собственного капитала ООО «Волга» за 2010-2012 гг.

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Выручка

123584

295976

245675

Активы 

61169

95018

77082

Чистая прибыль 

15911

30136

8420

Собственный капитал

61169

95019

77083

Оборот активов

2,02

3,11

3,19

Рентабельность  продаж

18,39%

14,54%

4,89%

Уровень самофинансирования

1

1

1

Рентабельность  собственного капитала

26,00%

31,00%

11,00%


Как показывают данные таблицы 13 в структуре источников финансирования организации за три года произошли изменения.

За 2012 год доля собственного капитала увеличилась  на 8,11%. Соответственно, на столько же снизилась доля заемного капитала. Это снижение произошло за счет уменьшения краткосрочных обязательств на 27726 тыс. руб., а они снизились за счет суммы кредиторской задолженности на 70,95% (38448 тыс. руб.). В составе заемных средств обозначились прочие обязательства, но они не повлияли на увеличение заемного капитала.

Величина собственного капитала уменьшилась на 17936 тыс. руб. Это произошло в результате снижения нераспределенной прибыли в 2012 году. Темпы роста источников финансирования в 2011 году превышают темпы роста источников финансирования в 2012 году. В анализируемом периоде произошел перелом в соотношении собственного и заемного капитала в пользу собственного (81,12%).

По данным таблицы 13 за анализируемый период собственные  оборотные средства предприятия  выросли на 7262 тыс. руб. и составили  в 2012 г. – 8079 тыс. руб. Положительный показатель собственных оборотных средств говорит об увеличении получаемой предприятием прибыли. Отрицательное влияние на сумму собственных оборотных средств оказало увеличение показателя незавершенного строительства на 11264 тыс. руб.

Из таблицы 13 видно, что рентабельность собственного капитала зависит от трех факторов: рентабельности продаж, оборачиваемости активов и структуры авансированного капитала.

Полученные  данные говорят об уменьшении  рентабельности собственного капитала. 

 

 

2.3. Проблемы  привлечения внешних финансовых ресурсов ООО «Волга»

Внешние средства привлекаются предприятием на строго целевой основе, что является одним из условий последующего эффективного их использования. Основными целями привлечения заемных средств предприятия являются:

а) пополнение необходимого объема постоянной части оборотных  активов. В настоящее время большинство  предприятий, осуществляющих производственную деятельность, не имеют возможности  финансировать полную эту часть  оборотных активов за счет собственного капитала. Значительная часть этого финансирования осуществляется за счет заемных средств;

б) обеспечение  формирования переменной части оборотных  активов. Какую бы модель финансирования активов не использовало предприятие, во всех случаях переменная часть  оборотных активов частично или полностью финансируется за счет заемных средств;

в) формирование недостающего объема инвестиционных ресурсов. Целью привлечения заемных средств  в этом случае выступает необходимость  ускорения реализации отдельных  реальных проектов предприятия;

г) обеспечение  социально-бытовых потребностей своих  работников. В этих случаях заемные  средства привлекаются для выдачи ссуд своим работникам на индивидуальное жилищное строительство, обустройство садовых и огородных участков и на другие аналогичные цели.

Проанализируем состояние  и движение заемного капитала ООО, для  этого составим аналитическую таблицу (таблица 14).

Таблица 14.Динамика внешних финансовых ресурсов

 ООО «Волга» за 2010-2012 гг.

Показатели

Абсолютные  значения, тыс. руб.

Абсолютные отклонения, тыс. руб.

Темп роста, %

2010

2011

2012

2011 к 2010

2012 к 2011

2011 к 2010

2012 к 2011

Заемный капитал, всего

14129

64631

36905

50502

–27726

457,44

57,1

– в % ко всему  капиталу

18,76

40,48

32,38

21,72

–8,1

в том числе: 
Долгосрочные кредиты и займы

 

 

 

 

 

 

 

–в % ко всему  заемному капиталу

 

 

 

 

 

 

 

Краткосрочные обязательства, всего

 
14129

 
64631

 
36905

 
+50502

 
–27726

 
457,44

 
57,10

–в % ко всему  заемному капиталу

 

 

 

 

 

 

 

Кредиторская  задолженность

 
14129

 
64631

 
26183

 
50502

 
–38448

 
457,44

 
40,51

–в % ко всему  заемному капиталу

 

 

 
70,95

 

 
+70,95

 

 

Прочие обязательства

10722

10722

–в % ко всему  заемному капиталу

 

 

 
29,05

 

 
+29,05

 

 

Информация о работе Управление заемным капиталом предприятия