Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 20:29, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть политику привлечения заемных средств на предприятии и выявить пути совершенствования привлечения заемных средств на примере конкретного объекта.
Для достижения поставленной цели поставлены и решены следующие задачи:
Изучить стоимостную концепцию финансового менеджмента;
Рассмотреть коэффициенты, отражающие эффективность формирования капитала предприятия;
Дать технико-экономическую характеристику изучаемой организации;
Проанализировать использование финансовых ресурсов в организации;
Выявить проблемы привлечения внешних финансовых ресурсов для анализируемой организации;
Сформулировать предложения по совершенствованию управления капиталом в организации.
Введение.................................................................................................................. 3
Глава 1. Теоретические основыуправления заемным капиталом предприятия
1.1. Содержание и структура заёмного капитала.......................................5
1.2. Методы оптимизации структуры капитала.. ….................................10
Глава 2. Анализ управлением капиталом в ООО «Волга»
2.1. Технико-экономическая характеристика ООО «Волга». …............18
2.2. Анализ использования финансовых ресурсов ООО «Волга»....... ...19
2.3. Проблемы привлечения внешних финансовых ресурсов ООО «Волга»........................................................................................................33
Глава 3. Совершенствование управления капиталом в ООО «Волга»
3.1. Недостатки управления капиталом в ООО «Волга».......................37
3.2. Пути улучшения управления капиталом в ООО «Волга».............. 39
Заключение …........................................................................................................42
Список литературы …..........................................................................................45
Как показывают данные таблицы 8, динамика коэффициента капитализации свидетельствует о достаточности финансовой устойчивости организации, так как для этого необходимо, чтобы этот коэффициент был не выше 1,5. Рост коэффициента капитализации составил 0,27. На величину данного показателя влияют следующие факторы: высокая оборачиваемость, стабильный спрос на реализуемую продукцию, налаженные каналы снабжения и сбыта, низкий уровень постоянных затрат. Коэффициент финансовой независимости на анализируемом предприятии упал на 0,152 пункта, но выше критической точки, что свидетельствует о благоприятной финансовой ситуации. Этот вывод подтверждает и значение коэффициента финансирования. Хотя по сравнению с 2010 г. он упал на 2,73 пункта.
У ООО «Волга» этот коэффициент очень низок: собственными оборотными средствами покрывалось в конце 2010 г. лишь 36,4% оборотных активов. Хотя это значительно выше показателя за 2012 г. (–0,28). Это говорит о том, что в 2012 г. предприятие нуждалось в собственных оборотных средствах и зависит от заемных средств, которых не имеет.
Предприятие обладает достаточной финансовой устойчивостью, так как показатель финансовой устойчивости выше критического (0,6), но ниже чем в 2010 г. на 0,15 пункта.
Рентабельность собственного капитала является одним из основных показателей эффективности функционирования предприятия, вся деятельность которого должна быть направлена на увеличение суммы собственного капитала.
Таблица 9.Динамика влияния факторов на рентабельность в ООО «Волга» в 2010 – 2012 гг.
|
|
|
|
Абсолютные
отклонения |
1 Выручка от продажи |
123584 |
295976 |
245675 |
122091 |
2 Себестоимость |
100853 |
252924 |
233646 |
132793 |
3 Коммерческие расходы |
– |
– |
– |
– |
4 Управленческие расходы |
– |
– |
– |
– |
5 Рентабельность (убыточность) продаж |
18,39 |
14,54 |
4,89 |
–13,50 |
6 Проценты к получению |
– |
– |
– |
– |
7 Проценты к уплате |
– |
– |
– |
– |
8 Доходы от участия в других организациях |
– |
– |
– |
– |
9 Прочие операционные доходы |
– |
– |
– |
– |
10 Прочие операционные расходы |
– |
– |
– |
– |
11 Прочие внереализационные доходы |
7408 |
13549 |
9860 |
2452 |
12 Прочие внереализационные расходы |
2427 |
5249 |
254 |
–2173 |
13 Налог на прибыль |
7668 |
10851 |
6979 |
–689 |
14 Чрезвычайные доходы |
– |
– |
– |
– |
15 Чрезвычайные расходы |
– |
– |
– |
– |
16 Чистая рентабельность (убыточность) |
16,22 |
13,68 |
5,69 |
–10,26 |
Рентабельность продаж определяется по формуле:
где ПР – прибыль от продаж;
В – объем реализованной продукции.
Чистая рентабельность определяется по формуле:
где ПЧ – чистая прибыль;
В - объем реализованной продукции.
По данным таблицы 9 видно, что в отчетном году увеличилась выручка от реализации (+122091 тыс. руб.), себестоимость продукции (+132793 тыс. руб.) и внереализационные доходы (+2452 тыс. руб.), но уровень рентабельности продаж по сравнению с 2007 г. упал на 13,5%, чистая рентабельность на 10,26%. Деятельность организации в 2012 г. была убыточнее чем в 2010 г.
Кроме коэффициентов рентабельности продаж и чистой рентабельности для анализа собственного капитала используют следующие показатели: рентабельность всего капитала, рентабельность собственного капитала, рентабельность финансовых вложений.
По данным таблицы 10 видно, что рентабельность уменьшились по всем показателям. Так 4,89% прибыли приходится на единицу проданной продукции, что на 13,5% меньше чем в 2010 г. 5,96% прибыли остается у предприятия после выплаты налогов – на 10,25% меньше чем в 2010 г. На 11,53% уменьшился размер чистой прибыли, приходящейся на единицу выручки и составил 5,95%. Экономическая рентабельность показывает, что на предприятии снизилась эффективность использования имущества на 11,53% (=12,84%).
Таблица 10.Показатели рентабельности ООО «Волга» (2010 – 2012 гг.)
|
|
|
|
Абсолютные
отклонения |
1 Рентабельность продаж |
18,39 |
14,54 |
4,89 |
–13,5 |
2 Бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности |
16,21 |
13,68 |
5,96 |
–10,25 |
3 Чистая рентабельность |
16,21 |
13,68 |
5,95 |
–10,25 |
4 Экономическая рентабельность |
24,37 |
25,37 |
12,84 |
–11,53 |
5 Рентабельность собственного капитала |
29,42 |
42,62 |
18,98 |
–10,44 |
6 Затратоотдача |
22,54 |
17,02 |
5,15 |
–17,39 |
7 Рентабельность перманентного капитала |
29,42 |
42,62 |
18,98 |
–10,44 |
Как видно из таблицы 10 так же снизилась эффективность использования собственного капитала и составила 18,98% по сравнению с 2010 г. – 29,42%. 5,15% прибыли от продаж приходится на 1 рубль затрат (–17,39%). Произошло ухудшение в использовании капитала, вложенного в деятельность предприятия на длительный срок. Рассмотрим структуру пассива баланса ООО «Волга» за 2010-2012 гг. в таблице 11.
Таблица 11.Структура пассива баланса ООО «Волга» за 2010-2012 гг.
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. | |
Собственный капитал |
61169 |
95019 |
77083 |
Задолженность по кредитам и займам |
14129 |
64631 |
36905 |
Итого |
75298 |
159650 |
113988 |
В таблице 11 рассмотрено влияние задолженности на рентабельность организации. На анализируемом предприятии деятельность финансируется за счет собственного капитала и задолженности по кредитам и займам.
Далее, в таблице 12 показано влияние коэффициента экономической рентабельности (12,84%) на рентабельность собственного капитала в ООО «Волга» за 2010-2012 гг.
Таблица 12.Влияние коэффициента экономической рентабельности (12,84%) на рентабельность собственного капитала в ООО «Волга» за 2010-2012 гг.
|
|
|
|
Абсолютные
отклонения |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
22730 |
43051 |
12028 |
–10702 |
Выручка от продажи |
123584 |
295976 |
245675 |
122091 |
Активы, тыс.руб. |
61169 |
95018 |
77082 |
15913 |
Проценты, тыс. руб. |
0 |
0 |
0 |
0 |
Налог на прибыль (24%), тыс. руб. |
6819 |
12915 |
3608 |
–3211 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
15911 |
30136 |
8420 |
–7491 |
Собственный капитал, тыс. руб. |
61169 |
95019 |
77083 |
15914 |
Рентабельность собственного капитала, % |
26,01 |
31,72 |
10,92 |
–15,09 |
В таблице 12 показано влияние экономической рентабельности на рентабельность собственного капитала. Этот коэффициент представляет собой отношение чистой прибыли к собственному капиталу (т.е. чистая прибыль после уплаты налогов/собственный капитал).
По данным таблицы 12 видно, что доходность собственного капитала уменьшилась на 15,09%. Произошло это за счет снижения экономической рентабельности на 11,53%. Это оказало влияние на уменьшение рентабельности продаж на 13,5% и на уменьшение чистой рентабельности на 10,26%.
В практике анализа
применяется множество
Таблица 13.Расчет рентабельности собственного капитала ООО «Волга» за 2010-2012 гг.
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Выручка |
123584 |
295976 |
245675 |
Активы |
61169 |
95018 |
77082 |
Чистая прибыль |
15911 |
30136 |
8420 |
Собственный капитал |
61169 |
95019 |
77083 |
Оборот активов |
2,02 |
3,11 |
3,19 |
Рентабельность продаж |
18,39% |
14,54% |
4,89% |
Уровень самофинансирования |
1 |
1 |
1 |
Рентабельность собственного капитала |
26,00% |
31,00% |
11,00% |
Как показывают данные таблицы 13 в структуре источников финансирования организации за три года произошли изменения.
За 2012 год доля собственного капитала увеличилась на 8,11%. Соответственно, на столько же снизилась доля заемного капитала. Это снижение произошло за счет уменьшения краткосрочных обязательств на 27726 тыс. руб., а они снизились за счет суммы кредиторской задолженности на 70,95% (38448 тыс. руб.). В составе заемных средств обозначились прочие обязательства, но они не повлияли на увеличение заемного капитала.
Величина собственного капитала уменьшилась на 17936 тыс. руб. Это произошло в результате снижения нераспределенной прибыли в 2012 году. Темпы роста источников финансирования в 2011 году превышают темпы роста источников финансирования в 2012 году. В анализируемом периоде произошел перелом в соотношении собственного и заемного капитала в пользу собственного (81,12%).
По данным таблицы 13 за анализируемый период собственные оборотные средства предприятия выросли на 7262 тыс. руб. и составили в 2012 г. – 8079 тыс. руб. Положительный показатель собственных оборотных средств говорит об увеличении получаемой предприятием прибыли. Отрицательное влияние на сумму собственных оборотных средств оказало увеличение показателя незавершенного строительства на 11264 тыс. руб.
Из таблицы 13 видно, что рентабельность собственного капитала зависит от трех факторов: рентабельности продаж, оборачиваемости активов и структуры авансированного капитала.
Полученные данные говорят об уменьшении рентабельности собственного капитала.
2.3. Проблемы привлечения внешних финансовых ресурсов ООО «Волга»
Внешние средства привлекаются предприятием на строго целевой основе, что является одним из условий последующего эффективного их использования. Основными целями привлечения заемных средств предприятия являются:
а) пополнение необходимого объема постоянной части оборотных активов. В настоящее время большинство предприятий, осуществляющих производственную деятельность, не имеют возможности финансировать полную эту часть оборотных активов за счет собственного капитала. Значительная часть этого финансирования осуществляется за счет заемных средств;
б) обеспечение формирования переменной части оборотных активов. Какую бы модель финансирования активов не использовало предприятие, во всех случаях переменная часть оборотных активов частично или полностью финансируется за счет заемных средств;
в) формирование
недостающего объема инвестиционных ресурсов.
Целью привлечения заемных
г) обеспечение социально-бытовых потребностей своих работников. В этих случаях заемные средства привлекаются для выдачи ссуд своим работникам на индивидуальное жилищное строительство, обустройство садовых и огородных участков и на другие аналогичные цели.
Проанализируем состояние и движение заемного капитала ООО, для этого составим аналитическую таблицу (таблица 14).
Таблица 14.Динамика внешних финансовых ресурсов
ООО «Волга» за 2010-2012 гг.
Показатели |
Абсолютные значения, тыс. руб. |
Абсолютные отклонения, тыс. руб. |
Темп роста, % | ||||
2010 |
2011 |
2012 |
2011 к 2010 |
2012 к 2011 |
2011 к 2010 |
2012 к 2011 | |
Заемный капитал, всего |
14129 |
64631 |
36905 |
50502 |
–27726 |
457,44 |
57,1 |
– в % ко всему капиталу |
18,76 |
40,48 |
32,38 |
21,72 |
–8,1 |
– |
– |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
–в % ко всему заемному капиталу |
|
|
|
|
|
|
|
Краткосрочные обязательства, всего |
|
|
|
|
|
|
|
–в % ко всему заемному капиталу |
|
|
|
|
|
|
|
Кредиторская задолженность |
|
|
|
|
|
|
|
–в % ко всему заемному капиталу |
|
|
|
|
|
|
|
Прочие обязательства |
– |
– |
10722 |
– |
10722 |
– |
– |
–в % ко всему заемному капиталу |
|
|
|
|
|
|
|
Информация о работе Управление заемным капиталом предприятия