Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 13:29, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение сущности и механизма управления финансами РФ, его экономического и законодательного базиса, а также рассмотрение проблем его функционирования и определение перспектив его развития. Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
- определить, что представляет собой система управления финансами, обозначить ее роль и место в системе управления экономическими отношениями;
- охарактеризовать базовые функции управления финансовой системой;
- рассмотреть состав и структуру органов управления финансами, их эффективного взаимодействия в системе управления;
- выявить задачи и функции государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность;
- дать характеристику основным правовым актам, обеспечивающим правовое поле финансовой системы;
- отметить основные направления совершенствования правовой основы управления финансами в Российской Федерации;
- показать направления перестройки системы управления финансами бюджетной сферы, осуществляемой в настоящее время.
Введение……………………………………………………………………….......3
1 Понятие управления финансами……………………………………………….5
1.1 Система управления финансами…………………………………………5
1.2 Основные задачи и методы управления финансами………………….7
1.3 Эффективная организация финансовой системы………………………9
2 Правовое обеспечение системы управления финансами………………….12
2.1 Понятие финансового права и его роль в управлении финансами…12
2.2 Основные правовые акты………………………………………………13
2.3 Направления совершенствования правовой системы управления финансами в РФ………………………………………………………………….15
3 Система органов управления финансами в РФ……………………………...16
3.1 Общая характеристика органов управления финансами………………17
3.2 Высшие органы управления финансами………………………………..20
3.3 Региональные и местные органы управления финансами……………20
Заключение ………………………………………………………………………23
Список используемой литературы……………………………………………...26
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Понятие управления финансами……………………………………………….5
1.1 Система управления финансами…………………………………………5
1.2 Основные задачи и методы управления
финансами………………….7
1.3 Эффективная организация финансовой
системы………………………9
2 Правовое обеспечение системы управления финансами………………….12
2.1 Понятие финансового права и его роль в управлении финансами…12
2.2 Основные правовые акты………………………………………………13
2.3 Направления совершенствования
правовой системы управления финансами
в РФ………………………………………………………………….
3 Система органов управления финансами в РФ……………………………...16
3.1 Общая характеристика органов управления
финансами………………17
3.2 Высшие органы управления финансами………………………………..20
3.3 Региональные и местные органы управления
финансами……………20
Заключение
………………………………………………………………………23
Список
используемой литературы……………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
Тема курсовой работы является очень актуальной для сегодняшнего дня. Система управления финансами в современной экономике имеет определяющее значение для ее функционирования и развития. Сложившаяся к настоящему времени российская система управления финансами получила развитие в процессе экономических реформ перехода от планово-централизованной к рыночной экономике. В планово-централизованной экономике управление финансами осуществлялось директивно-административными методами. Проблемы финансового рынка не возникало, поскольку как такового его вообще не было.
Финансовая система и
Целью курсовой работы является изучение сущности и механизма управления финансами РФ, его экономического и законодательного базиса, а также рассмотрение проблем его функционирования и определение перспектив его развития. Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
-
определить, что представляет собой
система управления финансами,
обозначить ее роль и место
в системе управления
-
охарактеризовать базовые
-
рассмотреть состав и
-
выявить задачи и функции
- дать характеристику основным правовым актам, обеспечивающим правовое поле финансовой системы;
-
отметить основные направления
совершенствования правовой
- показать направления перестройки системы управления финансами бюджетной сферы, осуществляемой в настоящее время.
Теоретико-
1. ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ
1.1 Система управления финансами
Система управления финансами – это комплекс мер, инструментов, финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев, способствующих развитию социально-экономических процессов в обществе.
Государственное
управление финансами – одна из
главных и постоянно
Генеральная цель управления финансами – достижение финансовой устойчивости экономики и финансовой независимости государства. Конкретные цели – сбалансированность бюджета, оптимизация государственного долга, устойчивость национальной валюты, гармонизация экономических интересов государства и его граждан.
Управление финансами – это сознательное воздействие органов законодательной и исполнительной власти на финансы страны в целом и ее территорий, хозяйствующих субъектов, а также финансовые процессы, финансовую деятельность в целях достижения и поддержки макроэкономической сбалансированности, финансовой устойчивости экономики, финансового обеспечения решаемых экономических и социальных задач. [10]
Субъектами управления финансами является совокупность организационных структур власти, которые регулируют финансовые процессы в экономике (законодательные органы, принимающие законы о финансах, финансовой деятельности, и исполнительные органы, направляющие, регулирующие и контролирующие финансовые процессы на общегосударственном, региональном и местном уровнях, а также финансовый аппарат в коммерческих и некоммерческих организациях).
В соответствии со структурой финансовой системы, управление финансами по видам объектов управления подразделяют: управление финансами федеральных органов власти страны; управление финансами субъектов федерации; управление финансами муниципальных образований; управление финансами хозяйствующих субъектов (финансовый менеджмент).
К
объектам управления финансами относят
сферы финансовых отношений: государственные
финансы (бюджеты разных уровней, государственные
внебюджетные социальные фонды, государственный
кредит, фондовый рынок), страхование,
местные финансы (бюджеты муниципальных
образований, местные внебюджетные фонды),
финансы коммерческих и некоммерческих
организаций, финансы государственных
и муниципальных унитарных предприятий.
[10]
1.2 Основные методы управления финансами
К основным методам управления финансами относятся следующие:
Применительно к государственному управлению финансами финансовое планирование – это деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов.
Конкретные задачи финансового планирования определяются финансовой политикой. Это: определение объема денежных средств и их источников, необходимых для выполнения плановых заданий; выявление резервов роста доходов, экономии в расходах; установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами.
Для финансового планирования особое значение имеет прогностическая информация. Процесс получения этой информации называется прогнозированием. Прогноз – это вероятное представление о будущих событиях, основывающихся на наблюдении, теоретических обобщениях, допущениях и ограничениях.
Финансовое прогнозирование – это, прежде всего обоснование финансовых планов, предвидение финансового положения на тот или иной период времени. В теории и на практике выделяют среднесрочное (5-10лет) и долгосрочное (более 10 лет) финансовое прогнозирование.
Главной целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема ресурсов и их потребности в прогнозированном периоде. Финансовые прогнозы являются необходимым элементом и одновременно этапом в выработке финансовой политики. [11]
Финансовое регулирование социально-экономических процессов представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. Субъектами финансового регулирования выступают государственные структуры, а объектами – доходы и расходы участников общественной системы.
Основная
задача, решаемая в ходе финансового
регулирования, связана с установлением
пропорций распределения
Финансовыми регуляторами рыночного хозяйства являются: налоги и неналоговые платежи в бюджет; финансовые льготы и санкции; общие и целевые субсидии; доходы и расходы внебюджетных фондов; доходы и расходы государственных предприятий и организаций.
Финансовому
воздействию присущи прямые, косвенные
и смешанные формы
Одной из важнейших функций управления, в том числе и управления финансами, выступает контроль. Финансовый контроль призван обеспечить реализацию на практике контрольной функции финансов. Финансовый контроль, с одной стороны – одна из завершающих стадий управления финансами, а с другой он выступает необходимым условием эффективности управления ими.
Финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций за соблюдением финансово-экономического законодательства и финансовой дисциплиной в процессе формирования и использования денежных фондов на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансово-хозяйственных операций.
Конечные
цели всех видов финансового контроля
едины и заключаются в
В
Российской Федерации органы налогового
и таможенного контроля, Счетная
палата имеют отдельные полномочия
в части применения санкций в
отношении лиц, грубо нарушающих
законность и финансовую дисциплину, наносящих
государству прямой ущерб. [11]
1.3 Роль и значение рациональной организации финансовой системы в системе управления финансами
Финансовая система базируется на следующих разделах:
- организации финансовых потоков, которые обеспечивают наиболее эффективное использование денежных средств государства в интересах населения. Основные принципы – гласность в бюджетной сфере, единообразие методической базы, полнота всех поступлений в бюджет, единство кассы, осторожность в прогнозировании, достоверность отчетных сведений.
-
налоговой политике
Информация о работе Управление финансами в условиях рыночных отношений