Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 13:29, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение сущности и механизма управления финансами РФ, его экономического и законодательного базиса, а также рассмотрение проблем его функционирования и определение перспектив его развития. Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
- определить, что представляет собой система управления финансами, обозначить ее роль и место в системе управления экономическими отношениями;
- охарактеризовать базовые функции управления финансовой системой;
- рассмотреть состав и структуру органов управления финансами, их эффективного взаимодействия в системе управления;
- выявить задачи и функции государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность;
- дать характеристику основным правовым актам, обеспечивающим правовое поле финансовой системы;
- отметить основные направления совершенствования правовой основы управления финансами в Российской Федерации;
- показать направления перестройки системы управления финансами бюджетной сферы, осуществляемой в настоящее время.
Введение……………………………………………………………………….......3
1 Понятие управления финансами……………………………………………….5
1.1 Система управления финансами…………………………………………5
1.2 Основные задачи и методы управления финансами………………….7
1.3 Эффективная организация финансовой системы………………………9
2 Правовое обеспечение системы управления финансами………………….12
2.1 Понятие финансового права и его роль в управлении финансами…12
2.2 Основные правовые акты………………………………………………13
2.3 Направления совершенствования правовой системы управления финансами в РФ………………………………………………………………….15
3 Система органов управления финансами в РФ……………………………...16
3.1 Общая характеристика органов управления финансами………………17
3.2 Высшие органы управления финансами………………………………..20
3.3 Региональные и местные органы управления финансами……………20
Заключение ………………………………………………………………………23
Список используемой литературы……………………………………………...26
-
трансфертной и кредитной
Существует множество теорий об организации эффективной финансовой системы. Но все они могут остаться только теоретическими рассуждениями, ведь эффективность финансовой системы проверяется только во время экономических революций, реформ и т.д. Финансовый кризис 2008 г. стал своеобразным катализатором проверки эффективности финансовых систем национальных экономик и способности государства своевременно реагировать на изменившуюся экономическую ситуацию.
Какие меры были приняты государством РФ для стабилизации финансовой системы и как эффективно они сработали?
В 2008 году бюджетные антикризисные меры составили 1089 млрд. рублей (2,6 % ВВП), из них на укрепление финансового сектора было направлено 785 млрд. рублей, на поддержку реального сектора экономики — 304 млрд. рублей.
Меры по поддержке реальной экономики, реализованные в 2008 году:
-
меры налогово-бюджетного
- снижение налогового бремени — 220 млрд. рублей;
- поддержка отраслей — 52 млрд. рублей;
-
меры налогово-бюджетного
-
приобретение жилья для
По оценке Всемирного банка, «это позволило добиться стабилизации банковской системы в условиях крайнего дефицита ликвидности и предотвратить панику среди населения: чистый отток вкладов из банковской системы стабилизировался, начался рост валютных вкладов, удалось избежать банкротств среди крупных банков, и был возобновлён процесс консолидации банковского сектора»
На 2009 год было объявлено о бюджетных антикризисных мерах на 1834,77 млрд. рублей, из них на укрепление финансового сектора направилось 625 млрд. рублей, на поддержку реального сектора экономики — 798,3 млрд. рублей, на помощь регионам — 300 млрд. рублей, на защиту уязвимых групп населения — 111,5 млрд. рублей. Кроме того в 2008г. Государственная дума приняла ряд законопроектов по стабилизации финансовой системы
В
частности поправки разрешают размещать
средства Фонда национального
2 ПРАВОВОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ
2.1 Понятие финансового права и его роль в управлении финансами
Предметом финансового права являются управленческие отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по созданию, распределению и использованию денежных фондов государства и муниципальных образований, а также их деятельности по контролю над соблюдением установленного порядка образования, распределения и использования негосударственных финансовых ресурсов в целях обеспечения стабильности финансовой системы страны и тем самым решения всех стоящих перед государством задач, в том числе и задач охраны прав граждан.
Основные задачи и роль финансового права:
1)
Повышение роли финансовой
2)
Совершенствование финансового
контроля, в том числе укрепление
вертикального финансового
3) Совершенствование финансового законодательства:
- устранение пробелов, приведение законодательства в стройную и понятную систему. Упрощение нормативно-правовых актов в целях доступности для понимания населением;
-
совершенствование налогового
-
совершенствование бюджетного
Основной рычаг государства по аккумуляции денежных средств для обеспечения функционирования государственной власти, да и общества в целом – это налоги. Поэтому нормами финансового права регулируется институт налогов.
Кроме
того, нормами финансового права
регулируются отношения в области
государственного кредита, то есть отношения
государственного внутреннего и
внешнего долга. Этими же нормами регулируется
и страховое дело. К финансовому праву
относятся и нормы, регулирующие банковскую
деятельность, и банковский кредит. К финансовому
праву относятся также и нормы, регулирующие
денежное обращение, валютное законодательство
и законодательство о расчетах, движении
ценных бумаг. [13]
2.2 Основные правовые акты
Осуществляя финансовую деятельность, государственные органы и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения в области аккумуляции, распределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством. В таких актах и выражаются юридические (или правовые) формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.
Финансово-правовые акты – это, принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия, решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы либо служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений.
Нормы Бюджетного кодекса РФ регулируют финансовые отношения, возникающие в процессе функционирования бюджетной системы РФ, формирования доходов бюджетов всех ее уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов и расходования их средств, в ходе реализации межбюджетных отношения, осуществления бюджетного процесса на территории РФ и применения мер ответственности к нарушителям бюджетного законодательства РФ. [1]
Нормы Налогового кодекса РФ регулируют отношения по установлению, взиманию налогов и сборов на территории РФ, отношения в области налогового контроля и ответственности за совершение налоговых правонарушений. [4]
В сфере государственных и муниципальных финансов правовой основой управления финансовыми отношениями являются федеральные законы, законы субъектов РФ и нормативно-правовые акты (решения) представительных органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные правоотношения соответственно на территории Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования. Среди наиболее важных финансово-правовых актов в этой сфере следует отметить ежегодно принимаемые федеральные законы о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год.
Важное место в системе правового регулирования финансовых отношений в сфере государственных и муниципальных финансов занимают указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и ведомственные нормативно-правовые акты — приказы, письма и инструкции федеральных министерств, служб и агентств, органов исполнительной власти регионального уровня и органов местного самоуправления по финансово-бюджетным вопросам.
2.3 Направления совершенствования правовой системы управления финансами в Российской Федерации
Сегодня в сфере взаимодействия мировой экономики и финансов возникает целый спектр новейших проблем, связанных с несовершенством правовой системы управления финансами. Многие российские финансово- правовые нормы и институты оказались неэффективными при их применении в новейших финансово-правовых условиях, в которых уже давно функционирует мировая финансовая система.
Можно выделить несколько основных направлений совершенствования правовой системы управления финансами в РФ:
-
внедрение международно-
-
развитие правового
-
привязка российского
-
упорядочению правовых
-
совершенствование налоговой
Определенные
этапы развития происходят уже в
настоящее время. Сами по себе «Основные
направления налоговой
3 Система органов управления финансами в РФ.
3.1 Общая характеристика органов управления финансами
В Российской Федерации управление финансами осуществляется аппаратом управления финансами, под которым понимается совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами.
На общегосударственном уровне аппарат управления финансами представлен:
- комитетами и комиссиями в Государственной Думе и Совете Федерации;
-
аппаратом Президента
-
федеральными министерствами, руководство
которыми осуществляет
- федеральными службами и федеральными агентствами, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации (Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная таможенная служба);
- Центральным банком Российской Федерации;
-
федеральными службами и
Важнейшее
направление деятельности руководящих
органов управления финансами –
это выработка и осуществление
государственной политики, и нормативно-правовое
регулирование в сфере
На уровне субъекта Российской Федерации аппарат управления финансовой системой включает комиссию по бюджету и финансам в законодательном (представительном) органе и структуры исполнительной власти, подобные тем, что есть на федеральном уровне федеральных органов исполнительной власти.
Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации рассматривают и утверждают законы в области финансов в рамках своей компетенции:
Информация о работе Управление финансами в условиях рыночных отношений