Управление финансами в условиях рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 13:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение сущности и механизма управления финансами РФ, его экономического и законодательного базиса, а также рассмотрение проблем его функционирования и определение перспектив его развития. Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
- определить, что представляет собой система управления финансами, обозначить ее роль и место в системе управления экономическими отношениями;
- охарактеризовать базовые функции управления финансовой системой;
- рассмотреть состав и структуру органов управления финансами, их эффективного взаимодействия в системе управления;
- выявить задачи и функции государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность;
- дать характеристику основным правовым актам, обеспечивающим правовое поле финансовой системы;
- отметить основные направления совершенствования правовой основы управления финансами в Российской Федерации;
- показать направления перестройки системы управления финансами бюджетной сферы, осуществляемой в настоящее время.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3
1 Понятие управления финансами……………………………………………….5
1.1 Система управления финансами…………………………………………5
1.2 Основные задачи и методы управления финансами………………….7
1.3 Эффективная организация финансовой системы………………………9
2 Правовое обеспечение системы управления финансами………………….12
2.1 Понятие финансового права и его роль в управлении финансами…12
2.2 Основные правовые акты………………………………………………13
2.3 Направления совершенствования правовой системы управления финансами в РФ………………………………………………………………….15
3 Система органов управления финансами в РФ……………………………...16
3.1 Общая характеристика органов управления финансами………………17
3.2 Высшие органы управления финансами………………………………..20
3.3 Региональные и местные органы управления финансами……………20
Заключение ………………………………………………………………………23
Список используемой литературы……………………………………………...26

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

     - трансфертной и кредитной политике  государства

     Существует  множество теорий об организации  эффективной финансовой системы. Но все они могут остаться только теоретическими  рассуждениями, ведь эффективность финансовой системы проверяется только во время экономических революций, реформ и т.д. Финансовый кризис 2008 г. стал своеобразным катализатором проверки эффективности финансовых систем национальных экономик и способности государства своевременно реагировать на изменившуюся экономическую ситуацию.

     Какие меры были приняты государством РФ для стабилизации финансовой системы  и как эффективно они сработали?

     В 2008 году бюджетные антикризисные меры составили 1089 млрд. рублей (2,6 % ВВП), из них на укрепление финансового сектора было направлено 785 млрд. рублей, на поддержку реального сектора экономики — 304 млрд. рублей.

     Меры  по поддержке реальной экономики, реализованные в 2008 году:

     - меры налогово-бюджетного стимулирования, направленные на поддержку производителей  — 272 млрд. рублей;

     - снижение налогового бремени  — 220 млрд. рублей;

     - поддержка отраслей — 52 млрд. рублей;

     - меры налогово-бюджетного стимулирования, адресованные населению — 32 млрд. рублей;

     - приобретение жилья для военнослужащих  и для социально уязвимых групп  населения — 32 млрд. рублей.

     По  оценке Всемирного банка, «это позволило  добиться стабилизации банковской системы  в условиях крайнего дефицита ликвидности и предотвратить панику среди населения: чистый отток вкладов из банковской системы стабилизировался, начался рост валютных вкладов, удалось избежать банкротств среди крупных банков, и был возобновлён процесс консолидации банковского сектора»

     На 2009 год было объявлено о бюджетных  антикризисных мерах на 1834,77 млрд. рублей, из них на укрепление финансового  сектора направилось 625 млрд. рублей, на поддержку реального сектора  экономики — 798,3 млрд. рублей, на помощь регионам — 300 млрд. рублей, на защиту уязвимых групп населения — 111,5 млрд. рублей. Кроме того в 2008г. Государственная дума приняла ряд законопроектов по стабилизации финансовой системы

     В частности поправки разрешают размещать  средства Фонда национального благосостояния во Внешэкономбанке на депозиты до 31 декабря 2019 года на общую сумму не более 450 млрд. рублей по ставке 7 % годовых в порядке, установленном российским правительством. Аналитики, опрошенные журналом «Эксперт», позитивно оценили принятые меры: «Меры, направленные на стабилизацию финансовой системы России, безусловно, улучшат ситуацию в экономике и приведут к тому, что повысится ликвидность финансового рынка в целом, снизится напряженность на рынке межбанковского кредитования, на долговом и фондовом рынках». [15] 
 

2 ПРАВОВОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ  ФИНАНСАМИ

   2.1 Понятие финансового права и его роль в управлении финансами

     Предметом финансового права являются управленческие отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по созданию, распределению и использованию денежных фондов государства и муниципальных образований, а также их деятельности по контролю над соблюдением установленного порядка образования, распределения и использования негосударственных финансовых ресурсов в целях обеспечения стабильности финансовой системы страны и тем самым решения всех стоящих перед государством задач, в том числе и задач охраны прав граждан. 

    Основные  задачи и роль  финансового права:

    1) Повышение роли финансовой системы в период развития рыночных отношений и укрепление государственной финансовой дисциплины, посредством разработки эффективных мер, направленных на предупреждение, пресечение и выявление нарушений в сфере финансового законодательства, а также принятие ряда законодательных решений по усилению дисциплины;

    2) Совершенствование финансового  контроля, в том числе укрепление  вертикального финансового контроля  в системе исполнительной власти, ужесточение санкций за незаконное  и нецелевое использование государственных;

    3) Совершенствование финансового  законодательства:

    - устранение пробелов, приведение  законодательства в стройную и понятную систему. Упрощение нормативно-правовых актов в целях доступности для понимания населением;

    - совершенствование налогового законодательства, стимулирующее рост и увеличивающее поступления в казну;

    - совершенствование бюджетного законодательства.

     Основной  рычаг государства по аккумуляции  денежных средств для обеспечения  функционирования государственной  власти, да и общества в целом  – это налоги. Поэтому нормами финансового права регулируется институт налогов.

     Кроме того, нормами финансового права  регулируются отношения в области  государственного кредита, то есть отношения  государственного внутреннего и  внешнего долга. Этими же нормами регулируется и страховое дело. К финансовому праву относятся и нормы, регулирующие банковскую деятельность, и банковский кредит. К финансовому праву относятся также и нормы, регулирующие денежное обращение, валютное законодательство и законодательство о расчетах, движении ценных бумаг. [13] 

     2.2 Основные правовые акты

     Осуществляя финансовую деятельность, государственные  органы и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции  принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения в области аккумуляции, распределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством. В таких актах и выражаются юридические (или правовые) формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.

     Финансово-правовые акты – это, принятые в предусмотренной  форме и имеющие юридические  последствия, решения государственных  органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы либо служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений.

     Нормы Бюджетного кодекса РФ регулируют финансовые отношения, возникающие в процессе функционирования бюджетной системы РФ, формирования доходов бюджетов всех ее уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов и расходования их средств, в ходе реализации межбюджетных отношения, осуществления бюджетного процесса на территории РФ и применения мер ответственности к нарушителям бюджетного законодательства РФ. [1]

      Нормы Налогового кодекса РФ регулируют отношения по установлению, взиманию налогов и сборов на территории РФ, отношения в области налогового контроля и ответственности за совершение налоговых правонарушений. [4]

  В сфере государственных и муниципальных финансов правовой основой управления финансовыми отношениями являются федеральные законы, законы субъектов РФ и нормативно-правовые акты (решения) представительных органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные правоотношения соответственно на территории Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования. Среди наиболее важных финансово-правовых актов в этой сфере следует отметить ежегодно принимаемые федеральные законы о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год.

     Важное место в системе правового регулирования финансовых отношений в сфере государственных и муниципальных финансов занимают указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и ведомственные нормативно-правовые акты — приказы, письма и инструкции федеральных министерств, служб и агентств, органов исполнительной власти регионального уровня и органов местного самоуправления по финансово-бюджетным вопросам.

     

     2.3 Направления совершенствования правовой системы управления финансами в Российской Федерации

     Сегодня в сфере взаимодействия мировой экономики и финансов возникает целый спектр новейших проблем, связанных с несовершенством правовой системы управления финансами. Многие российские финансово- правовые нормы и институты оказались неэффективными при их применении в новейших финансово-правовых условиях, в которых уже давно функционирует мировая финансовая система.

     Можно выделить несколько основных направлений  совершенствования правовой системы управления финансами в РФ:

     - внедрение международно-правовых  норм о финансовой дисциплине  и финансовом контроле. Принятие  Федерального закона "О финансовом  контроле в РФ" позволило бы использовать международные стандарты финансового контроля. Правительство РФ смогло бы обеспечить конституционные, экономические, общественные условия налоговой политики, федеративные налогово-бюджетные отношения, управление финансовым рынком, валютное регулирование и валютный контроль.

     - развитие правового регулирования  финансового рынка и страхования  всех видов финансовых рисков  в РФ;

     - привязка российского финансового  законодательства к требованиям  международного валютного, кредитного, денежного и торгово-расчетного оборота

     - упорядочению правовых требований  к банковской системе РФ, страхованию  банковских рисков, устойчивости  государственных и частных гарантий  исполнения кредитных обязательств;

    - совершенствование налоговой политики  РФ.

    Определенные  этапы развития происходят уже в  настоящее время. Сами по себе «Основные  направления налоговой политики»  не являются нормативным правовым актом, но на основании этого документа  вносятся изменения в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Все это приводит к увеличению открытости и прогнозируемости налоговой политики государства.  

3 Система органов управления финансами в РФ.

     3.1 Общая характеристика органов управления финансами

     В Российской Федерации управление финансами осуществляется аппаратом управления финансами, под которым понимается совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами.

     На  общегосударственном уровне аппарат  управления финансами представлен:

     - комитетами и комиссиями в  Государственной Думе и Совете  Федерации;

     - аппаратом Президента Российской  Федерации;

     - федеральными министерствами, руководство  которыми осуществляет Правительство  Российской Федерации;

     - федеральными службами и федеральными агентствами, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации (Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная таможенная служба);

     - Центральным банком Российской  Федерации;

     - федеральными службами и федеральными агентствами, подведомственными федеральным министерствам: Министерству финансов Российской Федерации (Федеральная налоговая служба, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба страхового надзора, Федеральное казначейство); Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

     Важнейшее направление деятельности руководящих  органов управления финансами –  это выработка и осуществление  государственной политики, и нормативно-правовое регулирование в сфере бюджетной, налоговой, таможенной, страховой, социальной, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, других сфер в направлении обеспечения стратегических целей развития страны: повышения благосостояния населения и уменьшения бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста, усиления политической и экономической роли России в мировом сообществе.

     На  уровне субъекта Российской Федерации аппарат управления финансовой системой включает комиссию по бюджету и финансам в законодательном (представительном) органе и структуры исполнительной власти, подобные тем, что есть на федеральном уровне федеральных органов исполнительной власти.

     Органы  законодательной власти субъектов Российской Федерации рассматривают и утверждают законы в области финансов в рамках своей компетенции:

Информация о работе Управление финансами в условиях рыночных отношений