Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 13:29, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение сущности и механизма управления финансами РФ, его экономического и законодательного базиса, а также рассмотрение проблем его функционирования и определение перспектив его развития. Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
- определить, что представляет собой система управления финансами, обозначить ее роль и место в системе управления экономическими отношениями;
- охарактеризовать базовые функции управления финансовой системой;
- рассмотреть состав и структуру органов управления финансами, их эффективного взаимодействия в системе управления;
- выявить задачи и функции государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность;
- дать характеристику основным правовым актам, обеспечивающим правовое поле финансовой системы;
- отметить основные направления совершенствования правовой основы управления финансами в Российской Федерации;
- показать направления перестройки системы управления финансами бюджетной сферы, осуществляемой в настоящее время.
Введение……………………………………………………………………….......3
1 Понятие управления финансами……………………………………………….5
1.1 Система управления финансами…………………………………………5
1.2 Основные задачи и методы управления финансами………………….7
1.3 Эффективная организация финансовой системы………………………9
2 Правовое обеспечение системы управления финансами………………….12
2.1 Понятие финансового права и его роль в управлении финансами…12
2.2 Основные правовые акты………………………………………………13
2.3 Направления совершенствования правовой системы управления финансами в РФ………………………………………………………………….15
3 Система органов управления финансами в РФ……………………………...16
3.1 Общая характеристика органов управления финансами………………17
3.2 Высшие органы управления финансами………………………………..20
3.3 Региональные и местные органы управления финансами……………20
Заключение ………………………………………………………………………23
Список используемой литературы……………………………………………...26
-
о введении региональных
- о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;
- отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации;
-
о бюджете территориального
- отчет об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования;
-
о мерах государственной
Органы
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации ответственны за: выработку
финансовой политики региона; составление
проекта бюджета субъекта Российской
Федерации; организацию его исполнения;
разработку программ государственной
финансовой поддержки отдельных отраслей
и организаций региона; осуществление
государственных заимствований субъектом
Российской Федерации.
3.2 Высшие
органы управления финансами
Министерство Финансов РФ – это федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий проведение единой государственной финансовой политики и осуществляющий общее руководство организацией финансов в стране. В целях обеспечения единой государственной финансовой политики Минфин РФ направляет деятельность министерств финансов республик и финансовых органов субъектов РФ на соблюдение единых принципов финансово-бюджетного планирования, финансирования производственной и социально-культурной сфер, создания финансовой базы для комплексного социально-экономического развития соответствующих территорий.
Министерство финансов РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении служб, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.
Министерство финансов РФ выполняет следующие функции:
-
участвует в работе по
-
совместно с федеральными
-
подготавливает предложения о
распределении их между
-
организует работу по
-
разрабатывает проекты
-
обеспечивает исполнение
-
разрабатывает с участием
Основными задачами органов Федерального казначейства являются: организация, осуществление и контроль исполнения бюджета Российской Федерации; управление доходами и расходами бюджета на счетах Федерального казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы; финансовое исполнение государственных внебюджетных фондов; краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими; управление совместно с Банком России государственным внутренним и внешним долгом и его обслуживание; представление законодательным и исполнительным органам отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по бюджету, а также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации в целом. [6]
Налоговые органы РФ – единая система контроля за соблюдением налогового законодательства РФ, правильностью исчисления, полнотой и своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, а также за соблюдением валютного законодательства.
Деятельность
налоговых органов
Задачи контроля со стороны налоговых органов: выявление суммы сокрытого от налогообложения дохода, сокрытой (заниженной) прибыли; изыскание дополнительных платежей в доходы бюджета.
Налоговые органы обязаны вести в установленном порядке учет налогоплательщиков, проводить разъяснительную работу по применению налогового законодательства, информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах; обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных и взысканных сумм налогов пеней.
МНС РФ является органом валютного контроля и выполняет функции, связанные с осуществлением им валютного контроля.
Налоговые органы несут ответственность за полный и своевременный учет всех налогоплательщиков.
Единая централизованная система налоговых органов состоит из Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальных органов.
Государственный таможенный комитет РФ несет ответственность за поступление таможенных пошлин. К основным задачам Таможенного комитета относятся:
-
проведение налоговых проверок
по налогам, взимаемым
- проверка документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, взимаемых налоговыми органами;
-
приостановление операций
- взимание недоимок по налогам, а также сумм штрафов, предусмотренным налоговым законодательством [4].
На уровне хозяйствующего
3.3 Региональные и местные органы управления финансами
В соответствии со ст. 77 Конституции РФ субъекты Российской Федерации самостоятельно устанавливают систему региональных органов государственной власти на основе общих принципов, определенных федеральным законодательством. В составе администраций субъектов Российской Федерации создаются специализированные финансовые органы: министерства финансов (в республиках, а также некоторых краях и областях), департаменты финансов, комитеты по финансам и бюджету, финансовые управления и т.п. Их функции сходны с функциями Министерства финансов Российской Федерации, но в пределах компетенции исполнительных органов субъектов Российской Федерации. К основным функциям относятся: разработка региональной финансовой политики, непосредственная разработка проектов региональных бюджетов, организация их исполнения, разработка программ государственной финансовой поддержки отдельных отраслей и организаций региона, осуществление государственных заимствований субъектов Российской Федерации. Следует иметь в виду, что для осуществления последней функции в составе исполнительных органов власти субъектов РФ может быть создан специальный орган. Региональные финансовые органы также могут иметь свои подразделения на местах – как правило, финансово-казначейские управления (или филиалы). [3]
Финансовые органы субъектов РФ в отличие от финорганов, функционирующих в условиях административно-командной системы управления непосредственно не подчиняются Министерству финансов России; тем не менее, они представляют отчет об исполнении своих бюджетов в Минфин России, в координации с последним проводится кадровая работа и работа по информатизации управления финансами.
В составе многих
региональных финансовых органов созданы
собственные территориальные
Представительные органы местного самоуправления принимают решения об утверждении местного бюджета и отчета его управления, принимают решения по другим финансовым вопросам, относящимся к ведению муниципальных образований. Исполнительные органы местного самоуправления ответственны за разработку муниципальной финансовой политики, в том числе долговой, составление и исполнение местного бюджета. Как правило, в их составе действуют местные финансовые или финансово-казначейские органы. [8]
Существует четкая законодательно установленная система финансовых потоков, которая может существовать между двумя типами муниципальных образований: муниципальным районом и поселениями, расположенными в его границах:
- от бюджета муниципального района в бюджеты поселений: установление нормативов отчислений от доходов бюджетов района в бюджеты поселений; предоставление финансовой помощи и субвенций в связи с передачей поселениям полномочий органов МСУ муниципального района;
- от бюджета поселений в бюджет муниципального района: предоставление субвенций из бюджета поселения в бюджет района в связи с передачей районам своих полномочий и на решение вопросов межмуниципального характера.
Предоставление
При этом к исполнению дотационных местных бюджетов (а также бюджетов недотационных муниципальных образований, расположенных на территории региона, получающего финансовую помощь из федерального бюджета) привлекаются органы федерального казначейства и региональных казначейств. Нередко местные финансовые органы выступают филиалами финансовых органов субъектов Российской Федерации.
Совершенствование
организации управления финансами,
развитие правовой базы и использование
современных информационных технологий
являются основными направлениями обеспечения
эффективности формирования и использования
финансовых ресурсов во всех сферах финансовой
системы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества.
В управление финансами выделяются объекты и субъекты управления. Объектами выступают разнообразные виды финансовых отношений, которые образуют финансовую систему. Субъекты управления финансами – совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами – финансовый аппарат.
Резюмируя все вышесказанное, можно подвести следующие итоги:
1.
Финансовая система является
одним из составных элементов
макросистем. Ее существование
объективно обусловлено
2.Финансовая система многоуровневая. Это финансы предприятий, субъектов республики, самой республики. Их образование, распределение и использование должно соответствовать экономическим интересам указанных субъектов. В противном случае она будет не сбалансирована, что приведет к экономической нестабильности.
Информация о работе Управление финансами в условиях рыночных отношений