Управление финансовыми результатами деятельности предприятия на примере ООО«Хлебокомбинат Сернурского райпо», п.Сернур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 12:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель анализа состоит в том, чтобы оценить финансовые результаты предприятия, а также, чтобы постоянно проводить работу, направленную на их улучшение. Анализ финансовых результатов показывает, по каким конкретным направлениям надо вести эту работу. В соответствии с этим результаты анализа дают ответ на вопрос, каковы важнейшие способы улучшения прибыли предприятия в конкретный период его деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….…...
3
1. Теоретические аспекты управления финансовыми результатами деятельности предприятия ………………..........................................................................
5
1.1. Экономическая сущность управления финансовыми результатами деятельности предприятия …………......................................................................................
5
1.2. Информационная база анализа финансовых результатов……………………….
7
1.3 Управление финансовыми результатами…………………………………………
10
1.4 Методика оценки управления финансовыми результатами……………………...
12
2. Оценка эффективности управления финансовыми результатами деятельности ООО «Хлебокомбинат Сернурского райпо»……………………………..
21
2.1. Общая характеристика деятельности предприятия ……………………………..
21
2.2.Оценка финансового состояния ……………………………………………..….....
26
2.3.Характеристика и оценка эффективности управления финансовыми результатами ……………………….........................................................................................
32
2.3.1. Анализ уровня и динамики финансовых результатов …………………
32
2.3.2. Факторный анализ прибыли от продаж…………………………………
38
3. Совершенствование управления финансовыми результатами деятельности предприятия………………………………………………………………………………….
42
3.1.Оценка управления издержками предприятия на основе операционного анализа «издержки-объем-прибыль»……………………………………………………………………….
42
3.2. Обоснование увеличения финансовых результатов за счет использования банковского кредитования ……………………………………………………….................
45
Заключение……………………………………………………………………………….
50
Список использованной литературы…………………………………………………...
52
Приложения………………………………………………………………………………
54

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ФМ 2012 (2).docx

— 368.69 Кб (Скачать файл)

2. Показатели, характеризующие  конъюнктуру рынка. Система показателей  данной группы является необходимой  для оценки, анализа и принятия  решений в области ценовой  политики и доходов по операционной  деятельности, привлечения капиталов  из внешних источников, определения  затрат по обслуживанию дополнительно  привлекаемого капитала, формирования  портфеля долгосрочных финансовых  вложений, осуществления краткосрочных  финансовых вложений. В состав  этих показателей включаются  объемы продаж, эластичность по  цене и доходу, кредитные проценты  в зависимости от сумм и  сроков предоставления.

3. Показатели, характеризующие  деятельность конкурентов и контрагентов. Система информационных показателей  этой группы используется для  осуществления оперативного анализа  и регулирования отдельных аспектов  формирования и использования  прибыли. К ним относятся цены  на сырье, комплектующие, материалы,  на продукцию конкурентов, на  товары-заменители, рентабельность  хозяйственной деятельности конкурентов  и контрагентов.

К внутренним источникам информации относятся:

1. Показатели финансового учета  предприятия. Среди этих показателей  можно отметить следующие: масса  годовой валовой прибыли, прибыли  от продаж, прибыли до налогообложения,  чистой прибыли.[13, с 105]

 На основе этих показателей  осуществляется обобщенный анализ, прогнозирование и текущее планирование  прибыли. Источником данной информации  являются данные финансовой отчетности. Преимуществом показателей финансовой  отчетности является их унификация, что позволяет использовать типовые  методики анализа и алгоритмы  финансовых расчетов по отдельным  вопросам формирования и использования  прибыли. Данная информация обеспечивает  высокую степень надежности и  регулярности сведений, а также  сопоставимость с показателями  других предприятий. Недостатком  финансовой отчетности является  обобщенность информации в целом  по предприятию, выражение ее  только в стоимостных измерителях.

2. Показатели управленческого  учета. Этот вид учета получил  развитие в связи с переходом  к общепринятым в международной  практике стандартам бухгалтерского  учета. Он представляет собой  систему учета всех необходимых  показателей, формирующих информационную  базу оперативных управленческих  решений. Управленческий учет  включает не только стоимостные,  но и натуральные показатели. Он может быть структурирован  в любом разрезе:

- по центрам ответственности  (центрам затрат, дохода прибыли,  инвестиций);

- по видам деятельности (производственная, инвестиционная, финансовая);

- по видам продукции  (по групповой номенклатуре или  отдельным видам);

- по видам ресурсов (материальные, нематериальные, трудовые, финансовые);

- по регионам деятельности (если  для предприятия характерна региональная  диверсификация деятельности) [14, с.403].

3. Нормативно-справочные  показатели. Основу этой системы  показателей составляют различные  нормы и нормативы, разработанные  в рамках самого предприятия  – нормативы численности, нормативы  затрат времени, нормативы обслуживания, нормативы удельных расходов  сырья и материалов и т.д.  Эта система показателей дополняется  различными справочно-нормативными  показателями, действующими в целом  в стране или в отрасли: нормы  амортизационных отчислений, нормы  отчислений прибыли в резервный  фонд, ставки налогов, сроки уплаты  налогов, проценты за кредит  и т.д.

Использование всех представляющих интерес показателей, формируемых  из внешних и внутренних источников, позволяет создать на каждом предприятии  целенаправленную систему информационного  обеспечения, ориентированную не только на эффективное текущее и оперативное  управление формированием и использованием прибыли, но и на принятие стратегических решений.

Но не все источники  информации могут быть доступны, поскольку  в настоящее время анализ финансовых результатов затруднен в связи  с коммерческой тайной, засекречиванием, а иногда и искажением результатов  его функционирования.

Анализ финансовых результатов  деятельности промышленного предприятия  проводят по данным бизнес-планов, бухгалтерской  и статистической отчетности, текущего бухгалтерского учета, других источников информации.

Поэтому необходимо отметить, что основным источником анализа  финансовых результатов является бухгалтерская  отчетность, а именно Отчет о прибылях и убытках (форма № 2), который  составляется предприятиями всех форм собственности и отраслей. Аналитическая  ценность этой формы заключается  в том, что в ней последовательно  показывается формирование и использование  прибыли, начиная с выручки от продажи и заканчивая чистой прибылью. При этом данные приводятся не только за отчетный, но и за аналогичный  период прошлого года.

Немаловажными источниками  информации анализа финансовых результатов  деятельности предприятия являются и такие отчетные формы бухгалтерского учета, как Бухгалтерский баланс (форма № 1), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), Пояснительная  записка и др.

Применение всех источников информации (или большей их части) в совокупности позволяет осуществить  более полный анализ проблемы и сделать  соответствующие выводы.

 

1.3. Управление  финансовыми результатами

Под управлением финансовыми  результатами предприятия понимают комплекс мероприятий по управлению кредитно-денежными отношениями  предприятия, реализуемых в определенном порядке ответственной структурой для решения взаимосвязанных  задач восстановления, укрепления и  расширения финансов [15,с. 124].

Текущие задачи по управлению финансовыми результатами определяются хозяйственной деятельностью предприятия, зафиксированной практически в  каждом уставе: улучшение финансовых результатов или максимизация прибыли.

К конкретным задачам по улучшению финансового результата относятся:

– оптимизация затрат (оценка размеров и структуры, выявление  резервов, рекомендации по снижению);

– оптимизация доходов (соотношение  прибыли и налогов, распределение  прибыли и др.);

– реструктуризация активов  предприятия (выбор и обеспечение  разумного соотношения текущих  активов);

– обеспечение дополнительных доходов предприятия (от непрофильной реализационной и финансовой деятельности, реструктуризации имущественного комплекса  – «сброса» излишних видов имущества, основных фондов, долгосрочных финансовых вложений);

– совершенствование расчетов с контрагентами (повышение денежной составляющей в объеме продаж);

– совершенствование финансовых взаимоотношений с другими организациями (поставщиками, кредиторами, государственными структурами).

Соотношение этих задач путём  построения «дерева целей» и выделения  приоритетов должно определяться по результатам финансовой политики.

Таким образом, можно определить основные объекты при управлении финансовыми результатами:

– регулирование финансовых результатов производственной деятельности (определение оптимальных вариантов  формирования элементов себестоимости  производства, распределения затрат, ценообразования, налогообложения);

– управление активами –  деятельность, связанная с формированием  имущества предприятия.

Имущественные процессы, прежде всего, связаны с инвестициями, направленными  предприятием на техническое развитие (реконструкция, обновление технологического оборудования, освоение новых видов  продукции, строительство и ремонт недвижимого производственного  имущества и т.д.), финансовыми  инвестициями (приобретение ценных бумаг, создание дочерних предприятий и  т.д.), финансирование текущей производственной деятельности, маневрированием временно свободными денежными средствами, а  также с обратными процессами – использованием, ликвидацией объектов имущественного комплекса, их реализацией. В связи с этим перед финансовым менеджером стоят взаимосвязанные  и разнонаправленные задачи –  с одной стороны, выбор наиболее выгодного варианта инвестиций, а  с другой – постоянный контроль за эффективным использованием существующего  имущественного комплекса [16, с.154].

Действительно, управление финансовыми результатами нельзя назвать  эффективным, если даже при осуществлении  успешной текущей инвестиционной деятельности не уделяется внимание «балласту» в  существующих активах предприятия: финансовые вложения, не приносящие доход, неиспользуемые основные средства, излишки  материальных запасов, замороженное капитальное  строительство и т.д. От излишних материальных ценностей необходимо избавляться всеми возможными средствами, так как, во-первых, их реализация обеспечивает дополнительный приток денежных средств, которых, как правило, не хватает, во-вторых, это ведет к снижению затрат на их содержание и, в-третьих, снижает  налоговое бремя в части налога на имущество.

Управление источниками  финансовых ресурсов – управление собственным и заемным капиталом. В качестве источников финансовых ресурсов на любом предприятии используются как собственные, так и заемные  средства. Финансовый менеджер должен выбирать источники, предварительно оценив стоимость этих ресурсов, степень  финансового риска, возможные последствия  на финансовое состояние предприятия. И здесь перед финансовым менеджером постоянно встает ряд важных вопросов: за счет каких источников покрыть  недостаток денежных средств, каково должно быть соотношение заемных и собственных  средств, какая степень риска  привлечения заемных средств  допустима, какие будут последствия  от привлечения тех или иных источников средств [15, с. 127].

Привлечение заемных финансовых ресурсов сопряжено с анализом эффективности  производства. Если рентабельность производства выше банковского процента, то привлечение кредитов выгодно, так как расширение производства в связи с привлечением заёмного капитала увеличивает общую массу прибыли. И наоборот, если банковский процент выше уровня рентабельности производства, то не только вся полученная прибыль, но и часть собственных средств идет на погашение платы за использование заёмных средств. Поэтому для низко рентабельных предприятий целесообразно привлекать заёмные средства не для решения текущих проблем, а в качестве долгосрочных инвестиций под эффективные проекты [17, с.240].

То же самое относится  и к задолженности предприятия  перед бюджетом и внебюджетными  фондами – после наступления  срока платежей задолженность можно  рассматривать как платное кредитование предприятия государством.

Кредиторскую задолженность  перед персоналом и поставщиками (в силу сложившейся договорной практики в договорах, как правило, не оговариваются  штрафные санкции за просрочку платежей) можно рассматривать как относительно дешевые источники финансовых ресурсов. Относительность определяется косвенными последствиями.

В первом случае при накапливании задолженности, поставщики могут прекратить поставки, и предприятию придется искать альтернативных, зачастую более  дорогих поставщиков. При увеличении срока задержки выплаты заработной платы нарастает социальная напряженность, увеличивается вероятность забастовочного движения, срыва производственной программы, оттока квалифицированного персонала.

Таким образом, именно финансовый менеджмент на микроуровне должен стать  ключевым для стабилизации состояния  каждого предприятия и российской экономики в целом, поскольку  именно рационально организованные финансовые потоки, как кровь живого организма, позволяют функционировать  экономической структуре во всех сферах хозяйственной деятельности – снабжении, производстве, сбыте, трудовых взаимоотношениях [16, с.156].

 

1.4. Методика оценки управления финансовыми результатами

Показатели финансовых результатов  характеризуют эффективность хозяйствования предприятия в абсолютной оценке. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми  участниками коммерческой деятельности. В связи с этим анализ каждого  элемента прибыли имеет важное значение как для самого предприятия в  целом, так и для разных групп  лиц, заинтересованных в деятельности предприятия. Так, для руководства  такой анализ позволяет определить перспективы развития предприятия, так как прибыль является одним из важнейших источников финансирования текущей и инвестиционной деятельности.

Анализ финансовых результатов  деятельности предприятия включает в себя:

1) горизонтальный анализ  — изучение изменений по каждому  показателю за анализируемый  период;

2) вертикальный анализ  — анализ структуры показателей  прибыли и их структурной динамики;

3) факторный анализ —  выявление источников и факторов  роста прибыли и их количественную  оценку;

4) оценку динамики показателей  рентабельности.

В анализе используются следующие  показатели прибыли: балансовая прибыль, прибыль от реализации продукции (работ, услуг), прибыль от прочей реализации, внереализационные результаты (доходы и расходы от внереализационных  операций), налогооблагаемая  прибыль,  чистая  прибыль.

Балансовая прибыль представляет собой часть балансовой прибыли, которая служит базой для расчета  налога, подлежащего внесению  в  бюджет.

Чистая прибыль - это та прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и отчислений в благотворительные     фонды.

Информация о работе Управление финансовыми результатами деятельности предприятия на примере ООО«Хлебокомбинат Сернурского райпо», п.Сернур