Финансовая модель организации: специфика финансирования имущества организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 12:04, курсовая работа

Краткое описание

Задачи работы:
1. Рассмотреть содержание, формы и принципы модели предприятия.
2. Изучить особенности финансовой модели в деятельности предприятия.
3. Произвести выбор альтернативной методики финансовой модели предприятия.
4. Провести анализ комплексного управления активами и пассивами по критерию наличия СОС

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретические аспекты финансового моделирования предприятия 7
1.1 Содержание, формы и принципы модели предприятия 7
1.2 Особенности финансовой модели в деятельности предприятия 17
1.3 Выбор альтернативной методики финансовой модели предприятия 29
Глава 2 Источники финансирования активов (имущества) предприятия 49
2.1 Классификация источников финансирования 49
2.2 Правила финансирования активов 54
Глава 3 Комплексное управление активами и пассивами по критерию наличия СОС 60
3.1 Собственные оборотные средства 60
3.2 Текущие финансовые потребности 73
3.3 Денежные средства 81
Заключение 85
Список литературы 86
Глоссарий 88

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 701.00 Кб (Скачать файл)

Метод, как инструмент, с помощью которого изучается  предмет финансового менеджмента, или происходит управление финансовой деятельностью фирмы, в широком смысле понимается как система теоретико-познавательных категорий, базовых (фундаментальных) концепций, научного инструментария, а также регулятивных принципов управления финансовой деятельностью субъектов хозяйствования.

На ранних этапах развития бизнеса управление финансами предприятий  осуществлялось в основном на основе интуиции и опыта менеджеров, без  применения формализованных методов. По мере усложнения характера деловых отношений (роста числа компаний, отраслей, ужесточения конкурентной борьбы, появления новых оргструктур управления и других факторов), подобный подход становился неприемлемым. Современные средства обработки информации сделали возможным осуществление множественных расчетов в режиме имитационного моделирования, а также выбор наиболее эффективных вариантов действий, комбинации факторов и других альтернатив. Очевидно, что процесс принятия управленческих решений финансового характера в настоящее время в большей степени основывается на формальных индикаторах, методах, моделях.

Любая социально-экономическая  система, к каковым относится  и любое предприятие, представляет собой механизм, функционирование которого вариабельно из-за воздействия большого количества внешних и внутренних факторов, в том числе, носящих субъективный характер. Таким образом, реальный процесс управления финансами можно охарактеризовать как своеобразный сплав неформализуемого и формализуемого начал. Нахождение оптимального сочетания неформализуемого и формализуемого является одной из основных задач внедрения управления предприятием в целом, и финансами в частности.

Методы финансового  менеджмента условно можно разделить  на три группы: общеэкономические  методы; инструментальные (количественные) методы принятия управленческих решений; специальные методы. Рассмотрим их общую характеристику.

К группе экономических  методов относятся следующие: кредитование, ссудозаемные операции, система кассовых и расчетных операций, система страхования, система расчетов, система финансовых санкций, трастовые операции, трансфертные операции, система производства амортизационных отчислений, система налогообложения и другие. Общая логика таких методов, их основные параметры, возможность или обязательность их исполнения задаются централизованно в рамках системы государственного управления, а вариабельность их применения ограничена.

В группу инструментальных (количественных) методов входят методы прогнозирования, факторный анализ, методы финансовой математики, моделирование и другие методы. Число инструментальных методов очень велико, и наиболее важными для финансового менеджмента являются следующие их подгруппы: методы факторного анализа, методы прогнозирования, методы теории принятия решений. Дадим их краткую характеристику.

Под факторным анализом понимается процесс выявления причинно-следственной связи, идентификации и оценки значимости участвующих в ней факторов. В  ходе факторного анализа целью исследователя  является идентификация факторов, оказывающих  позитивное или негативное влияние на результативные показатели; а по результатам анализа разрабатываются меры, способствующие усилению воздействия одних и снижению воздействия других факторов. Определение факторов может осуществляться неформализовано, когда их совокупность устанавливается на интуитивной основе. Тем не менее, основным вариантом является формализованный анализ, в основе которого лежит применение двух моделей – стохастических и жестко детерминированных.

Важную роль в финансовом менеджменте играют прогнозы и ориентиры; например, прогноз объема реализации, себестоимости продукции, потребности в источниках финансирования, величины денежных потоков и других величин. Следует отметить, что прогнозирование, как один из методов финансового менеджмента, сводится не только к расчету ориентиров для критериев, имеющих количественное измерение, но также понимается как метод выявления оптимальных вариантов действий.

Наибольшее распространение  получили следующие методы прогнозирования: методы экспертных оценок, методы обработки пространственных, временных и пространственно-временных совокупностей; а также методы ситуационного анализа и прогнозирования.

Далее рассмотрим группу методов теории принятия решений, из общего названия которых видно, что  их основное назначение состоит в обосновании управленческих решений. В методах данной группы объединяются качественное и количественное начала, то есть опыт и интуиция аналитика, а также необходимость и целесообразность учета некоторых ограничений, предусматриваемых используемым инструментарием и условиями внешней среды. К основным методам в рассматриваемой группе относятся следующие: методы имитационного моделирования, метод построения дерева решений, метод анализа чувствительности.

Специальные методы по критериям  регулируемости и обязательности применения занимают промежуточное положение между первыми двумя группами. К ним относятся: дивидендная политика, финансовая аренда, факторинговые операции, франчайзинг, фьючерсы и другие.

В финансовом менеджменте  широко применяются различные виды моделей. Модель представляет собой копию или аналог изучаемого процесса, предмета или явления, отображающая существенные свойства моделируемого объекта с точки зрения цели исследования. В экономической науке существует множество типов классификации моделей. Так, широко распространены дескриптивные, нормативные, предикатные модели; жестко детерминированные и стохастические модели; балансовые модели и другие виды.

В финансовом менеджменте  различные виды моделей применяются  для описания имущественного и финансового состояния предприятия; характеристики стратегии финансирования деятельности предприятия, либо отдельных ее видов; управления активами и обязательствами; прогнозирования финансовых показателей; факторного анализа и других целей.

Многие модели количественного финансового анализа позаимствованы из математики, и с позиции теории построение таких моделей сопровождается рядом предпосылок, носящих теоретический характер и, в известной степени, далеких от реальности. Например, при характеристике рынков капитала – это допущения об однородности ожиданий участников рынка, бесконечной делимости финансовых титулов, отсутствия транзакционных издержек, наличия определенных свойств функции полезности и некоторые другие. При построении моделей факторного анализа очевидна условность в обособлении некоторой группы факторов и, в то же время, игнорировании других факторов.

Такая условность не должна представлять проблемы при управлении финансами, так как цель таких  моделей состоит в пояснении  и обосновании логики процессов, протекающих на рынках капитала, предприятии, его взаимоотношениях с контрагентами. Следует отметить, что принятие конкретных решений финансового характера в значительной степени основывается на неформализованных субъективных методах, использование которых, тем не менее, не исключает учета формализованных алгоритмов и расчетов.

Перейдем к рассмотрению основных характеристик отдельных  моделей, которые, прежде всего, используются при анализе финансово-хозяйственной  деятельности предприятия.

Дескриптивные модели – модели описательного характера, являющиеся основными при оценке имущественного и финансового состояния предприятия. К ним относятся:

  • построение системы отчетных балансов;
  • представление финансовой отчетности в аналитических разрезах;
  • вертикальный и горизонтальный анализ отчетности;
  • расчет аналитических коэффициентов;
  • аналитические записки к отчетности.

Все перечисленные модели основаны на использовании информации бухгалтерской отчетности.

Вертикальный анализ базируется на ином представлении бухгалтерской отчетности, а именно, в виде относительных величин, характеризующих структуру обобщающих итоговых показателей. Неотъемлемым элементом анализа являются динамические ряды этих величин, позволяющие отслеживать и прогнозировать структурные сдвиги в составе хозяйственных средств и источников их финансирования.

Горизонтальный анализ позволяет определить тенденции  изменения отдельных статей, либо их групп, входящих в состав бухгалтерской  отчетности. Данный анализ основан  на исчислении базисных темпов роста балансовых статей или статей отчета о прибылях и убытках.

Система аналитических  коэффициентов является ведущим  элементом анализа финансового  состояния предприятия, применяемый  различными группами пользователей  информации (менеджерами, аналитиками, акционерами, кредиторами, инвесторами). Существует множество таких показателей, для удобства изучения их можно разделить на несколько групп. Как правило, выделяются группы показателей, позволяющие дать комплексную оценку предприятия по следующим направлениям:

  • имущественный потенциал,
  • ликвидность и платежеспособность,
  • финансовая устойчивость,
  • прибыльность и рентабельность,
  • внутрифирменная эффективность,
  • рыночная привлекательность.

Предикатные модели прогностического, предсказательного характера используются в целях прогнозирования доходов предприятия и его будущего финансового состояния. Наиболее распространенными методами данной группы являются следующие:

  • расчет точки критического объема продаж;
  • построение прогностических финансовых отчетов;
  • модели динамического анализа (жестко детерминированные факторные модели и регрессионные модели),
  • модели ситуационного анализа.

Нормативные модели, позволяющие  сравнить фактические результаты деятельности предприятия с ожидаемыми, используются, в основном, во внутреннем финансовом анализе. Их сущность сводится к формированию определенных группировок и аналитических разрезов (к примеру, по технологическим процессам, видам изделий, центрам ответственности), последующему установлению нормативов по выбранным статьям доходов и расходов и анализу отклонений фактических данных от нормативных. В большей степени анализ основан на применении системы жестко детерминированных факторных моделей.

В финансовом анализе  и менеджменте разработаны некоторые  модели, содержащие ключевые признаки каждой из трех перечисленных групп моделей. В качестве примера можно привести прогнозную отчетность, как модель ожидаемого состояния фирмы. Данная модель используется западными компаниями как элемент текущего финансового планирования, либо в целях оценки вероятного банкротства. В каждой из этих ситуаций построение прогнозной отчетности происходит в рамках имитационного моделирования, то есть построения отчетности в контексте различных вариантов развития событий, описываемых теми или иными значениями ключевых параметров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Особенности финансовой модели в деятельности предприятия

 

Одной из особенностей финансовой устойчивости предприятия является наличие у него финансовых ресурсов, необходимых для развития производства. Сами же финансовые ресурсы могут быть сформулированы в достаточном размере только при условии эффективной работы предприятия, обеспечивающей получение прибыли. В рыночной экономики именно рост прибыли создает финансовую базу, как для самофинансирования текущей деятельности, так и для осуществления воспроизводства. За счет прибыли предприятие не только погашает свои обязательства перед бюджетом, банками, страховыми компаниями и другими предприятиями и организациями, но и инвестирует средства в капитальные затраты. При этом для достижения и поддержания финансовой устойчивости важна не только абсолютная величина прибыли, но и ее уровень относительно вложенного капитала или затрат предприятия, то есть рентабельности (прибыльности).

Величина и динамика рентабельности характеризуют степень  деловой активности предприятия и его финансовое благополучие.

Вторая особенность  финансовой устойчивости предприятия  является его способность развиваться  в условиях изменяющейся внутренней и внешней среды. Для этого  предприятие должно обладать гибкой структурой финансовых ресурсов и при необходимости иметь возможность привлекать заемные средства, то есть быть кредитоспособными.

Кредитоспособным является предприятие при наличии у  него предпосылок для получения  кредита и способности своевременно возвратить ссуду с уплатой причитающихся процентов за счет прибыли и других финансовых ресурсов.

Кредитоспособность тесно  связана с финансовой устойчивостью  предприятия. Она характеризуется  тем, насколько аккуратно (т.е. в установленный  срок и в полном объеме) рассчитывается предприятие по ранее полученным кредитам, обладает ли оно способностью при необходимости мобилизовать денежные средства из разных источников и т.д. Но главное, чем определяется кредитоспособность – это текущее финансовое положение предприятия, а также возможные перспективы его изменения. Если у предприятия падает рентабельность, оно становится менее кредитоспособным, изменение финансового положения предприятия в худшую сторону в связи с падение рентабельности может повлечь за собой и более тяжелые последствия из-за недостатка средств – снижение платежеспособности и ликвидности. Возникновение при этом кризиса наличности приводит к тому, что предприятие превращается в «технически неплатежеспособное», а это уже может рассматриваться как первая ступень на пути к банкротству и служит для кредиторов поводом для соответствующих правовых действий.

Информация о работе Финансовая модель организации: специфика финансирования имущества организации