Финансовая оценка эффективности деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 14:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания данной курсовой работы: разработка рекомендаций по повышению эффективности функционирования Молочный завод.
Исходя из поставленной цели, в работе определены и решены следующие задачи:
1.изучить теоретические основы финансовой эффективности функционирования предприятия, а именно финансовые показатели, такие как прибыль и рентабельность;
2. систематизировать полученную информацию;
3.дать организационно–экономическую характеристику Молочный завод;
4. провести анализ уровня и динамики финансовых результатов, используя при этом данные бухгалтерской отчетности анализируемого предприятия;
5. провести анализ показателей рентабельности и факторов на них влияющих;
6.предложить основные направления эффективности функционирования предприятия.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы финансовой оценки эффективности функционирования предприятия 5
1.1 Прибыль, как основной показатель эффективности деятельности предприятия 5
1.2 Показатели рентабельности и их значение для оценки эффективности функционирования предприятия 12
1.3 Основные факторы, влияющие на прибыль и рентабельность 15
2. Финансовая оценка и анализ эффективности функционирования Молочный завод 18
2.1 Организационно-экономическая характеристика Молочный завод 18
2.2 Анализ и оценка уровня и динамики финансовых результатов 24
2.3 Анализ показателей рентабельности Молочный завод 31
3. Направления повышения эффективности функционирования Молочный завод 44
Заключение 47
Список использованных источников 50

Вложенные файлы: 1 файл

финансовая оценка эффективности деятельности предприятия.doc

— 537.50 Кб (Скачать файл)
lign="justify">     PR=V *(Ц –С)= PR =107445*(1,0223 – 0,602)=45159,134

     PR3= PR – PR2=10787,478 

     Общее влияние:  

     PR= PR2008 – PR2007= PR1 + PR2 + PR3=19350,2 
 
 
 
 

     Таблица №4

     Анализ  прибыли от продаж продукции Молочный завод за 2009 год.

Показатели 2008 год 2009 год Изменение, (+,-)
Выручка, тыс.руб. 109842 195093 +85251
Себестоимость, тыс.руб. 64683 121088 +56405
Объем реализации в натуральном выражении, ц 107445 187786 +80341
Цена  за единицу, тыс.руб/ц 1,0223 1,0389 +0,0166
Себестоимость за единицу, тыс.руб./ц 0,602 0,6448 +0,428
Прибыль, тыс.руб. 45159,134 74006,463 +28847,329
 

     PR=V*(Ц – С)

     PR2009=V *(Ц –С)=187786*(1,0389-0,6448)=74006,463

     PR2008=V *(Ц –С)= 107445*(1,0223 – 0,602)=45159,134

     PR= PR2009 – PR2008=28847,329 

     1. Объем реализации в натуральном  выражении: 

     PR=V *(Ц –С)= 187786*(1,0223 – 0,602)=78926,456

     PR1= PR2008 – PR2007=33767,322 

     2. Цена: 

     PR=V *(Ц –С)= 187786*(1,0389 – 0,602)=82043,703

     PR2= PR – PR1=3117,247 

     3. Себестоимость: 

     PR=V *(Ц –С)= PR =187786*(1,0389-0,6448)=74006,463

     PR3= PR – PR2=-8037,24 

     Общее влияние:  

     PR= PR2008 – PR2007= PR1 + PR2 + PR3=28847,329 

     Таким образом, наиболее значительное влияние на величину прибыли от продаж продукции Молочный завод оказал фактор изменения себестоимости, причем в 2009 году влияние данного фактора было негативным (-8037,24); фактор изменения цен, который в 2009 году увеличил свое влияние. Однако увеличение объема реализации (19351,2 до 33767,322) оказало положительное влияние на величину прибыли. В целом, суммарное влияние всех факторов составило 28847,329.

2.3 Анализ показателей рентабельности Молочный завод

 

     Одним из результирующих показателей эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия являются различные показатели рентабельности. В рыночных условиях наиболее часто используются показатели рентабельности капитала, продукции и продаж. Первая группа показателей рентабельности представляет собой различные соотношения прибыли и вложенного капитала (собственного, инвестированного и т.д.). Наиболее общим является показатель рентабельности активов (капитала) (Ра, ROA): 

         Пч (Ф. №2, стр.190)

     ROA=-------------------------*100%, (1)

         Аср. (Ф. №1, 300) 

     Где ROE- рентабельность активов, %;

     Пч - прибыль в распоряжении предприятия (чистая прибыль) (Ф. №2, стр.190);

     Аср- средняя величина активов (расчет по данным баланса или учетных регистров) (Ф. №1, 300).

     Этот  показатель показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного в активы. Он может рассчитываться как в целом по предприятию, так и сводится в среднем по отрасли.

     Рентабельность  собственного капитала (Рск или ROE) выражается формулой: 

         Пч (Ф. №2, стр. 190)

     ROE=---------------------------*100%, (2)

         Кср. (Ф. №1, стр. 490) 

     Где ROE – рентабельность собственного капитала (акционерного капитала);

     Пч - прибыль в распоряжении предприятия (чистая прибыль) (Ф. №2, стр. 190);

     Кср. – средняя величина собственного капитала (Ф. №1, стр. 490).

     Данный  показатель показывает эффективность  использования собственного капитала.

     Кроме вышеперечисленных показателей  рентабельности на предприятии рассчитываются показатели рентабельности продаж (Рп или ROS): 

         Ппр (Ф. №2, стр. 050)

     ROS=------------------------------*100%, (3)

         В (N) (Ф. №2, стр. 010) 

     Где ROS – рентабельность продаж,

     Ппр – прибыль от продаж (Ф. №2, стр. 050),

     В (N) – выручка о реализации (продаж) (Ф. №2, стр. 010).

     Данный  показатель показывает, сколько прибыли приходится на одну единицу реализованной продукции.

     Если  предприятие ориентирует свою деятельность на перспективу, ему необходимо разработать  инвестиционную политику (под инвестированием  в данном случае понимается долгосрочное финансирование). Информация о средствах, инвестированных в предприятие, может быть рассчитана но данным баланса как сумма собственных источников средств и долгосрочных обязательств (или, что то же самое, как разность общей суммы активов и краткосрочных обязательств).

     Рентабельность инвестиций (Ри) рассчитывается следующим образом: 

         Пдн (Ф. №2, стр. 140)

     Ри=----------------------------------------------------*100%, (4)

         (Б-Ок) (Ф. №1, стр. 700; Ф. №1, стр. 690)

     Где Пдн – прибыль до налогообложения (Ф. №2, стр. 140),

     Б- валюта баланса (Ф. №1, стр. 700),

     Ок  – краткосрочные обязательства (Ф. №1, стр. 690).

     Показатель  рентабельности инвестиций рассматривается  в практике финансового анализа  как способ оценки «мастерства» финансовых менеджеров по управлению инвестициями. Поскольку руководство предприятия не может влиять на величину уплачиваемых налогов на прибыль, для более точного расчета показателя в числителе используется величина прибыли до уплаты налогов на прибыль. Финансовые менеджеры не только контролируют изменение рентабельности продаж, но и рентабельность производства отдельных видов продукции (Рпрод).

     В том случае прибыль (убыток) от продаж отдельных видов продукции (Ппр) относится к полной себестоимости этой продукции (ПС). 

           Ппр (Ф. №2, стр. 050)

     Р прод=---------------------------------*100%, (5)

           ПС (Ф. №2, стр. 020) 

     Далее на примере реальных отчетных данных Молочный завод рассчитаем динамику показателей рентабельности (табл. 6). 
 
 
 

     Таблица №6

     Расчет  показателей рентабельности Молочный завод (по данным баланса и отчета о прибылях и убытках за год) (в тыс. руб.)

п/п

Показатель 2007 год 2008 год 2009 год Отклонение
2008/2007 2009/2008
(+/-) % (+/-) %
I Данные  для расчета            
1 Выручка(нетто) от продаж 64784 109842 195093 +45058 165,55 +85251 177,61
2 Полная себестоимость проданной продукции 38976 64683 121088 +25707 165,96 +56405 187,2
3 Прибыль (убыток) от продаж 9722 13442 29166 +3720 138,26 +15726 216,99
4 Прибыль до налогообложения 5883 7339 18692 +3456 189,0 +11353 254,69
5 Чистая прибыль 3888 4701 12083 +813 120,9 +7382 257,0
6 Активы 44297,5 53611 73484 +9313,5 +19873 135,98 137,1
7 Собственные средства 39424,5 41735,5 48287 +2311 +6551,5 105,86 115,7
8 Краткосрочные обязательства 4480,5 11127,5 23979,5 +6647 +12852 248,35 215,5
II Показатели  рентабельности, %
1 Рентабельность  активов (5/6) 8,8 8,8 16,4 0 100 +7,6 186,4
2 Рентабельность  инвестиций (4/6-8) 14,8 17,3 37,8 +2,5 116,9 +20,5 219,8
3 Рентабельность  собственного капитала (5/7) 9,9 11,3 25,0 +1,4 114,1 +13,7 221,2
4 Рентабельность  продаж (3/1) 15,0 12,2 14,9 -2,8 81,3 +2,7 122,1
5 Рентабельность  продукции (3/2) 24,9 20,8 24,1 -4,1 +3,3 83,5 115,9
 

     Показатели  рентабельности активов, инвестиций и  собственного капитала Молочный завод за отчетный период существенно возросли, что свидетельствует об улучшении капитала и инвестиций. Рост прибыли существенно опережал рост активов и собственного капитала. Показатели рентабельности продаж и рентабельности производства продукции при этом снизились (в 2008 г. по сравнению с 2007г., а в 2009г. произошло небольшое увеличение этих показателей), хотя их абсолютный уровень продолжал оставаться довольно высоким (122,1% и 115,9% соответственно в 2009 г.).

     Методология факторного анализа показателей  рентабельности предусматривает разложение исходных формул по всем качественным и количественным характеристикам  интенсификации производства и повышения  эффективности хозяйственной деятельности.

     Например, для анализа общей рентабельности (рентабельности производственных фондов) можно использовать трехфакторную модель.

     Рентабельность  фондов тем выше, чем выше прибыльность продукции; чем выше фондоотдача  основных фондов и скорость оборота оборотных средств; чем ниже затраты на 1 руб. продукции и удельные затраты по экономическим элементам (средств труда, материалов, труда). Числовая оценка влияния отдельных факторов на уровень рентабельности определяется по методу цепных подстановок или интегральному методу оценки факторных влияний.

     Проведем  факторный анализ рентабельности капитала. Для факторного анализа используем трехфакторную модель. Она выглядит следующим образом: 

         P/N   λp

     R=---------------= -----------, (6)

         F/N + E/N  λFE 

     где λp – прибыльность продукции;

     λF – фондоемкость продукции;

     λE – оборачиваемость оборотных средств.  

     Таблица №7

     Факторный анализ рентабельности Молочный завод за 2008 год.

Показатели Условн.

Обозн.

2007 год 2008 год Отклонения
(+/-) %
1 2 3 4 5 6
Объем продаж, тыс. руб. N 64784 109842 +45058 169,5
Основные  фонды, тыс.руб. F 43691,5 43313,5 -378 99,13
Оборотные средства, тыс.руб. E 44297,5 33611 +9313,5 75,87
Прибыль, тыс.руб. P 3888 4701 +813 120,9
Рентабельность  капитала R 9,9 11,3 +1,4 114,14
Факторы        
Прибыльность  продукции P/N 0,06 0,0428 -0,0172 0,26
Фондоемкость  продукции F/N 0,6744 0,3943 -0,2801 58,5
Оборачиваемость оборотных средств E/N 0,6838 0,4881 -0,1957 71,38

Информация о работе Финансовая оценка эффективности деятельности предприятия