Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 10:20, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - дать сравнительную характеристику ФПГ и холдингов.
Объект исследования – финансово-промышленные группы и холдинги.
Предмет исследования – деятельность крупного капитала.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................................................3
Раздел 1 ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГРУППЫ 5
1.1. СУЩНОСТЬ, НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ, ЗАДАЧИ ФПГ 5
1.2. УЧАСТНИКИ ФПГ 8
1.3. РЕГИСТРАЦИЯ, УПРАВЛЕНИЕ, КОНТРОЛЬ И ОТЧЁТНОСТЬ ФПГ 9
1.4. АКТУАЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ФПГ 12
Раздел 2 ХОЛДИНГ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА 14
2.1. ПОНЯТИЕ ХОЛДИНГА 14
2.2. ТИПЫ ХОЛДИНГА 16
2.3. УПРАВЛЕНИЕ ХОЛДИНГОМ 17
Раздел 3. АНАЛИЗ И СОПОСТАВЛЕНИЕ ФПГ И ХОЛДИНГОВ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .............................................. 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
Рассмотрим, какими путями коммерческие организации могут объединяться в холдинговые компании.
- Холдинговые компании могут создаваться, например, посредством последовательного присоединения или получения контроля над компаниями, которые объединены одним видом бизнеса (машиностроение, пищевая промышленность, с/х и т.д.). Это так называемая «горизонтальная интеграция».
Основная цель таких холдингов - завоевание новых секторов рынка. В качестве примера здесь можно привести тот факт, что в начале года руководители ведущих Британских табачных компаний British-American Тobacco (BAT) и Rrothmans International, занимающих второе и четвертое места в мире по объемам продаж, объявили о планах создания единого концерна, который станет крупнейшим мировым производителем табачной продукции. Сумма сделки оценивается в 13 млд фунтов стерлингов. Новая компания с общим обьемом продаж 21, 32 млд долларов и мощностью 1 триллион сигарет в год будет контролировать около 17% мирового рынка.
- Второй путь образования холдинговых
компаний - это объединение предприятий
единого технологического цикла (от сырья
до готовой продукции). Это так называемая
"вертикальная интеграция".
Главной целью такого объединения является
снижение общих издержек, достижение ценовой
стабильности, повышение стоимости компании.
Примером может служить объединение электростанции
и угольного разреза в Приморском крае
в конце прошлого года. Из Приморской ГРЭС
и Лучегорского разреза образовалась
компания ЛуТЭК, контрольный пакет которой
достался РАО ЕЭС России. Цели этого смелого
эксперимента были вполне определенны
- снизить себестоимость электроэнергии
(а это серьезная проблема в Приморском
крае) и справедливо распределить деньги
между энергетиками и угольщиками. Благодаря
этому объединению объем производства
вырос на 6%, себестоимость угля снизилась
на 3%, электроэнергии - на 17%, а прибыль
возросла на 59%.
- Холдинговые компании могут создаваться
и путем последовательного создания предприятий
и последующего их присоединения к группе.
Именно так действовал "стальной король"
Эндрю Карнеги почти 130 лет назад. В своей
автобиографии он пишет о том, что только
после того, как созданное им предприятие
доказывало свою эффективность, он включал
его (тем или иным способом) в свою группу.
Такая политика позволяла ему избежать
больших потерь при неэффективной работе
или банкротстве нового предприятия. Тактики
последовательного присоединения придерживается
и компания Макдональдс. В качестве вклада
она передает торговую марку, технологию
менеджмента и т.д.
- На практике имеются примеры объединения не только отдельных коммерческих организаций, но и холдинговых компаний. Например, объединение известного сталелитейного концерна Германии и аналогичного в Нидерландах было реализовано следующим образом. Их владельцы: компании KN Hoogovens NV и Hoesch AG создали на паритетных началах (50% х 50%) управляющую компанию Estel NV в которую в качестве своих вкладов передали по 100% акций концернов.
- Транснациональные и национальные компании объединяются по аналогичным схемам. При объединении крупнейших бельгийского и индийского пивных концернов была реализована следующая схема. Учредив на паритетных началах управляющую компанию SUN-Interbrew (на базе Sun-Brewing) каждый получил по 34% акций. В качестве вклада в уставной капитал бельгийцы передали акции заводов Россар, Десна, товарную марку пива "Stella Artois" плюс 40 млн долларов. Индийцы - акции заводов и сбытовую сеть. Кроме того 32% акций новой компании будет продаваться по открытой подписке.
- Значительное количество холдинговых компаний образовалось и путем «деления» больших компаний при их реструктуризации. Такой способ был характерен для многих Российских предприятий в начале 90-х годов при переходе на самоокупаемость. Трансформация приводила к созданию большого числа дочерних компаний (бывших производств) со 100% участием материнской компании.
Все приведенные выше
процедуры образования
- путем скупки акций на вторичном рынке, которую осуществляет брокер;
- путем обмена акциями, специально эмитированными для этого каждым предприятием. Именно так поступил генеральный директор «Уралмаш заводов» Каха Бендукидзе для получения контроля над «Ижорскими заводами» (каждая группа являлась холдингом). Для этого он провел дополнительную эмиссию и обменял весь пакет дополнительной эмиссии на уже имевшийся пакет «Ижорских заводов». Из-за разницы в стоимости пакетов, он получил контроль над заводом за небольшой процент своих акций.
- путем создания специальной управляющей компании, куда учредители передают пакеты акций предприятий, которые они хотят включить в холдинг. При этом передаваемые акции предприятий обменивались на эмитированные акции этой компании.
- путем передачи ключевых, для данного бизнеса, патентов, авторских прав, ноу- хау (пример- компания «МакДональдс»).
В соответствии с законодательством управление холдингом, как и любым акционерным обществом, осуществляется через собрания акционеров, советы директоров, исполнительную дирекцию. Однако для холдинговых структур основные акционеры четко определены и именно они осуществляют (через аппарат управления) управление всей группой. Есть особенности осуществления и разделения по частям группы объема управляющих процедур. На самом верхнем уровне холдинга (как и на всех уровнях сложных холдингов) объем управляющих функций может значительно меняться в зависимости от правовых возможностей и предпочтений собственников каждого уровня.
В разных типах объединений могут использоваться разные компоненты менеджмента. Минимальный объём управления (компонентов менеджмента) осуществляется в картеле: маркетинг и бизнес-планирование, общие для всех предприятий входящих в объединение; более высокий уровень управления в финансово-промышленных группах, где помимо маркетинга и бизнес-планирования осуществляется и управление финансами; в синдикате же по сравнению с предыдущей структурой вместо финансового менеджмента присутствуют такие компоненты как логистика и единая для всех предприятий, входящих в объединение, система управления; в промышленных и коммерческих группах финансовый менеджмент совмещается с логистикой и единой структурой управления. Самый высокий уровень организации осуществляется в концерне, где присутствуют все компоненты менеджмента: экономика, бизнес-план, маркетинг, учёт, финансы, логистика и структуры. Причём, надо сказать, что холдинг в процессе своего существования может менять объем элементов менеджмента - от картеля до концерна или наоборот.
Чаще всего в сложном
холдинге количество управляющих функций
увеличивается по мере перехода на
нижний уровень группы.
Формально процедура управления определена
законодательством. Для многих холдингов
основные акционеры управляющей компании
холдинга имеют большинство, как на собрании
акционеров, так и в советах директоров
и могут провести все необходимые им решения
в управлении.
В последнее время и в России стал использоваться
популярный на западе метод повышения
управляемости путем расстановки топ
менеджеров на ключевые должности холдинга.
Для обеспечения эффективного управления
повсеместно используются различные способы
мотивации (стимулирования) топ менеджеров.
Большинство компаний передают им долю
акций, стоимость которой растет при эффективной
работе предприятия, а сами менеджеры
являются партнерами. Другой способ предлагает
Ричард Брейли (автор монографии «Корпоративные
финансы») в своей статье «Опционы против
лимузинов». Это договор о праве менеджера
в определенный срок купить по фиксированной
цене определенное количество акций компании
и продать их по цене текущих рыночных
котировок (опцион). Помимо стимулирования
практикуется и заключение «жестких»
контрактов между советом директоров
(т.е. ключевыми акционерами) и топ менеджерами,
что позволяет контролировать их деятельность.
Таким образом, перечисленные выше организационные и правовые процедуры активно используются в России как приёмы менеджмента на всех этапах и уровнях функционирования холдингов.
Дифференцированный подход государства и образованию и поддержке холдинговых компаний позволяет повысить эффективность подобных структур. Холдинговая компания должна быть зарегистрирована в законодательном порядке. С момента регистрации она приобретает все права юридического лица. Холдинги от своего имени могут заключать договоры, приобретать имущественные и неимущественные права. Доходы холдинговых компаний формируются за счет дивидендов по акциям и процентов по иным ценным бумагам, находящимся в их портфеле, а так же за счет предпринимательской деятельности (для смешанных холдингов) и той части прибыли дочерних обществ, которая перечисляется на счет холдинговой компании.
В современных условиях получил значительное распространение такой метод, как взаимное холдинговое владение акциями, практикуемое между различными компаниями одной страны или разных стран. Интернационализация деятельности холдингов проявляется так же в том, что большинство крупных компаний стремятся открывать филиалы, представительства, дочерние общества в различных странах и регионах. При этом региональные подразделения управляются соответствующими региональными субхолдингами (чистыми или оперативными), подконтрольными головной компании холдинга. Как свидетельствует мировой опыт, холдинговые компании столь активно развиваются, что можно говорить о формировании сети холдингов, контролирующие крупнейшие корпорации. Характерно, что вопрос о месте размещения субхолдингов решается головной холдинговой компанией на основе учета комплекса факторов, где помимо чисто практических задач производственного и коммерческого характера немалое место занимает сравнительная характеристика уровней налогообложения в различных странах.
Холдинговая компания называется диверсифицированной, если ее дочерние общества не имеют между собой функциональных и технологических связей и относятся к разнообразным отраслям экономики. Такая холдинговая компания осуществляет исключительно финансовое управление деятельностью дочерних обществ, а все управленческие вопросы решаются управленческим персоналом каждого дочернего общества самостоятельно.
3. АНАЛИЗ И СОПОСТАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФПГ И ХОЛДИНГОВ
В сложившихся экономических условиях государство должно сконцентрировать усилия на поддержке наиболее жизнеспособных и эффективных производственных структур, находящихся в технологическом пространстве конкурентоспособных секторов, либо же способных интегрировать их. Только такие структуры и способны развивать высокотехнологичные производства при относительно умеренных операционных издержках, т.е. издержках, связанных с поддержанием стабильности технологических цепочек.
Финансово-промышленные группы имеют ряд преимуществ перед другими субъектами рынка в экономическом и финансовом отношении:
· происходит укрепление технологической цепочки от добычи сырья до выпуска конечной продукции, усиливается интегрированность производства;
· диверсификация деятельности придает большую устойчивость предприятиям группы и повышает конкурентоспособность их продукции;
· создаются реальные предпосылки и возможности для структурной перестройки производства;
· появляются перспективы аккумулирования значительного капитала для достижения поставленных производственных и финансовых целей;
· возникают реальные возможности маневрирования финансовыми ресурсами как в рамках самой ФПГ, так и вне ее, расширения масштабов деятельности и сфер влияния;
· происходит перераспределение капитала между различными подразделениями ФПГ в соответствии со стратегическим выбором группы;
· увеличивается финансовая мощь группы, ее финансовая устойчивость и способность с максимальной эффективностью использовать авансированный капитал.
Одним из основных преимуществ ФПГ является то, что в результате интеграции экономических, организационных, технологических и интеллектуальных потенциалов их участников обеспечиваются реальные механизмы самофинансирования, наращивание инвестиционных ресурсов для новых высокоэффективных производств. Именно поэтому ФПГ могут стать действительным инструментом реализации приоритетов структурной политики, развития перспективных отраслей производства, реализации достижений научно-технического прогресса и других программ.
Концентрация в ФПГ
значительных финансовых ресурсов и
научно-производственного
Кроме того, формирование ФПГ не потребует форсированной приватизации, распродажи акций физическим лицам. Достаточно акционирования и последующего размещения части акций среди юридических лиц - предприятий.
Создание
ФПГ в нашей стране следует
рассматривать как
ФПГ имеют следующие возможности: