Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 10:20, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - дать сравнительную характеристику ФПГ и холдингов.
Объект исследования – финансово-промышленные группы и холдинги.
Предмет исследования – деятельность крупного капитала.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................................................3
Раздел 1 ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГРУППЫ 5
1.1. СУЩНОСТЬ, НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ, ЗАДАЧИ ФПГ 5
1.2. УЧАСТНИКИ ФПГ 8
1.3. РЕГИСТРАЦИЯ, УПРАВЛЕНИЕ, КОНТРОЛЬ И ОТЧЁТНОСТЬ ФПГ 9
1.4. АКТУАЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ФПГ 12
Раздел 2 ХОЛДИНГ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА 14
2.1. ПОНЯТИЕ ХОЛДИНГА 14
2.2. ТИПЫ ХОЛДИНГА 16
2.3. УПРАВЛЕНИЕ ХОЛДИНГОМ 17
Раздел 3. АНАЛИЗ И СОПОСТАВЛЕНИЕ ФПГ И ХОЛДИНГОВ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .............................................. 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
Характерными чертами развития ФПГ являются:
• Холдинг создается на основании решения управляющей компании (собственника), а ФПГ возникает на основании договора;
• В холдинг могут входить только унитарные предприятия и хозяйственные общества, а в ФПГ – любые юридические лица;
• Участники холдинга могут участвовать одновременно в нескольких холдингах, а участники ФПГ могут быть участниками только одной ФПГ;
• От имени холдинга выступает управляющая компания (собственник), а управление в ФПГ осуществляется советом управляющих.
Функционирование холдинговых систем на рынке имеет ряд преимуществ перед отдельно взятыми компаниями:
- Возможность создания замкнутых технологических цепочек от добычи сырья до выпуска готовой продукции и доведения ее до потребителя;
- Экономия на торговых, маркетинговых и прочих услугах;
- Использование преимуществ диверсификации производства;
- Единая налоговая и кредитно-финансовая политика;
- Возможность варьирования финансовыми и инвестиционными ресурсами в рамках холдинговой системы.
Кроме того, каждое предприятие, войдя в холдинговую систему и получив акции холдинга в обмен на переданную ему свою долю акций, становится экономически заинтересованным в эффективной деятельности всех субъектов холдинга.
Холдинговые компании могут объединять под своим контролем, с одной стороны, промышленные и торговые предприятия, финансовые институты, а с другой стороны, функции холдинговой компании с помощью финансово-кредитных рычагов могут осуществлять крупные банки и иные финансовые институты, контролирующие производственные и коммерческие подразделения, инвестиционные фонды, страховые компании.
Появляется тенденция к формированию так называемых холдингов-рантье, которые, управляя пакетами акций промышленных предприятий, не занимаются производственными вопросами, а специализируются на организации залоговых аукционов. Эти компании прилагают усилия для захвата контрольного пакета, а потом значительная доля этого пакета распродается на залоговых аукционах по заниженным ценам. Такие холдинги создаются не без участия государственного капитала, но в то же время не всегда приносят государственному бюджету реальную пользу.
Холдинг может контролировать значительное число компаний, различных по сфере деятельности и отраслевой принадлежности, суммарный капитал которых значительно превышает активы материнской компании.
Высшим органом управления холдинговой компании является общее собрание акционеров, а ее исполнительным органом – правление. Как правило, правление, состоящее из директоров дочерних компаний, направляет политику и контролирует деятельность холдинговой системы в целом в соответствии с теми пакетами акций, которыми оно владеет. Советы директоров дочерних предприятий назначаются руководством холдинга и действуют в качестве их доверенных лиц. В ведении головной компании холдинга находятся вопросы выработка стратегии, формулировка целей развития, осуществление координационных и коммуникационных связей между субъектами холдинговой системы, единое финансовое руководство в целях оптимального распределения и использования ресурсов и привлечения капитала, подбор и утверждение высшего управленческого персонала, аудиторская деятельность, управление всеми видами ресурсов. Тактические вопросы деятельности компании, находятся в ведении ее дочерних обществ, имеющих самостоятельность в принятии решений, касающихся их оперативной деятельности на рынке.
Холдинговые компании осуществляют общее стратегическое руководство, вырабатывают рекомендации, распоряжения и директивы, используют своих представителей, учавствующих в наблюдательных советах дочерних обществ, для реализации своей стратегической линии, обладают правом вето, используют различные экономические и финансово-кредитные рычаги воздействия на дочерние фирмы.
К преимуществам холдинга относятся:
- холдинг является более простым с юридической точки зрения и менее дорогостоящим способ обретения контроля над другой фирмой, чем слияние, поглощение или покупка активов другой фирмы.
- при создании холдинга материнская компания учитывает добровольность и мнение дочернего общества.
- создание дочерних обществ, контролируемых холдингом, позволяет корпорации получить юридические основания для проникновения на рынки стран, где деятельность корпоративных структур ограничена.
Функционирование холдинговых компаний может принести максимальную для экономии отдачу в следующих случаях:
- в отраслях промышленности с высоким уровнем концентрации производства (например, в черной и цветной металлургии);
- в отраслях, являющимися естественными монополиями (газовая промышленность, энергетика);
- в тех отраслях, где происходит конгломератная интеграция предприятий, объединенных общей экономической цепочкой (например, нефтедобыча и нефтепереработка);
- в случае, когда происходит неконтролируемая скупка контрольных пакетов акций предприятий криминальными коммерческими структурами (здесь необходима передача контрольных пакетов акций государственным холдинговым компаниям).
Есть существенные проблемы функционирования ФПГ и это не смотря на определенные результаты, достигнутые финансово-промышленными группами, и проведенную соответствующую законодательную работу, их становление сталкивается с серьезными проблемами и трудностями.
Среди существующих проблем становления и функционирования ФПГ можно выделить: общеэкономические, законодательные, организационные, финансовые.
Трудности общеэкономического характера очевидны. Они касаются сложного финансово-экономического состояния большинства производителей, падения инвестиционной активности, отсутствия государственной поддержки, негибкости налоговой политики.
Скорейшего законодательного решения требуют многие юридические вопросы. Необходима четкая регламентация правовой сущности ФПГ. Главная роль при образовании группы возлагается на договор о ее создании, юридический статус которого не ясен. Некоторые специалисты подводят этот договор под договор простого товарищества, точно определенный в Гражданском кодексе. По этому договору совокупность лиц обязуется соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли и/или иной законной цели. А в законе о ФПГ договорные отношения четко увязываются с образованием нового юридического лица (центральной компании).
Нуждается в уточнении и процедура подготовки документов на регистрацию ФПГ: выходить ли участникам группы на подписание договора с уже зарегистрированной центральной компанией или сначала подписать договор, а потом создавать центральную компанию в рамках реализации договора.
Закон о ФПГ предписывает заключение договора о создании ФПГ во всех случаях, кроме образования группы по холдинговому принципу.
Недостаточно решен
вопрос о механизме принятия управленческих
решений в ФПГ. Функции управления
ФПГ выполняют Совет
Проблемы организационного характера вызваны, в первую очередь, неразработанностью организационных структур управления ФПГ; отсутствием нормативно установленных полномочий центральной компании; высокой долей издержек, связанных с внутренним оборотом группы.
Среди финансовых трудностей функционирования ФПГ следует, прежде всего, назвать низкий потенциал российских коммерческих банков, оцененный по их собственному капиталу, что не дает им возможность инвестировать в промышленность значительные суммы. Даже при благоприятных для развития этого процесса экономической и политической ситуациях, российские банки не смогут удовлетворить инвестиционную потребность производства более, чем на 10%. Отсюда необходимость привлечения иностранных инвестиций, что не может быть сделано без государственных гарантий.
Для успешного развития
созданных и возникновения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По своей сути, ФПГ являются результатом развития таких процессов, как: продолжающаяся концентрация капитала в производственной и непроизводственной видах деятельности; стремление преодолеть риски, застраховать их, обезопасить себя; необходимость восстановить потерянное взаимодействие между производственными и научными структурами, подключение сюда финансовых и инвестиционных институтов.
Финансово-промышленная группа — это группа юридических лиц, включающая банки, другие финансово-кредитные учреждения и промышленные организации, созданная с целью реализации эффективных федеральных и региональных инвестиционных проектов и программ, а также для производства и реализации конкурентоспособной продукции.
Важной причиной возникновения финансово-промышленных групп является необходимость обеспечить финансирование производственных и инвестиционных программ всех их участников.
Отличительными признаками финансово-промышленной группы являются: обязательное наличие банков, прочих финансово-кредитных учреждений и промышленных организаций; наличие главной, центральной компании; государственная (федеральная или региональная) экспертиза организационного проекта; государственная регистрация в качестве финансово-промышленной группы; принадлежность участников ФПГ к тем сферам деятельности, которые определяют научный, производственный и экспортный потенциал
В сложившихся экономических условиях государство должно сконцентрировать усилия на поддержке наиболее жизнеспособных и эффективных производственных структур, находящихся в технологическом пространстве конкурентоспособных секторов, либо же способных интегрировать их. Только такие структуры и способны развивать высокотехнологичные производства при относительно умеренных операционных издержках, т.е. издержках, связанных с поддержанием стабильности технологических цепочек.
По формам собственности холдинги могут подразделяться на государственные, частные и смешанные государственно-частные структуры. Государственные холдинги обеспечивают выполнение разнообразных задач, ставящихся государством перед хозяйствующими субъектами, входящими в холдинг, в соответствии с национальными интересами (содействие реорганизации отраслевой промышленности, модернизация производства, инновационной деятельности, завоеванию рынков сбыта и т.д.) государственные холдинги осуществляют свою деятельность в различных отраслях через субхолдинги, управляющие акционерными компаниями отдельных отраслей. В современных условиях на передний край выдвигаются частные холдинговые компании или смешанные частно-государственные структуры.
Одним из основных преимуществ ФПГ является то, что в результате интеграции экономических, организационных, технологических и интеллектуальных потенциалов их участников обеспечиваются реальные механизмы самофинансирования, наращивание инвестиционных ресурсов для новых высокоэффективных производств. Именно поэтому ФПГ могут стать действительным инструментом реализации приоритетов структурной политики, развития перспективных отраслей производства, реализации достижений научно-технического прогресса и других программ
Холдинговые компании осуществляют общее стратегическое руководство, вырабатывают рекомендации, распоряжения и директивы, используют своих представителей, учавствующих в наблюдательных советах дочерних обществ, для реализации своей стратегической линии, обладают правом вето, используют различные экономические и финансово-кредитные рычаги воздействия на дочерние фирмы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ