Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 04:33, диссертация
Цель диссертации состоит в изучении теоретических основ управления привлечением заемного капитала предприятия, и применение полученных знаний на практике, а также разработка предложений по совершенствованию системы управления привлечением заемного капитала.
Исходя из вышеуказанной цели, можно определить конкретные задачи исследования:
рассмотреть экономическое содержание, сущность, функции и структуру заемного капитала предприятия;
рассмотреть экономическую сущность понятия финансовый леверидж и определить его роль в управлении финансами предприятия;
проанализировать управление привлечением заемного капитала на предприятии ТОО «AGD Company»
рассчитать величину займа для ТОО «AGD Company»
провести анализ показателей финансового левериджа и эффекта финансового рычага;
разработать рекомендации по совершенствованию структуры заемного капитала ТОО «AGD Company»
разработать рекомендации по упрощению процедуры привлечения заемных средств ТОО «AGD Company»
Введение 3
1 Заемный капитал, его необходимость и роль в развитии предприятия 7
1.1 Экономическая сущность, функции и роль заемного капитала в деятельности предприятия 7
1.2 Классификация и источники финансирования заемного капитала 9
1.3 Система показателей и методика анализа эффективности использования заемного капитала 16
2 Анализ эффективности использования заемного капитала ТОО «AGD Company» 37
2.1 Анализ финансового состояния предприятия ТОО «AGD Company» 37
2.2 Анализ состояния и движения заемного капитала 45
2.3 Анализ эффекта финансового левериджа для ТОО «AGD Company» 46
3 Разработка рекомендаций по повышению эффективности использования заемного капитала 51
3.1 Расчет взаимосвязи рычагов операционного и финансового левериджа 51
3.2 Разработка кредитной политики и ее влияние на эффективность использования заемных средств 56
Заключение 64
Список использованной литературы 67
Приложение 1 69
Приложение 2 71
Астана 2010
Одним из приоритетных направлений экономической реформы, производимой в настоящее время в Казахстане, является становление и развитие предпринимательской деятельности. Общество всё больше осознаёт, что малый и средний бизнес представляет собой одно из ключевых условий формирования рыночных механизмов и является составляющей частью современной рыночной системы. Развитие малого бизнеса в единстве с диверсификацией промышленного сектора составляют одну из основ стратегии развития «Казахстан - 2030».Предпринимательство в Казахстане является не только необходимым звеном в создании рыночной системы хозяйствования, но и наиболее существенным элементом в социальном преобразовании общества.
Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана провозгласил курс на формирование социально ориентированного рыночного общества, который требует радикальных преобразований, направленных на преодоление монополизма и развития конкуренции. Предпринимательство, являясь одним из основных звеньев переходного периода к рыночной экономике, ускорило формирование навыков рыночного поведения отдельных людей в масштабе всего государства.
В настоящее время, в
условиях существования различных
форм собственности в Казахстане,
особенно актуальным становится изучение
вопросов формирования, функционирования
и воспроизводства
Актуальность темы исследования. Зачастую, на практике капитал предприятия рассматривается как нечто производное, как показатель, играющий второстепенную роль, при этом на первое место, как правило, выносится непосредственно сам процесс деятельности предприятия. В связи с этим принижается роль капитала, хотя именно капитал и является объективной основой возникновения и дальнейшей деятельности предприятия. Все это обуславливает особую значимость процесса грамотного управления капиталом предприятия на различных этапах его существования.
Хотя основу любого бизнеса составляет собственный капитал, на предприятиях ряда отраслей экономики объем используемых заемных средств значительно превосходит объем собственного капитала.
Повышение эффективности бизнеса невозможно только в рамках собственных ресурсов предприятий. Для расширения их финансовых возможностей необходимо привлечение дополнительных заемных средств с целью увеличения вложений в собственный бизнес, получения большей прибыли. В связи с этим управление привлечением и эффективным использованием заемных средств является одной из важнейших функций финансового менеджмента, направленной на обеспечение достижения высоких конечных результатов хозяйственной деятельности предприятия.
Данная тема является весьма актуальной. Так как в ней рассматривается проблемы соотношение заемного и собственного капитала, что весьма важно в любой организации. Найдется ли организации функционирующая только за счет собственных средств? В большинстве своем структура капитала организации является смешанной. Возникает проблема, в каком соотношение должны быть эти два показателя. И вот тут мы и должны обратиться к понятию финансового левериджа, которое весьма подробно рассмотрено в данной работе.
Заемный капитал, используемый предприятием, характеризует в совокупности объем его финансовых обязательств (общую сумму долга). Источниками заемного капитала могут стать средства, привлекаемые на рынке ценных бумаг, и кредитные ресурсы. Выбор источника долгового финансирования и стратегия его привлечения определяют базовые принципы и механизмы организации финансовых потоков предприятия. Эффективность и гибкость управления формированием заемного капитала способствуют созданию оптимальной финансовой структуры капитала предприятия.
Исходя из этого, актуальность
исследования обусловлена необходимостью
дальнейшего всестороннего
Одним из факторов, влияющих на формирование структуры капитала, является различное представление об оптимальности структуры капитала у собственников, топ-менеджеров, кредиторов. Изменение структуры капитала часто используется ими в различных целях: топ-менеджеры могут увеличивать долю заемного капитала с целью препятствовать враждебному поглощению фирмы, что не выгодно кредиторам, так как большой долг повышает финансовый риск фирмы. Поэтому многие экономисты используют понятие «финансовый леверидж». Финансовый леверидж характеризует использование предприятием заемных средств, которые влияют на измерение коэффициента рентабельности собственного капитала. Финансовый леверидж представляет собой объективный фактор, возникающий с появлением заемных средств в объеме используемого предприятием капитала, позволяющий ему получить дополнительную прибыль на собственный капитал. Показатель, отражающий уровень дополнительно генерируемой прибыли на собственный капитал при различной доле использования заемных средств, называется эффектом финансового левериджа.
Цель диссертации состоит в изучении теоретических основ управления привлечением заемного капитала предприятия, и применение полученных знаний на практике, а также разработка предложений по совершенствованию системы управления привлечением заемного капитала.
Исходя из вышеуказанной цели, можно определить конкретные задачи исследования:
рассмотреть экономическое содержание, сущность, функции и структуру заемного капитала предприятия;
рассмотреть экономическую сущность понятия финансовый леверидж и определить его роль в управлении финансами предприятия;
проанализировать управление привлечением заемного капитала на предприятии ТОО «AGD Company»
рассчитать величину займа для ТОО «AGD Company»
провести анализ показателей
финансового левериджа и
разработать рекомендации
по совершенствованию структуры за
разработать рекомендации
по упрощению процедуры
Объектом исследования данного диссертационного исследования является деятельность ТОО «AGD Company»
Предметом исследования является управление привлечением заемного капитала.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные в диссертации методические положения, предложенная методика, алгоритм и рекомендации по формированию экономически рациональной структуры капитала предприятия создают теоретическую и практическую основу в области политики привлечения источников финансирования деятельности компании и могут быть использованы для решения задач в реальных условиях хозяйствования.
Данная работа развивает понятийный и методологический аппарат научного направления, связанного с управлением заемным капиталом предприятия. Диссертационное исследование содержит ряд практических рекомендаций, реализация которых позволит повысить эффективность деятельности предприятия, улучшить их финансовое положение и поднять качественный уровень управления заемным капиталом предприятия. Разработанные и обоснованные диссертантом предложения могут быть использованы предприятиями в общереспубликанском масштабе.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в разработке выводов и рекомендаций по совершенствованию управления заемным капиталом в структуре капитала предприятия в современных условиях.
При написании диссертации были использованы методы и приемы экономического анализа: традиционные логические приемы обработки информации (сравнения, расчет финансовых коэффициентов, балансовые, графические, табличные), методы финансового анализа (горизонтальное и вертикальное чтение отчетности).
Методологической основой при написании дипломной работы являются законодательные акты, положения и инструкции, а также специальная литература отечественных и зарубежных экономистов по вопросам финансового менеджмента и финансового анализа.
Формирование финансовых ресурсов предприятия осуществляется за счет собственных и заемных средств. К собственным источникам финансовых ресурсов на действующих предприятиях относится прибыль (от основной и других видов деятельности), амортизационные отчисления, выручка от реализации выбывшего имущества. Наряду с ними источниками финансовых ресурсов выступают устойчивые пассивы, которые приравниваются к собственным источникам, так как постоянно находятся в обороте предприятия, используются для финансирования его хозяйственной деятельности, но ему не принадлежат. К ним относится: минимальная переходящая задолженность по заработной плате и отчислениям на социальное страхование, в пенсионный фонд, медицинское страхование, фонд занятости; минимальная задолженность по резервам на покрытие предстоящих расходов и платежей; задолженность заказчикам по авансам и частичной оплате продукции; задолженность бюджету по некоторым видам налогов и др. По мере функционирования предприятия (роста производственной программы, износа основных производственных фондов и т.д.) потребность в денежных средствах возрастает, что требует соответствующего финансирования прироста капитала, поэтому при недостатке собственных средств предприятие может привлекать средства других организаций, которые получили название заемный капитал.
Заемный капитал – это часть капитала, используемая хозяйствующим субъектом, которая не принадлежит ему, но привлекается на основе банковского, коммерческого кредита или эмиссионного займа на основе возвратности. Необходимость привлечения заемного капитала должна обосновываться предварительно сделанным расчетом потребности в оборотных средствах.
В состав заемных средств входят финансовый кредит, полученный от банковских и небанковских финансово-кредитных учреждений, коммерческий кредит от поставщиков, кредиторская задолженность предприятия, задолженность по эмиссии долговых ценных бумаг и др. В бухгалтерском учете заемные средства и кредиторская задолженность отражаются отдельно. Поэтому в широком смысле возможно выделение заемных средств и в узком смысле – собственно финансового кредита. Разница между заемными средствами в широком и узком смысле представляет собой привлеченные средства. С одной стороны, привлечение заемных средств – это фактор успешного функционирования предприятия, который способствует быстрому преодолению дефицита финансовых ресурсов, свидетельствует о доверии кредиторов и обеспечивает повышение рентабельности собственных средств. С другой стороны, предприятие обременяется финансовыми обязательствами. Одна из главных оценочных характеристик эффективности управленческих финансовых решений – величина и эффективность использования заемных средств.
Заемный капитал может использоваться как для формирования долгосрочных финансовых средств в виде основных фондов (капитала), так и для формирования краткосрочных (текущих) финансовых средств для каждого производственного цикла.
Заемный капитал - капитал, которым предприятие владеет лишь определенное время, по окончании которого капитал должен быть возвращен его собственнику с оплатой за временное владение. В состав заемного капитала кроме взятых у банка кредитов входят также капитал, привлеченный выпуском ценных бумаг (кроме акций), и арендованные предприятием машины, оборудование, здания.
Заемный капитал фирмы представлен следующими основными формами:
1. Долгосрочные финансовые обязательства. К ним относятся все формы привлеченного заемного капитала со сроком его использования более одного года. Основными формами этих обязательств являются долгосрочные кредиты банков и долгосрочные заемные средства (задолженность по налоговому кредиту, задолженность по финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе и т.п.), срок погашения которых еще не наступил или не погашенные в предусмотренный срок.
2. Краткосрочные финансовые
обязательства. К ним
Заемный капитал характеризуется следующими положительными особенностями:
1. Достаточно широкими возможностями привлечения, особенно при высоком кредитном рейтинге фирмы, наличии залога или гарантии поручителя.
2. Обеспечением роста финансового потенциала предприятия при необходимости существенного расширения его активов и возрастания темпов роста объема его хозяйственной деятельности.
3. Более низкой стоимостью в сравнении с собственным капиталом за счет обеспечения эффекта «налогового щита» (изъятия затрат по его обслуживанию из налогооблагаемой базы при уплате налога на прибыль).
4. Способностью генерировать прирост финансовой рентабельности (коэффициента рентабельности собственного капитала).
В то же время использование заемного капитала имеет следующие недостатки:
Информация о работе Финансовый леверидж и его роль в финансовом менеджиенте