Финансы предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 14:20, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель данной работы - проанализировать организацию и эффективность управления финансовыми ресурсами исследуемого предприятия, выявить основные проблемы в управлении финансами и дать рекомендации по управлению финансовыми ресурсами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………2
Глава .1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВА
1.1 Сущность и понятие финансовых ресурсов…………………………………....4
1.2 Финансовые отношения предприятий с другими субъектами рыночных отношений…………………………………………………………………………………8
1.3 Источники формирования денежных фондов предприятия……………….11
Глава 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ БАЛАНСА НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ (на примере ЗАО «Шоро»).
2.1 Общие характеристики предприятия………………………………………….16
2.2 Анализ финансовых показателей предприятия……………………………….19
2.3.Анализ финансового состояния предприятия………………………………...25
Глава 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ.
3.1 Проблемы формирования и использования финансовых ресурсов………...30
3.2 Мероприятия повышающие управления финансовыми ресурсами……….34
Заключение………………………………………………………………………………..35
Список использованных источников………………………………………………..37
Приложения……………………………………………………………………………..38

Вложенные файлы: 1 файл

АМАН курсовой.docx

— 126.16 Кб (Скачать файл)

Поступление выручки  от реализации свидетельствует о  завершении кругооборота средств. До поступления  выручки издержки производства и  обращения финансируются за счет источников формирования оборотных  средств. Результат  кругооборота вложенных  в деятельность средств - возмещение затрат и создание собственных источников финансирования: амортизационных отчислений и прибыли.

Прибыль и амортизационные  отчисления являются результатом кругооборота средств, вложенных в производство, и относятся к собственным финансовым ресурсам предприятия, которыми они распоряжаются самостоятельно. Оптимальное использование амортизационных отчислений и прибыли по целевому назначению позволяет возобновить производство  продукции на расширенной основе.

Назначение амортизационных  отчислений - обеспечивать воспроизводство основных производственных фондов и нематериальных активов /10/. Амортизация по своей экономической сущности - это процесс постепенного переноса стоимости основных средств и нематериальных активов (а также малоценных и быстроизнашивающихся предметов) по мере их износа на производимую продукцию, превращения в процессе реализации в денежную форму и накопления ресурсов для последующего воспроизводства активов, которые амортизируются. Это целевой источник финансирования инвестиционного процесса.

Прибыль как экономическая  категория - это чистый доход, созданный  прибавочным трудом. Прибыль является экономическим показателем, характеризующим  финансовые результаты предпринимательской  деятельности. Кроме того, через  прибыль реализуется принцип  материальной заинтересованности в  процессе ее распределения и использования, а также принцип материальной ответственности. Наконец, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия - это многоцелевой источник финансирования его потребностей, но основные направления ее использования можно определить как накопление и потребление. Пропорции распределения прибыли на накопление и потребление определяют перспективы развития предприятия.

Прибыль является источником финансирования разных по экономическому содержанию потребностей. При ее распределении  пересекаются интересы как общества в целом в лице государства, так  и предпринимательские интересы предприятий и их контрагентов, интересы отдельных работников. В отличие  от амортизационных отчислений прибыль не остается полностью в распоряжении предприятия, ее значительная часть в виде налогов поступает в бюджет, что определяет еще одну сферу финансовых отношений, которые возникают между предприятием и государством по поводу распределения созданного чистого дохода.

 Распределение  оставшейся после этого части  прибыли - прерогатива предприятия.

Амортизационные отчисления и часть прибыли, направляемая на накопление, составляют денежные ресурсы предприятия, используемые на его производственное и научно - техническое развитие, формирование финансовых активов - приобретение ценных бумаг, вклады в уставной капитал других предприятий и т. п. Другая часть прибыли, используемая на накопление, направляется на социальное развитие предприятия. Часть прибыли используется на потребление, в результате чего возникают финансовые отношения между предприятием и лицами, как занятыми, так и не занятыми на предприятии.

Распределение прибыли  может производиться путем образования  специальных фондов - фонда накопления, фонда потребления, резервных фондов (см. рисунок 1) - или путем непосредственного  расходования чистой прибыли на отдельные  цели. В первом случае на предприятии  дополнительно составляются сметы  расходования фондов потребления и  накопления как приложение к финансовому  плану. Во втором случае распределение  прибыли отражается в финансовом плане.

Фонд накопления используется на научно - исследовательские, проектные, конструкторские и технологические  работы, разработку и освоение новых  видов продукции, технологических  процессов, на затраты, связанные с  технологическим перевооружением и реконструкцией, на погашение долгосрочных ссуд и уплату процентов по ним, уплату процентов по краткосрочным ссудам сверх сумм, относимых на себестоимость продукции, прирост оборотных средств, затраты на проведение природоохранных мероприятий, взносы в качестве вкладов учредителей в создание уставных капиталов других предприятий, взносы союзам, ассоциациям, концернам, если предприятие входит в их состав, и др.

Фонд потребления  используется на социальное развитие и социальные нужды. За счет него финансируются  расходы по эксплуатации объектов социально-бытового назначения, находящиеся на балансе  предприятия, строительство объектов непроизводственного назначения, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий, осуществляется выплата  некоторых специальных премий, оказание материальной помощи, доплата к пенсиям, компенсация удорожания стоимости  питания в столовых и буфетах  и т.п.

Прибыль  – основной источник формирования резервного фонда. Этот капитал предназначен для возмещения непредвиденных потерь и возможных  убытков от хозяйственной деятельности, т.е. является страховым по своей  природе. Порядок формирования резервного капитала определяется нормативными документами, регулирующими деятельность предприятия  данного типа, а также его уставными  документами.

В современных условиях хозяйствования распределение и использование амортизационных отчислений и прибыли на предприятиях не всегда сопровождается созданием обособленных денежных фондов. Амортизационный фонд  как таковой не формируется, а решение вопроса о распределении прибыли в фонды специального назначения оставлено в компетенции предприятия, но это не меняет сущности распределительных процессов, отражающих использование финансовых ресурсов предприятия.

Добавочный капитал  как источник средств предприятия  образуется, как правило, в результате переоценки основных средств и других материальных ценностей. Нормативными документами запрещается использование  его на цели потребления.

Специфическим источником средств являются фонды социального  назначения и целевого финансирования: безвозмездно полученные ценности, а  также безвозвратные и возвратные государственные ассигнования на финансирование непроизводственной деятельности, связанной  с содержанием объектов социально-культурного  и коммунально-бытового назначения, на финансирование издержек, находящихся  на полном бюджетном финансировании и др.

Поскольку  финансы  предприятия как отношения являются частью экономических отношений, возникающих в процессе хозяйственной деятельности, принципы их организации определяются основами хозяйственной деятельности предприятий. Исходя их этого, принципы организации финансов можно сформулировать следующим образом:

• самостоятельность в области финансовой деятельности;

• самофинансирование, заинтересованность в итогах финансово - хозяйственной деятельности;

• принцип материальной ответственности (финансовая дисциплина);

• принцип создания финансовых резервов.

Принцип экономической  независимости - выражается в их праве  самостоятельно распределять выручку  от реализации продукции, распоряжаться  прибылью, формировать и использовать фонды по своему усмотрению самостоятельно изыскивать источники финансирования расширения производства и др.

Самофинансирование - обязательное условие успешной хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. Этот принцип базируется на полной окупаемости затрат по производству продукции и расширению производственно - технической базы предприятия, он означает, что каждое предприятие покрывает свои текущие и капитальные затраты за счет собственных источников. Принцип самофинансирования пока не может быть обеспечен на предприятиях, выпускающих необходимую потребителю продукцию с высокими затратами на ее производство и не обеспечивающих достаточный уровень рентабельности по разным объективным причинам. К ним относятся предприятия жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, сельскохозяйственные и другие предприятия, получающие ассигнование из бюджета. То же характерно и для предприятий оборонного значения, хозяйственная деятельность которых не может считаться предпринимательской и финансируется за счет средств, полученных от реализации продукции.

При временной недостаточности в средствах потребность в них может обеспечиваться за счет заемных финансовых ресурсов.

Привлеченные заемные  финансовые ресурсы фирмы наиболее часто встречаются в форме:

- банковских кредитов и ссуд;

- средств от выпуска и продажи облигаций фирмы;

- займов от других небанковских субъектов рынка.

- В рыночной экономике наиболее распространенной формой привлечения заемных средств на долгосрочной основе является облигационный заем, выпускаемый акционерным обществом на срок не менее одного года, а также - эмиссия долевых ценных бумаг. В практике финансового менеджмента в условиях рынка известны и другие приемы финансирования деятельности предприятия, применяемые самостоятельно или в комбинации с эмиссией основных ценных бумаг. К ним относятся опционы, залоговые операции, лизинг, франчайзинг

Принцип материальной ответственности означает, что предприятия несут экономическую ответственность за фактические результаты работы, своевременное выполнение финансовых обязательств перед поставщиками, потребителями, государством и банком .

Принцип создания финансовых резервов .

В условиях вероятностного характера функционирования предприятий  и возникновения влияния различных  рисков необходимо установить на предприятии  способы формирования финансовых резервов.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ НА                    ОСНОВОЕ БАЛАНСА (на примере ЗАО «Фирма ШОРО»). 

                       2.1. Общие характеристики предприятия.

Многие компании в конкурентной борьбе хотят завоевать  право быть первыми на отечественном  рынке производства национальных напитков. Однако на протяжении многих лет бесспорным лидером на этом рынке остается ЗАО  «Шоро».

Компания по праву  может считаться мультибрендовой, поскольку является единственным производителем национальных напитков "Максым Шоро", «Чалап-Шоро» и «Жарма-Шоро», кумыса, а также производителем чистейших  негазированных и газированных вод.

2011 год стал одним  из значимых в истории развития  компании. Именно в этом году  ЗАО «Шоро» приняло решение  о выходе на фондовый рынок  с выпуском корпоративных облигаций.  Цель привлечения финансирования  – покупка оборудования для  автоматизации и модернизации  производства нового бренда компании - холодного чая «Ice Tea Shoro». Размещение  облигаций началось 23 сентября 2011 года. Номинальная стоимость одной  облигации составляет 1 000 сом, доходность 17% годовых. Выплаты процентов  осуществляются ежеквартально. Срок  обращения облигаций – 3 года (до 23 сентября 2014 года).Анализ финансового  состояния компанииДля любой  коммерческой организации показатель  прибыли является одним из  основных, поскольку оценивает результативность  и экономическую целесообразность  функционирования предприятия.Согласно  финансовому отчету ЗАО «Шоро»  за 2011 год обороты компании превысили  отметку в 205 млн. сом, увеличившись  по сравнению с показателями 2010 года почти на 40 %. На конец 2010 года выручка компании составляла 148.6 млн. сом. По итогам 2011 года  компанией была получена чистая  прибыль в размере 18 млн. сом,  что превысило показатели 2010 года  на 15 % (чистая прибыль в 2010 году  составила 15,7 млн. сом).

Основной показатель, отражающий способность компании своевременно расплачиваться по текущим обязательствам – коэффициент текущей ликвидности, в течении 2011 года демонстрировала  некоторое снижение по сравнению  с 2010 годом. Но снижение текущей ликвидности  максимально приблизило данный коэффициент  к оптимальной величине, показав  эффективное использование денежными  средствами и успешное функционирование предприятия. Так, по итогам 2011 года на 1 сом текущих обязательств пришлось 1,4 сома текущих активов компании.С  точки зрения долгосрочной перспективы  важным показателем, свидетельствующим  об успешности функционирования предприятия, является его финансовая устойчивость. Согласно показателю соотношения заемного и собственного капитала, компания за 2011 год увеличила долю заемного капитала к собственному капиталу: на 1 сом собственного капитала пришлось 1,93 сома заемного капитала (на конец 2010 года – 1,29 сома). Увеличение показателя связано с краткосрочными банковскими  займами, а также выпуском облигаций. Привлеченный капитал был инвестирован в основную деятельность компании, что и привело к увеличению ее оборотов. Таким образом, суммарный  объем капитала компании составила 14,8 млн. сома, достигнув соотношения 66 % заемного капитала и 34 % собственного капитала.

АОЗТ "Фирма Шоро"- является единственным производителем национальных напитков "Максым Шоро" и кумыса изготавливаемых по фирменной  технологии "НОУ-ХАУ". Компания занимает лидирующую позицию в производстве минеральных вод и является пионером в производстве экологически чистой, негазированной родниковой воды - ЛЕГЕНДА. Узкая специализация компании на напитках, широкий ассортимент продукции: "Максым - Шоро", Кумыс, минеральные воды "Ысык-Ата", "Жалал-Абад-4", "Шоро-Суу", "Бишкек", газированная родниковая вода "Байтик" и негазированная родниковая вода "Легенда" выпускаемая в бутылках объемом 0,5л; 1,0л; 1,5л; 5,0л и 19л, в сочетании с высоким качеством. Обслуживание позволяет удовлетворять самые изысканные потребности населения Республики. Компания первым из местных производителей минеральных вод получила Сертификат качества под номером 001, гарантирующий высокое качество выпускаемой продукции.

   Миссия Компании "ШОРО" Мы хотим, чтобы вы жили долго!

Идея производства национального - домашнего напитка  горных кыргызов и казахов "Максым" первым пришла в голову Президента компании Таабалды Эгембердиева в 1987 году в эпоху бурного развития кооперативного движения. Эта идея казавщаяся фантастическим для многих находит полную поддержку  у младшего брата Жумадыла Эгембердиева и у матери Суйун- основной хранительнице  закваски, которая не могла и представить  себе наш ежедневный дастархан без  максыма. Главным "маркетинговым  исследованием" и основой уверенности  в том, что максым найдет свое достойное  место на рынке было то, что когда  братья по разным причинам встречали  гостей из города в доме матери то главным  объектом их внимания непременно и  постоянно становилось не бешбармак  и даже не спиртные а домашний, так  сказать не предусмотренный в  гостевой меню Максым! Поэтому братья Эгембердиевы интуитивно чувствовали  и были уверены в своем успехе. Но с момента появления идеи и  до начала ее реализации проходит 5 лет  размышлений, психологической подготовки и самое главное внешнего толчка. Оба брата, имели высшее образование  инженера- строителя и работали по своим специальностям. Трудно было все бросить и взяться за новое  дело, не имея ни помещения, ни денег, ни партнеров. Настораживали и трудности  с бюрократией, которую испытывали знакомые кооператоры первой волны. Внешний толчок наступил в 1992 году. К этому времени пятеро Эгембердиевых: Жумадыл Эгембердиев, его жена Сапышева Жекин, Таабалды Эгембердиев, его старший  сын Эгембердиев Алмаз, сестра братьев  Анара Эгембердиева, и его подчиненные  по бывшей работе Доктурбек Кенжебаев  и Оскон Акматов, тоже инженеры- строители  остаются без работы. Эти безработные  вместе с главным технологом Суйун  Апа создают фирму "Шоро" 25 мая 1992 года и выносят на рынок первую 80 литров максыма. Как и ожидалось, успех был фантастическим! 80 литров было продано за 2 часа. С этого  времени до 1995 года у компании была одна проблема: невозможность удовлетворения спроса на рынке - весь объем приготовленного  напитка (3тонн) заканчивалась к обеду. Приготовление напитка осуществлялась по традиционной технологии, т.е. полностью  вручную и в 100 литровых казанах. В этот момент Президент компании Т. Эгембердиев разрывает своей  второй профессией общественно- политического  деятеля и полностью переключается  к бизнесу. Ему приходит идея полной механизации процесса приготовления  максыма и он объявляет своим  закопченным кизячным дымом рабочим, что через 2-3 года они будут работать в белых халатах и вся их работа сведется к нажатию кнопок и операцию с краниками, на что  рабочие ответят молчаливым неверием к такой несбыточной сказке. Сказка до своей полной реализации переживет  много ошибок своего автора в виде серии изготовленных и выброшенных  оборудований из-за морального устарения  или непригодности в виде вылитых  сотки тонн напитка из- за поиска оптимальной технологии и других затрат. Но упорство и одержимость  автора переводит сказку в реальность и сейчас компания "Шоро" единственная компания в мире владеющая полностью  механизированной технологией производства "Максыма-Шоро", производственная мощность которой составляет 70 тонн в сутки, что намного превышает  спрос рынка. С 1998 года компания начала выпускать "Максым-Шоро" в бутылированном виде. С 1999 года компания приобрела линию по розливу воды и первым на рынке Кыргызстана начала выпускать питьевую воду Легенда, и другие минеральные воды "Арашан", "Байтик". С последующем ассортимент минеральных вод увеличился водами "Ысык-Ата", "Жалал-Абад", "Шоро-Суу"и "Бишкек".

Информация о работе Финансы предприятий