Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 21:01, курсовая работа
Важная роль цен в экономической жизни определяется тем, что они являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства в целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности.
Введение …………………………………………………………………2
Глава 1 . История ценовой политики в России
1.1.Основы государственной ценовой политики в России…………5 во второй половине XIX — начале XX век
1.2.Ценовое регулирование на разных этапах развития……………6 социалистического хозяйственного строительства
1.3.Ценовая политика государства с 1991 года………………………15 (либерализация цен)
Глава 2 . Система цен и ее классификация
2.1. Определение системы цен…………………………………………20
2.2. Классификация цен ………………………………………………..21
Глава 3. Ценовая политика
3.1. Способы ценообразования…………………………………………27
3.2. Стратегии ценовой политики ……………………………………30
3.3. Особенности и основные проблемы ценообразования…………31
Глава 4. Современное состояние ценовой политики в Российской Федерации………………………………………………..35
Заключение ……………………………………………………………….39
Список использованной литературы
Таблица 1
ВАЛОВАЯ ПРОДУКЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ДОВОЕННЫХ ЦЕНАХ
|
С окончанием гражданской войны стало очевидным, что строительство социалистического хозяйства нельзя осуществить без торговли и товарных отношений, что система государственного административного управления социалистическим хозяйством должна быть дополнена системой экономических рычагов, основанных на использовании товарных отношений. Методы централизма и голого администрирования в управлении производством породили разобщенность предприятий, бюрократизм и волокиту. Пришлось отступить от методов военного коммунизма (главкизма) и сделать шаг вперед в сторону признания необходимости торговли и денежного обращения для организации социалистического переустройства страны.
В начале 1921 года главкизм уступил свое место НЭПу. Данный период развития советской экономики получил название «восстановительный».
Переход к новой экономической политике — к новым формам взаимоотношений между пролетариатом и крестьянством, между городом и деревней, между государственной социалистической промышленностью и мелкотоварным сельским хозяйством — потребовал и новых форм управления государственными социалистическими предприятиями, новых форм их оперативно-хозяйственной деятельности. Уже X партконференция (26–28 мая 1921 г.) высказалась за «расширение самостоятельности и инициативы каждого крупного предприятия в деле распоряжения финансовыми средствами и материальными ресурсами» и за внесения соответствующего постановления на утверждение СНК.
В осуществлении этой директивы — Наказ СНК о проведении в жизнь новой экономической политики от 09.08.21 г. и утвержденные СТО 12.08.21 г. Основные положения о мерах к восстановлению крупной промышленности создали новую форму управления государственной социалистической промышленностью — форму «объединения, организуемого на началах хозяйственного расчета» (треста), а также отдельного предприятия, выделяемого «на тех же началах» (так называемого «автономного» предприятия).
Наказ и Основные положения достаточно четко формулировали ряд основных элементов социалистического хозрасчета: выделение тресту или автономному предприятию определенного комплекса основных и оборотных средств, «эквивалирование» получаемых им от государства в процессе его эксплуатационной деятельности оборотных средств (материальных и денежных фондов), известную самостоятельность — в пределах утвержденных норм — в деле заготовки недостающего снабжения и реализации для этой цели части своей продукции, персональную ответственность руководителей за всю деятельность объединения (предприятия).
Декрет СНК СССР от 27 октября 1921 г. о свободной реализации продукции предприятиями, снятыми с государственного снабжения, провел разграничение между госпредприятиями, оставленными на государственном снабжении, и госпредприятиями, снятыми со всех видов государственного снабжения (продовольственного, материального, финансового и т. п.).
Вся продукция
первых должны была поступать в
Предприятиям, снятым
со всех видов государственного снабжения,
было предоставлено право
Расширяя плановые начала в снабженческо-сбытовой деятельности, 6 октября 1922 года СТО предоставил образованной при нем весной 1922 года Комиссии по внутренней торговле право регулировать отпускные цены на товары, выпускаемые с фабрично-заводских складов госпредприятий.
Планомерное использование всех находящихся в руках социалистического государства средств производства явилось необходимым условием организации работы государственной промышленности в новых условиях. Отсюда неуклонное расширение планового начала в регулировании не только производственной, но и снабженческо-сбытовой деятельности хозрасчетных госпредприятий на всем протяжении восстановительного периода.
Сложившаяся к осени 1923 года обстановка потребовала дальнейшего усиления планирования сбытовой деятельности трестов. Массовые нарушения политики цен промышленными и торговыми органами обострили расхождения между ценами на промышленные товары и продукты сельского хозяйства, что затрудняло крестьянству, продававшему хлеб по низким ценам, приобретение промышленных товаров по непомерно высоким ценам. В 1921–1922 годах ряд трестов распродавал товарные запасы прежних лет и продукцию, изготовленную из полученного трестом при его учреждении сырья, по ценам, не достигавшим часто восстановительного уровня. В 1923 году руководители тех же трестов впали в другую крайность и пытались непомерно высокими ценами не только покрыть высокие накладные расходы, но и получить не оправданную общими условиями работы промышленности прибыль. Начался кризис сбыта, который отразился на промышленности.
Одной из мер ликвидации кризиса явилось введение с осени 1923 года в более широких размерах государственного регулирования цен. Причем надо отметить, что оно стало осуществляться почти исключительно самим Высшим советом народного хозяйства. На протяжении двух осенних месяцев 1923 г. цены были снижены в среднем на 13% по всей промышленности. Денежная реформа и снижение цен на предметы широкого потребления явились важнейшей частью общего плана мероприятий, намеченных ЦК ВКП(б) для устранения обнаружившихся осенью 1923 года трудностей и недостатков.
После денежной реформы и перехода к твердой и устойчивой валюте право Комиссии по внутренней торговле, регулировать цены было распространено на все товары, обращающиеся на внутреннем рынке, комиссии было предоставлено право устанавливать:
1) предельные
цены для оптовой, оптово-
2) списки товаров, продажа или покупка
которых не допускалась по ценам выше
или ниже установленных предельных цен — под
угрозой уголовной ответственности.
Подводя краткие
итоги истории
Многоукладность экономики, денатурализация хозяйства, коммерческий расчет и использование товарно-денежных инструментов привели к восстановлению народного хозяйства.
Таким образом,
весь опыт социалистического
Таблица 2
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД ГОСУДАРСТВА
|
Политика государственного
регулирования цен
И все-таки в сравнении с существовавшими ранее методами управления, новый порядок наделял определенной компетенцией предприятия и объединения в сфере ценообразования. Их участие в ценообразовании выражалось не только в том, что они разрабатывали калькуляции и проекты цен на свою продукцию, но и в том, что в предусмотренных законодательством случаях им было предоставлено право определять уровни цен, утверждать их.
Однако, несмотря
на указанные нововведения, плановое
ценообразование в
Советы Министров
союзных республик в силу Конституций
и Законов о них также
Основная и
повседневная работа в области ценообразования
выполнялась специальной
Одним из основных способов установления цен в рассматриваемый период являлось утверждение компетентными органами прейскурантов и дополнений к ним. Прейскурант представлял собой нормативный акт, определявший размер цены, скидки и надбавки к ней, порядок применения цен. Пересмотр прейскурантов оптовых цен в 1967 году способствовал устранению многих недостатков в ценообразовании, заметно сократилось число убыточных предприятий.
Кроме того, цены могли устанавливаться, изменяться и отменяться отдельными актами компетентных государственных органов. Поскольку такие акты были обязательны для исполнения и адресовывались всем потенциальным изготовителям, они также имели нормативный характер.
Нельзя не отметить зародившиеся в рассматриваемый период новые веяния ценового регулирования, появление которых во многом объясняется развитием научно-технического прогресса и связанными с этим процессом обновлением ассортимента, внедрением новых технологий. Так, например, оптовые цены на опытные образцы (партии) новой продукции, предназначенной для отработки конструкции нового изделия или химического состава и технологии получения нового вида сырья, материалов, топлива, могла устанавливаться самим предприятием-изготовителем по согласованию с организацией-заказчиком (разработчиком) исходя из плановой (сметной) себестоимости и рентабельности, предусмотренной планом, но не выше 20% и не ниже 10% плановой себестоимости опытного образца (партии).
Свои правила
в области ценового регулирования
диктовала и объективная