Ценовая политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 21:01, курсовая работа

Краткое описание

Важная роль цен в экономической жизни определяется тем, что они являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства в целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности.

Содержание

Введение …………………………………………………………………2

Глава 1 . История ценовой политики в России
1.1.Основы государственной ценовой политики в России…………5 во второй половине XIX — начале XX век
1.2.Ценовое регулирование на разных этапах развития……………6 социалистического хозяйственного строительства
1.3.Ценовая политика государства с 1991 года………………………15 (либерализация цен)



Глава 2 . Система цен и ее классификация

2.1. Определение системы цен…………………………………………20

2.2. Классификация цен ………………………………………………..21



Глава 3. Ценовая политика

3.1. Способы ценообразования…………………………………………27

3.2. Стратегии ценовой политики ……………………………………30

3.3. Особенности и основные проблемы ценообразования…………31



Глава 4. Современное состояние ценовой политики в Российской Федерации………………………………………………..35



Заключение ……………………………………………………………….39



Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

основы бизнеса.docx

— 91.58 Кб (Скачать файл)

Подводя итоги, можно сделать вывод, что в  рассматриваемый период сохранялась роль цены как правового инструмента планового руководства народным хозяйством, экономико-правового рычага в системе хозяйственного механизма. Одновременно с таким, ставшим уже традиционным для социалистического хозяйственного механизма, понимание цен, они приобретали все большее значение в деле стимулирования повышения эффективности производства, улучшения качества выпускаемой продукции, насыщения рынка товарами, уменьшения их материалоемкости. Кроме того, и это немаловажно, постепенно увеличивалась самостоятельность предприятий в анализируемой сфере хозяйствования.

Новый этап ценового регулирования связан с принятием 30 июня 1987 года Верховным Советом  СССР Закона СССР «О государственном  предприятии (объединении)». Закон определил  экономические и правовые основы хозяйственной деятельности социалистического государственного предприятия как основного звена единого народнохозяйственного комплекса, предусмотрел усиление экономических методов управления, использование полного хозяйственного расчета и самофинансирования. В связи с развитием экономических методов управления и в соответствии с новым хозяйственным механизмом было признано необходимым применять следующие виды цен (тарифов):

  • централизованно устанавливаемые;
  • договорные;
  • самостоятельно устанавливаемые предприятиями и организациями.

Несомненный интерес  представляют введенные анализируемыми нормативными актами договорные цены.

Методика и  порядок определения договорных цен на отдельные виды продукции устанавливались Госкомцен СССР.

Следует отметить, что в условиях полного хозяйственного расчета, развития оптовой торговли и создания социалистического рынка  для обеспечения гибкости цен, как особо значимые и прогрессивные рассматривались договорные цены, а также цены, самостоятельно утверждаемые предприятиями.

Таким образом, в период развитого социалистического  хозяйствования в правовом регулировании  зримо проявлялись тенденции, приводящие к возрастанию значения цен в управлении социалистическим хозяйством, т. е. к укреплению связи цен с товарно-денежными отношениями; учету цен при выборе вариантов развития новых, прогрессивных видов продукции; в воспроизводственном процессе, в частности при определении ассортимента производимых товаров; к развитию новых принципов и методов согласования плановых задач и цен в управлении хозяйственными звеньями и в хозрасчете. Одним из важнейших моментов ценового регулирования, как было показано ранее, явилось возрастание значения цен как фактора стимулирования технического прогресса.

Между тем, статистика свидетельствовала о том, что  цены на абсолютное большинство видов  товаров, работ, услуг регулировались государством. Так, только за 1982 год  вступило в силу более двух тысяч  новых прейскурантов. Такое положение, вполне приемлемое для социалистической плановой экономики, не могло сохраняться с переходом страны к рыночным отношениям.  
 

1.3. Ценовая политика государства с 1991 года (либерализация цен)

Ценовая политика государства коренным образом изменилась с появлением Указа Президента РФ от 3 декабря 1991 г. «О мерах по либерализации  цен». Нормами данного акта, в  частности, предусматривался переход  со 2 января 1992 г. на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения. Применение государственных регулируемых цен (тарифов) предприятиями и организациями, независимо от форм собственности, сохранялось только на ограниченный круг продукции производственно-технического назначения, основных потребительских товаров и услуг по перечням, которые были утверждены в качестве приложений к рассматриваемому Указу.

Во исполнение данного акта Правительство РСФСР  утвердило Постановление от 19 декабря 1991 г. № 55 «О мерах по либерализации цен». К Постановлению было дано два Приложения. В одном из них устанавливались предельные размеры повышения государственных цен на продукцию и услуги производственно-технического назначения: энергетические ресурсы, драгоценные металлы, электроэнергию и тарифы на транспортные услуги и услуги связи. В другом Приложении определялись предельные размеры повышения цен и тарифов на основные потребительские товары (услуги), реализуемые населению: продовольственные продукты, услуги водопровода и канализации, квартирная плата, услуги пассажирского транспорта и связи.

Следует отметить, что на протяжении последующих лет  менялись как сами перечни, так и  способы регулирования цен. Причем изменения эти происходили весьма непоследовательно.

Несколько стадий прошло применение цен на энергоресурсы: от установления первоначально предельных размеров повышения цен в кратном размере к действующим ценам и тарифам (с помощью предельных коэффициентов) до установления новых государственно-регулируемых оптовых цен на нефть и газ. Кроме того, была предпринята попытка применить воздействие на уровень цен с помощью создания фонда ценового регулирования Министерства финансов РФ, которая вскоре была отвергнута.

Не просматривалась  единая политика и в отношении  органа, который вправе устанавливать  цены на те или иные товары (услуги). Так, Правительство РФ поручало утвердить  новые государственно регулируемые цены на уголь, сланцы, моторное топливо, керосин и др., а потом само же неоднократно их пересматривало.

Эти и подобные им колебания правового регулирования  очень ярко характеризуют рассматриваемый период. Как представляется, причины такого явления нужно искать в том, что переход к либерализации цен не был должным образом подготовлен компетентными государственными органами.

Как известно, в  переходный к рыночным условиям хозяйствования период известными экономистами, входящими  в составы рабочих групп, разрабатывались и представлялись для обсуждения различные Концепции и Программы, содержавшие меры по перестройке хозяйственного механизма. В этих Программах, что совершенно оправдано, содержались меры по реформированию политики ценообразования. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что большинством экономистов предлагалось постепенное освобождение цен от административного контроля. Так, в Программе «Переход к рынку», подготовленной группой под руководством академика С. С. Шаталина, предлагалось последовательное освобождение цен, что позволило бы «сбалансировать потребительский рынок, устранить дефицит». Для этого намечалось последовательное освобождение цен с первоначальным их замораживанием на товары и услуги, образующие основу прожиточного минимума семей. В дальнейшем контроль за ценами должен был сниматься последовательно по товарным группам с учетом конкретной обстановки и ситуации на рынке. В случае чрезмерного роста цен, ранее выведенных из-под контроля, по решению республиканских и местных органов предполагалось их временное замораживание посредством установления предельного уровня. Государство в переходный период не должно было отказываться от сохранения дотаций к ценам как метода социальной защиты населения, для поддержания их низкого уровня.

В Программе  указывалось: чтобы избежать повышения  темпов инфляции, снятие контроля за ценами обязательно должно сопровождаться жесткой финансово-кредитной политикой: значительное сокращение бюджетного дефицита, создание банковской системы, способной контролировать денежную массу, установление жесткого финансового ограничения для всех товаропроизводителей, защита сбережений населения.

Предложения постепенной  либерализации цен не были восприняты органами государственной власти. Непродуманная  досконально политика «шоковой терапии» привела к серьезным экономическим  и социальным потрясениям в стране. Обратимся к статистике.

Таблица 3

ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕН ПО ОТРАСЛЯМ ЭКОНОМИКИ В 1991–1993 г.г. (В РАЗАХ, ДЕКАБРЬ К ДЕКАБРЮ)

  1991 к 1990 1992 к 1991 1993 к 1992
Сводный индекс потребительских цен 2,6 26,1 9,4
В том  числе:      
продовольственные товары 2,4 22,1 9,0
непродовольственные товары 3,1 26,7 7,4
платные 1.8 33,6 24,1
Индекс  цен производителей промышленной продукции 3,4 33,8 10,0

Как видно из таблицы 3, политика радикальной либерализации  цен привела к галопирующей инфляции и многократному повышению как  потребительских цен, так и цен  предприятий-производителей. Достаточно сказать, что за 1992 год цены в топливной  промышленности увеличились более  чем в 90 раз. Динамика средней стоимости набора 19 важнейших продуктов питания в 1993 году выглядела следующим образом: от 5 356 руб. на одного человека в январе до 30 724 в декабре месяце. Цены на хлеб, выйдя на волю, изменились в семь с лишним тысяч раз.

При этом увеличивалась  разница между минимальным и  максимальными уровнями цен в  различных регионах Российской Федерации. Рост цен на монопольно производимые виды продукции был еще более высоким и в значительных размерах превышал среднеотраслевой.

Следует отметить, что рост цен продолжался и  в последующие годы. Приведем еще некоторые данные.

Таблица 4

РОСТ ЦЕН НА ПРОДУКЦИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ 1990 = 1

Отрасль 1991 1992 1993 1994
Топливная 2,23 76,3 1 255 472
Электроэнергетика 1,97 54,3 766 822
Черная  металлургия 2,10 66,9 609 543
Цветная металлургия 2,34 69,0 565 380
Нефтехимическая 2,03 60,8 490 501
Машиностроение 2,17 39,9 371 552

Резкое изменение  цен повлекло за собой многие негативные процессы в экономике. Так, в условиях инфляции, балансовая стоимость основных производственных фондов стала резко отставать от их реальной рыночной стоимости. Переоценка основных фондов в связи с изменением цен стала с тех пор ежегодным явлением.

Таким образом, мы проследили последовательное изменение  основ правового регулирования цен на различных этапах развития нашего государства. Подводя итог историческому экскурсу в данной сфере отношений, можно сделать следующие выводы.

  • Ценовое регулирование хозяйственной деятельности в России имеет глубокие исторические корни и традиции. Рассмотрение хозяйственного опыта России в масштабах широкой исторической полосы нескольких десятилетий позволяет говорить о том, что цены всегда являлись объектом регулирования со стороны государства.
  • Ценовое регулирование, осуществляемое с помощью правовых средств, всегда рассматривалось как составляющая хозяйственного механизма и оказывало существенное влияние на социально-экономическое развитие страны. При этом действие рыночных ценовых механизмов обнаруживает положительные результаты в условиях стабильной экономики, в переходных и критических ситуациях предпочтительнее использование государственных рычагов с применением установленных нормативными актами директивных мер ценового регулирования.
  • Для административно-плановой экономики характерно тотальное регулирование цен. В противовес этому для рыночной экономики органичным является сочетание свободных цен на основную массу товаров (работ, услуг) с регулируемыми ценами на некоторые из них. Действует общее правило свободного ценообразования и как исключение из него — регулирование цен по определенным государством направлениям в целях обеспечения публичных интересов. Удельный вес регулируемых государством цен следует коррелировать с качественным состоянием национальной экономики.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. СИСТЕМА ЦЕН И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ 
 

2.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕН.

Все действующие  в экономике цены взаимосвязаны  и образуют систему, которая находится в постоянном развитии под влиянием множества рыночных факторов. Эта система состоит из отдельных блоков (оптовые, розничные цены и др.), находящихся в тесной взаимозависимости и взаимодействии. В основе взаимосвязи цен, образующих единую систему, лежит принцип “сообщающихся сосудов”. Изменение цен в одном из  основных блоков данной системы довольно быстро передается “по цепочке” во все другие блоки.

Ведущую роль во всей системе цен играют цены на продукцию базовых отраслей промышленности. К ним относятся топливно-энергетические отрасли (угольная, нефтяная, газовая, электроэнергетика), металлургия. Большое влияние на цены в отраслях легкой и пищевой промышленности оказывает динамика цен на продукцию сельского хозяйства. Различные блоки цен, входящие в единую систему, имеют не только прямые, но и обратные связи. Например, “волна” повышения цен в топливно-энергетическом комплексе через определенное время возвращается в эти отрасли в виде удорожания потребляемых ими материально-технических ресурсов (машин, оборудования, электроэнергии и др.).

Информация о работе Ценовая политика РФ