Шпаргалка по «Финансовому менеджменту»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 08:43, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Финансовому менеджменту»

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры финансовый менеджмент ВСЕ.doc

— 235.50 Кб (Скачать файл)

1. Историческое  развитие теоретического понимания  категории «финансы». Историческое возникновение понятия «финансы» относится к Средневековью: так как этот термин встречается в средневековой латыни, в частности, в XIII—XIV вв. были широко распространены выражения finatio и financia, означавшие обязательную уплату денег. Трактовка финансов была такова: финансы — это средства государства и различных общественных групп, полученные в виде денег, материалов, услуг.

В России термин «финансы» с момента его появления в отечественной науке и практике трактовался как совокупность доходов государственной казны и публичных союзов.

Финансы не могут быть сведены лишь к денежным фондам, поскольку не исключены операции финансового характера, осуществляемые без участия денежных средств, поэтому финансы можно определить как совокупность финансовых объектов и способов управления ими. Под финансовыми объектами понимаются финансовые активы и обязательства, методы управления ими позволяют организовывать, упорядочивать и реализовывать отношения фин. характера, складывающиеся между различными субъектами и закрепляемые договорами.

2. Финансы организации: определение, сущность, функции, место  в финансовой системе. Финансы можно определить как совокупность финансовых объектов и способов управления ими. Под фин.объектами понимаются финансовые активы и обязательства. Фин. объекты и методы управления ими позволяют организовывать, упорядочивать и реализовывать отношения финансового характера, складывающиеся между различными субъектами и закрепляемые разнообразными договорами. Финансы могут быть: централизованные (отношения гос. органов и органов местной власти) и децентрализованные(сфера частного бизнеса и домашние хозяйства)

 Функции: 1) инвестиционно-распределительная- распределение фин.ресурсов внутри предприятия в рамках инвестиц.политики;2) фондообразующая- реализуется в ходе оптимизации пассивной стороны баланса; 3) доходораспределительная- фирма получает доход по итогам очередного периода, должна быть найдена приемлемая система вознаграждения; 4) обеспечивающая 5) контрольная – с помощью фин.показателей может быть осуществлен контроль за эффективным использованием ресурсного потенциала.

 

4.Взаимосвязь  финансового менеджмента с другими  науками.

Финансовый менеджмент является неотделимой частью общего менеджмента и тесно взаимосвязан с экономикой, бухгалтерским учетом, а также с различными областями производства и маркетинга.Предприятия и фирмы работают в тесном макроэкономическом окружении и поэтому финансовый менеджер должен знать и хорошо ориентироваться как в вопросах макроэкономики, так и микроэкономики. 1) должен предполагать как денежно-кредитная политика государства воздействует на цены и наличные средства предприятия;2) быть опытным в фискальной политике и знать каким образом она воздействует на экономику;3) знать различные финансовые институты и их образ действия, оценивать потенциальные инвестиции;4) предполагать последствия различных способов и уровней активизации финансовой деятельности и влияние изменений в экономической политике на свои финансовые решения;5) знать взаимоотношения спроса и предложения и стратегию максимизации прибыли;6) рассчитывать предпочтительные размеры выгодности, риск и определение стоимости О взаимоотношении финансового менеджмента и бухгалтерского учета говорят следующие два определения:1. Они тесно связаны по степени той отчетности, которая является важной информацией для предприятия финансовых решений.2. Ключевыми различиями являются функции назначения отчетности.

Кроме экономики и бухгалтерского учета финансовый менеджер принимает ежедневные решения, опираясь на такие области, как маркетинг, производство и количественные методы. Например, финансовый менеджер рассматривает влияние развития новых производств и соответствие проектов, предложенных в сфере маркетинга, со своими проектами, требующими капитальных затрат и влияющих на проектирование притоков наличности. Учитываются изменения в производственном процессе, подтверждается необходимость капитальных вложений. И здесь финансовый менеджер должен четко все оценить и только затем финансировать проект.

 

5. Принципы организации и структура системы управления финансами организации.

На предприятии создается система управления, предназначенная для координации действий своих подразделений и сотрудников. В основе  системы лежит организационная структура, это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих структурных и функциональных подразделений. В малом предприятии все финансовые вопросы могут решаться руководителем предприятия совместно с главным бухгалтером; в этом случае решение финансовых вопросов возлагается на бухгалтерию, а ответственность за их принятие — на директора. В крупном предприятии, деятельность которого  отличается многообразием в организационной структуре обязательно обособляется самостоятельная финансовая служба.

Принципы организации системы управления

- принцип экономической  эффективности: расходы по созданию и поддержанию системы управления финансами, а также ее модернизации должны быть экономически оправданными;

- принцип финансового контроля: организационное построение финансовой службы, информационные потоки, полномочия и ответственность отдельных ее подразделений должны быть упорядочены и ориентированы на обеспечение надлежащего контроля; этот принцип реализуется,  организацией регулярного внешнего и внутрифирменного аудита;

- принцип финансового стимулирования (поощрение/наказание): в рамках системы управления финансами должен быть разработан механизм повышения эффективности работы отдельных подразделений и оргструктуры управления предприятием в целом путем установления мер поощрения и наказания;

- принцип материальной ответственности: поскольку в любой фирме существуют огромные объемы ценностей, необходима организация некоторой системы персональной и (или) коллективной ответственности за их состоянием и движением;

 

6.Функции и  задачи финансового менеджера.

Фунуции финансового менеджера

• общий финансовый анализ и планирование, в рамках которых осуществляются формулирование общей финансовой стратегии, оценка места фирмы на рынках продукции и факторов производства, контроль за динамикой целевых индикаторов.

текущее управление денежными средствами, в рамках которого осуществляются финансирование текущей деятельности и организация денежных потоков,

управление финансовой деятельностью, обеспечивающее рентабельную работу предп. 

управление инвестиционной деятельностью, понимаемой как инвестиции в реальные активы и инвестиции в финансовые активы

управление источниками финансовых ресурсов как область деятельности управленческого аппарата,с целью обеспечения финансовой устойчивости предприятия

Сформулированные пять ключевых вопросов определяют самую суть работы финансового менеджера: 1) аналитическая оценка положения фирмы в конкурентной среде; 2) управление денежными потоками в контексте текущих взаиморасчетов с контрагентами; 3) разработка мер по обеспечению стабильной прибыльности и достаточного уровня рентабельности; 4) финансовое обоснование инвестиционной деятельности фирмы; 5) управление источниками финансирования. функции, связанные с анализом и планированием финансового положения предприятия, оценкой его текущего и перспективного положений на рынках капитала и продукции, оценкой его взаимоотношений с государством, собственниками, контрагентами, работниками.

 задачи по  управлению активами- определение общего объема ресурсов, оптимизация их структуры, управление вложениями во внеоборотные активы.

задачи по управлению источниками финансирования- управление собственным капиталом, управление заемным капиталом, управление краткосрочными обязательствами, оптимизация структуры источников финансирования, выбор способов мобилизации капитала

 задачи по  управлению инвестиционными программами.

задачи по управлению текущей финансовой деятельностью, включая управление ликвидностью и платежеспособностью.

 

 

7.Концептуальные основы финансового менеджмента

 Концептуальные  основы  финансового менеджмента это  совокупность теоретических построений, определяющих логику, структуру и принципы функционирования системы управления финансовой деятельностью хозяйствующего субъекта в контексте окружающей политической и экономико-правовой среды. Финансовый менеджмент базируется на фундаментальных концепциях, разработанных в рамках современной теории финансов и служащих методологической основой для понимания сути тенденций, имеющихся на финансовых рынках, логики принятия решений финансового характера, обоснованности применения тех или иных методов количественного анализа. Концепция — это определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, выражающий ключевую идею для их освещения.

 Фундаментальные (базовые) концепции определяют логику финансового менеджмента и использования его прикладных методов и приемов на практике. К фундаментальным концепциям финансового менеджмента можно отнести: 1) концепцию денежного потока; 2) временной ценности денежных ресурсов; 3) компромисса между риском и доходностью; 4) операционного и финансового рисков; 5) стоимости капитала; 6) эффективности рынка капитала;7)асимметричности информации; 8)агентских отношений; 9) альтернативных затрат; 10) временной неограниченности функционирования хозяйствующего субъекта; 11) имущественной и правовой обособленности субъекта хозяйствования.

 

8.Финансовые активы, обязательства, инструменты: сущность и классификации

Под финансовым активом понимается любой актив, являющийся: денежными средствами  в кассе, на расчетных, валютных и специальных счетах; . долевым инструментом, выпущенным другой компанией (это паи и акции, олицетворяющие собой подтвержденное право собственности на долю в чистых активах компании .договором, предоставляющим другой стороне право на: а) получение денежных средств или финансовых инструментов от первой стороны (например, дебиторская задолженность, векселя к получению, долго- и краткосрочные финансовые вложения) или б) обмен на другой финансовый инструмент с первой стороной на потенциально выгодных условиях.


Под финансовым обязательством понимается любая обязанность по договору: а) предоставить денежные средства или иной финансовый актив другой компании (например, кредиторская задолженность); б) обменять финансовые инструменты с другой компанией на потенциально невыгодных условиях. под финансовым инструментом понимается любой договор, в результате которого одновременно возникают финансовый актив у одной компании и финансовое обязательство или долевой инструмент- у другой. выделяют три основные категории финансовых инструментов: 1) денежные средства (средства в кассе и на расчетном счете, валюта); 2) кредитные инструменты (облигации, кредиты, депозиты); 3) способы участия в уставном капитале (акции и паи). В дальнейшем этим термином стали называть любой договор, в результате которого одновременно у одного из субъектов возникает финансовый актив, а у другого — долевой инструмент или финансовое обязательство. Среди наиболее популярных инструментов — форвардные и фьючерсные контракты, опционы, процентные и валютные свопы. Финансовые инструменты подразделяются на первичные и производные. К первичным относятся финансовые инструменты, с определенностью предусматривающие покупку-продажу или поставку-получение некоторого финансового актива, в результате чего возникают взаимные финансовые требования. К производным относятся финансовые инструменты, предусматривающие возможность покупки-продажи права на приобретение-поставку базового актива или получение-выплату дохода, связанного с изменением некоторой характеристики этого актива.

 

 

9.Финансовый анализ: понятие, задачи, объект, предмет, виды.

Финансовый анализ - комплекс мероприятий по оценке состояния финансовых отношений и финансовых потоков предприятия. Целью финансового анализа является формирование объективной основы:

-для достоверной оценки  финансового состояния предприятия; 

-принятия адекватных  управленческих решений в сфере  финансов предприятия;

-выявления и предупреждения  негативных явлений в деятельности  предприятия.

Объектом финансового анализа считаются финансовые отношения и потоки. Предмет финансового анализа - эффективность вложения капитала; объемы прибыли; рентабельность; ликвидность, платежеспособность, кредитоспособность предприятия и т.п.

Виды:

внешний анализ, проводимый по данным финансовой отчетности;

внутрихозяйственный анализ – по данным бухгалтерского, налогового, оперативного, статистического  учета и отчетности и другим источникам.

Особенности внешнего финансового анализа:

-множественность субъектов  анализа и пользователей информации  о деятельности предприятия;

-разнообразие целей и  интересов субъектов анализа;

-наличие типовых методик  анализа, стандартов учета и отчетности;

-ориентация анализа только  на публичную, внешнюю отчетность;

-как следствие предыдущего  фактора - ограниченность задач анализа;

-максимальная открытость  результатов анализа для пользователей  информации о деятельности предприятия.

Особенности внутрихозяйственного анализа:

-ориентация результатов  анализа на руководство предприятия;

-использование всех источников  информации для анализа;

-отсутствие регламентации  анализа со стороны;

-комплексность анализа , изучение всех сторон деятельности  предприятия;

-интеграция учета, анализа, планирования и принятия решений;

-максимальная закрытость  результатов анализа в целях  сохранения коммерческой тайны.

 

10. Методы финансового  анализа:

-Чтение отчетности –  простое ознакомление с отчетностью, позволяющее сделать выводы об основных источниках привлечения средств, направлениях их вложения, основных источниках полученной прибыли и денежных средств  в отчетном периоде, применяемых методах учета, организационной структуре предприятия и т.д. Однако при этом нельзя оценить динамику основных показателей деятельности компании, ее места среди аналогичных предприятий на внутреннем и внешнем рынках. Устранение названного недостатка достигается использованием методов сравнительного анализа.

-Горизонтальный анализ – позволяет определить абсолютные и относительные отклонения различных статей отчетности по сравнению с предшествующими периодами

Информация о работе Шпаргалка по «Финансовому менеджменту»