Шпаргалка по "Финансовому менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 06:20, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Финансовому менеджменту".

Вложенные файлы: 1 файл

Otvety_KF_vse.docx

— 116.22 Кб (Скачать файл)

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ  УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНЫМИ ФИНАНСАМИ:  ВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ СТОИМОСТИ  ДЕНЕГ, КОНЦЕПЦИЯ АГЕНТСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Методологической основой финансового  менеджмента являются базовые концепции, которые позволяют проанализировать состояние и движение финансовых потоков и обосновать те или иные управленческие решения.

1) Временная концепция  стоимости (ценности) денежных ресурсов.Суть данной концепции заключается в следующем: одна и та же денежная сумма по-разному оценивается субъектами в зависимости от момента времени, к которому она относится.

Причины, обусловливающие различную  оценку денежных сумм в зависимости  от фактора времени:

  1. Деньги обесцениваются с течением времени под воздействием инфляции. В условиях инфляции на одну и ту же денежную сумму можно приобрести меньшее количество товаров, вследствие роста цен с течением времени.
  2. Наличие неопределенности и риска. Будущее неопределенно. Возможно, события будут разворачиваться таким образом, что субъекту вообще не будут нужны эти денежные суммы. Например, с течением времени предприятие может быть ликвидировано, и тогда нет смысла в рассуждениях о каких-либо денежных суммах для него в будущем.
  3. Способность денег приносить доход. Некоторая сумма, будучи вложенной в коммерческий оборот, способна превратиться в большую сумму. Если вы внесете 1000 руб. на срочный депозит, то через год можете получить не только данную сумму, но и начисленные на нее проценты.

Все эти причины неравноценности  денег во времени следует принимать  во внимание при обосновании решений  финансового характера. Зачастую для  оценки эффективности решений необходимо сопоставлять различные денежные суммы, относящиеся к разным периодам времени. Правильное сопоставление эффективности  проектов возможно лишь с помощью  финансово-экономических расчетов, учитывающих фактор времени. Для  сопоставления различных денежных сумм с учетом перечисленных выше причин используются такие методы, как наращение процентов и  дисконтирование.

2) Концепция агентских отношений.

Агентские отношения – отношения между двумя субъектами, один из которых «принципал» передает часть своих функций «агенту».

Большинству предприятий присуще  разделение функций управления и  функций владения, т.е. владельцы  и руководители предприятия –  разные лица, интересы которых во многом не совпадают. Чтобы сгладить противоречия между целевыми установками владельцев (принципалов) и менеджеров (агентов), ограничить возможность нежелательных  действий менеджеров исходя из собственных  интересов, владельцы компаний вынуждены  нести агентские издержки. Величина этих издержек учитывается при принятии решений финансового характера.

Агентские конфликты выражаются в оппортунистическом поведении менеджеров, действия которых не соответствуют интересам принципалов.

Причины агентских конфликтов:

- разделение собственности и  управления;

- несовпадение интересов менеджеров  и собственников;

- асимметричность информации.

Агентские конфликты вызывают агентские  издержки:

  • Явные – затраты на организацию структуры управления, затраты на контроль, контрактные затраты, затраты на сверхпотребление агентов.
  • Неявные (упущенные возможности) – потери принципала от ошибочных действий агентов.

Цели менеджеров: расширение компании; власть; безопасность; вознаграждение; социальные цели.

2.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ  УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНЫМИ ФИНАНСАМИ:  КОНЦЕПЦИИ ЦЕЛЕЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ  ФИРМЫ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ

Существует несколько концепций целей функционирования фирмы.

1. Классическая экономическая теория, основоположниками которой являются  А. Смит, Д. Рикардо, рассматривает в качестве конечной цели функционирования предприятия накопление капитала и экономический рост. Деятельность многих организаций связана с расширением масштабов, но этот рост имеет определенные границы, которые связаны с прибыльностью дальнейшего расширения. Поэтому экономический рост не может быть основополагающей целью существования организации.

2.Ортодоксальная неоклассическая  теория предполагает, что конечная  цель компании-это максимизация полезности имеющихся благ. В некоторых случаях максимизация полезности сводится к максимизации прибыли (например, при моделировании поведения фирмы на товарном рынке).

3.Маржиналистская неоклассическая  теория определяет конечной целью  функционирования фирмы максимизацию  прибыли. Однако данное предположение  имеет ряд недостатков:

-неясно, какая именно прибыль  рассматривается: краткосрочная  или долгосрочная;

-прибыль часто не является  непосредственным объектом интересов  всех участников корпорации;

-предприниматель может не задумываться  о максимизации прибыли, а просто  извлекать доход, достаточный  для себя;

-в условиях несовершенной конкуренции  максимизация-сомнительная цель, поведение конкурентов определяет оптимальное поведение фирмы.

4.Бихевиористский подход (Лайкерт, Маслоу, Герцберг, МакГрегор) основан на мысли о том, что мотивы поведения человека в организации не сводятся только к материальным стимулом, его также привлекают лидерство, авторитет, власть, право на участие в управлении и т.п. Данное направление сводится к отказу от предварительных гипотез и опирается на наблюдение за внешним поведением.

5.Управленческий подход разделяет  интересы собственников и менеджеров. Исходя из этого, менеджеры  помимо максимизации прибыли  могут также стремиться к достижению  ряда дополняющих и конкурирующих  целей. Таким образом, конечной  целью функционирования организации  является максимизация ее стоимости.  Максимизация цены фирмы выражается  в росте рыночной стоимости  обыкновенных акций, максимизации  собственного капитала, что означает  максимизацию благосостояния собственников.

Существуют показатели оценки прироста благосостояния, для расчета которых  не требуется установление временных  горизонтов: стоимость бизнеса, показатели капитализации компании.

Основные преимущества данного  подхода: учет интересов собственников, не требуется установление временных  горизонтов. Основные недостатки: сложность  расчетов, не отражаются интересы остальных  участников помимо акционеров. Данная концепция сегодня является доминирующей и используется для оценки эффективности  управленческих решений.

6. Концепция заинтересованных лиц, предполагающая гармонизацию интересов всех stakeholders (менеджеров, акционеров, покупателей, государства и др.). Данный подход отражает сложность взаимоотношений между всеми участниками корпоративного управления, но, тем не менее, большинство заинтересованных лиц не оказывают существенного влияния на принятие управленческих решений, что не позволяет использовать данный подход в качестве обоснования целеполагания при корпоративном управлении. 

 

3. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА  И ЕЕ ТИПЫ. СОСТАВ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВЫХ СИСТЕМ

Финансовая система – совокупность рынков и других институтов, используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами и рисками.

В общей совокупности финансов, образующих финансовую систему, выделяют следующие крупные сферы:

- общегосударственные финансы;

- финансы предприятий и организаций.

- кредитно-банковская система.

Каждая из этих сфер имеет организационную  структуру и складывается из нескольких звеньев.

Звенья общегосударственных финансов относятся к централизованным финансам и используются для регулирования  экономики и финансовых распределительных  отношений на макроуровне.

Звенья второго подразделения  включают децентрализованные финансы  и используются для регулирования  и стимулирования экономики и  социальных отношений на микроуровне.

Кредитно-банковская сфера состоит  из банков и иных кредитных учреждений страны.

Т.о., финансовая система – это совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, в системе которых разными методами формируются и используются денежные фонды государства, организаций и домашних хозяйств.

Финансовый рынок – система  организованной или неформальной торговли финансовыми инструментами.

Товары на финансовом рынке:

- деньги

- ценные бумаги

- валюта

- золото

- драгоценные металлы

Состав финансового рынка:

1) Денежный рынок (краткосрочные  финансовые инструменты)

-рынок золота

- валютный рынок

-рынок краткосрочных денежных  ссуда

2) Рынок капиталов (долгосрочные  финансовые инструменты) - рынок ссудных капиталов

3) Рынок ценных бумаг

- рынок неэмиссионных ценных бумаг

- фондовый рынок (рынок эмиссионных  ценных бумаг)

Структура финансовой системы –  это совокупность ее элементов и  связей между ними.

Государственная финансовая система развитых капиталистических стран включает 4 подсистемы:

*государственный бюджет;

*местные финансы;

*специальные внебюджетные фонды;

*финансы государственных корпораций.

Финансовые институты:

- государственные (ЦБ, казначейство, законодательство)

- коммерческие банки (универсальные  банки, выполняющие многие виды  операций)

- инвестиционный банки (выдают долгосрочные кредиты)

- ипотечные банки 

- страховые компании

- пенсионные фонды

- инвестиционные фонды

- сберегательные ассоциации и  банки (розничные банковские услуги)

- фонды взаимного кредита и  финансовые компании

- биржи

- финансовые брокеры

Функции финансовой системы:

- перемещение ресурсов во времени  и в пространстве

- управление рисками

- расчетно-платежные услуги

- объединения ресурсов и разделение  паев участия в капитале

- информационная

- мотивационная

Существует две различные финансовые системы, которые условно можно  назвать «рыночной» и «связанной». Их основными различиями являются:

- источники финансирования ресурсов;

- цели управления;

- уровень концентрации собственности;

- степень защиты прав собственников;

- способ контроля за деятельностью менеджеров.

Типы финансовых систем:

- Рыночная – наиболее важным источником внешних финансовых ресурсов является фондовый рынок.  Предприятия имеют, как правило, множество относительно мелких собственников и составляют уставный капитал предприятия. Рыночная система распространена в: США, Великобритании.

- Связанная – наиболее важным источником внешних финансовых ресурсов является банковская система. Собственники относительно крупные, их немного, и собственность высоко концентрирована. Связанная система в: Германии и большинство стран Европы. Связанная система т.к. предприятия тесно связаны с определенными банками.

 

4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ  ВИДЕНИЯ БИЗНЕСА. КОРПОРАТИВНАЯ  ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА

Организационные формы интеграции бизнеса.

Формы орг-ции и ведения бизнеса:

-единоличное владение;

-товарищество (партнерство);

-корпорация (хоз. обшество).

Различия:

-ответственность по обязательствам;

-распределение дохода;

-распределение риска;

-реализация контроля за собственностью;

-передача прав собственности;

-способы привлечения собственного  капитала.

Признаки (различия)

Единоличное владение

товарищество

Корпорация (хоз.общество)

Ответственность по обязательствам

Всем своим имуществом

Всем своим имуществом

В пределах вложенного капитала

Доход

Полностью принадлежит

Пропорционально вкладу

Пропорционально вкладу

Распределение риска

Полностью несет владелец бизнеса

Пропорционально вкладу

Пропорционально вкладу

Контроль за собственностью

Сам как пожелает

Лично по согласованию с партнерами

Собственность отделена от управления, для реализации контроля используется внутр. и внешние механизмы контроля управления

Передача прав собственности

Отсутствует

Возможна только внутри партнерства между собой

Продажа любым субъектам

Способы привлечения собственного капитала

-Дополнительное приобретение личного  имущества

-Реинвестирование доходов

 

Возможности развития с точки зрения масштабов ограничено

-Дополнительное приобретение личного  имущества

-Реинвестирование доходов

 

Возможности развития бизнеса ограничены и зависят от числа партнеров

-Реинвестирование доходов

-Доп эмиссия акций

-Доп вложения существующих и новых владельцев

 

Возможности развития бизнеса за счет собственного капитала высокие 


Корпорация – 

- интегрированные образования  в бизнесе (холдинг, фин-промышл группы);

- любые юр лица;

- любые крупные и средние  коммерческие предприятия;

- организации, образованные в  виде хоз-х обществ и хоз-х товариществ;

- ОА или только ОАО

Признаки определения корпорации:

- Юр лицо;

- ограниченная ответственность;

- бессрочное существование;

- свободная передача акций (долей  в капитале);

- отделение собственности от  управления (собственники не осуществляют  деятельность по управлению бизнесом  и передают эти функции наемным  менеджерам).

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому менеджменту"