Экономическая сущность, виды и процедуры банкротства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 17:47, курсовая работа

Краткое описание

Банкротство – это самый цивилизованный и единственный законный выход для ликвидации юридического лица у которого есть кредиторская задолженность. Банкротство (несостоятельность) – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течении трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая финмен.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

Время одиночных антикризисных  управляющих, которых толком до сих пор никто не готовит, явно проходит. Если концептуально изменить законодательство по делам несостоятельности (а эта мера давно назрела) с приоритетом предупреждения и восстановления платежеспособности, т.е. экономического подхода к проблемам банкротства, то нужны по большому счету:

  1. основательная теоретическая и практическая база;
  2. специализированные учебные заведения или хотя бы кафедры в высших учебных заведениях и, соответственно;
  3. специализированные консалтинговые и экспертные фирмы, занимающиеся антикризисным управлением.

Об этом тоже говорил  Глава Государства в своем  послании еще в 2006 году.

Но без системных  изменений в области несостоятельности  процесс невозможен. Была попытка  передать это дело в конкурентную среду - создана Ассоциация антикризисных управляющих со своим Уставом, не имеющая законодательную основу и на сегодня практически бездействующая. Ясно одно: госорганы и бизнес-среда должны перестать «тянуть одеяло на себя» и путем конструктивного диалога и совместной кропотливой, аналитической работы должны предложить на этот раз законодателю оптимальный вариант законодательных изменений, отвечающий реалиям сегодняшнего дня. С учетом мирового опыта правовых систем в области несостоятельности, строго учитывающий баланс интересов кредиторов и должника, специфику казахстанской экономики.

Каждый гражданин и  юридическое лицо, занимающиеся нечестным  бизнесом должны помнить, что тем  самым они наносят ощутимый вред развитию экономики страны, в которой  живут их дети, и они сами

 

 

3.2 Повышение эффективности системы банкротства в Республике Казахстан

 

На сегодняшний день, банкротство является цивилизованной формой разрешения конфликта, возникшего между кредиторами и должником, позволяющая в определенной мере соблюсти интересы обоих, поскольку  после завершения процедуры банкротства бывший должник освобождается от обязательств, связанных с ликвидированным бизнесом, и снова имеет возможность предпринимательства, а кредитор, в свою очередь, получает свои затраченные средства. Процедуры банкротства проводятся с целью удовлетворения требований кредиторов и освобождения от долгов несостоятельного должника, не способного удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, включая требования по уплате заработной платы и уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, а также возможностью развития нового бизнеса, оздоровления экономики за счет ухода с рынка нежизнеспособного предприятия.

Однако на практике нередки  случаи использования института  банкротства в целях уклонения  от уплаты долгов, после присвоения основной массы имущества руководителями или собственниками (учредителями) предприятий, либо его передачи в корыстных целях в пользу аффилиированных лиц. В этой связи, в целях защиты интересов кредиторов в действующем законодательстве Казахстана установлены определенные правовые механизмы. Так, в соответствии со статьей 6 Закона Республики Казахстан «О банкротстве» конкурсный и реабилитационный управляющие, участник санации по заявлению кредиторов или уполномоченного органа обязаны потребовать в судебном порядке признания сделок недействительными и возврата имущества, переданного должником, в том числе и в аренду или в обеспечение исполнения по ранее заключенным сделкам, за период в течение трех лет до возбуждения дела о банкротстве, от лиц, получивших это имущество безвозмездно, а также от кредиторов, обязательства перед которыми были исполнены до наступления срока их исполнения в ущерб интересам других кредиторов, на вышеуказанных условиях.

Кроме того, при осуществлении  своих полномочий реабилитационный или конкурсный управляющий вправе предъявлять иски по основаниям, предусмотренным законодательными актами Республики Казахстан об истребовании имущества должника у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных должником, и совершать иные действия, предусмотренные гражданским законодательством Республики Казахстан, направленные на возврат имущества должника.

В результате проведенной  конкурсными и реабилитационными  управляющими в 2011 году выявлены сомнительны  сделки, совершенные должником в период до применения процедур банкротства на сумму 329 437,39 тыс. тенге и возвращено в конкурсную массу путем признания их в судебном порядке незаконными на сумму 49 351,56 тыс. тенге. Действующим законодательством Республики Казахстан за незаконный вывод имущества, приводящий к созданию или увеличению неплатежеспособности должника, то есть за преднамеренное банкротство, предусмотрена административная и уголовная ответственность. В текущем году, выявлено 141 организаций-банкротов с признаками умышленного банкротства, материалы по которым переданы в правоохранительные органы, по 40 из них вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовных дел, в отношении 93 организаций проводится доследственная проверка. За указанный период по фактам преднамеренного банкротства возбуждено 8 уголовных дел.

Проведенные данные свидетельствует  о низкой раскрываемости данной категории  дел и применением института  банкротства как способа уклонения  от уплаты налогов.

Вместе с тем, как  показывает практика, причины задолженности иногда носят объективный характер и не всегда возникают по вине самого должника.

Как известно, любая предпринимательская  деятельность сопряжена с риском, из взаимообусловленности факторов риска и прибыли формируется  механизм несостоятельности (банкротства). Вследствие получение кредитов, наращивание неплатежеспособности, недостаточность практических и экономических знаний, а также имущества погасить требования кредиторов приводит к «непредвиденному банкротству». Другая сторона, существуют умышленные финансовые схемы вывода активов, аккумуляция дебиторской и кредиторской задолженности, совершение убыточных сделок которые направлены на банкротство должника. При чем, данные финансовые схемы характеризуется стабильностью и повторяемостью. Также существуют руководители, которые приняв решение о ликвидации своей фирмы, часто не желают решать проблемы, связанные с длительной и затратной процедурой прекращения деятельности, предусмотренной законодательством, погашать задолженность перед кредиторами или государством. В следствии это подталкивает их к мысли о применении так называемой «альтернативной» или «псевдоликвидации» путем слияния, реорганизации, смены руководства и др.

Тем не менее, несмотря на то, что действующее законодательство Республики Казахстан содержит определенные статьи, под которые подпадает такая «ликвидация предприятий» (ложное банкротство, преднамеренное банкротство, уклонение от уплаты налогов, неправомерные действия при банкротстве и т.д.) отследить всю цепочку действий связанных с перерегистраций и изменения регистрационных данных, выводом имущества, совершением незаконных сделок и др. не представляется возможным. Отдельно стоит, отметить, проблему отсутствия руководителей, учредителей, главных бухгалтеров, а также учредительных, финансовых и иных бухгалтерских документов на основании которых можно установить финансовое положение или подтвердить хозяйственные сделки должника. В связи, с чем правоохранительными органами ввиду отсутствия должностных лиц и документов, а также невозможности установления их местонахождения, расследования по уголовным делам приостанавливаются.

Во исполнение стратегических и программных документов Министерством  финансов проводится работа по усовершенствованию механизмов банкротства и повышению  эффективности проведения процедур несостоятельности. Концепцией законопроекта, подготовленной в рамках реализации Программы восстановления, предусмотрено: разделение производства дел о реабилитации и банкротстве.

Если в настоящее  время дела рассматриваются в  суде в рамках одного возбужденного дела о банкротстве, то теперь процедура реабилитации:

  • выведена в отдельную самостоятельную судебную процедуру;
  • введение ускоренной процедуры оздоровления, позволяющей должнику в течение одного месяца утвердить в суде согласованный с большинством кредиторов план оздоровления и приостановить взыскание долгов за счет имущества, что дает возможность сохранить активы предприятия и воспользоваться шансом восстановить платежеспособность;
  • снятие административных барьеров, связанных с необходимостью согласования с уполномоченным органом проектов документов и процедур, касающихся напрямую только интересов должника и кредиторов (согласование введения процедуры реабилитации, проекта сметы расходов, проекта плана продажи, проекта соглашения управляющего и комитета кредиторов и др.);
  • расширение прав кредиторов путем введения института собрания кредиторов и принципа голосования в зависимости от суммы требований к должнику, что позволит всем кредиторам участвовать в принятии наиболее важных решений, а также обеспечит справедливость принятия решений.

Кредиторам также предоставляется  право самостоятельно решать вопрос выбора кандидатуры реабилитационного  управляющего; исключение ограничения  по количественному составу комитета кредиторов и требования о его нечетности и др. Кроме этого, Концепцией предусмотрено, что законодательство позволит участникам Программы восстановления в рамках ускоренной процедуры воспользоваться мораторием, обеспечивающим сохранность имущества, а также позволит войти в число участников тем должникам, к которым уже применена судебная процедура реабилитации.

Концепция разработана  с учетом замечаний и предложений  субъектов бизнеса, а также согласована  с экспертами Всемирного банка в  рамках Программы совместных экономических  исследований. Целью разработки законопроекта является построение эффективной системы, позволяющей должникам преодолеть временные финансовые трудности и в то же время обеспечивающей действенный и результативный механизм ликвидации нежизнеспособных организаций.

Действующее законодательство в первую очередь должно быть направлено на предупреждение умышленного банкротства. Приоритетное внимание должно уделяться вопросам расширения оснований и уровня ответственности для привлечения руководителей за доведения до умышленного состояния неплатежеспособности. Кроме того, в целях своевременного реагирования при первых признаках неплатежеспособности, а также защиты прав и интересов кредиторов обязать субъектов предпринимательства обращаться в судебные органы для применения процедур банкротства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Под несостоятельностью понимается неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, включая  требования об уплате заработной платы, а также обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды за счет принадлежащего ему имущества. Должник считается неплатежеспособным, если он не исполнил обязательства в течение трех месяцев с момента наступления срока его исполнения, его обязательства превышают стоимость активов или он имеет неудовлетворительную структуру баланса. Ни к одной форме прекращения предприятия не имеется столь значительного экономического интереса, как к прекращению его вследствие несостоятельности. Получение вместо ожидаемых платежей по долгам отрицательного финансового результата затрагивает самые существенные интересы участников экономического оборота.

В этой стезе особенно важным является анализ финансовой деятельности предприятия на предмет определения  устойчивости его состояния. Агентство по реорганизации предприятий при Госкомимуществе Республики Казахстан разработало «Методические рекомендации по углубленному анализу финансового состояния неплатежеспособности предприятий. Эти методические рекомендации обеспечили единый методический подход при проведении Агентством, территориальными комитетами по управлению госимуществом и областными комиссиями по санации и ликвидации несостоятельных предприятий реорганизационных и ликвидационных процедур, в том числе и определении финансового состояния предприятия.

Важнейшим процессом  в деятельности предприятия должно быть финансовое планирование, которой  одной своих из задач ставит контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью  и кредитоспособностью предприятия.

Систематический контроль финансового состояния предприятия позволяет оперативно выявлять негативные стороны в работе предприятия и своевременно принимать действенные меры по выходу из сложившейся ситуации. Поэтому анализу финансового состояния на предприятии должно уделяться самое пристальное внимание.

Таким образом, банкротство  достаточно острая, но и одновременно интересная ситуация, дающая множество  возможностей в сфере финансового планирования и регулирования финансового состояния предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа Москва: ИНФРА-М, 1995г.
  2. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп. – Минск: «Новое знание», 2000 – 688с.
  3. Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ: Учебное пособие – М.:ДИС, 1997 – 128с.
  4. Постановление ГКРК от 26 июня 1996 года, №2/IV «Об организации совместной работы территориальных комитетов по управлению гос.имуществом и областных комиссий по санации и ликвидации несостоятельных предприятий по вопросам финансово-экономического оздоровления неплатежеспособных предприятий».
  5. Теория и практика антикризисного управления. Под ред. Беляева С.Г. и Кошкина В.И. – М.: Закон и право, ЮНИТИ,1997г.
  6. Закон Республики Казахстан от 21.01.1997 №67-1 «О банкротстве»
  7. «Положение о механизме финансово-экономического оздоровления, реорганизации и ликвидации несостоятельных государственных предприятий в Республике Казахстан» от 7 сентября 1994г, №1002.
  8. «Положением о порядке оценка структуры баланса предприятия» от 12 июня 1995г.
  9. «Методические рекомендации по углубленному анализу финансового состояния неплатежеспособности предприятий» от 5 октября 1995 года.
  10. Самин В.Н., Ситникова О.Ю. Техника финансово-экономических расчетов.- Алматы, 1998г.
  11. Ефимова О.Е.Финансовый анализ – М.: АО Бизнес школа, 1994г.
  12. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономика: принципы, проблема и политика: пер. с англ. Т. 1, 2. – М. Республика, 1996г.

Информация о работе Экономическая сущность, виды и процедуры банкротства