Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 23:09, реферат
Цель данной работы - показать в общих чертах основные положения и принципы бюджетной системы России в целом и основные показатели бюджета на период с 2007 по 2010 гг., определить, на чем основан рост профицита последних лет.
Введение…………………………………………………………………….................3
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ. ОСНОВНЫЕ СТАТЬИ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА............................................................. ……............................…………..4
1.1. Государственный бюджет и его использование…...…........………………..4
1.2. Уровни государственного бюджета…..……………..................…………….9
2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В ПЕРИОД С 2007 ПО 2010 ГОДЫ......................................................................................................………14
3. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ, СПОСОБЫ ИХ УРЕГУЛИРОВАНИЯ......……………………………………................……….19
Заключение…………………………………………………………................……..29
Список использованной литературы………………………….................…………31
· Фонд обязательного медицинского страхования РФ и территориальные фонды МС.
Первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ). До 2000 г. утверждался бюджет Фонда занятости населения, но он был упразднен, несмотря на высокий уровень безработицы (около 7 млн. чел.). Все расходы, связанные с централизованным управлением процесса реализации функций государства, финансируются за счет средств федерального бюджета.
Второй уровень бюджетной системы образуют бюджеты субъектов Российской Федерации и территориальная составляющая государственных внебюджетных фондов (88 бюджетов, из них 21 республиканский бюджет, 55 областных и краевых бюджетов, 9 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга). Бюджет субъекта Российской Федерации - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Федерации. Из этих бюджетов в значительной мере финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной, легкой и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, транспорта и связи. Важное значение имеют бюджеты субъектов Федерации в осуществлении общегосударственных и социальных задач, в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.
Третий уровень бюджетной системы - бюджеты муниципальных образований (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов). В связи с реформированием системы местного самоуправления в пределах нижнего уровня выделяются два подуровня - бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения (Москва, Санкт- Петербург), бюджеты городских и сельских поселений. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
Развитие муниципального сектора экономики является в настоящее время неотъемлемой составляющей социально-экономического развития страны. На местные органы власти возложена важная задача по осуществлению социальной политики государства. Одна из важнейших задач - повышение качества общественных услуг, решение обострившихся проблем в сфере жилищно - коммунального хозяйства. Решение жилищной проблемы также связано с развитием муниципального сектора экономики, так как значительная доля жилищного строительства ложится на муниципалитеты. За счет государственного финансирования на федеральном и региональном уровнях осуществляется около 20% жилищного строительства. Основная доля жилищного строительства финансируется за счет средств местных бюджетов и граждан.
Консолидированный бюджет в Бюджетном кодексе РФ определен как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов (ст. 6 БК РФ).
Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты всех субъектов Федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом. Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований.
Консолидированный бюджет обычно составляется при разработке проекта федерального бюджета в виде прогноза, на основе которого в процессе рассмотрения закона о бюджете уточняются пропорции бюджетов разных уровней бюджетной системы. На 2006-2007 гг. прогноз консолидированного бюджета представлен в таблице 4 и дает достаточно полное представление о структуре расходов федерального бюджета и консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации. В связи с формированием бюджетов поселений право гражданства получает консолидированный бюджет муниципального образования как свод бюджетов на его территории.
Свод консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов дает представление о ресурсах, которыми располагают органы власти в центре и на местах. Такой свод получил название бюджета расширенного правительства - «расширенного» в том смысле, что он по доходам и расходам больше бюджета консолидированного и включает средства бюджетов государственных внебюджетных фондов, управление которыми осуществляется правительством. Этот бюджет тоже не утверждается. Сводная информация по сумме названных бюджетов имеет существенное значение для определения перспективы развития всех звеньев бюджетной системы. В настоящее время доля бюджета расширенного в объеме ВВП достигает по доходам около 38%, по расходам - 34% ВВП.
Государственные внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования невключаемых в федеральный и местный бюджеты определенных общественных потребностей, связанных с обязательным социальным страхованием. Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан:
· на охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи;
· социальное обеспечение по возрасту;
· социальное обеспечение в случае безработицы;
· социальное обеспечение по инвалидности, по болезни, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, установленных законодательством РФ о социальном обеспечении.
К государственным внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Эти фонды считаются внебюджетными только в том смысле, что функционируют самостоятельно, вне федерального бюджета и вне консолидированных бюджетов субъектов Федерации. В бюджетную систему они включены на том основании, что на них распространяются методология и порядок формирования и исполнения бюджетов. Как звено бюджетной системы России внебюджетные государственные фонды могут получать и получают средства из федерального бюджета. Например, на реализацию своих функций внебюджетным фондам в 2007 г. были выделены трансферты в довольно крупных размерах, млрд. руб.: Пенсионный фонд РФ - 1005,9; Фонд социального страхования РФ - 20,24; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ - 38,49.
Всего названным трем фондам из федерального бюджета передано в 2007г. 1064, 7 млрд. руб.
Основные черты
Они образуются вне федерального бюджета.
Средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат.
3. Расходование средств
государственных внебюджетных
4. Средства государственных
внебюджетных фондов находятся
в федеральной собственности
и управляются органами
5. Сбор и контроль за поступлениями обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды осуществляются тем же органом исполнительной власти, на который Возложены функции сбора налогов в федеральный бюджет.
Бюджеты государственных внебюджетных фондов имеют закрепленные за ними доходы: соответствующая часть единого социального налога, часть налогов, поступающих в результате применения упрощенной системы налогообложения, а также поступления из федерального и местных бюджетов. Например, в территориальные фонды обязательного медицинского страхования поступают средства на страхование неработающего населения из местных бюджетов. Как отмечалось выше, все внебюджетные государственные фонды могут получать дотации из федерального бюджета и получать доходы от размещения временно свободных средств в кредитных организациях.
Критериальное значение для оценки качества бюджетной политики имеют следующие показатели:
- стабильность доходов
от реального сектора
- пропорциональность роста доходов и расходов;
- динамика доли текущих
и капитальных расходов в
- соотношение процентных и непроцентных расходов в бюджете;
- наличие сфер (отраслей),
финансирование которых
- доля расходов бюджета
на финансирование реального
сектора экономики. При ее
Консолидированный бюджет позволяет отслеживать динамику основных источников доходов бюджетов и изменение структуры расходов. Бюджетный кодекс не устанавливает ограничений по формированию доходов и расходов всех уровней, однако фактически таким ограничением является объем ВВП. Как правило, доходы и расходы бюджетов всех уровней имеют строго определенную долю в объеме ВВП, которая ежегодно корректируется в связи в нововведениями в бюджетной политике. На 2007 г. параметры консолидированного бюджета были определены в соотношениях, приведенных в таблице 5. Очевидной является низкая доля расходов консолидированного бюджета в объеме ВВП. Треть (по отношению к ВВП) доходов консолидированного бюджета не в полной мере направлена на финансирование расходов - порядка 5% к ВВП зарезервировано в профиците, который будет частью накапливаемого Стабилизационного фонда, а в дальнейшем - Резервного фонда и Фонда будущих поколений. При профиците федерального бюджета в течение ряда лет, начиная с 2000 г. используются практически все источники покрытия дефицита бюджета для увеличения доходов в целях покрытия расходов по обслуживанию госдолга. В 2006-2009 гг., по прогнозам Минэкономразвития, доходы федерального бюджета с учетом инфляции и сокращения экспорта энергоносителей при снижении мировых цен на них останутся на невысоком уровне и будут составлять 19-20% к ВВП.
Таблица 1
Показатели |
2006 г. (оценка) |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
Всего доходов |
6159,1/100,0 |
6965,3/100,0 |
6905,6/100,0 |
7464,0/100,0 |
Налог на прибыль организаций |
444,4/7,2 |
571,0/8,2 |
539,0/7,8 |
560,2/7,5 |
ЕСН |
310,4/5,0 |
368,8/5,3 |
422,1/6,1 |
475,5/6,4 |
НДС |
1534,5/24,9 |
2071,8/29,7 |
2346,8/34,0 |
3019,4/40,5 |
Акцизы |
107,5/1,7 |
126,7/1,8 |
140,1/2,0 |
155,8/2,1 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
1127,7 /18,3 |
1037,7/14,9 |
905,4/13,1 |
806,1/10,8 |
Внешние таможенные пошлины |
1935,9/31,4 |
1998,8/28,7 |
1681,8/24,4 |
1494,1/20,0 |
Ввозные таможенные пошлины |
325,6/5,3 |
395,3/5,7 |
475,7 /6,9 |
559,1/7,5 |
Прочие доходы |
373,1/6,1 |
395,1/5,7 |
394,6/5,7 |
393,7/5,3 |
Источник: Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие / А.З. Селезнев/ под ред. проф. В.Ю. Катасонова. - М.: Магистр, 2007. С.114.
Таблица 2
Добыча и экспорт нефти в 2000-2009 гг. (прогнозные данные)
Показатели |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007* |
2008* |
2009* |
Добыча нефти, млн. т. |
324 |
348 |
380 |
421 |
459 |
470 |
482 |
492 |
500 |
507 |
Темп роста, % |
106,2 |
107,4 |
109,2 |
110,8 |
109,0 |
102,4 |
102,6 |
102,1 |
101,6 |
101,4 |
Экспорт нефти, млн. т. |
145 |
162 |
188 |
228 |
258 |
252 |
255 |
264 |
270 |
274 |
Темп роста, % |
107,4 |
111,7 |
116,0 |
121,3 |
113,0 |
97,7 |
101,2 |
103,5 |
102,3 |
101,5 |
Источник: Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие / А.З. Селезнев/ под ред. проф. В.Ю. Катасонова. - М.: Магистр, 2007. С.114-115
Таблица 3
2007 (закон) |
2008 (закон) |
Проект бюджета | ||
2009 |
2010 | |||
Расходы, всего |
||||
Млрд. рублей |
5463,9 |
6500,3 |
7361,9 |
7998,7 |
% к расходам всего |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Темп роста, % к 2007 |
100,0 |
119,0 |
134,7 |
146,4 |
Общегосударственные вопросы |
||||
Млрд. рублей |
808,2 |
896,4 |
974,3 |
1032,4 |
% к расходам всего |
15,0 |
13,8 |
13,2 |
12,9 |
Темп роста, % к 2007 |
100,0 |
110,9 |
120,6 |
127,7 |
Национальная оборона |
||||
Млрд. рублей |
822,0 |
957,9 |
1057,8 |
1191,2 |
% к расходам всего |
15,0 |
14,7 |
14,4 |
14,9 |
Темп роста, % к 2007 |
100,0 |
116,5 |
128,7 |
144,9 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
||||
Млрд. рублей |
662,9 |
769,1 |
923,7 |
1000,4 |
% к расходам всего |
12,1 |
11,8 |
12,5 |
12,5 |
Темп роста, % к 2007 |
100,0 |
116,0 |
139,3 |
150,9 |
Национальная экономика |
||||
Млрд. рублей |
497,2 |
672,8 |
753,5 |
508,5 |
% к расходам всего |
9,1 |
10,4 |
10,2 |
6,4 |
Темп роста, % к 2007 |
100,0 |
135,3 |
151,5 |
102,3 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
||||
Млрд. рублей |
53,0 |
56,5 |
79,2 |
71,0 |
% к расходам всего |
1,0 |
0,9 |
1,1 |
0,9 |
Темп роста, % к 2007 |
100,0 |
106,6 |
149,4 |
134,0 |
Охрана окружающей среды |
||||
Млрд. рублей |
8,1 |
9,4 |
10,3 |
11,0 |
% к расходам всего |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
Темп роста, % к 2007 |
100,0 |
116,0 |
127,2 |
135,8 |
Образование |
||||
Млрд. рублей |
277,9 |
310,0 |
312,3 |
341,2 |
% к расходам всего |
5,1 |
4,8 |
4,2 |
4,3 |
Темп роста, % к 2007 |
100,0 |
111,6 |
112,4 |
122,8 |
Культура, кинематография и средства массовой информации |
||||
Млрд. рублей |
67,8 |
78,1 |
66,9 |
64,4 |
% к расходам всего |
1,2 |
1,2 |
0,9 |
0,8 |
Темп роста, % к 2007 |
100,0 |
115,2 |
98,7 |
95,0 |
Здравоохранение и спорт |
||||
Млрд. рублей |
206,4 |
211,8 |
229,2 |
269,4 |
% к расходам всего |
3,8 |
3,3 |
3,1 |
3,4 |
Темп роста, % к 2007 |
100,0 |
102,6 |
111,0 |
130,5 |
Социальная политика |
||||
Млрд. рублей |
215,6 |
275,1 |
340,0 |
375,2 |
% к расходам всего |
3,9 |
4,2 |
4,6 |
4,7 |
Темп роста, % к 2007 |
100,0 |
127,6 |
157,7 |
174.0 |
Межбюджетные трансферты бюджетам других уровней |
||||
Млрд. рублей |
784,0 |
937,0 |
926,3 |
888,1 |
% к расходам всего |
14,3 |
14,4 |
12,6 |
11,1 |
Темп роста, % к 2007 |
100,0 |
119,5 |
118,2 |
113,3 |
Межбюджетные трансферты государственным внебюджетным фондам |
||||
Млрд. рублей |
1060,4 |
1326,2 |
1504,6 |
1846,1 |
% к расходам всего |
19,4 |
20,4 |
20,4 |
23,1 |
Темп роста, % к 2007 |
100,0 |
125,1 |
141,9 |
174,1 |
Условно утвержденные расходы |
||||
Млрд. рублей |
184,0 |
399,9 | ||
% к расходам всего |
2,5 |
2,5 | ||
Информация о работе Анализ расходов государственного бюджета с 2007 по 2010 гг.