Анализ расходов государственного бюджета с 2007 по 2010 гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 23:09, реферат

Краткое описание

Цель данной работы - показать в общих чертах основные положения и принципы бюджетной системы России в целом и основные показатели бюджета на период с 2007 по 2010 гг., определить, на чем основан рост профицита последних лет.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….................3
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ. ОСНОВНЫЕ СТАТЬИ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА............................................................. ……............................…………..4
1.1. Государственный бюджет и его использование…...…........………………..4
1.2. Уровни государственного бюджета…..……………..................…………….9
2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В ПЕРИОД С 2007 ПО 2010 ГОДЫ......................................................................................................………14
3. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ, СПОСОБЫ ИХ УРЕГУЛИРОВАНИЯ......……………………………………................……….19
Заключение…………………………………………………………................……..29
Список использованной литературы………………………….................…………31

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы.docx

— 79.44 Кб (Скачать файл)

внутренний; внешний (перед  международными финансовыми организациями, правительствами иностранных государств (большинство из них представлены в Парижском клубе кредиторов) и зарубежными юридическими лицами, в том числе представленными  в Лондонском клубе кредиторов. Еще недавно Россия была чистым дебитором, поэтому в конце 2005 г. высказывалось мнение о целесообразности учреждения (организации) Петербургского клуба дебиторов для выработки согласованной политики по управлению внешними активами.

  1. По форме выплаты доходов по долгам:

процентные; выигрышные; смешанные; целевые.

В российской практике используются все эти формы.

  1. По методам размещения:

добровольные; принудительные; рыночные; нерыночные.

в современных условиях осуществлен  переход от нерыночных форм размещения и движения долговых обязательств к  рыночной форме - с правом продажи  ценных бумаг на рынке по цене с  учетом рыночной конъюнктуры.

  1. По видам оформления обязательств:

- облигационные займы.  В российской практике эмиссии  облигаций с середины 90-х годов  прошлого века используются облигационные  займы;

- безоблигационные займы (жилищные сертификаты и т.п.).

  1. По эмитентам ценных бумаг:

- выпускаемые Правительством  РФ;

- выпускаемые правительствами  субъектов РФ;

- выпускаемые органами  местного самоуправления.

В соответствии с действующим  законодательством все уровни исполнительной власти имеют право эмиссии долговых ценных бумаг.

Представленная выше классификация  государственного (муниципального) долга  имеет существенное значение при  определении долговой стратегии  государства.

Статьями 97-128 Бюджетного кодекса  РФ предусмотрен порядок управления государственным долгом, включающий совокупность мер, связанных:

с регулированием его объема и структуры; определением условий  новых заимствований и изменением ранее выпущенных займов; регулированием рынка заимствований; определением условий погашения и обслуживания государственного долга; определением условий предоставления государственных  гарантий; контролем за целевым использованием средств и с учетом объема, состава и структуры долговых обязательств, перспективы их погашения и уплаты процентов по ним, а также с учетом объема, состава и структуры и изменения в динамике внешних требований государства.

Агентом правительства по операциям, связанным с внешним  долгом, является Внешэкономбанк, агентом  по операциям, связанным с управлением  внутренним долгом, - Центральный банк РФ.

Статьей 102 Бюджетного кодекса  РФ установлено, что каждый орган  управления долгом соответствующего уровня не несет ответственности по долгам органов власти других уровней.

В бюджетах всех уровней  бюджетной системы РФ ежегодно предусматриваются  объемы расходов по погашению и обслуживанию государственного (муниципального) долга  соответствующего уровня, в связи с чем определяются и так называемые процентные расходы, связанные с уплатой процентов по долгам. Управление процентными расходами бюджетов является одним из важнейших направлений деятельности государства, связанных с управлением внешним долгом, поскольку от уровня и доли в общей сумме расходов бюджета процентных расходов зависит доля непроцентных расходов, которые реально определяют финансирование бюджетной сферы. Кризисное состояние экономики и рост долгового бремени, как правило, сопровождаются и ростом бремени процентных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Основными методами управления государственным (муниципальным) долгом являются: реструктуризация; рефинансирование; пролонгация;

конверсия; консолидация.

В ст. 105 Бюджетного кодекса  РФ реструктуризация определяется как основанное на соглашении прекращение долговых обязательств с заменой их новыми, предусматривающими иные условия обслуживания и погашения обязательств. Реструктуризация возможна с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга. Приведем пример реструктуризации. После дефолта 1998 г. в процессе реструктуризации ГКО и ОФЗ долг по этим обязательствам был поделен на три части:

  1. 10% - несколькими траншами, погашаемыми исключительно рублями;
  2. 20% - обмен на бюджетные ценные бумаги с погашением через три года;
  3. 70% - обмен на новые облигации с погашением в течение пяти лет и с началом погашения через год при уменьшенном размере купонного дохода.

Рефинансирование  долга предполагает осуществление заимствования с целью использования полученных средств для погашения задолженности по ранее произведенным заимствованиям.

Пролонгация долга - основанная на соглашении отсрочка исполнения долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг.

Конверсия долга предполагает обмен долговых обязательств на акции, облигации, товары, финансовые активы и проч., которая означает превращение краткосрочной и среднесрочной задолженности в долгосрочную, т. е. перенос предстоящих в скором времени платежей на отдаленное будущее.

Консолидация  долга - переоформление задолженности посредством объединения различных долговых обязательств,

Управление государственным  внутренним (внешним) долгом предполагает жесткий контроль на федеральном  уровне за соблюдением лимитов и  ограничений, установленных Бюджетным  кодексом РФ, представление о которых дает таблица 6 (глава 2). Управление государственным долгом следует рассматривать как единый взаимосвязанный процесс определения форм и сроков заимствования, эмиссии и размещения долговых обязательств, заключения договоров и соглашений, получения государственных займов и оформления обязательств по ним, погашения и обслуживания долга.

Управление государственным  долгом включает управление:

новыми заимствованиями; долгом в форме изменения ранее  накопленных заимствований; предоставлением  государственных кредитов; погашением и обслуживанием долга. В настоящее время бюджетный контроль осуществляется законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями, наблюдающими за финансовой деятельностью всех экономических субъектов, так или иначе связанных с бюджетной сферой либо в качестве налогоплательщиков, либо в качестве получателей бюджетных средств. Деятельность органов финансового контроля регламентируется юридическими нормами, закрепленными в таких имеющих силу закона документах, как Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ.

Проект бюджета составляется на основе прогноза социально - экономического развития в целях финансового  обеспечения расходных обязательств, а также основных направлениях бюджетной  и налоговой политики. Проекты  федерального бюджета и бюджеты  внебюджетных фондов согласно законодательству РФ составляются и утверждаются сроком на три года. Для субъектов РФ проект бюджета может составляться сроком как на 1 год, так и на три  года, в соответствие с законодательной  базой субъекта РФ. Бюджетная политика Российской Федерации на очередной  финансовый год и плановый период определяется также посланием Президента Российской Федерации, которое направляется Федеральному Собранию Российской Федерации  не позднее марта года, предшествующего  очередному финансовому году. Составление  проектов бюджетов - исключительная прерогатива  Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и местных администраций муниципальных  образований. Непосредственное составление  проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования ежегодно разрабатывается  в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной  власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией на период не менее трех лет, а для поселений  может разрабатываться местной  администрацией муниципального района в соответствии с соглашением  между местной администрацией поселения  и местной администрацией муниципального района на очередной финансовый год либо на очередной финансовый год и плановый период. Прогноз социально-экономического развития на очередной финансовый год и плановый период разрабатывается путем уточнения параметров планового периода и добавления параметров второго года планового периода.

Кроме того действие бюджетной  системы РФ основано на ряде принципов:

- Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и т.д.

- Принцип разграничения доходов,  расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.

- Принцип самостоятельности бюджетов означает:

право и обязанность органов  государственной власти и органов  местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих  бюджетов и эффективность использования  бюджетных средств; право и обязанность  органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный  процесс в соответствие с действующим  законодательством.

- Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным Кодексом.

  • Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.
  • Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.
  • Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
  • Принцип общего (совокупного) покрытия pacxодов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете.
  • Принцип прозрачности (открытости) означает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований; обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований). Стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода). Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.
  • Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
  • Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
  • Принцип подведомственности расходов бюджетов.
  • Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций, утвержденным законодательством.

Информация о работе Анализ расходов государственного бюджета с 2007 по 2010 гг.