Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 18:36, дипломная работа
целью данной дипломной работы стало - выявление проблем расходов коммерческого банка и предложение путей их решения, на примере конкретного банка. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: рассмотреть понятия и сущность расходов, дать классификация расходов коммерческих банков, изучить методы анализа расходов коммерческого банка и методы управления ими, дать общую организационно- экономическая характеристику банка, проанализировать его кредитный и депозитный портфели, дать анализ расходов банка на банковские услуги .
Введение 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАСХОДОВ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 7
1.1 Понятие и сущность расходов 7
1.2 Классификация расходов коммерческого банка 21
1.3 Методы анализа расходов коммерческого банка 25
1.4 Методы управления расходами коммерческого банка 32
2 АНАЛИЗ РАСХОДОВ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА (НА ПРИМЕРЕ ОАО «УБРиР») 44
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика ОАО «УБРиР» 44
2.2 Анализ кредитного и депозитного портфелей ОАО «УБРиР» 59
2.2.1Анализ депозитного портфеля 59
2.2.2 Анализ кредитного портфеля 66
2.3 Анализ расходов ОАО «УБРИР» на банковские услуги 78
3 ПРОБЛЕМЫ РАСХОДОВ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 83
Заключение 93
Список использованной литературы 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Отчет о прибылях и убытках 2010 - 2011 гг. 100
В целом можно выделить ряд мероприятий . направленных на снижение непроцентных расходов банка. Они представлены в таблице 3.6.
Категория |
Примеры |
Комментарии |
Персонал (потенциал снижения затрат — 5–10%) |
Проведение аттестации сотрудников на предмет соответствия занимаемой позиции и должностному окладу. Повышение контроля за исполнительской дисциплиной персонала. Установление более тесной связи между результатами работы и вознаграждением |
Наиболее затратная статья, часто занимающая около 50% всех операционных расходов. Снижение затрат на персонал более чем на 15–20% потребует «организационной» перестройки банка. Возможно значительное снижение той части затрат, которая связана с «администрированием» персонала (до 25%) |
Командировочные и представительские расходы (потенциал снижения затрат — 5–10%) |
Пересмотр политик и процедур, связанных данной группой расходов. Усиление контроля и требований к отчетным документам |
Возможно краткосрочное Согласно ряду исследований, около 25% сотрудников часто подходят «творчески» к составлению отчетов по данной группе расходов |
Расходы на аренду (потенциал снижения затрат — 5–20%) |
Пересмотр условий аренды. Сокращение арендованных площадей |
Могут возникнуть сложности в связи с уже заключенными договорами аренды. При агрессивном следовании курсу сокращения издержек на аренду недвижимости возможно их снижение до 20% |
Продолжение таблицы 3.6. | ||
Хозяйственные расходы (потенциал снижения затрат — 15–25%) |
Повышение прозрачности в процессах выбора поставщиков и заключения контрактов. Усиление контроля зарыночностью цен по приобретаемым товарам и услугам, централизация поставок. Создание единых стандартов и норм расходов. Снижение числа поставщиков. Усиление контроля за соблюдением контрактов поставщиками |
Пересмотр условий договоров и
напряженные переговоры с поставщиками
могут уменьшить сумму Повышение прозрачности процесса выбора поставщика может дать до 3% экономии. Ревизия условий текущих контрактов и проверка их соответствия реалиям может принести до 4% экономии. Внедрение нормативов расходов и контроль за их исполнением может принести до 5% экономии |
Расходы на маркетинг и рекламу (потенциал снижения затрат — 5–10%) |
Пересмотр политик и процедур, связанных данной группой расходов. Повышение эффективности использования и контроля отдачи от маркетинговых и рекламных мероприятий |
Данная статья может составлять 2–5% операционных расходов банка. Несмотря на возможное существенное снижение затрат в кратчайшие сроки (60–90 дней), в долгосрочной перспективе сжатие маркетингового бюджета может негативно сказаться на бизнесе. Банки, продолжающие маркетинговую активность даже в кризисной ситуации, имеют более высокие шансы увеличить долю на рынке |
Централизация функций (потенциал снижения затрат — 10–20%) |
Централизация некоторых функций
по обслуживанию бизнеса банка (например,
оценка кредитных рисков, call-центр)
на уровне головного офиса для
использования эффекта Центры обслуживания могут быть расположены в зонах меньшей стоимости недвижимости и труда |
При централизации функций у банка появляется возможность нанять высококлассных специалистов в головном офисе и навсегда закрыть вопрос о недостатке экспертизы на местах. Дублирование функций центров обслуживания часто является результатом приобретений банков, которые долго время остаются не интегрированы в общую систему, являясь источником дополнительных расходов. При централизации также улучшается качество и оперативность подготовки управленческой отчетности ввиду концентрации информации и ответственности за ее подготовку. Возможно создание позиции «административный директор банка», возглавляющего единое подразделение, в которое могут войти функции управления персоналом, имуществом/недвижимостью, |
Продолжение таблицы 3.6. | ||
Аутсорсинг (потенциал снижения затрат — до 10%) |
Аутсорсинг бизнес-процессов. Передача выполнения определенных функций третьей стороне, для которой данная деятельность является основной и осуществляется при меньших издержках (например, поиск и тренинг персонала, инкассация, уборка помещений, автоуслуги). Заключение стратегического |
У банка возникает возможность
получения дополнительного Важно отметить, что аутсорсинг не является лекарством от неэффективных операций. В связи с этим перед тем, как передавать выполнение операций на аутсорсинг, необходимо оптимизировать передаваемые процессы |
Автоматизация (потенциал снижения затрат — 15–20%) |
Автоматизация процесса учета командировочных и представительских расходов. Автоматизация процесса выпуска счетов, их оплаты при авторизации и отслеживания сроков дебиторской задолженности |
Мероприятия в данном направлении наиболее дорогостоящие и требуют значительных усилий. В то же время затраты на процесс, так же как и количество ошибок персонала, становятся минимальными. Устранение Автоматическое отслеживание сроков
дебиторской задолженности |
Изменение/ Оптимизация бизнес-процессов (потенциал снижения затрат — 25–30%) |
Оценка и устранение узких мест при выполнении рабочих процессов |
На первом этапе работ в данном направлении выделяются несколько ключевых процессов, важных для банка, и проводится их анализ на оптимальность. При оценке существующих процессов необходимо ответить на ключевой вопрос: как бы этот процесс выглядел, если бы его создавали сегодня с нуля? Оптимизация бизнес-процессов может привести к существенному сокращению численности персонала. В результате оптимизации процессов не должен быть превышен приемлемый уровень операционного риска |
Подводя итоги рассмотренному, следует отметить, что сокращению расходов банка будут способствовать:
В ходе выполнения данной работы исследованы теоретические и практические аспекты анализа расходов коммерческой организации. В заключение сделаем основные выводы.
Расходы организации представляют
собою уменьшение экономических
выгод в результате выбытия активов,
то есть денежных средств, иного имущества
или возникновения
Существует множество
Расходы признаются в бухгалтерском учете независимо от того, как они принимаются в расчетах по налогообложению прибыли, независимо от формы расхода (денежной или натуральной) и от намерения или возможности получить доход в виде выручки или иных поступлений.
Методики анализа доходов и расходов банка зависит от поставленных целей, а также от различных факторов информационного, временного и технического обеспечения. Известны методики анализа доходов и расходов коммерческого банка разработанные О.И. Лаврушиным, Н.И. Валенцевой, Ю.А. Маслеченковым и другими авторами.
К основным методам оптимизации затрат относятся: планирование затрат, управление тарифной политикой, прямое сокращение затрат, проведение банковского мониторинга, оптимизацию налоговой базы путем планирования.
Анализ организационно- экономических характеристик ОАО «Уральский Банк Реконструкции и Развития» показал. что банк находится в хорошем экономическом состоянии. Основные финансовые коэффициенты в норме. Однако анализ кредитного и депозитного портфеля и анализ расходов на банковские услуги выявил ряд проблем связанных с расходами: в частности большая доля процентных расходов в суммарных расходах. Автором был предложен ряд мероприятий по оптимизации процентных расходов банка.Сокращению расходов банка будут способствовать: гармонизация структуры ресурсной базы, т. е увеличение доли расчетных и депозитных счетов предприятий, организаций, граждан и уменьшение доли дорогостоящих инструментов (межбанковских кредитов). Для этого необходимо создать в банке специальное подразделение, которое целенаправленно занималось бы только ресурсами; разумное уменьшение непроцентных расходов.
Таким образом, определенные во введении цель и задачи исследования можно считать достигнутыми в полном объеме.
Номер строки |
Наименование статьи |
Данные за отчетный период |
Данные за соответствующий период прошлого года |
1 |
Процентные доходы, всего, в том числе: |
6 253 632 |
5 113 221 |
1 |
От размещения средств в кредитных организациях |
11 138 |
14 230 |
1.1 |
От ссуд, предоставленных клиентам, не являющимся кредитными организациями |
4 858 292 |
3 537 717 |
1.2 |
От оказания услуг по финансовой аренде (лизингу) |
8 916 |
11 216 |
1.3 |
От вложений в ценные бумаги |
1 375 286 |
1 550 058 |
1.4 |
Процентные расходы, всего, в том числе: |
3 858 627 |
4 295 199 |
2 |
По привлеченным средствам кредитных организаций |
478 739 |
397 567 |
2.1 |
По привлеченным средствам клиентов, не являющихся кредитными организациями |
3 252 219 |
3 838 948 |
2.2 |
По выпущенным долговым обязательствам |
127 669 |
58 684 |
2.3 |
Чистые процентные доходы (отрицательная процентная маржа) |
2 395 005 |
818 022 |
3 |
Изменение резерва на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности, средствам, размещенным на корреспондентских счетах, а также начисленным процентным доходам, всего, в том числе: |
-1 731 805 |
-511 683 |
4 |
Изменение резерва на возможные потери по начисленным процентным доходам |
-269 788 |
-133 140 |
4.1 |
Чистые процентные доходы (отрицательная процентная маржа) после создания резерва на возможные потери |
663 200 |
306 339 |
5 |
Чистые доходы от операций с ценными бумагами, оцениваемыми по справедливой стоимости через прибыль или убыток |
-126 763 |
-138 213 |
6 |
Чистые доходы от операций с ценными бумагами, имеющимися в наличии для продажи |
16 872 |
749 883 |
7 |
Чистые доходы от операций с ценными бумагами, удерживаемыми до погашения |
0 |
2 625 |
8 |
Чистые доходы от операций с иностранной валютой |
-300 752 |
-454 792 |
9 |
Чистые доходы от переоценки иностранной валюты |
534 821 |
575 126 |
10 |
Доходы от участия в капитале других юридических лиц |
22 658 |
15 800 |
11 |
Комиссионные доходы |
2 093 052 |
1 659 452 |
12 |
Комиссионные расходы |
108 077 |
78 671 |
13 |
Изменение резерва на возможные потери по ценным бумагам, имеющимся в наличии для продажи |
0 |
0 |
14 |
Изменение резерва на возможные потери по ценным бумагам, удерживаемым до погашения |
0 |
0 |
15 |
Изменение резерва по прочим потерям |
-25 977 |
-25 458 |
16 |
Прочие операционные доходы |
2 533 179 |
837 265 |
17 |
Чистые доходы (расходы) |
5 302 213 |
3 449 356 |
18 |
Операционные расходы |
3 437 013 |
3 040 645 |
19 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
1 865 200 |
408 711 |
20 |
Начисленные (уплаченные) налоги |
58 195 |
84 117 |
21 |
Прибыль (убыток) после налогообложения |
1 807 005 |
324 594 |
22 |
Выплаты из прибыли после налогообложения, всего, в том числе: |
0 |
0 |
23 |
Распределение между акционерами (участниками) в виде дивидендов |
0 |
0 |
23.1 |
Отчисления на формирование и пополнение резервного фонда |
0 |
0 |
23.2 |
Неиспользованная прибыль (убыток) за отчетный период |
1 807 005 |
324 594 |
24 |
Наименование статьи |
Данные за отчетный период |
Данные за соответствующий период прошлого года |