Анализ расходов коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 18:36, дипломная работа

Краткое описание

целью данной дипломной работы стало - выявление проблем расходов коммерческого банка и предложение путей их решения, на примере конкретного банка. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: рассмотреть понятия и сущность расходов, дать классификация расходов коммерческих банков, изучить методы анализа расходов коммерческого банка и методы управления ими, дать общую организационно- экономическая характеристику банка, проанализировать его кредитный и депозитный портфели, дать анализ расходов банка на банковские услуги .

Содержание

Введение 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАСХОДОВ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 7
1.1 Понятие и сущность расходов 7
1.2 Классификация расходов коммерческого банка 21
1.3 Методы анализа расходов коммерческого банка 25
1.4 Методы управления расходами коммерческого банка 32
2 АНАЛИЗ РАСХОДОВ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА (НА ПРИМЕРЕ ОАО «УБРиР») 44
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика ОАО «УБРиР» 44
2.2 Анализ кредитного и депозитного портфелей ОАО «УБРиР» 59
2.2.1Анализ депозитного портфеля 59
2.2.2 Анализ кредитного портфеля 66
2.3 Анализ расходов ОАО «УБРИР» на банковские услуги 78
3 ПРОБЛЕМЫ РАСХОДОВ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 83
Заключение 93
Список использованной литературы 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Отчет о прибылях и убытках 2010 - 2011 гг. 100

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Анализ расходов коммерческого банка.docx

— 487.16 Кб (Скачать файл)

Для удачной реализации тарифной политики коммерческого банка необходимо максимально снизить удельный вес  косвенных расходов в общей величине расходов коммерческого банка за счет отнесения их к прямым расходам, благодаря более точной функциональной привязки их к операционным подразделениям.

Доходы по осуществляемым операциям  в операционных подразделениях складываются из:

  • прямых доходов, то есть по операциям, производимым в них;
  • косвенных доходов, полученных операционными подразделениями по операциям через систему внутренних сделок, доход по которым формируется в других операционных подразделениях (именно таким образом взаимосвязаны управление (отдел) по привлечению денежных ресурсов и управление (отдел) по их размещению).

Коммерческие банки исходя из интересов  оптимизации расходов распределяют часть доходов, полученных подразделениями  активных и активно-пассивных операций, между подразделениями пассивных  операций в соответствии с объемами средств, привлеченных ими (с учетом собственных средств коммерческого  банка и средств, привлеченных подразделениями  активно-пассивных операций).

Таким образом, каждое из подразделений, занимающихся размещением средств, компенсирует подразделениям пассивных  операций их затраты по привлечению  ресурсов (в размерах, определенных в соответствии с объемом размещения).

Таким образом, тарифы в коммерческом банке должны быть экономически обоснованными, конкурентоспособными и оптимизированными  с точки зрения калькулирования  затрат на каждый конкретный банковский продукт операционных и обслуживающих  подразделений коммерческого банка.

Итак, тарифообразование играет важную роль в процессе управления затратами, а также служит методом оптимизации  затрат, который направлен на увеличение эффективности проводимых операций, привлечения дополнительного объема операций за счет правильного определения  тарифов.

Прямое сокращение затрат банка

Следующим методом является простое  сокращение затрат, когда руководство  банка принимает решение экономить  и проводит политику расходования только неминимизируемых статей, нацеленных на поддержание функционирования банка, расходы на аренду, заработную плату, коммунальные платежи. Принятие такого решения не требует от руководства  банка привлечения квалифицированных  кадров, усовершенствования технологических процессов и на практике является самым дешевым и доступным.

При принятии решения об уменьшении расходов, обычно это бывает при  реструктуризации в условиях кризиса, банк самостоятельно изыскивает резервы  для прямого сокращения затрат. В  практике российских банков после кризиса 1998 года активно стали применяться  следующие основные направления  прямого сокращения затрат:

  • продажа филиалов коммерческого банка;
  • продажа активов;
  • использование новых информационных технологий;
  • сокращение административных расходов, увольнение излишнего персонала, отмена "незарплатных" форм поощрения менеджеров и сотрудников банка;
  • отмена выплат дивидендов владельцам банка в течение определенного периода времени (направление прибыли на покрытие убытков прошлых лет);
  • устранение расходов, которые не вытекают из договорных обязательств банка и не связаны непосредственно с банковской деятельностью.

Прямое сокращение затрат помогает за короткий срок улучшить финансовое состояние банков и на практике обычно проходит первым этапом в комплексе  мероприятий по оптимизации затрат. Оно является необходимым для  отсечения непроизводительных неоперационных расходов.

Мониторинг банковских затрат

Следующим методом оптимизации  является введение мониторинга банковских затрат. Система банковского мониторинга  имеет ряд особенностей. Прежде всего  в значительном числе коммерческих банков отсутствуют специализированные службы по учету и анализу банковских затрат. Эту функцию, как правило, выполняют службы финансового анализа, бюджетные отделы, бухгалтерия банка. При этом в их обязанности не входят, да и не могут входить задачи оптимизации затрат.

Приоритет в сборе статистических и иных данных, имеющих прямое или  косвенное отношение к оценке доходов и расходов банка, лежит, как правило, в области доходов. Разнохарактерную информацию относительно всей совокупности затрат коммерческого  банка сложно привести к единому  знаменателю, более того, по ряду операций затраты просто не фиксируются.

Так, например, в коммерческом банке  не всегда возможно установить четкий и полный перечень затрат, связанных  с организацией кредитного процесса, проверки кредитоспособности заемщика и т.д.

Совершенствуя систему банковского  мониторинга, можно предложить разбить  хронологический мониторинг затрат банка на самостоятельные этапы:

  • анализ сложившейся структуры затрат в прошлом. На этом этапе крайне важно выяснить все элементы структуры операционных и общебанковских затрат обслуживающих подразделений;
  • изучение и оценка затрат банка в соотнесении с итоговыми показателями доходности каждой отдельной операции и определение эффективности этих затрат. Главным на этом этапе мониторинга является возможность предсказать развитие событий и оценить возможные меры для корректировки ситуации и, как следствие, затрат банка.

При этом основным критерием целесообразности затрат выступает их окупаемость  в форме дополнительно обеспеченной прибыли или предотвращенных  убытков. Иными словами, задачи банковского  мониторинга состоят не столько  в том, чтобы вовремя протрубить сигнал тревоги, а в том, чтобы  подсказать эффективный выход из ситуации, методы и способы оптимизации  затрат. С этих позиций первые два  этапа банковского мониторинга  становятся фундаментом, отправной  точкой для прогнозирования текущих  и перспективных затрат банка.

Необходимо отметить, что мониторинг текущих затрат банка осуществляется на традиционных для него принципах. Основным критерием целесообразности этих затрат выступает их окупаемость  в форме дополнительно обеспеченной прибыли или предотвращенных  убытков. Учитывая, что целесообразность некоторых категорий затрат не всегда можно просчитать с позиции конечного  экономического эффекта, рекомендуем  вводить в технологию управления затратами следующие элементы:

  • в части затрат по коммерческому и техническому направлениям (маркетинг, внедрение новых банковских технологий и т.п.) - предварительный анализ аналогичной работы конкурирующих банков в целях подтверждения их конечной рентабельности;
  • в части затрат по обеспечению собственной безопасности банка - постоянное соотнесение выделяемых на эти цели ресурсов с потенциально возможными потерями из-за реализации возможных угроз;
  • в части затрат непроизводственного характера (содержание соответствующего персонала, автопарка, служебных квартир, представительские расходы и пр.) - использование жестких лимитов по соответствующим статьям;
  • в части текущих расходов региональных подразделений банка - осуществление централизованного финансового контроля с использованием службы внутреннего аудита.

Все эти принципы положены в основу методики управления непроцентными  расходами, которая приведена в третьей главе настоящей книги.

Оптимизация налогообложения  банка

В настоящее время значительное влияние на оптимизацию затрат коммерческого  банка оказывает система налогообложения  как банка в целом, так и  отдельных его операций на финансовых, денежных и фондовых рынках. Налоговая  система России, как уже отмечалось, сложна и для бухгалтерского учета, и для управления операциями банка. До недавнего времени ставка по налогу на прибыль банков была неоправданно завышена, поэтому вопросы управления затратами банка как налогоплательщика стояли остро.

Основными затратами банка по данному  направлению выступают следующие  платежи:

  • налог на добавленную стоимость;
  • налог на прибыль;
  • налог на имущество;
  • налог на операции с ценными бумагами;
  • обязательные отчисления во внебюджетные фонды;
  • другие специальные налоги и сборы.

Как известно, источником развития банков и одновременно существенной статьей  налогового наполнения бюджета является прибыль.

Схема налогообложения проста. Государство  устанавливает банкам ставку налога на прибыль и получает от них средства в бюджет. Банки, обладая собственным  капиталом и получая прибыль, которая характеризуется рентабельностью (отношение прибыли до налогообложения  к собственному капиталу), отчисляют  по налоговой ставке средства в бюджет. Постналоговая прибыль как нераспределенная прибыль полностью включается в  собственный капитал банка. Вся  прибыль распределяется только на три  потока: в бюджет, собственный капитал  банка и на выплату дивидендов. Большие отчисления в бюджет лишают банковский бизнес развития.

Одним из рычагов управления налогооблагаемой базы является увеличение себестоимости  операций. Банки, пытаясь снизить  налоговое бремя, искусственно завышают себестоимость, увеличивая расходы, принимаемые  к налогообложению.

Для этого в мировой практике введено прогрессивное налогообложение  сверхприбылей банков. Банки с  низкой рентабельностью целесообразно  облагать более высокими налогами.

В России еще не пришли к прогрессивному налогообложению. Для всех банков и  размеров налогооблагаемой базы введена  одна ставка.

Поэтому решение проблемы оптимизации  затрат в области налогообложения  банков, по существу, сводится к корректной их минимизации (т.е. без прямых налоговых  правонарушений).

При этом могут использоваться два  альтернативных подхода:

  • использование лишь прямых льгот и освобождений, основания для которых реально имеются у конкретного банка;
  • использование специальных схем, позволяющих искусственно формировать условия и предпосылки для корректного уменьшения налогооблагаемой базы (расчеты с "дочерними" и контролируемыми структурами, нетрадиционные формы оплаты труда персонала, создание филиалов в офшорных зонах и т.п.).

Последний из способов оптимизации  затрат в области налогообложения  банков, разумеется, нельзя отнести  к правомерным, но приходится признать, что российская банковская практика дает основание сделать вывод  о его достаточно широком использовании. Заметим при этом, что налоговая  система России с каждым годом  становится совершеннее и сужает круг используемых на практике методов  снижения налогооблагаемой базы. Как  пример можно рассмотреть принятие расходов по ценным бумагам для целей  налогообложения, которые берутся  только в пределах полученных доходов. Аналогичный подход используется и  применительно к курсовым разницам. Эти два метода активно использовались банками до тех пор, пока не были учтены в налоговом законодательстве. С одной стороны, это хороший  шаг в направлении легализации  прибыли банков и пополнения бюджета  государства. С другой - реально понесенные убытки от изменения внешних факторов (резкое падение курса, обвал цен  на фондовом рынке) могут создать для банков ситуацию, когда рассчитанная прибыль не будет экономически оправданной. В этой ситуации уплата налогов будет являться для банков убытком. Чтобы избежать этого, необходимо предусмотреть прогрессивную ставку обложения прибыли банков.

Таким образом, оптимизация затрат, выбор банком конкретных способов или  методов ее достижения являются на сегодня одним из важнейших направлений  процесса управления затратами банка. Оптимизируя свои затраты в современных  условиях стабильных рынков с низкой доходностью, а именно к ним относится  российский финансовый рынок, коммерческий банк может с большей степенью вероятности реализовать цель управления затратами: достичь намеченных результатов  деятельности банка наиболее экономичным  способом.

 

 

 

2 АНАЛИЗ РАСХОДОВ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА (НА ПРИМЕРЕ ОАО «УБРиР»)

 

2.1 Общая организационно-экономическая характеристика ОАО «УБРиР»

 

ОАО «Уральский Банк Реконструкции  и Развития» (в момент создания - Кооперативный банк развития кооперации) зарегистрирован в сентябре 1990 года, в настоящий момент насчитывает  более 20 лет успешной истории развития.

Акционерами банка являются основной владелец «Русской медной компании»  Игорь Алтушкин (доля в настоящее  время 19,90%) и его партнеры. Российская Федерация в лице Федерального агентства  по управлению государственным имуществом владеет долей в банке в  размере 6,84%. С июня 2010 года председателем  правления и президентом банка  является Соловьев Антон Юрьевич.

Банк осуществляет операции на основании  Генеральной лицензии Банка России № 429, является участником системы обязательного  страхования вкладов. Банк обладает следующими лицензиями:

  • лицензией на осуществление банковских операций с драгоценными металлами и генеральными лицензиями на экспорт золота и серебра;
  • лицензией профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской, дилерской и депозитарной деятельности, деятельности по управлению ценными бумагами,
  • лицензией биржевого посредника.

Банк является участником «Национальной  фондовой ассоциации», Российской Национальной ассоциации СВИФТ, Ассоциации российских банков, Уральского банковского союза, Ассоциации региональных банков России.

ОАО «Уральский Банк Реконструкции  и Развития» является одним из крупнейших банков Уральского Федерального Округа, по всем основным показателям  деятельности входит в ТОП-10 банков региона. Традиционно наиболее высоки позиции УБРиР в сфере привлечения  средств населения — 27 место среди  российских и 3 место среди уральских  банков.

Банк работает как универсальная  кредитная организация, оказывая полный спектр услуг юридическим и физическим лицам. В число крупнейших корпоративных  клиентов банка входят ОАО «Екатеринбургская  электросетевая компания», ЕМУП «МЭС», ЗАО «ИЦ «УРАЛТЕХЭНЕРГО», ЖСК  «Бажовский», ООО «ТД КОМАНДОР», ОАО «Сухоложскцемент», Ассоциация ТСЖ «Микрорайон Волгоградский»; ЗАО «Тагилэнергосети», ООО «Промресурс», Муниципальный Фонд Развития Городского Округа Верхняя Пышма, ЗАО Межотраслевой  концерн «Уралметпром», ЗАО «Новгородский  металлургический завод», ООО УК «ИНВЕСТ- УРАЛ», ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» и другие.

Информация о работе Анализ расходов коммерческого банка