Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 17:08, курсовая работа
Социально-экономическое развитие России в период перехода к рыночным отношениям сопровождался качественными структурными сдвигами в сторону интенсификации производства.
В этих условиях важным фактором дальнейшего развития любого предприятия является поток поступающих денежных средств, превышающих платежи. От наличия или отсутствия доходов будет зависеть в конечном счете возможность функционирования фирмы, ее конкурентоспособность и финансовое состояние.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Экономическое содержание безубыточности………..……………………..4
1.1. Сущность анализа безубыточности………………………………...4
1.2. Точка безубыточности как критерий успешной работы компании…………………………………………………………………..5
1.3. Изменение точки безубыточности: определяющие факторы…….7
1.4. Экономический смысл маржинального анализа………………….8
1.5. Использование маржинального анализа при разработке системы премирования менеджеров по продажам………………………………9
1.6 Методы определения точки безубыточности…………………….10
2. Применение анализа безубыточности в экономической практике……14
2.1. Принятие управленческих решений на основе анализа безубыточности………………………………………………………….14
3. Анализ соотношения “затраты - объем продаж - прибыль”………….21
Заключение……………………………………………………………………….27
Литература……………………………………………………………………….28
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.6 Методы определения точки безубыточности…………………….10
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Социально-экономическое развитие России в период перехода к рыночным отношениям сопровождался качественными структурными сдвигами в сторону интенсификации производства.
В этих условиях важным фактором дальнейшего развития любого предприятия является поток поступающих денежных средств, превышающих платежи. От наличия или отсутствия доходов будет зависеть в конечном счете возможность функционирования фирмы, ее конкурентоспособность и финансовое состояние.
Основной источник доходов фирмы – выручка от реализации продукции, а именно та ее часть, которая остается за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализацию продукции. По этому важная задача каждого хозяйствующего субъекта – получить больше прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии и расходования средств и наиболее эффективного их использования. А это в свою очередь зависит от успешного управления формированием прибыли.
Прибыль от продаж (операционная прибыль, прибыль от реализации продукции) – финансовый итог деятельности предприятия и основная часть всей получаемой им массы прибыли.
Управление формированием операционной прибыли – необходимый, но сложный и трудоемкий процесс, неразрывно связанный со всей деятельностью предприятия от приобретения сырья и выплат заработной платы до сдачи в аренду производственных помещений и работы с дебиторами.
Как и в любом управлении, в управлении формированием прибыли от реализации продукции (работ, услуг) можно выделить следующие этапы:
- учет;
- анализ;
- планирование.
Представленным трем этапам сопутствует контроль: контроль соответствия и достоверности учитываемых данных, контроль качества анализа, контроль планирования реальных и достижимых показателей.
Существует несколько способов планирования прибыли, на основе которых осуществляется управление формированием прибыли от продаж – метод прямого счета, аналитический метод и планирование на основе маржинального анализа.
Цель данной курсовой работы: раскрыть теоретические и методические вопросы по анализу безубыточности продаж. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть
сущность понятия «
2) описать различные методы анализа безубыточности;
3) определить роль и значение маржинального анализа для принятия управленческих решен
1.Экономическое содержание
безубыточности
Безубыточность — такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков, выручка покрывает только затраты. Безубыточный объем продаж можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию [16].
Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж продукции — это зона безопасности (зона прибыли), и чем больше она, тем прочнее финансовое состояние предприятия.
Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия -основополагающие показатели при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятий, определять и анализировать которые должен уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер.
При анализе и планировании прибыли неизменно возникают вопросы: какой объем реализации необходим для максимизации прибыли, какая структура продаж обеспечит наибольшую прибыль, какой объем реализации допустим для того, чтобы “свести концы с концами”? Все эти вопросы пересекаются в одной точке — определении того объема продаж, ниже которого предприятие будет терять деньги, выше которого — зарабатывать. Этот минимально допустимый объем продаж, который покрывает все затраты на изготовление продукции, не принося при этом ни прибыли, ни убытков, носит название точки безубыточности , а также иногда точки равновесия (break-event point — BEP );возможные единицы измерения — денежные и натуральные [16].
Как только достигнута точка безубыточности, можно вести речь о получении прибыли. Свыше точки безубыточности каждая проданная единица продукции приносит прибыль. Если же объем продаж не достигает точки безубыточности, компания работает с убытком. В данном случае финансовое положение компании неблагоприятно. Законы экономики неумолимы: убыточные предприятия нежизнеспособны.
При проведении анализа безубыточности решаются три основные задачи:
- определение точки
- определение “запаса прочности” компании с точки зрения прибыльности — степени удаленности реального состояния компании от точки безубыточности;
- выявление и оценка причин, повлиявших на изменение “запаса прочности” компании.
Точка безубыточности (будем в дальнейшем использовать ее английскую аббревиатуру BEP) определяется на основании данных об объемах реализации продукции и затратах на ее изготовление. Обязательное условие расчетов — разделение затрат на переменные и постоянные. Напомним, что переменные затраты изменяются пропорционально объемам выпуска продукции (сырье, материалы, комплектующие, сдельная зарплата, технологическая энергия) [16].
Постоянные затраты не зависят оn объемов производства (в частности, это расходы на ремонт и содержание оборудования и зданий, арендные и лизинговые платежи, расходы на отопление и освещение, повременная заработная плата).
Искомая точка безубыточности в денежном выражении определяется формулой, приведенной ниже [15].
Если Выручка от реализации – Переменные затраты > 0, то
Точка безубыточности (ден выр.)= (Постоянные затраты/Маржинальная прибыль) ×Выручка от реализации (1)
Выручка и затраты должны относиться к одному и тому же периоду времени (месяц, квартал, полугодие, год). Точка безубыточности будет характеризовать минимально допустимый объем продаж за тот же период.
Точка безубыточности — чуть ли ни единственный финансовый показатель, о котором можно сказать: “Чем ниже, тем лучше”. Такие выводы логичны: чем меньше необходимо продавать, чтобы начать получать прибыль, тем меньше вероятность финансовых проблем (можно выразиться иначе — тем “проще” получить доход).
1.2 Точка безубыточности как критерий успешной работы компании
Довольно часто встречается утверждение: снижение точки безубыточности есть критерий успешной работы компании; рост точки безубыточности — свидетельство ухудшения ее финансового состояния. Необходимо помнить, что данные выражения справедливы только при условии, что масштабы компании не меняются.
Расширение, рост компании неизбежно приводит к росту постоянных затрат. Так, с увеличением объемов производства вырастут затраты на ремонт и обслуживание оборудования. Расширение производственных мощностей, выпуск нового продукта — это арендная плата за новые помещения, привлечение дополнительного персонала и, следовательно, дополнительные затраты на оплату труда, рост затрат на рекламу и продвижение товаров. Как только размер компании увеличился (размер, измеряющийся объемами продаж), компания выходит на новую, более высокую точку безубыточности.
Получаем следующую закономерность: точка безубыточности изменяется пропорционально масштабам компании. Поэтому BEP мастерской по ремонту автомобилей будет всегда ниже, чем у предприятия — производителя автомобилей [16].
В свою очередь, производитель автомобилей будет иметь BEP заведомо ниже, чем автомобильный консорциум с сетью предприятий и сбытовых центров по всему миру. Очевидно, что сравнивать эти компании по точке безубыточности не объективно. Если ориентироваться на минимум точки безубыточности, то предприятия никогда не должны становиться больше маленькой ремонтной мастерской.
Таким образом, точка безубыточности может дать объективный ответ не на все вопросы. BEP всегда покажет, какой минимум продаж необходим, чтобы компания работала без убытков. Но сказать, упрочилось или ослабло финансовое положение компании, BEP может не всегда. Для ответа на последний вопрос определяется “запас прочности”.
Чтобы определить, насколько близко предприятие подошло к границе, за которой деятельность становится убыточной, определяется отклонение фактического объема выручки, полученной при реализации продукции, от расчетной величины точки безубыточности [16].
Абсол. отклонение
от точки безуб.(ден. выр.) = Выручка(факт) − Точка безуб.
Здесь Выручка(факт) — фактическая выручка от реализации за период.
Наиболее наглядным показателем, характеризующим степень удаленности предприятия от точки безубыточности является запас прочности. Он показывает, на сколько процентов может быть снижен объем реализации для сохранения безубыточного уровня работы (либо на сколько процентов необходимо увеличить объем реализации для достижения безубыточного уровня работы). Запас прочности определяется как отношение абсолютного отклонения от точки безубыточности к фактической величине выручки от реализации.
Запас прочности=Абсол отклонение от точки безубыточности/Выручка от реализации (фактическая),% (3)
Чем выше запас прочности, тем устойчивее положение компании с точки зрения прибыльности: тем меньше стоит опасаться негативных изменений рынка, а именно падения объема продаж. Запас прочности снимает влияние масштаба компании (что не позволяла “точка безубыточности”), поэтому дает возможность объективно, без каких-либо условий, сравнивать предприятия с разными объемами продаж или оценивать изменения финансового положения предприятия на различных этапах его жизни.
Возможны ситуации, при которых объемы реализации предприятия от периода к периоду остаются стабильными, при этом точка безубыточности возрастает. Подобная ситуация является тревожным симптомом: зарабатывать прибыль становится все сложнее. Важно определить причину роста точки безубыточности и принять необходимые меры по ее оптимизации.
Причины роста минимально допустимого объема продаж (роста точки безубыточности) могут заключаться как в изменениях внешней среды, так и в действиях самой компании. Изменения внешней среды — это, в частности, рост цен на поставляемые сырье, комплектующие, энергию, рост стоимости услуг по доставке или обслуживанию оборудования. Действия компании, повлекшие за собой рост точки безубыточности, как правило, связаны с постоянными затратами: например, произошло повышение заработной платы работников, было выведено из строя оборудование, что привело к росту затрат на его ремонт, бесконтрольно расходовались тепло- и электроэнергия. Также возможной причиной роста точки безубыточности является изменение структуры продаж — компания стала продавать меньше прибыльной продукции.
На величину запаса прочности оказывают влияние три фактора:
- выручка от реализации продукции (работ, услуг);
- величина постоянных затрат;
Информация о работе Анализ соотношения “затраты - объем продаж - прибыль”