Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 17:08, курсовая работа
Социально-экономическое развитие России в период перехода к рыночным отношениям сопровождался качественными структурными сдвигами в сторону интенсификации производства.
В этих условиях важным фактором дальнейшего развития любого предприятия является поток поступающих денежных средств, превышающих платежи. От наличия или отсутствия доходов будет зависеть в конечном счете возможность функционирования фирмы, ее конкурентоспособность и финансовое состояние.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Экономическое содержание безубыточности………..……………………..4
1.1. Сущность анализа безубыточности………………………………...4
1.2. Точка безубыточности как критерий успешной работы компании…………………………………………………………………..5
1.3. Изменение точки безубыточности: определяющие факторы…….7
1.4. Экономический смысл маржинального анализа………………….8
1.5. Использование маржинального анализа при разработке системы премирования менеджеров по продажам………………………………9
1.6 Методы определения точки безубыточности…………………….10
2. Применение анализа безубыточности в экономической практике……14
2.1. Принятие управленческих решений на основе анализа безубыточности………………………………………………………….14
3. Анализ соотношения “затраты - объем продаж - прибыль”………….21
Заключение……………………………………………………………………….27
Литература……………………………………………………………………….28
- значение ценового
Для того чтобы наглядно представить взаимосвязь запаса прочности с перечисленными параметрами, перепишем формулу следующим образом:
Здесь Выручка — фактическая величина выручки от реализации анализируемого периода;
ПостЗатр — величина постоянных затрат в анализируемом периоде.
Знак (положительный или отрицательный) и степень влияния отдельных факторов на изменение запаса прочности можно выразить в виде конкретных цифр, проведя факторный анализ изменения запаса прочности. Факторный анализ предполагает выполнение ряда действий [16].
1. Определение абсолютного изменения запаса прочности за период: запас прочности (i) – запас прочности (i – 1).
2. Определение знака и
степени влияния объемов
3. Определение знака и степени влияния постоянных затрат:
[Постоянные затраты (i − 1) / Выручка (i) / Ценовой коэффициент (i – 1)] – [Постоянные затраты (i) / Выручка (i) / Ценовой коэффициент (i – 1)].
4. Определение знака и
степени влияния ценового
Здесь (i) обозначает текущий интервал анализа, (i – 1) — предыдущий интервал.
Факторы, определяющие величину запаса прочности, являются рычагами оптимизации данного показателя. В частности, можно выделить следующие пути повышения запаса прочности компании с точки зрения получаемой прибыли:
- увеличение объема реализации продукции (только в том случае, если величина маржинальной прибыли положительна!);
- снижение постоянных затрат;
- увеличение доли более
прибыльной продукции —
Маржинальный анализ предполагает оценку потенциальной прибыльности продукции (работ, услуг) с использованием соотношения цен на реализуемую продукцию и переменных затрат на ее производство. Действительно, цены реализации и переменные затраты (нормативы затрат) по отдельным видам продукции в большинстве случаев известны. При этом мы избегаем проблем с выбором метода распределения постоянных расходов.
Маржинальный анализ продукции осуществляется на основании так называемых ценовых коэффициентов, которые для каждого вида продукции определяются по следующему алгоритму [23]: (5)
Здесь ПеремЗатр (на ед.) — величина переменных затрат на единицу продукции.
Ценовые коэффициенты можно назвать аналогами показателей прибыльности продаж. Чем выше значение ценового коэффициента, тем выше потенциальная прибыльность данной продукции — больше резерв покрытия общепроизводственных расходов и получения прибыли. Иными словами, наиболее выгодно продавать изделия с наибольшим ценовым коэффициентом.
Если ценовой коэффициент по какому-либо продукту имеет отрицательное значение, создается крайне негативная ситуация. Отрицательный ценовой коэффициент показывает, что цена реализации продукции не покрывает даже переменных затрат на производство этого вида продукции. В подобной ситуации вести речь о покрытии общепроизводственных расходов и получении прибыли в принципе невозможно. Каждая продажа такого продукта приносит предприятию убыток, т.е. с ростом объемов реализации возрастают убытки компании.
Для увеличения прибыли такой продукт целесообразно снять с производства.
Решение об отказе от производства продукции, для которой цена реализации не покрывает переменных затрат, отнюдь не однозначно. Существуют ситуации, в которых компания какое-то время может осознанно реализовать продукцию, убыточную по маржинальному показателю. Например, это возможно при выходе на новые рынки: компания осуществляет демпинговую политику, направленную на привлечение покупателей и вытеснение конкурентов. Возможно, компания пытается сохранить сложившийся рынок в расчете на дальнейший рост платежеспособности покупателей (любой знает, что в большинстве случаев завоевать рынок дороже, чем поддержать его) [7].
В любом случае, продажа продукции, для которой цена реализации не покрывает переменных затрат, должна быть временным явлением. Необходимо помнить, что продажа каждого такого изделия приносит предприятию убыток; в перспективе это может привести предприятие к серьезным экономическим проблемам.
В большинстве случаев система премирования персонала, ответственного за привлечение заказов (объемы продаж), выглядит следующим образом: устанавливается процент вознаграждения в зависимости от достижения определенного объема продаж. Таким образом персонал стимулируется на увеличение валовых поступлений от реализации продукции.
Как мы выяснили при рассмотрении маржинального анализа, продукты отличаются друг от друга “возможностью приносить компании прибыль” [14].
Выручка, полученная от реализации продукта с высоким ценовым коэффициентом, принесет компании больше прибыли, чем тот же объем выручки, полученный от реализации продукта с низким ценовым коэффициентом. В связи с этим при разработке системы премирования менеджеров по продажам (объединим в этом понятии различные должности и службы, отвечающие за получение заказов) целесообразно дифференцировать величину премии (процента) в зависимости от объемов реализации продукции с различными ценовым коэффициентами. Продажам продукции с более высоким ценовым коэффициентом должна соответствовать более высокая величина премии. Таким образом персонал будет стимулирован на продажи продукции, способной приносить компании наибольшую прибыль.
Математический метод определения точки безубыточности.
При математическом методе исходят из следующей зависимости [26]:
П = рх - (А+вх), (6)
где П — прибыль от продаж; р — продажная цена единицы продукции;
х — количество единиц продукции, которое необходимо продать для достижения точки равновесия; А — сумма постоянных затрат; в — переменные затраты на единицу продукции.
Поскольку в точке равновесия прибыль нулевая, формула . принимает следующий вид:
Рх = А+вх. (7)
Предположим, что продажная цена единицы продукции — 200 тыс. д. е., сумма постоянных затрат — 15 млн д. е., переменные затраты на единицу продукции — 50 тыс. д. е.
Точка равновесия определится из уравнения 2:
200 х = 15000 + 50 х,
х =100 единиц.
Метод уравнения основан на том, что любой отчет о финансовых результатах можно представить в виде уравнения:
Выручка – Переменные затраты – Постоянные затраты = Прибыль,
или
(Цена * Кол-во
единиц) – (Переменные затраты на
ед. * кол-во ед.) – Постоянные затраты
= Прибыль
Форма уравнения подчеркивает, что все затраты делятся на зависящие от объема реализации и независящие от него.
Рассмотрим порядок расчета точки безубыточности для организации производящей телефонные аппараты.
Цена одного аппарата – 1 200 руб.
Переменные издержки на одно изделие – 700 руб.
Постоянные издержки – 20 000 руб.
Требуется рассчитать при каком объеме реализации продукции (в натуральном выражении) будет достигнута точка безубыточности деятельности организации.
Решение.
В точке безубыточности прибыль равна нулю, поэтому эта точка может быть найдена при условии равенство выручки и суммы переменных и постоянных затрат.
Используя метод уравнения, введем следующие составляющие:
х - точка безубыточности
1200х - выручка
700х - общие переменные затраты
Решим уравнение:
1200х-700х-20060=0
500х=20060
Х=40 (единиц)
Вывод: Безубыточность деятельности организации будет достигнута при объеме реализации продукции 40 единиц.
Метод маржинального дохода для определения точки безубыточности.
Маржинальный доход – это разница между выручкой от реализации продукции и переменными затратами [28].
Существует два способа определения величины маржинального дохода.
Первый способ.
Маржинальный доход = Выручка – Переменные затраты
Второй способ.
Маржинальный доход = Постоянные затраты + Прибыль
Соответственно, если из маржинального дохода вычесть постоянные затраты, то получим величину выручки.
Прибыль = Маржинальный доход – Постоянные затраты.
Точку безубыточности или порог рентабельности можно определить:
Графический метод определения точки безубыточности.
При графическом методе нахождение точки безубыточности сводится к построению комплексного графика «издержки — объем — прибыль». Последовательность построения графика заключается в следующем [26].
Определяем систему координат для построения комплексного графика «издержки — объем — прибыль». Ось абсцисс соответствует объему производства или продаж продукции в натуральном выражении, а ось ординат, в зависимости от необходимости, может отражать показатель выручки или общих издержек на производство и реализацию продукции. Под общими издержками понимается сумма постоянных и переменных издержек. После определения системы координат начинаем строить требуемый комплексный график. Для этого наносим линию постоянных издержек.
Рисунок 1
Далее следует отобразить на графике прямую переменных издержек, которая будет выходить из точки с координатами (0;0). Вторую точку можно вычислить, рассчитав величину переменных затрат для какого-либо объема продаж.
Рисунок 2
Для построения прямой общих издержек следует сложить частные графики переменных и постоянных издержек. Данная прямая всегда будет начинаться с точки, в которой прямая постоянных издержек пересекает ось ординат, т.е. ось выручки. Эта точка будет являться первой точкой прямой общих издержек.
Далее на комплексный график следует нанести прямую, соответствующую значению выручки. Эту прямую можно построить путем нахождения суммы выручки от реализации в любой точке на оси абсцисс.
Рисунок 3
Изображенная на графике анализа «издержки — объем — прибыль» точка безубыточности (порога рентабельности) — это точка пересечения графиков валовой выручки и общих издержек. Размер прибыли и убытка определяется зонами прибыли и убытка. В точке безубыточности получаемая организацией выручка равна ее совокупным (общим) издержкам, при этом прибыль равна нулю. Выручка, соответствующая точке безубыточности, называется пороговой выручкой. Объем производства (продаж) в точке безубыточности называется пороговым объемом производства (продаж). Если организация продает продукции меньше порогового объема продаж, то она терпит убытки, если больше — получает прибыль.
На данном графике линия выручки и линия переменных расходов должны исходить из одной точки, а разница между ними есть маржинальный доход.
Рисунок 5
Анализ безубыточности предполагает также рассмотрение и оценку вариантов управленческих решений, ориентированных на достижение требуемой или возможной величины прибыли, исходя из сложившегося соотношения между постоянными затратами, переменными затратами на единицу продукции (денежную единицу продаж) и продажными ценами с учетом производственных возможностей и потребностей рынка [3].
Объем продаж (Хn), необходимый для достижения той или иной суммы прибыли, определяется по формуле:
Информация о работе Анализ соотношения “затраты - объем продаж - прибыль”