Анализ состава и структуры бюджета Пенсионного фонда РФ за 2008 – 2010 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 18:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть роль формирования и использования средств Пенсионного Фонда РФ в обеспечении финансовой стабильности, а так же перспективы его развития.
Задачи:
1 изучить социально-экономическую сущность социальных внебюджетных фондов;
2 изучить историю возникновения и развития Пенсионного Фонда РФ;
3 проанализировать состав и структуру бюджета ПФР за 2008 – 2010 года.

Содержание

Введение 6
1 Социально-экономическая сущность социальных внебюджетных фон-
дов 8
1.1 Сущность и значение социальных внебюджетных фондов 8
1.2 Модель социальной защиты населения 12
2 Пенсионный фонд РФ (ПФР) – важнейший социальный фонд 17
2.1 История возникновения и развития ПФР 17
2.2 Пенсионный фонд РФ: сущность, задачи, функции 26
3 Анализ состава и структуры бюджета Пенсионного фонда РФ за 2008 –
2010 года 32
Заключение 42
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 84.78 Кб (Скачать файл)
    1. Модель социальной защиты населения

Социальная  защита — система мероприятий, осуществляющихся обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддерживанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.4

Виды социальной защиты: 
1 Государственные формы:  
   -   Доступное здравоохранение; 
   -   Льготы; 
   -   Доступное образование;  
   -   Пенсионное обеспечение (пенсия);  
   -   Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг;  
   -  Обеспечение пособиями и компенсациями; 
2 Негосударственные формы:  
   -   Добровольное социальное страхование; 
   -   Благотворительность;  
   -   Частные системы здравоохранения и др.

Мировой опыт позволяет выделить четыре формы  социальной защиты населения. Государственная  социальная помощь лицам, которые в  силу нетрудоспособности, отсутствия работы, источников дохода не в состоянии самостоятельно материально обеспечить свое существование. Финансовыми источниками данного института защиты является государственный бюджет, формируемые за счет общей налоговой системы.

Определяющая  характеристика данного вида защиты - отношения государства с уязвимыми категориями населения (инвалидами; гражданами, не имеющими необходимого страхового стажа для получения пенсий и пособий по обязательному социальному страхованию). Выплаты в рамках этой системы осуществляются после проверки нуждаемости и призваны обеспечить минимальный доход, размеры которого сопоставимы с уровнем, определяющим черту бедности.

В странах  Европейского союза доминируют четыре основные модели: континентальная или  бисмарковская, англосаксонская или  модель Бевериджа, скандинавская и южно-европейская.5

Модель О. Бисмарка. Континентальная модель (модель Бисмарка) устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и длительностью профессиональной деятельности. В ее основе лежит социальное страхование, услуги которого финансируются в основном за счет взносов работодателей и застрахованных. В основе этой модели лежит принцип профессиональной солидарности, предусматривающий существование страховых фондов, управляемых на паритетных началах наемными работниками и предпринимателями. Они аккумулируют социальные отчисления из заработной платы, из которых и производятся страховые выплаты. Финансирование таких систем, как правило, не осуществляется из государственного бюджета, так как принцип бюджетной универсальности противоположен такой модели социальной защиты.

Однако  в современных условиях существования  социального государства в Европе с его обширной сетью социальных программ, эта модель социальной защиты, как правило, не всегда основывается только на данном принципе. Поэтому для малообеспеченных членов общества, не имеющих возможности получать страховые социальные выплаты по ряду причин (например, вследствие отсутствия необходимого страхового стажа), национальная солидарность реализуется через системы социальной помощи.

В этом случае речь может идти о вспомогательных  механизмах, которые являются отступлениями от основной логики "бисмарковской" модели. Несмотря на существование принципа обязательности социального страхования (например, в Германии обязательность социального страхования предписана законом), он соблюдается не в полной мере. Это связано с существованием предельных уровней заработной платы, выше которых принадлежность к режимам социального страхования не является обязательной (возможно только добровольное страхование), или лимитированием отчислений (в этом случае в рамках обязательного социального страхования отчисления производятся только в пределах предельной заработной платы, а социальные выплаты исчисляются в отношении к этому уровню).

Таким образом, в основе этой модели лежит принцип справедливости, когда величина страховых выплат определяется в первую очередь величиной страховых взносов. В момент своего рождения в Германии в конце XIX в. немецкая система социальной защиты воспроизводила именно эту модель. На сегодняшний день значительное развитие системы социальной помощи приводит к модификации этой модели и увеличению доли бюджетного финансирования социальной защиты.

Модель У. Бевериджа. Англосаксонская модель (модель Бевериджа) представлена в Европе Великобританией и Ирландией. В ее основе лежит доклад английского экономиста У. Бевериджа, представленный правительству Великобритании в 1942 г. Значительное влияние на выдвинутые Бевериджем положения оказали идеи Кейнса о том, что динамика общественного производства и занятости определяются факторами платежеспособного спроса, а следовательно, перераспределение доходов в интересах социальных групп, получающих более низкие доходы, способно повысить денежный спрос массовых покупателей.6

Модель  базируется на следующих принципах: принцип всеобщности (универсальности) системы социальной защиты - распространение  ее на всех нуждающихся в материальной помощи граждан; принцип единообразия и унификации социальных услуг и  выплат, что выражается в одинаковом размере пенсий, пособий и медицинского обслуживания, а также условий их предоставления.

Принцип распределительной справедливости - основополагающий в данной модели, так как в данном случае речь идет не о профессиональной (как в случае с моделью Бисмарка), а о национальной солидарности. Финансирование таких систем социальной защиты производится как за счет страховых взносов, так и из средств налогообложения. Так, финансирование семейных пособий и здравоохранения осуществляется из государственного бюджета, а прочих социальных пособий - за счет страховых взносов наемных работников и работодателей. В отличие от континентальной, эта модель включает в себя социальное страхование с достаточно низкими социальными выплатами и социальную помощь, которая в этой системе играет доминирующую роль.

Скандинавская модель социальной защиты характерна для Дании, Швеции и Финляндии.7 Социальная защита в ней понимается как законное право гражданина. Отличительной чертой скандинавской модели является широкий охват различных социальных рисков и жизненных ситуаций, которые требуют поддержки общества. Получение социальных услуг и выплат, как правило, гарантируется всем жителям страны и не обусловливается занятостью и уплатой страховых взносов. В целом уровень социальной защищенности, предлагаемый этой моделью, довольно высок. Не в последнюю очередь это достигается за счет активной перераспределительной политики, направленной на выравнивание доходов. Необходимым предварительным условием функционирования данной модели является высоко организованное общество, строящееся на основе приверженности принципам институционального общества благосостояния.

Финансирование  систем социальной защиты, относящихся  к данной модели, осуществляется преимущественно  за счет налогообложения, хотя определенную роль играют страховые взносы предпринимателей и наемных работников. Единственной частью социальной защиты, выделенной из общей системы является страхование  по безработице, которое является добровольным и управляется профсоюзами. До недавнего времени работающие по найму были практически освобождены от уплаты страховых взносов и участвовали в системе социальной защиты путем уплаты налогов. Однако в последнее десятилетие XX в. наметилась тенденция постепенного возрастания доли участия работающих по найму в финансировании страховых программ и увеличения страховых отчислений из заработной платы. Это же тенденция прослеживается и по отношению к предпринимателям, тогда как социальные расходы государства в последние годы заметно сократились.

Южно-европейская модель социальной защиты представлена в Италии, Испании, Греции и Португалии. Лишь в последние десятилетия под влиянием социально-экономических и структурных изменений в этих государствах были созданы или усовершенствованы системы социальной защиты. В отличие от предыдущих, данную модель можно интерпретировать скорее как развивающуюся, переходную, а потому не имеющую четкой организации. Именно поэтому "рудиментарность" этой модели отмечается в качестве ее основной особенности различными западнями исследователями.

Как правило, уровень социальной защищенности, характерный  для данной модели, относительно низок, а задача социальной защиты рассматривается часто как забота родственников и семьи. Поэтому семья и другие институты гражданского общества играют здесь не последнюю роль, а социальная политика носит преимущественно пассивный характер и ориентирована на компенсацию потерь в доходах отдельных категорий граждан. Характерной чертой данной модели является также асимметричная структура социальных расходов. Так, в Италии это проявляется в том, что наиболее крупную часть социальных расходов составляет пенсионное обеспечение (14,7 % ВВП при среднеевропейском уровне - 12,5 %), тогда как на поддержку семьи, материнства, образования и политику занятости затрачиваются сравнительно незначительные средства (около 1 %).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ  (ПФР) – ВАЖНЕЙШИЙ СОЦИАЛЬ -

   НЫЙ ФОНД

 

 

2.1 История возникновения и развития  ПФР

Пенсионный  фонд Российской Федерации (ПФР) - крупнейшая и самая эффективная система  оказания социальных услуг в РФ. В результате колоссальной ежедневной работы фонд обеспечивает своевременную  выплату пенсии каждому гражданину России в полном соответствии с его  пенсионными правами.8

Ключевые этапы истории ПФР 1990-2010 гг.

1990 год: Создание Пенсионного фонда Российской Федерации.

Пенсионный фонд Российской Федерации  был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России, денежные средства которого не входят в состав федерального бюджета, других бюджетов и фондов и изъятию не подлежат.

Создание Фонда решало две важнейшие  задачи. Первая – средства пенсионной системы выводились из государственного бюджета и становились сферой самостоятельного бюджетного процесса. Поэтому изначально ПФР приобрел статус самостоятельного государственного социального фонда, был определён целевой характер денежных средств ПФР, и закреплен запрет на их изъятие из бюджета ПФР на другие цели. И вторая – основным источником финансирования пенсионных выплат стали страховые взносы и платежи, которые уплачивали работодатели и наемные работники.

Изначально ключевой функцией ПФР  был сбор страховых взносов и  направление их на финансирование выплаты  пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца.

1992 год: Первые шаги по организации процесса назначения и выплаты пенсий.

В Московской области на базе регионального  отделения ПФР впервые произошло  объединение основных функций по пенсионному обеспечению: сбор, аккумуляция  страховых взносов, финансирование расходов на выплату государственных  пенсий и назначение, перерасчет, выплата  пенсий.

Созданная в Московской области  модель управления пенсионным обеспечением населения получила название «единая  пенсионная служба». Из «пилотного»  этот проект вскоре стал массовым. В 2000 году единые пенсионные службы действовали в 22 субъектах Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации  «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» 2000 года рекомендовано субъектам РФ передать полномочия по выплате государственных пенсий Пенсионному фонду. По состоянию на 1 июля 2001 года во исполнение Указа Президента Российской Федерации Пенсионный фонд заключил соглашения о передаче полномочий по назначению и выплате государственных пенсий с 60 субъектами Российской Федерации. Было образовано 930 учреждений системы ПФР со статусом юридического лица, в том числе 856 управлений ПФР, 71 отдел ПФР и 3 центра по выплате пенсий, в которых уже обслуживалось свыше 14,6 млн. пенсионеров.

Так формировалась единая централизованная система органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

1995 год: Создание системы индивидуального (персонифицированного) учета.

Инновационный проект индивидуального (персонифицированного) учета сведений о пенсионных правах каждого гражданина был начат Пенсионным фондом Российской Федерации в 1995 году с согласия Правительства Российской Федерации в пяти субъектах Российской Федерации. Показатели, определяющие пенсионные права граждан, стали фиксироваться не в момент их обращения за назначением пенсии, как было до 1995 года, а в реальном времени их трудовой деятельности.

Персональные данные накапливаются  и хранятся в Пенсионном фонде  Российской Федерации в электронной  форме с применением современных  средств защиты информации.

Данные персонифицированного учета  в «пилотном» режиме стали использоваться для назначения пенсий с 1998 года. К 2000 году работающее население страны было полностью охвачено персонифицированным учетом. Система персонифицированного учета стала информационной и технологической платформой всех последующих изменений в пенсионной системе. Сегодня в ней накоплено более 12 терабайт информации.

Информация о работе Анализ состава и структуры бюджета Пенсионного фонда РФ за 2008 – 2010 года