Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 18:22, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть роль формирования и использования средств Пенсионного Фонда РФ в обеспечении финансовой стабильности, а так же перспективы его развития.
Задачи:
1 изучить социально-экономическую сущность социальных внебюджетных фондов;
2 изучить историю возникновения и развития Пенсионного Фонда РФ;
3 проанализировать состав и структуру бюджета ПФР за 2008 – 2010 года.
Введение 6
1 Социально-экономическая сущность социальных внебюджетных фон-
дов 8
1.1 Сущность и значение социальных внебюджетных фондов 8
1.2 Модель социальной защиты населения 12
2 Пенсионный фонд РФ (ПФР) – важнейший социальный фонд 17
2.1 История возникновения и развития ПФР 17
2.2 Пенсионный фонд РФ: сущность, задачи, функции 26
3 Анализ состава и структуры бюджета Пенсионного фонда РФ за 2008 –
2010 года 32
Заключение 42
Библиографический список
Федеральным законом утверждается отчёт об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2009 год, подготовленный в соответствии с принципами бюджетной системы Российской Федерации, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Исполнение бюджета Фонда осуществлялось на основании Федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» с учётом внесённых в него изменений, в том числе в связи с принятием ряда решений о повышении размеров пенсий и социальных выплат.
В целом бюджет Фонда за 2009 год исполнен по доходам в сумме 3222,6 млрд. руб. (98,2 % от утверждённых прогнозных показателей) и по расходам в сумме 3008,7 млрд. руб. (98,5 % от утверждённых показателей).
Исполнение бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, составило по доходам 2939,8 млрд. руб. (98,2 % от утверждённых показателей), по расходам – 2976,5 млрд. руб. (99,3 % от утверждённых показателей).
Общий профицит бюджета Фонда составил 214,0 млрд. руб. Бюджет Фонда за этот же период в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, исполнен с дефицитом в сумме 36,8 млрд. руб., источником финансового обеспечения которого являлись остатки средств на счетах бюджета Фонда в указанной части.
Таблица 3 – Бюджет ПФР за 2010 год13
показатель |
план |
факт |
процент выполнения плана, % |
Доходы Фонда |
4 688 859 069,10 |
5 264 012 750,40 |
89,07 |
Расходы Фонда |
4 406 858 555,70 |
4 894 370 349,60 |
90,04 |
Объем профицита (дефицита) |
282 000 513,40 |
369 642 400,80 |
76,30 |
Исполнение бюджета Фонда осуществлялось на основании Федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».
В целом бюджет Фонда за 2010 год исполнен по доходам в сумме 5264,0 млрд. руб. (89,07 % от утверждённых прогнозных показателей) и по расходам в сумме 4894,4 млрд. руб. (90,04 % от утверждённых показателей), профицит бюджета Фонда составил 369,6 млрд. руб.
Федеральным законом предусматривается, что формирование финансовой базы бюджета Фонда на обязательное пенсионное страхование начиная с 1 января 2010 года осуществляется за счёт страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исходя из размера страховых взносов в 2010 году – 20 %.
Заимствование опыта других стран при реформировании системы пенсионного обеспечения в России является достаточно бесперспективным. Более продуктивным представляется анализ этого опыта с целью выявления подходов, которые позволяют наиболее эффективно решать возложенные на пенсионную систему задачи не только в настоящее время, но и в перспективе.
Одним из
ключевых направлений социальной политики
российского правительства
- "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" №167-ФЗ от 15 декабря 2001 года и "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года, согласно которым страховая часть трудовой пенсии выплачивается за счет средств бюджета ПФР, базовая - за счет федерального бюджета;
- "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" №111-ФЗ от 24 июля 2002 года, который обеспечивает права граждан на инвестирование денежных средств накопительной части трудовой пенсии.
Суть
ныне действующей пенсионной системы
Российской Федерации - в коренном изменении
взаимоотношений между
Необходимость реформирования пенсионной системы стала очевидной вскоре после принятия Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. №340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации”. В течение 1992 – 1995 гг. объединенными усилиями специалистов Минсоцзащиты России, Минтруда России и Пенсионного фонда России была разработана Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, которая в августе 1995 года была одобрена Правительством Российской Федерации. Часть из мероприятий, намеченных Концепцией, реализована, и прежде всего, в форме перехода на персонифицированный учет в системе государственного пенсионного страхования.
Однако
намеченные мероприятия по созданию
трехуровневой системы
В 1997 г. как элемент развития Концепции 1995 г., был предложен проект Программы пенсионной реформы в Российской Федерации. Суть новых предложений сводится к внедрению в практику пенсионного обеспечения страховых механизмов в различных формах: индивидуальных именных накопительных и условно-накопительных счетов, профессиональных пенсионных систем. Само название документа – Программа пенсионной реформы, настраивает на оптимистическое настроение, что общество начнет движение к требуемым переменам.
Исходя из роли пенсионной системы в обществе, принятую Правительством Программу необходимо рассматривать с разных позиций, наиболее важные из которых – социальная и финансовая.
Так социальная позиция предполагает: сохранение пенсионных прав, заработанных гражданами за предыдущие периоды; установление более справедливых правил определения размера пенсий; поддерживание приемлемого для общества уровня пенсий и размера страховых взносов; усиление заинтересованности граждан в контроле за финансированием пенсий и как часть – за уплатой страховых взносов.
С точки
зрения финансовой позиции необходимо:
привлечение средств отраслей для
пенсионного обеспечения
В связи
с трудным экономическим
Дополнительная профессиональная пенсионная система может быть как с установленными выплатами, так и с установленными взносами, солидарной либо накопительной или использовать одновременно оба эти принципа. Ее финансирование может осуществляться как исключительно за счет взносов работодателя, так и с участием работников. В то же время все обязательства по пенсионной системе должны иметь финансовое покрытие в форме накопленных активов и будущих поступлений взносов.
Поскольку
большая часть активов
Для повышения финансовой устойчивости пенсионной системы предлагается провести ряд дополнительных мероприятий: повысить собираемость пенсионных взносов, главным образом за счет расширения базы плательщиков и значительного повышения доли отчислений, уплачиваемой непосредственно работником; оптимизировать технику доставки пенсий, используя современные технологии, что должно привести к ускорению оборачиваемости пенсионных средств, уменьшению задержек с выплатой пенсий, сокращению расходов на доставку.
Также необходимо провести серию комплексных расчетов и дополнительных исследований вариантов дальнейшего реформирования пенсионной системы и по их результатам пересмотреть основные параметры переходного периода – его начало и окончание, последовательность дальнейших шагов, ставки отчислений, направляемых на финансирование накопительных пенсий и при разработке законодательных актов основываться на результатах этих исследований.
В настоящее время трудовая пенсия по старости в России состоит из трех частей: базовой (гарантируется государством, и ее размер устанавливается законодательно в виде фиксированной суммы), страховой (дифференцированная часть, зависит от результатов труда конкретного человека) и накопительной (образуется только у граждан 1967 года рождения и моложе). Средний размер трудовой пенсии по старости за 2008 год увеличился на 953 рубля и на конец 2008 года составил 4902 рубля. В 2009 году базовая часть трудовой пенсии увеличилась дважды - 1 марта и 1 декабря - в общей сложности на 37,1 %. Страховая часть пенсии будет проиндексирована с 1 апреля 2009 года на 15,6 %. В результате, к концу 2009 года средний размер социальной пенсии не должен быть ниже прожиточного минимума пенсионера.
Для сокращения дефицита бюджета Пенсионного фонда Правительство РФ рассматривает варианты изменения структуры отчислений денежных средств предприятий и граждан в Пенсионный фонд. Особое значение имеет законодательное обеспечение пенсионной системы. Должна действовать четкая система защиты интересов пенсионеров. Не менее важно сформировать общественное мнение, убедить людей в необходимости реформ, разъяснять предпринимаемые шаги.
Необходимая составляющая политики экономического роста – усиление социальной ориентации системы государственного регулирования экономического развития, сопряжение социальных гарантий и финансовых возможностей. В политике доходов предстоит путем усиления государственного воздействия на распределительные процессы установить оптимальное соотношение в распределении вновь созданной стоимости по факторам производства, повысить долю оплаты труда в ВВП и издержках производства.
Необходима
целенаправленная работа по созданию
актуарной службы в Пенсионном фонде
России для определения
Необходимость проведения пенсионной реформы в нашей стране общепризнанна. Нынешняя пенсионная система не удовлетворяет многих: пенсионеров – из-за явно низкого размера пенсий; работодателей – вследствие непомерно высоких страховых взносов в ПФР; власть – по причине недовольства значительной части населения низким прожиточным уровнем пенсионеров; регионы – поскольку одни из них – доноры, должны в существенной мере делится с другими, а последние считают, что выделяемые им дотации слишком малы; Пенсионный фонд России – так как он в одиночку не может решить задачу сбора необходимых для пенсионного обеспечения средств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пенсионное
обеспечение является серьезным
вопросом в настоящее время не
только в России, но и во многих других
государствах, когда прежние принципы
уже не работают и необходимо искать
новые пути решения возникающих
проблем. В России пенсионное обеспечение
как таковое начало существование
в 1927 г. и носило характер государственного
обеспечения. Со временем в такой
системе поддержки граждан, имеющих
право на пенсионные выплаты, появлялось
все больше проблем, и возникал все
больший дефицит средств. Тогда
был предпринят переход к европейской
пенсионной системе, носящей страховой
характер, когда посредствам взносов
работающего населения
В 2002 года была проведена новая пенсионная реформа в основу, которой легла чилийская система пенсионного обеспечения. Была введена накопительная часть трудовой пенсии, когда каждый гражданин в течение «трудовой жизни» копит на «достойную старость». Система, имеющая явные преимущества в современных условиях, но необходимо учитывать и национальные особенности населения, и качество жизни, и уровень стабильности экономики. Большая часть населения страны не готова доверить свои пенсионные накопления только что образовавшимся негосударственным пенсионным фондам, так как стабильность экономики России по-прежнему взывает сомнения. Да и в целом, реформирование пенсионной системы требует достаточно длительных периодов, чтобы начать функционировать, так как это было запланировано. Однако проблема дефицита средств ПФР существует сейчас, в результате чего реформы продолжаются.
Информация о работе Анализ состава и структуры бюджета Пенсионного фонда РФ за 2008 – 2010 года