Анализ состава и структуры бюджета Пенсионного фонда РФ за 2008 – 2010 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 18:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть роль формирования и использования средств Пенсионного Фонда РФ в обеспечении финансовой стабильности, а так же перспективы его развития.
Задачи:
1 изучить социально-экономическую сущность социальных внебюджетных фондов;
2 изучить историю возникновения и развития Пенсионного Фонда РФ;
3 проанализировать состав и структуру бюджета ПФР за 2008 – 2010 года.

Содержание

Введение 6
1 Социально-экономическая сущность социальных внебюджетных фон-
дов 8
1.1 Сущность и значение социальных внебюджетных фондов 8
1.2 Модель социальной защиты населения 12
2 Пенсионный фонд РФ (ПФР) – важнейший социальный фонд 17
2.1 История возникновения и развития ПФР 17
2.2 Пенсионный фонд РФ: сущность, задачи, функции 26
3 Анализ состава и структуры бюджета Пенсионного фонда РФ за 2008 –
2010 года 32
Заключение 42
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 84.78 Кб (Скачать файл)

Реализация международных соглашений. Являясь полноправным членом Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО) и Международной ассоциации пенсионных и социальных фондов (МАПСФ), Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет практическую реализацию 13 международных договоров в области пенсионного обеспечения.

2.2 Пенсионный фонд РФ: сущность, задачи, функции

В целях  государственного управления финансами  пенсионного обеспечения в РФ был создан Пенсионный фонд (ПФ). Фонд создан на основании Постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. Однако данный Фонд начал действовать с 1 января 1992г. Деятельность его регулируется Положением о Пенсионном фонде от 27 декабря 1991г.

Существует  множество точек зрения на определения  термина "Пенсионный фонд".

Пенсионный  фонд РФ представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения  денежных средств, используемых главным образом для осуществления выплат различным категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий, пенсий по инвалидности, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат. Такой точке зрения придерживаются ученые П.Н. Шуляк и Н.П. Белотелова. 9

Другой  точке зрения придерживается А.С. Нешитая. Пенсионный фонд РФ, по ее мнению, – это централизованный фонд пенсионного обеспечения населения.10

Согласно  экономическому словарю Пенсионный фонд РФ представляет собой самостоятельное  финансово-кредитное учреждение, осуществляющее государственное управление финансами  пенсионного обеспечения.

В соответствии с Законом РФ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страховщики, страхователи и застрахованные лица.

Пенсионный  фонд РФ (ПФР) является самостоятельным  финансово-кредитным учреждением, подотчетным  правительству РФ и осуществляющий свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г. № 2122-I. ПФР осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ. Денежные средства фонда являются федеральной собственностью и не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Общий бюджет ПФР составляет 1/3 Федерального бюджета РФ. В ПФР входят региональные отделения, создаваемые по решению правления фонда для осуществления государственного управления финансами пенсионного обеспечения в республиках, входящих в состав РФ, автономных областях, округах, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге. Фонд и его региональные отделения являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием, расчетные, валютные и иные счета в банках.

Основными задачами Пенсионного фонда являются:

- целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также

финансирование расходов, связанных  с социальной защитой населения;

- организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

- капитализация средств Фонда, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;

- контроль за своевременным и полным поступлением в Фонд страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

- проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;

- разъяснительная работа среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции фонда.

Фонд  может принимать участие в  финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан и др.

ПФР осуществляет следующие основные функции:

- получение от плательщиков страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий;

- организацию банка данных по плательщикам страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;

- индивидуальный учет поступающих в Пенсионный фонд РФ от работающих граждан обязательных страховых взносов, имея в виду в дальнейшем увеличение размеров государственных пенсий за счет вносимых гражданами средств;

- межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда.

Пенсионный фонд является важным звеном финансовой системы государства, при  этом обладая рядом особенностей:

- фонд запланирован органами  власти и управления, и имеет  строгую целевую направленность;

- денежные средства фонда используются  для финансирования государственных  расходов, не включенных в бюджет;

- формируется в основном за  счет обязательных отчислений  юридических и физических лиц;

- страховые взносы в фонды  и взаимоотношения, возникающие  при их уплате, имеют налоговую  природу, тарифы взносов устанавливаются  государством и являются обязательными;

- на отношения, связанные с  исчислением, уплатой и взысканием  взносов в фонд, распространено  большинство норм и положений  Налогового Кодекса РФ;

- денежные ресурсы фонда находятся  в государственной собственности,  они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и  не подлежат изъятию на какие-либо  цели, прямо не предусмотренные  законом;

- расходование средств из фонда  осуществляется по распоряжению  Правительства или специально  уполномоченного органа (Правление  фонда).

Руководство Пенсионного фонда  России осуществляет Правление и  его постоянно действующий орган - Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются  отделения в республиках в  составе РФ, отделения в национально - государственных и административно-территориальных  образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную  работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов  социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств.

Кроме ПФ РФ вопросами пенсионного  обеспечения занимаются Министерство труда и социального развития РФ (назначает и перераспределяет размеры пенсий), Министерство связи (доставляет пенсии), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными  деньгами). Бюджет ПФ РФ и смета расходов (включая фонд оплаты труда), а также  отчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет утверждается законодательным  органом. В законе о бюджете ПФ РФ утверждается общая сумма доходов, в том числе по источникам, общая  сумма расходов - по направлениям.

Пенсионный фонд РФ является самостоятельным  финансово- кредитным учреждением, однако эта самостоятельность имеет  свои особенности, и существенно  отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных  предприятий и организаций. Как  уже было сказано выше, ПФ РФ организует мобилизацию и использование  средств фонда в размерах и  на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень  страховых платежей, принимает решение  об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

В настоящее время в России используется так называемая накопительная система  пенсионного обеспечения.

При такой системе взносы, аккумулирующиеся в пенсионной системе за счет платежей работника и его работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним  пенсионерам, а накапливаются, инвестируются  и приносят доход до тех пор  пока плательщик не выходит на пенсию. Все сбережения плательщика и  весь его инвестиционный доход, полученный на эти сбережения, являются его  личной собственностью, которая и  обеспечит выплату пенсии.

Пожилой человек при данной системе  не зависит ни от государства, ни от молодого поколения. В этом случае не может быть пенсионной уравниловки, в то же время экономика получает огромные ресурсы для долгосрочных вложений. В ряде случаев управление пенсионными деньгами остается за государством, но часто эту обязанность берут на себя и частные компании. Может существовать даже система конкурирующих друг с другом негосударственных пенсионных фондов.

Основные принципы, по которым все  большее число стран переходит  с распределительной системы  на накопительную, следующие:

а) при накопительной пенсионной системе существует прямая связь  между тем, сколько человек зарабатывал, и тем, какой будет размер его  пенсии. Деньги на пенсионных счетах –  собственность граждан, а не государства, поэтому надежность пенсионного  обеспечения в накопительной  системе повышается;

б) демографическая ситуация в мире сегодня такая, что на одного человека преклонного возраста постепенно приходится все меньшее число работающих.

в) накопительная система повышает норму сбережений в стране, что  очень важно для ускорения  экономического роста, тем более  что основной фактор, определяющий низкий уровень пенсий в Российской Федерации – состояние экономики  и производительности труда.

Таким образом, результатом десятилетнего  развития Пенсионного фонда является создание достаточно прочной системы  пенсионного обеспечения населения, при которой такой важной задачей  занимается не аппарат управления государством из средств государственного бюджета, а отдельно, специально созданный  для этого государственный институт, занимающийся только непосредственно  данной задачей, и использующий только собственные средства не входящие в  какой-либо бюджет.

 

 

 

 

3 АНАЛИЗ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ  БЮДЖЕТА ПЕНСИОННОГО 

   ФОНДА РФ ЗА 2008-2010 ГОДА 

 

 

В данной главе рассматривается бюджет ПФР за период с 2008 по 2010 года. Данные представлены в виде таблиц, в которых указано количество средств в данном периоде по плану, фактические данные, а также процент выполнения планового задания.

 

Таблица 1 –  Бюджет ПФР за 2008 год11

                                                                                 млрд. руб.

показатель

план

факт

процент выполнения плана, %

Доходы Фонда

2 621 075 405,30

2 730 171 824,60

104,16

Расходы Фонда

2 378 681 283,40

2 357 792 694,50

99,12

Объем профицита (дефицита)

 

242 394 121,90

 

372 379 130,10

 

153,63


 

В целом  бюджет Фонда за 2008 год исполнен по доходам в сумме 2730,2 млрд. руб. (104,2 % от утверждённых прогнозных показателей) и по расходам в сумме 2357,8 млрд. руб. (99,1 % от утверждённых показателей), профицит бюджета Фонда составил 372,4 млрд. руб.

Исполнение  бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, составило по доходам 2460,3 млрд. руб. (104,1 % от утверждённых показателей), по расходам – 2339,9 млрд. руб. (99,5 % от утверждённых показателей) с профицитом в сумме 120,4 млрд. руб.

В 2008 году Фондом в полном объёме исполнены  все публичные нормативные обязательства, на которые направлено 97,1 % от общей суммы расходов бюджета Фонда, обеспечена своевременная выплата пенсий, пособий, компенсаций, осуществлены иные социальные выплаты, проведены мероприятия по повышению пенсий и улучшению материального положения отдельных категорий граждан.

В результате этих мероприятий средний размер трудовой пенсии увеличился на 939 рублей, или на 25,3 % при росте уровня цен за 2008 год на 13,3 %. Реальный рост трудовых пенсий составил 10,6 %. При этом по состоянию на 1 января 2009 года соотношение среднего размера трудовой пенсии по старости и средней заработной платы («коэффициент замещения») составило 26,5 %, средний размер трудовой пенсии по старости превысил прожиточный минимум пенсионера на 24,5 %, а средний размер социальной пенсии составил 76,3 % от прожиточного минимума пенсионера.

Доля  пенсионеров, получающих пенсии, пособия, доплаты и иные выплаты от Фонда, в общей численности населения Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2008 года составила 27,4 %.

Счётная палата Российской Федерации в своём  заключении на отчёт об исполнении бюджета Фонда за 2008 год подтверждает исполнение показателей бюджета Фонда, указанных в Федеральном законе. Фактов нецелевого использования средств бюджета Фонда Счётной палатой Российской Федерации не выявлено.

 

Таблица 2 –  Бюджет ПФР за 2009 год12

                                                                                в млрд. руб.

показатель

план

факт

процент выполнения плана, %

Доходы Фонда

3 282 951 083,10

3 222 648 830,80

98,16

Расходы Фонда

3 041 483 420,50

3 008 659 868,20

98,92

Продолжение таблицы 2

                                                                                в млрд. руб.

Объем профицита (дефицита)

 

241 467 662,60

 

213 988 962,60

 

88,62

Информация о работе Анализ состава и структуры бюджета Пенсионного фонда РФ за 2008 – 2010 года