Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 18:22, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть роль формирования и использования средств Пенсионного Фонда РФ в обеспечении финансовой стабильности, а так же перспективы его развития.
Задачи:
1 изучить социально-экономическую сущность социальных внебюджетных фондов;
2 изучить историю возникновения и развития Пенсионного Фонда РФ;
3 проанализировать состав и структуру бюджета ПФР за 2008 – 2010 года.
Введение 6
1 Социально-экономическая сущность социальных внебюджетных фон-
дов 8
1.1 Сущность и значение социальных внебюджетных фондов 8
1.2 Модель социальной защиты населения 12
2 Пенсионный фонд РФ (ПФР) – важнейший социальный фонд 17
2.1 История возникновения и развития ПФР 17
2.2 Пенсионный фонд РФ: сущность, задачи, функции 26
3 Анализ состава и структуры бюджета Пенсионного фонда РФ за 2008 –
2010 года 32
Заключение 42
Библиографический список
Реализация международных
2.2 Пенсионный фонд РФ: сущность, задачи, функции
В целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ был создан Пенсионный фонд (ПФ). Фонд создан на основании Постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. Однако данный Фонд начал действовать с 1 января 1992г. Деятельность его регулируется Положением о Пенсионном фонде от 27 декабря 1991г.
Существует множество точек зрения на определения термина "Пенсионный фонд".
Пенсионный
фонд РФ представляет собой централизованную
систему аккумуляции и
Другой точке зрения придерживается А.С. Нешитая. Пенсионный фонд РФ, по ее мнению, – это централизованный фонд пенсионного обеспечения населения.10
Согласно
экономическому словарю Пенсионный
фонд РФ представляет собой самостоятельное
финансово-кредитное
В соответствии с Законом РФ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страховщики, страхователи и застрахованные лица.
Пенсионный
фонд РФ (ПФР) является самостоятельным
финансово-кредитным
Основными задачами Пенсионного фонда являются:
- целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также
финансирование расходов, связанных с социальной защитой населения;
- организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
- капитализация средств Фонда, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;
- контроль за своевременным и полным поступлением в Фонд страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
- проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;
- разъяснительная работа среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции фонда.
Фонд может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан и др.
ПФР осуществляет следующие основные функции:
- получение от плательщиков страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий;
- организацию банка данных по плательщикам страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;
- индивидуальный учет поступающих в Пенсионный фонд РФ от работающих граждан обязательных страховых взносов, имея в виду в дальнейшем увеличение размеров государственных пенсий за счет вносимых гражданами средств;
- межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда.
Пенсионный фонд является важным звеном финансовой системы государства, при этом обладая рядом особенностей:
- фонд запланирован органами
власти и управления, и имеет
строгую целевую
- денежные средства фонда
- формируется в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
- страховые взносы в фонды
и взаимоотношения,
- на отношения, связанные с
исчислением, уплатой и
- денежные ресурсы фонда
- расходование средств из фонда
осуществляется по
Руководство Пенсионного фонда
России осуществляет Правление и
его постоянно действующий
Кроме ПФ РФ вопросами пенсионного обеспечения занимаются Министерство труда и социального развития РФ (назначает и перераспределяет размеры пенсий), Министерство связи (доставляет пенсии), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными деньгами). Бюджет ПФ РФ и смета расходов (включая фонд оплаты труда), а также отчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет утверждается законодательным органом. В законе о бюджете ПФ РФ утверждается общая сумма доходов, в том числе по источникам, общая сумма расходов - по направлениям.
Пенсионный фонд РФ является самостоятельным
финансово- кредитным учреждением,
однако эта самостоятельность имеет
свои особенности, и существенно
отличается от экономической и финансовой
самостоятельности
В настоящее время в России используется так называемая накопительная система пенсионного обеспечения.
При такой системе взносы, аккумулирующиеся в пенсионной системе за счет платежей работника и его работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, а накапливаются, инвестируются и приносят доход до тех пор пока плательщик не выходит на пенсию. Все сбережения плательщика и весь его инвестиционный доход, полученный на эти сбережения, являются его личной собственностью, которая и обеспечит выплату пенсии.
Пожилой человек при данной системе не зависит ни от государства, ни от молодого поколения. В этом случае не может быть пенсионной уравниловки, в то же время экономика получает огромные ресурсы для долгосрочных вложений. В ряде случаев управление пенсионными деньгами остается за государством, но часто эту обязанность берут на себя и частные компании. Может существовать даже система конкурирующих друг с другом негосударственных пенсионных фондов.
Основные принципы, по которым все большее число стран переходит с распределительной системы на накопительную, следующие:
а) при накопительной пенсионной системе существует прямая связь между тем, сколько человек зарабатывал, и тем, какой будет размер его пенсии. Деньги на пенсионных счетах – собственность граждан, а не государства, поэтому надежность пенсионного обеспечения в накопительной системе повышается;
б) демографическая ситуация в мире сегодня такая, что на одного человека преклонного возраста постепенно приходится все меньшее число работающих.
в) накопительная система повышает
норму сбережений в стране, что
очень важно для ускорения
экономического роста, тем более
что основной фактор, определяющий
низкий уровень пенсий в Российской
Федерации – состояние
Таким образом, результатом десятилетнего
развития Пенсионного фонда является
создание достаточно прочной системы
пенсионного обеспечения
3 АНАЛИЗ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ БЮДЖЕТА ПЕНСИОННОГО
ФОНДА РФ ЗА 2008-2010 ГОДА
В данной главе рассматривается бюджет ПФР за период с 2008 по 2010 года. Данные представлены в виде таблиц, в которых указано количество средств в данном периоде по плану, фактические данные, а также процент выполнения планового задания.
Таблица 1 – Бюджет ПФР за 2008 год11
показатель |
план |
факт |
процент выполнения плана, % |
Доходы Фонда |
2 621 075 405,30 |
2 730 171 824,60 |
104,16 |
Расходы Фонда |
2 378 681 283,40 |
2 357 792 694,50 |
99,12 |
Объем профицита (дефицита) |
242 394 121,90 |
372 379 130,10 |
153,63 |
В целом бюджет Фонда за 2008 год исполнен по доходам в сумме 2730,2 млрд. руб. (104,2 % от утверждённых прогнозных показателей) и по расходам в сумме 2357,8 млрд. руб. (99,1 % от утверждённых показателей), профицит бюджета Фонда составил 372,4 млрд. руб.
Исполнение бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, составило по доходам 2460,3 млрд. руб. (104,1 % от утверждённых показателей), по расходам – 2339,9 млрд. руб. (99,5 % от утверждённых показателей) с профицитом в сумме 120,4 млрд. руб.
В 2008 году Фондом в полном объёме исполнены все публичные нормативные обязательства, на которые направлено 97,1 % от общей суммы расходов бюджета Фонда, обеспечена своевременная выплата пенсий, пособий, компенсаций, осуществлены иные социальные выплаты, проведены мероприятия по повышению пенсий и улучшению материального положения отдельных категорий граждан.
В результате этих мероприятий средний размер трудовой пенсии увеличился на 939 рублей, или на 25,3 % при росте уровня цен за 2008 год на 13,3 %. Реальный рост трудовых пенсий составил 10,6 %. При этом по состоянию на 1 января 2009 года соотношение среднего размера трудовой пенсии по старости и средней заработной платы («коэффициент замещения») составило 26,5 %, средний размер трудовой пенсии по старости превысил прожиточный минимум пенсионера на 24,5 %, а средний размер социальной пенсии составил 76,3 % от прожиточного минимума пенсионера.
Доля пенсионеров, получающих пенсии, пособия, доплаты и иные выплаты от Фонда, в общей численности населения Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2008 года составила 27,4 %.
Счётная палата Российской Федерации в своём заключении на отчёт об исполнении бюджета Фонда за 2008 год подтверждает исполнение показателей бюджета Фонда, указанных в Федеральном законе. Фактов нецелевого использования средств бюджета Фонда Счётной палатой Российской Федерации не выявлено.
Таблица 2 – Бюджет ПФР за 2009 год12
показатель |
план |
факт |
процент выполнения плана, % |
Доходы Фонда |
3 282 951 083,10 |
3 222 648 830,80 |
98,16 |
Расходы Фонда |
3 041 483 420,50 |
3 008 659 868,20 |
98,92 |
Продолжение таблицы 2 | |||
Объем профицита (дефицита) |
241 467 662,60 |
213 988 962,60 |
88,62 |
Информация о работе Анализ состава и структуры бюджета Пенсионного фонда РФ за 2008 – 2010 года