Анализ финансовой деятельности на предприятии (на примере ЗАО «Сибирская аграрная группа»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 12:10, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в рыночных условиях руководитель предприятия не может рассчитывать только на свою интуицию. Управленческие решения и действия должны быть основаны на точных расчетах, глубоком и всестороннем экономическом анализе, они должны быть научно обоснованными, мотивированными, оптимальными. Ни одно организационное, техническое ли технологическое мероприятие не должно осуществляться до тех пор, пока не обоснована его экономическая целесообразность.

Содержание

Введение
1. Анализ финансовой деятельности на предприятии (на примере ЗАО «Сибирская аграрная группа»)
1.1 Анализ доходности (рентабельности)
1.2 Анализ финансовой устойчивости
1.3 Анализ использования капитала
1.4 Анализ уровня самофинансирования
2. Построение организационной структуры управления финансами в организации ЗАО «Сибирская аграрная группа»
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

ЗАО САГ.docx

— 124.21 Кб (Скачать файл)

Анализ финансовой деятельности на предприятии (на примере  ЗАО «Сибирская аграрная группа»)

Содержание

 

Введение

1. Анализ финансовой деятельности  на предприятии (на примере  ЗАО «Сибирская аграрная группа»)

1.1 Анализ доходности (рентабельности)

1.2 Анализ финансовой устойчивости

1.3 Анализ использования капитала

1.4 Анализ уровня самофинансирования

2. Построение организационной структуры  управления финансами в организации  ЗАО «Сибирская аграрная группа»

Заключение

Литература

 

Введение

 

В условиях рыночных отношений  предприятия, как самостоятельные хозяйственные организации, несут полную экономическую ответственность за результаты своей производственно-хозяйственной деятельности перед собственниками, работниками и кредиторами. Залогом выживания и основой стабильного положения такого предприятия служит его финансовая устойчивость,  отражающая такое состояние финансовых ресурсов, при котором предприятие, свободно маневрируя денежными средствами, способно путем эффективного их использования обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации продукции, а также затраты по его расширению и обновлению.

Роль экономического анализа как средства управления производством с каждым годом неуклонно возрастает. Это обусловлено разными обстоятельствами, а именно: необходимостью неуклонного повышения эффективности производства в связи с ростом дефицита и стоимости сырья, повышением науко- и капиталоемкости производства;   отходом от командно-административной системы управления и постепенным переходом к рыночным отношениям; созданием новых форм хозяйствования в связи с разгосударствлением экономики, приватизацией предприятий и прочими мероприятиями экономической реформы.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в рыночных условиях руководитель предприятия  не может рассчитывать только на свою интуицию. Управленческие решения и  действия должны быть основаны на точных расчетах, глубоком и всестороннем экономическом анализе, они должны быть научно обоснованными, мотивированными, оптимальными. Ни одно организационное, техническое ли технологическое мероприятие не должно осуществляться до тех пор, пока не обоснована его экономическая целесообразность.

Для оценки финансовой устойчивости предприятия необходимо проводить  анализ его финансового состояния. Финансовое состояние представляет собой совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов. Чтобы определить финансовое состояние предприятия, а также с целью выявления дальнейших направлений его инвестирования и для прогнозирования будущих финансовых условий и результатов финансовой деятельности, проводится анализ финансовой отчетности организации. Главная цель такого анализа - своевременно выявить и устранить недостатки в финансовой деятельности и найти резервы улучшения финансового состояния и платежеспособности организации. Анализ финансового состояния организации позволит сформировать представление об истинном финансовом положении организации и оценить финансовые риски, которые она несет.

Целью данной курсовой работы является подробная характеристика имущественного и финансового положения  предприятия ЗАО «Сибирская аграрная группа», результатов его деятельности за анализируемый период, а так  же определение возможностей предприятия  на ближайшую и долгосрочную перспективу.

Информационным материалом для  экономического анализа являются данные представленные в таблице 1.

 

Таблица 1. Данные для анализа финансовой деятельности на предприятии

Наименование

на начало периода

на конец периода

Выручка от реализации, руб.

76 000

78 000

Себестоимость продукции, руб.

53500

57800

Прибыль от прочей реализации, руб.

3450

4800

Доход от внереализационной  деятельности, руб.

1400

2000

Расходы от внереализационной  деятельности, руб.

600

1400

Нематериальные активы, руб.

1600

1200

Основные средства, руб.

56000

56800

Капитальные вложения, руб.

8400

8000

Долгосрочные финансовые вложения, руб.

3800

0

Краткосрочные финансовые вложения, руб.

2160

0

Оборотные средства, руб.

15900

16800

Уставный капитал, руб.

79 800

79 650

Резервный капитал, руб.

2 400

3 500

Фонд специального назначения, руб.

1 070

2 590

Расчеты с кредиторами  за товары, работы, руб.

1400

320

Авансы, полученные от покупателей, заказчиков, руб.

300

100

Денежные средства, руб.:

   

касса

730

1100

расчетный счет

48000

4870

валютный счет

910

1200

легкореализуемые активы

0

1460

Платежи фирмы, руб.:

   

перечисления во внебюджетные фонды

800

1560

погашение ссуд

39% от ФОТ

38.5% от ФОТ

оплата коммунальных услуг  и услуги сторонних организаций

230

300

Фонд оплаты труда, руб.

920

1780

Среднегодовая стоимость  основных фондов, руб.

32100

25000

Среднесписочная численность, чел.

49

45


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Анализ финансовой деятельности на предприятии (на примере ЗАО

«Сибирская аграрная группа»)

 

1.1 Анализ доходности (рентабельности)

 

Доходность фирмы характеризуется  абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель доходности - сумма  прибыли (доходов). Относительный показатель - уровень рентабельности. Рентабельность представляет собой доходность (прибыльность) производственно-торгового процесса. Ее величина измеряется уровнем рентабельности. Уровень рентабельности фирмы, связанной  с производством продукции (товаров, работ, услуг), определяется процентным отношением прибыли от реализации продукции  к себестоимости продукции:

 

,

 

где Р   уровень рентабельности, %;

П   прибыль от реализации продукции, руб.;

И   себестоимость продукции, руб.

Уровень рентабельности предприятий  торговли, общественного питания  устанавливается отношением прибыли  от реализации товаров (продукции общественного  питания) к товарообороту.

В процессе анализа изучаются динамика изменения объема чистой прибыли, уровень рентабельности и факторы их определяющие. Основными факторами, влияющими на чистую прибыль, являются объем выручки от реализации продукции, уровень себестоимости, уровень рентабельности, доходы от внереализационных операций, расходы по внереализационным операциям, величина налога на прибыль и других налогов, выплачиваемых из прибыли.

Анализ доходности фирмы проводится в сравнении с планом и предшествующим периодом. В условиях сильных инфляционных процессов важно обеспечить сопоставимость показателей и исключить их влияние  на повышение цен. Анализ проводится по данным работы за год. Показатели прошлого года приведены в сопоставимость с показателями с отчетного года с помощью индексации цен. Плановые показатели разрабатываются фирмой самостоятельно для внутреннего  пользования.

 

Таблица 2. Анализ доходности хозяйствующего субъекта (в сопоставимых ценах)

Показатели

Прош-лый год

Отчетный год

Отклонения

     

к плану

к прошлому году

   

план

отчет

абсолютное

%

Абсолют-ное

%

Выручка от реализации продукции, руб.

76 000

78 000

78 000

0,00

100

2 000

102,63

Налог на добавленную стоимость, руб.

11 250

11 500

10 000

-1 500

86,96

-1 250

88,89

в процентах к выручке

14,80

14,74

12,82

-1,92

86,96

-1,98

86,61

Акцизы, руб.

-

-

-

-

-

-

-

Себестоимость продукции, руб.

53500

55000

57800

2 800

105,09

4 300

108,04

в процентах к выручке

70,39

70,51

74,10

3,59

105,09

3,71

105,27

Прибыль от реализации продукции, руб.

11 250

11 500

10 200

-1 300

88,70

-1 050

90,67

Уровень рентабельности, %

21,03

20,91

17,65

-3,26

84,40

-3,38

83,92

Прибыль от реализации продукции  в процентах к выручке

14,80

14,74

13,08

-1,67

88,70

-1,73

88,34

Прибыль от прочей реализации, руб.

3 450

-

4 800

-

-

1 350

139,13

Доходы от внереализационных  операций, руб.

1 400

2 000

2 000

0

100,00

600

142,86

Расходы по внереализационным  операциям, руб.

600

-

1 400

-

-

800

233,33

Балансовая прибыль, руб.

15 500

13 500

15 600

2 100

115,56

100

101

Налоги, выплачиваемые из прибыли, руб.

3 100

2 700

3 120

420

115,56

20

101

Чистая прибыль, тыс. руб.

12 400

10 800

12 480

1 680

115,56

80

101


 

Анализ доходности фирмы приведен в табл. 2.

Данные табл. 2 показывают, что за отчетный год прибыль от реализации продукции снизилась на 1050 руб. - с 12250 до 10200 руб., или на 9.33; балансовая прибыль увеличилась на 100 руб. - с 15500 до 15600 руб., или на 1%; чистая прибыль  поднялась на 80 руб. - с 12400 до 12480 руб., или на 1%.

Это явилось результатом действия следующих факторов:

Рост выручки от реализации продукции  на 2000 руб. - с 76000 до 78000 руб. - увеличил прибыль  на 296 руб.:

14,8*2000/100=296 руб.

Рост уровня себестоимости на 3.71% - с 70.39 до 74.10% - повысил сумму затрат на 2893.8 руб., что соответственно снизило  сумму прибыли на 2893.8 руб.:

3,71*78000/100=2893,8 руб.

Снижение уровня налога на добавленную  стоимость в процентах к выручке  на 1.98% - с 14.8 до 12.82% - увеличило сумму  прибыли на 1544.4 руб.:

1,98*78000/100=1544,4 руб.

Итого по прибыли от реализации продукции:

296-2893,8+1544,4= -1050,4 руб.

Разница в 0.4 руб. с цифрой 1050 руб. объясняется  округлением цифр при расчете.

Рост прибыли от прочей реализации на 1350 руб. - со 3450 до 4800 руб. - увеличил балансовую прибыль на 1350 руб.

Рост доходов от внереализационных  операций на 600 руб. - с 1400 до 2000 руб. - повысил  прибыль на 600 руб.

Рост расходов по внереализационным  операциям на 800 руб. - с 600 до 1400 руб. - снизил прибыль на 800 руб.

Итого по балансовой прибыли:

-1050,4+1350+600-800=99,6 руб.

Разница в 0,4 руб. с цифрой 100 руб. произошла  за счет округления в расчетах.

Рост суммы налогов, уплачиваемых из прибыли, на 20 руб. - с 3100 до 3120 руб. - снизил сумму чистой прибыли на 20 руб.

Итого по чистой прибыли:

99,6-20=79,4 руб.

Разница в 0,6 руб. с цифрой 80 руб. произошла  за счет округления цифр.

Отрицательным результатом работы является снижение уровня рентабельности по сравнению с прошлым годом  на 3.38% - с 21.03 до 17.65% - и по сравнению  с планом на 3.26% - с 20.91 до 17.65%. Это  означает, что хозяйствующий субъект  получил прибыли на каждый рубль  затрат в производство продукции  меньше по сравнению с прошлым  годом на 3 руб. 38 коп. и по сравнению с планом - на 3 руб. 26 коп.

Таким образом, величина упущенной  выгоды (т.е. величина недополученной прибыли) составила по сравнению с прошлым  годом 1953,64 руб. (-3,38*57800/100) и по сравнению  с планом – 1884,28 руб. (-3,26*57800/100).

Анализ выполнения плановых показателей  показал, что план чистой прибыли  перевыполнен на 1680 руб. (12480-10800), или  на 15.56%. Это положительно характеризует  работу фирмы и работников ее финансовой службы. Снижение уровня рентабельности произошло за счет роста уровня себестоимости  продукции. На величину себестоимости  влияют различные факторы, которые  можно свести в две группы.

Первая группа - внешние факторы, отражающие общий уровень развития экономики страны и не зависящие  от деятельности фирмы. Влияние этой группы факторов проявляется в уровне цен на сырье, товары, материалы, оборудование, энергоносители, тарифах на транспорт, воду и другие материальные услуги, ставках арендной платы, нормах амортизационных  отчислений, отчислений на государственное  социальное страхование, на медицинское  страхование и др.

Вторая группа - внутренние факторы, непосредственно связанные с  результатами деятельности фирмы, с  предпринимательской активностью. К этим факторам относятся объем  выручки от реализации, формы и  системы оплаты труда, повышение  производительности труда, улучшение  использования основных фондов и  оборотных средств и т.п.

Анализ себестоимости целесообразно  проводить в двух направлениях: изучение общего уровня себестоимости и факторов, влияющих на размер всех или большинства  элементов затрат; анализ отдельных  видов затрат с целью выявления  резервов экономии по конкретным элементам  затрат. На уровень себестоимости  большое влияние оказывает выручка  от реализации продукции. Все затраты  по отношению к объему выручки  можно разделить на две группы: условно-постоянные и переменные.

Условно-постоянными называются затраты, сумма которых не меняется при  изменении выручки от реализации продукции. К этой группе относятся:

арендная плата;

амортизация основных фондов;

износ нематериальных активов;

износ материальных и быстороизнашивающихся предметов;

расходы по содержанию зданий, помещений;

услуги сторонних предприятий  и организаций;

затраты по подготовке и переподготовке кадров;

затраты некапитального характера, связанные  с совершенствование технологии и организации производства;

отчисления в ремонтный фонд;

отчисления на обязательное страхование  имущества и другие виды затрат.

Условно-постоянные затраты анализируются  по абсолютной сумме.

Переменные затраты - это затраты, сумма которых изменяется пропорционально  изменению объема выручки от реализации продукции. Эта группа включает:

расходы на сырье;

топливо, газ и электроэнергию для  производственных целей;

расходы на тару и упаковку;

отчисления на государственное  социальное страхование, в пенсионный фонд, на обязательное медицинское  страхование, в фонд занятости и  др.

Переменные затраты анализируются  путем сопоставления уровней  затрат в процентах к объему выручки.

Деление затрат на условно-постоянные и переменные позволяет четко  показать зависимость между выручкой от реализации продукции, себестоимостью и размером прибыли от реализации продукции, себестоимостью и размером прибыли от реализации продукции, эта  зависимость выражается с помощью  графика безубыточности.

Графики рентабельности (или бузубыточности) представляют простой и эффективный метод, позволяющий подойти к решению таких сложных проблем, как: что случится с прибылью, если выпуск продукции или выручка от реализации уменьшится? Что случится с прибылью, если цена будет увеличена, себестоимость снижена, а реализация упадет? Главная задача построения графика рентабельности заключается в определении точки безубыточности - точки, для которой сумма полученной выручки равна сумме себестоимости. Для того чтобы это сделать, надо знать условно-постоянные затраты, переменные затраты, объем и продажи, отношение переменных затрат к объему продажи, отношение переменных затрат к объему продажи и к объему выпуска.

Информация о работе Анализ финансовой деятельности на предприятии (на примере ЗАО «Сибирская аграрная группа»)