Антиинфляционная политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:26, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования: раскрывая особенности инфляции как многофакторного процесса, выявить наиболее приемлемую антиинфляционную модель для России.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие «инфляция» как многофакторное явление.
2. Раскрыть причины инфляционных процессов.
3. Выявить динамику развития данного экономического явления в России.
4. Проанализировать последствия инфляции и принятые антиинфляционные меры.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Инфляция и ее определяющие.
1.1 Понятие инфляции……………………………………………………..5
1.2 Измерение инфляции………………………………………………….8
1.3 Виды инфляции их классификация и причины инфляционного роста цен………………………………………………………………..10
2. Социально-экономические последствия инфляции
2.1 Последствия инфляции………………………………………………..19
2.2 Инфляция и трудовые доходы………………………………………..21
2.3 Инфляция и кредитные отношения………………………………….23
2.4 Кривая Филлипса……………………………………………………..26
3. Влияние инфляции на экономику России и пути её решения.
3.1 Анализ инфляции и принятых антиинфляционных мер………….31
3.2 Антиинфляционная модель для России……………………………37
Заключение…………………………………………………………………..42
Список использованных источников и литературы………………………44

Вложенные файлы: 1 файл

Антиинфляционная политика РФ.docx

— 107.76 Кб (Скачать файл)

     В этой связи с 1994 г. монетаристская антиинфляционная политика осуществлялась тремя методами:

     1)         ограничение эмиссии денег Центральным банком РФ;

     2)         сокращение бюджетного дефицита путем секвестрования государственных расходов;

     3)         сдерживание колебания курса рубля по отношению к иностранным валютам путем установления их пределов и использования валютной интервенции.

     Однако  финансовый кризис в августе 1998 г  привел к новому витку роста потребительских  цен. Уровень инфляции в этом году составил 84,4%. В 1998 г. Россия заняла 72-е  место (среди 174 стран) по качеству жизни, которое зависит не только от доходов  государства, но и способов перераспределения  национального дохода в интересах  большинства народа, а не привилегированной  его части. Валютно-финансовый кризис, разразившийся вслед за другими странами в России в августе 1998 г, вызвал глубокие экономические и социальные потрясения. В их числе: замораживание выплат по внутренним и внешним долгам, в том числе государственным; крах рынка ценных бумаг и финансовых пирамид; блокирование вкладов в крупных банках, кризис банковской системы и безналичных расчетов; приостановка или прекращение работы тысяч фирм и банков; увеличение безработицы; удвоение темпа «бегства» капитала за рубеж; девальвация рубля; паника на потребительском рынке.

     В бюджете Российской Федерации на 1999 г. рост потребительских цен прогнозировался  уже на 30%, но специалисты Международного валютного фонда оценивали его  не менее чем на 56%. В реальности по официальным данным уровень инфляции в России в 1999 г. составил 36,5%. В период с 2000 по 2004 г., в результате проведения последовательной политики по сдерживанию  роста цен, вновь наметилась устойчивая тенденция к снижению данного показателя, который уменьшился за указанный период с 20,2 до 10,0%.  Таблица 2

     Динамика  среднегодового уровня инфляции в России

Год Инфляция, % Год Инфляция, %
1990 5,3 1999 36,5
1991 92,6 2000 20,2
1992 2508,8 2001 18,6
1993 844,2 2002 15,1
1994 215,0 2003 12,0
1995   131,3 2004 10,0
1996 21,9 2005 10,9
1997 11,0 2006 9
1998 84,4 2007 11,9

     Но, к сожалению, часто приходится убеждаться в том, что уровень инфляции в  некоторых регионах России выше, чем  средняя цифра по стране и по Москве. Например, в феврале 2005 г. она превысила 2,5% в пяти субъектах РФ. Самая высокая инфляция зафиксирована в Бурятии, во Владимирской и Амурской областях - в пределах 3,2-3,6%. Кроме того, по словам заместителя директора межведомственного аналитического центра Ю Симачева, инфляция существенно различается и на уровне отдельных групп населения.

     Следует обратить внимание и на такой показатель, как социально-экономическое неравенство. Его наиболее высокий уровень наблюдался в 2006г в Москве (0,576), Тюменской (0,453) и Самарской (0,437) областях, а самый низкий – во Владимирской (0,317), Ивановской(0, 319) областях.

     Особенно  большая разница в показателях  инфляции у «беднейших» и «зажиточных» людей. Ведь первые большую часть  своих денег тратят на ЖКХ и  продукты питания. По расчетам специалистов Института комплексных стратегических исследований, ее уровень для наименее обеспеченных групп населения в 2007г оказался на 2,6% выше среднего показателя и составил 14,5%. А это значит, что  достаточно большая часть россиян  никакого отношения к официально объявленным 11,9% отношения не имеет. Дело в том, что эти люди привыкли покупать достаточно дешевые продукты, а именно они более всего и поднялись в цене в этом году. 

  Рис. 4. Инфляция для различных доходных групп населения в 2007г.

    

     Поэтому для того, чтобы помочь россиянам  проанализировать семейный бюджет, на сайте Федеральной службы госстатистики разработан проект «Калькулятор персональной инфляции», который позволяет проследить, как за определенный период изменились цены на товары и услуги и, соответственно, расходы семьи. Хотя рассчитать свою инфляцию - тяжкий труд, требующий ведения записей как минимум на протяжении 2 месяцев. Возможно, это и поможет многим тратить свой семейный бюджет более рационально.

     На  данный момент уже видно, что 2007 год  прервал многолетнюю тенденцию оптимистичных заявлений госчиновников об очередной победе над неуклонно снижающейся инфляцией. С начала года по 11 декабря накопленная инфляция составила 11.1%, (при плановых 8% на 2007 г.). Пик инфляции пришелся на сентябрь-октябрь, когда на фоне резкого повышения мировых цен на продовольственные товары ИПЦ за два месяца суммарно увеличился на 2.4% (рекорд для этого времени года с 1999 г.). В последние месяцы 2007г темпы инфляции несколько замедлились, но оставались заметно выше прошлогодних значений.

     Многие  экономисты считают, что основными  факторами ускорения инфляции стали сверхвысокие темпы роста денежного предложения в России и значительный спекулятивный рост мировых цен на энергоресурсы, металлы, продовольственные товары вследствие агрессивного снижения ставок ФРС и последовавшего ослабления доллара. Дополнительным фактором инфляции является значительный рост бюджетных расходов – в 2007 г. их уровень увеличится до 20.4%, ВВП против 16% ВВП в 2006 г.. Антиинфляционные меры, принятые правительством: снижение импортных пошлин на молочную продукцию и повышение экспортных пошлин на зерновые, а также замораживание крупнейшими производителями и торговыми сетями цен на 6 наиболее социально значимых видов продовольственных товаров до конца января, слабо помогли в стабилизации цен.

     В ближайшие годы в России следует  ожидать сохранение относительно высоких темпов роста (по сравнению с другими странами мира) инфляции, поскольку не созданы действенные механизмы стабилизации экономики и регулирования уровня внутренних цен. По прогнозам инфляция в России по итогам 2008 года составит 13%. Основные риски представляет собой "сырьевая" инфляция (рост мировых цен на энергоресурсы и продукты питания). Сохранится и высокая инфляция издержек – в частности, из-за одобренного ФСТ повышения внутренних тарифов на газ на 25% против 15% в 2007 г. Высокие темпы роста потребительского кредитования и сокращение склонности населения к сбережению поддерживают дисбаланс между спросом и предложением товаров и услуг, что также разгоняет инфляцию. В то же время в будущем году ситуация с инфляцией со стороны денежного предложения ожидается несколько лучше, чем в 2007 г. вследствие сокращения доступа к внешним заимствованиям и умеренного снижения внешнеторгового профицита.

     Для сдерживания инфляции, необходима системная, комплексная антиинфляционная политика с учетом многофакторности инфляционного процесса, порождаемого деформацией воспроизводства во всех сферах. Хотя нам далеко до европейского уровня по темпам инфляции, но изменение российской экономики в более перспективную сторону оставляет надежды на лучшее. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.2 Антиинфляционная модель для  России

     Главная задача антиинфляционной модели –  это управление инфляционным процессом в интересах подъема национального производства и экономики в целом. Как свидетельствует мировой опыт, данное экономическое явление может быть вполне контролируемым и регулируемым.

     Экономисты  считают, что допустима небольшая  инфляция в размере 2-3%, если это увеличивает платежеспособный спрос и тем самым стимулирует экономический рост, при величине 5 – 10% можно сохранять относительно стабильные темпы роста экономики, пороговый параметр – 20 -30%. Страны с цивилизованной рыночной экономикой научились регулировать данное экономическое явление. Не зря, мировой опыт свидетельствует о необходимости теоретического обоснования антиинфляционной стратегии экономического роста. А она требует проведения поэтапных мер, направленных на регулирование инфляции.

     Общеэкономические меры.

     1. Следует завершить начатые реформы  (предприятий, бюджетной, налоговой,  банковской систем и т. д.) в  целях формирования цивилизованных  рыночных отношений.

     2. Необходима смена целевой ориентации  экономической политики - с подавления  инфляции любой ценой на рост  ВВП. Без подъема национального  производства невозможно реальное  оздоровление финансовой, денежной, банковской систем.

     3. Первоочередной антиинфляционной  мерой является преодоление кризиса  инвестиций путем оживления инвестиционного  процесса, концентрации средств  на приоритетных проектах.

     4. Традиционно делается ставка  на привлечение иностранных инвестиций для экономического развития. Но Россия не может рассчитывать на их крупный приток. Во-первых, в мире мало свободных капиталов. Во-вторых, иностранный капитал занял выжидательную позицию по отношению к России из боязни потерь в связи с недоверием к социально-экономической обстановке. В-третьих, для нашей страны наибольший интерес представляют прямые инвестиции в производство, а иностранный капитал предпочитает портфельные.

     Сдерживание финансовых факторов инфляции.

     1. Ключевое место в антиинфляционной  стратегии занимает оздоровление бюджетов всех уровней и преодоление специфических форм проявления бюджетного кризиса в России:

     • неисполнение бюджета, финансирование в произвольном объеме;

     • нецелевое использование бюджетных  средств;

     • финансирование бюджетных расходов платежными средствами различной ликвидности;

     • слабый контроль за исполнением госбюджета.

     2. Проблемой остается сокращение  бюджетного дефицита. Неинфляционным источником его сокращения должны стать экономический рост, увеличение налогооблагаемой базы.

     3. Для сдерживания инфляции необходима  научно обоснованная налоговая политика, которая не должна затруднять бизнес. Налоговая политика в России должна ориентироваться не только на фискальные цели, но и на регулирование развития экономики.

     С 2001г властные органы страны и налоговые  службы отменили прогрессивную шкалу налогообложения доходов состоятельных граждан, а ведь ее предназначение – социальное выравнивание бедных и богатых. Обоснованием служили рассуждения о необходимости вывода из тени предпринимательских доходов и их полного декларирования. Первые месяцы подтверждались эти ожидания, но потом все вернулось к старой практике. Хотя богатые многих стран платят налоги, например: США – 33%, Швеция – 72% своего годового дохода. Вероятно, если бы в России использовали опыт Швеции, Норвегии, Франции, США по налогообложению доходов состоятельных лиц и профилактическому воспитанию потенциальных нарушителей налогового законодательства, то страна смогла бы получить средства, необходимые для значительного увеличения заработной платы бюджетников и пенсий.

     4. Специфическим для России направлением антиинфляционной политики является преодоление кризиса неплатежей в хозяйстве, препятствующего экономическому подъему. В этой связи актуальной задачей является восстановление платежно-расчетной системы, нормализация денежных расчетов, ликвидация взаимной задолженности предприятий друг другу и бюджету.

     Регулирование денежных факторов инфляции.

     1. Антиинфляционная политика предусматривает  регулирование эмиссии денег и скорости их обращения. Однако в России, резкое ограничение денежной эмиссии по рецептам монетаристов привело к сужению официальной денежной массы. Судя по мировой практике, денежная эмиссия должна осуществляться по трем каналам - кредитование государства, хозяйства и под прирост официальных золотовалютных резервов. Однако аргентинская модель «валютного управления», поднятая некоторыми российскими экономистами во время резкого усиления инфляции под влиянием валютно-финансового кризиса в августе 1998 г., неприемлема в условиях России. Во-первых, нет надежды на пополнение резко сократившихся официальных золотовалютных резервов за счет масштабного западного кредита. Во-вторых, эмиссия денег только под прирост чистых международных резервов без учета потребностей реального хозяйственного оборота в соответствии с законом денежного обращения приведет к дефляционному сжатию денежной массы в обращении.

     2. Не менее важно совершенствование  структуры официальной денежной массы в обращении. Снижению потребности оборота в наличных деньгах будут способствовать: развитие различных платежных карточек; совершенствование безналичных расчетов и т.д.

Информация о работе Антиинфляционная политика России