Антициклическая политика: концептуальные подходы к методике и инструментарию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:25, реферат

Краткое описание

Цикличность экономического развития — это непрерывные колебания рыночной экономики, когда рост производства сменяется спадом, повышение деловой активности — понижением. Цикличность характеризуется периодическими взлетами и падениями рыночной конъюнктуры. Периоды повышения экономической активности характеризуются преимущественно экстенсивным развитием, а периоды понижения экономической активности — началом преимущественно интенсивного развития.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 35.07 Кб (Скачать файл)

 

     Таблица 1.2. Методы антициклического регулирования Признаки Неокейнсианство  Неоконсерватизм

     Примечание. Источник: [16, с.196]

В зависимости от исходных установок  и ориентиров сторонники того или  иного направления по-разному  решают проблемы сглаживания циклических  колебаний, по-разному оперируют  инструментами, находящимися в распоряжении государства, которые можно использовать для этих целей. Например, сторонники кейнсианских методов большее внимание уделяют бюджетной политике (главным  образом это связано с увеличением  или уменьшением расходов государства) и налоговой политике (манипуляции  с налоговыми ставками в зависимости  от состояния экономики). Сторонники неоконсервативных методов уделяют большее внимание проблеме денег и кредита. Поэтому в последние годы неоконсервативная политика опирается на монетаристские теории, которые во главу угла ставят вопросы объема денежной массы и его регулирования. По-разному решается проблема участия государства в происходящих процессах — в политике регулирования экономики в целом и в области сглаживания циклических колебаний.

 

    Несмотря  на  такие, казалось бы, существенные  различия, есть общее понимание  этими концепциями  того факта,  что, во-первых, государство  в  состоянии сглаживать циклические   колебания, и, во-вторых, государство   должно это осуществлять в  целях  достижения и поддержания  экономической  стабильности. Существует  и общее  понимание того, какова  должна быть в целом линия  поведения государства, направленная  на преодоление циклических колебаний. В фазе спада все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает снижение ставок, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции, проведение политики ускоренной амортизации. При этом сторонники кейнсианских взглядов больше уповают на рост государственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятия больше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а в конечном счете — и производства. Графическая иллюстрация воздействия государства на совокупный спрос представлена на рис. 1.4.

 

    Рост  спроса на величину D1D2 вызывает рост национального дохода от уровня ON1 до ON2. Стрелкой на оси ординат показан сдвиг вверх линии совокупного спроса, стрелка на оси абсцисс показывает увеличение национального дохода.

 

     

 

     Рисунок 1.4 Регулирование совокупного спроса

 

     Примечание. Источник: [16, с.356]

 

     Сторонники  неоконсервативных взглядов большее внимание уделяют налогам, снижение которых ведет к росту деловой активности, но в целом они рассматривают налогово-бюджетную политику как дополнение к кредитно-денежной политике.

 

     Кредитно-денежная  политика в этот период преследует  те же цели, что и налогово-бюджетная   политика, и предполагает проведение  кредитной экспансии. Ее цель  — оживление  экономической  жизни в стране при помощи  дополнительных кредитов. В это  время проводится политика «дешевых  денег». На практике это означает, что снижаются процентные ставки  за выданные ссуды, увеличиваются  кредитные  ресурсы банков, что  ведет к  увеличению капиталовложений, усилению деловой активности, снижению  безработицы. Однако это может  иметь и отрицательные  последствия,  так как в длительной перспективе  ведет к усилению инфляционных  тенденций.

 

     Что же происходит  в обратном случае, то есть  в период подъема экономической  конъюнктуры? Государство в целях  предотвращения перегрева экономики  и связанных с этим болезненных  явлений в хозяйственной жизни  проводит политику сдерживания,  включающую противоположные мероприятия  в области налогово-бюджетной  и кредитно-денежной политики. Налогово-бюджетная политика такого периода характеризуется повышением ставок налогов, сокращением государственных расходов, ограничениями в области проведения амортизационной политики. Именно на налогово-бюджетную политику ориентируются теоретики кейнсианских методов регулирования. Фискальные мероприятия приводят к снижению покупательной способности, а значит, и спроса, что ведет в конечном счете к некоторому спаду экономической активности (см. рис. 1.5).

Рисунок 1.5. Применение фискальной политики

 

     Примечание. Источник: [16, с.357]

 

     В кредитно-денежной  политике начинают преобладать  элементы кредитной  рестрикции, то есть проводится политика «дорогих денег», что означает прямо противоположные меры: повышение процентных ставок по ссудам, сокращение кредитных ресурсов банков. Но и в этом случае необходимо весьма осторожно обращаться с элементами кредитно-денежной политики, ибо в долгосрочном плане кредитная рестрикция может через сокращение инвестиций и, соответственно, производства привести к росту безработицы.

 

     В общем  и целом, говоря о политике, которую должно проводить государство   в целях сглаживания циклических   колебаний, можно охарактеризовать  ее как политику противодействия:  мероприятия, направленные на  смягчение циклических  явлений,  должны идти в направлении,  противоположном существующим на  данный момент колебаниям экономической  конъюнктуры. В период спада  государство проводит политику  активизации всех хозяйственных   процессов, а в период «перегрева»   экономики стремится сдерживать  деловую активность. К. Эклунд в своей книге «Эффективная экономика» приводит график (рис. 1.6), демонстрирующий вышесказанное.

 

     К. Эклунд рассматривает данный график с точки зрения кейнсианской модели: с помощью увеличения расходов и снижения налогов в период спада и снижения расходов и повышения налогов в период подъема предлагается смягчить безработицу в первом случае и инфляцию — во втором. Но приведенный  график характеризует и мероприятия  сторонников консерватизма: меняются методы проведения политики экспансии  и сдерживания, а сама система (направление  воздействия) остается без изменений.

 

     

 

     Рисунок 1.6 Динамика антициклического регулирования

 

     Примечание. Источник: [16, с.358]

 

    Все рассмотренные  выше рекомендации, касающиеся поведения  государства по отношению   к циклу, применялись и продолжают  целенаправленно применяться на  практике. И именно в реальной  жизни происходит оценка данных  теоретических рассуждений и  рекомендаций. Правительство стремится  учитывать требования экономической  ситуации и пытается бороться  с дестабилизирующими явлениями,  добиваться устойчивого хозяйственного  развития. Отсюда и объяснение  тех практических шагов, которые  оно предпринимает. А эффективность  этих шагов может быть реально  оценена только по истечении  определенного периода времени. 

 

    Экономическую  систему Беларуси последних 20 лет принято считать системой  переходного типа. Трансформационным  экономикам внутренне присущи неустойчивость, противоречивость, стремление к движению в том или ином направлении. Эти теоретические предпосылки позволяют предположить циклический характер развития экономики страны, детерминантами которого могут быть динамика инвестиций в основной капитал и денежной массы; состояние конъюнктуры российского рынка и политический цикл в самой республике.

 

    В последние  годы большое внимание уделяется  концепции нового качества экономического  роста. В соответствии с этой общепринятой в современном  мире концепцией нового качества экономического роста, показательного для постиндустриального  информационного общества, усилия Республики Беларусь должны быть сосредоточены  на обеспечении развития экономики  одновременно по четырем главным  направлениям: а) социально ориентированном, нацеленном на оздоровление нации, формирование всесторонне развитого и социально  активного члена нового общества, б) наукоемком, в) ресурсосберегающем, г) экологозащитном. Эти направления приняты за основу будущей сбалансированной структуры народного хозяйства Республики Беларусь.

 

    К важнейшим  предпосылкам, способствующим экономическому  росту в республике, следует отнести:

 

    - благоприятное  экономико-географическое  положение  в центре Европы  на перекрестке  важнейших торгово-коммуникационных  систем между экономически развитыми   западноевропейскими странами и   регионами Евразии, обладающими   богатейшими природными ресурсами;

 

    - достаточно хорошую  обеспеченность  земельными, лесными,  водными ресурсами,  отдельными  видами минерально-сырьевых  ресурсов, позволяющими удовлетворять   перспективные потребности в   калийной и каменной соли, известковом   и цементном сырье, тугоплавких   и керамических глинах, строительных, формовочных и стекольных песках, песчано-гравийных материалах, облицовочном  камне;

 

    - относительно  высокий уровень  развития  научно-технического и  производственного  потенциалов;

 

    - обеспеченность  трудовыми ресурсами  и квалифицированными  кадрами. 

 

    В целом, экономический  рост прогнозируется на основе  данных анализа динамики макроэкономических  показателей с  учетом факторов, влияющих на рост производства. При прогнозировании экономического  роста используются различные  методы. Прогнозирование позволяет  решать ключевые проблемы развития  экономики, её стабилизации, создании  предпосылок устойчивого роста  и служат для усиления целевой  ориентации в регулировании социально-экономического  развития Республики Беларусь.

 

    Важнейшими  внутренними  факторами экономического роста  в 2008 году в Республике Беларусь  выступили возросшее потребление   домашних хозяйств и валовой  экспорт, доля которых в 10,6% прироста ВВП составила  около  6,5 и 3,5 п.п. соответственно. Несмотря на отрицательное значение в приросте ВВП чистого экспорта, его влияние на экономический рост было положительным. Выражалось это в стимулировании роста российского внутреннего спроса на белорусские товары на основе увеличения экспорта и повышения спроса на энергоресурсы.

 

    В 2008 г. динамика ВВП со стороны предложения  формировалась за счет роста промышленного  производства: темпы роста ее добавленной  стоимости составили 114,4% к уровню 2007 г., что повлекло соответствующее  увеличение удельного веса промышленности в отраслевой структуре ВВП до 28,1%. Рост инвестиционной активности в стране сопровождался наращиванием объемов строительно-монтажных работ - прирост созданной в 2008 г. в строительстве добавленной стоимости составил 23,5%, как следствие - увеличилась доля данной отрасли в ВВП с 8,5% в 2007 г. до 9,4% в 2008 г. Увеличение удельного веса сельского хозяйства до 8,4% ВВП обусловлено высокими темпами роста произведенной в 2008 г. отраслью добавленной стоимости - 109,5%

 

    Увеличение  до 47% в структуре ВВП доли отраслей, занятых производством товаров, несмотря на довольно высокие темпы  роста добавленной стоимости  в сфере услуг (например, транспорта и связи - 105,5%, торговли и общественного  питания - 118,2%), вызвало соответствующее  сокращение удельного веса сферы  производства услуг до 38,5%. По предварительным  оценкам, в 2008 г. доля чистых налогов  на продукты сократилась по сравнению  с предыдущим годом и составила 14,5% ВВП.

 

    В 2009 г. экономика  Беларуси функционировала  в  сложных условиях мирового финансово-экономического  кризиса. Основным каналом его  отрицательного воздействия на  социально-экономическое  развитие  республики явилось существенное  сокращение внешнего спроса на  продукцию  белорусского производства, вызвавшее  уменьшение объемов  внутреннего  производства, ухудшение  финансового  состояния предприятий,  замедление динамики роста доходов  секторов экономики, их потребительского  и инвестиционного  спроса  и как следствие - негативное  изменение общей макроэкономической  ситуации в стране.

 

    Темпы роста  ВВП в Беларуси за январь-декабрь  2009 г. составили 100,2% к уровню  предыдущего  года, что гораздо  ниже прогнозных значений (110-112%).

 

    В структуре  конечного использования  ВВП  удельный вес расходов на конечное  потребление составил за три  квартала 2009 г. 73,9%, в том числе  потребление  домашних хозяйств - 56,6%, увеличившись по сравнению  с январем-сентябрем 2008 г. на 4,9 и 4,4 п.п. соответственно. При этом в 1 квартале 2009 г. темпы роста потребления домашних хозяйств составили 105,5% к соответствующему периоду предыдущего года, во II - 99,4; в III - 97,8%, что обусловило отрицательный вклад потребительского спроса в процентное изменение ВВП во П-Ш кварталах 2009 г.

 

    Важнейшим фактором  поддержания макроэкономической  динамики в Беларуси в 2009 г.  выступало  валовое накопление, доля которого за три квартала 2009 г. достигла в  воспроизводственной  структуре  ВВП 36,2%, в том  числе накопление основного капитала - 35,1% (увеличение по сравнению  с аналогичным периодом предыдущего  года - на 2,3 и 6 п.п. соответственно). При этом темпы роста инвестиций в основной капитал составили в 2009 г. 108,6%, в том числе 107,6% в объекты производственного назначения, доля которых в общем объеме инвестиций составляет 63,5%, непроизводственного - 111 % к уровню 2008 г.

 

    В ближайшей  перспективе динамику экономического  развития Беларуси будут  определять  главным образом внешние  факторы  - постепенное восстановление спроса  на белорусский экспорт в  странах - основных торговых партнерах  республики, обусловленное выходом  этих стран из кризиса и соответствующим  возобновлением темпов их экономического роста. Важнейшим внутренним источником экономического роста в республике представляется потребительский спрос.

Информация о работе Антициклическая политика: концептуальные подходы к методике и инструментарию