Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 23:46, дипломная работа
Переход России к построению принципиально новых экономических отноше¬ний повышение самостоятельности организаций различных организационно-правовых форм собственности в реализации финансовой политики, выход их на международные рынки, преодоление кризисной ситуации коренным образом изменили условия функционирования организаций и детерминировали необходимость решения ряда проблем, одной из которых является обеспечение устойчивости и ста¬бильности экономического развития.
Целью данной работы явилось изучение теоретических положений и предложение практических рекомендаций по бухгалтерскому учету дебиторской и кредиторской задолженности в соответствии с современными требованиями и принципами рыночной системы хозяйствования.
Из расчетов приведенных в таблице видно, что общая сумма кредиторской задолженности за отчетный период (2005 год) уменьшилась на 923, 68 тыс. руб. Наибольший удельный вес в ней составляет задолженность поставщикам и подрядчикам - 98,63% от суммы кредиторской задолженности по неоплаченным в срок расчетным документам, и не отгруженной продукции в счет полученных авансов.. Ее абсолютное значение уменьшилось на 964,37 тыс. руб., относительное – в отчетном периоде уменьшилось на 1,07%. Увеличение кредиторской задолженности наблюдалось за счет увеличения в отчетном периоде задолженности перед персоналом, государственными внебюджетными фондами, налоговыми органами и прочих краткосрочных обязательств. Удельные веса каждого вида задолженностей в общей сумме изменились не значительно.
Состояние актива и пассива баланса ООО «Липки ойл» на начало и конец отчетного периода отображено на рисунке 3.
Рис. 3. Состав и структура актива и пассива баланса по состоянию на 2008 год.
По данным рисунка 1 можно сделать вывод, что значительную часть в активе баланса ООО «Липки ойл» занимает дебиторская задолженность, а наличие её в такой значительной сумме характеризует иммобилизацию (отвлечение) оборотных средств предприятия из производственно-хозяйственного оборота. Как известно слишком высокая доля дебиторской задолженности в общей структуре активов снижает ликвидность и финансовую устойчивость предприятия. Это связано с тем, что она повышает риск неплатежей и связанных с ними финансовых потерь.
В пассиве значительную часть занимают краткосрочные пассивы и кредиторская задолженность, это говорит о том, что на предприятии плохо организовано управление кредиторской задолженностью, так как ее погашение происходит слишком медленными темпами.
В результате всего выше сказанного можно сделать вывод, что наличие дебиторской и кредиторской задолженности негативно отражается на финансово-хозяйственной деятельности организации, поэтому необходимо предложить рекомендации по решению сложившейся проблемы.
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
Во второй главе изложена основная проблема финансово-хозяйственной деятельности ООО «Липки ойл» - наличие значительной дебиторской и кредиторской задолженности.
В данной главе будут даны рекомендации по совершенствованию учета дебиторской и кредиторской задолженности, которые помогут решить сложившуюся в организации проблему.
3.1. Контроль за движение дебиторской и кредиторской задолженности
Одним из решений ситуации, сложившейся в ООО «Липки ойл» является организация системы постоянного контроля за дебиторской и кредиторской задолженностью.
Контроль за движением дебиторской и кредиторской задолженности - существенный элемент системы бухгалтерского и управленческого учета. Специфический характер задач контролирования дебиторской и кредиторской задолженности находит соответствующее отражение в организационном устройстве.
Созданная в организации система контроля за движением дебиторской и кредиторской задолженностью выполняет следующий комплекс задач:
1. снижение уровня дебиторской задолженности до размера, не превышающего уровень кредиторской задолженности, так как кредиторская задолженность является бесплатным кредитом для организации;
2. уделение большего внимания контролю за движением дебиторской задолженности. Именно этот вид задолженности приводит к иммобилизации денежных средств, ведущей к дальнейшей неплатежеспособности организации;
3. своевременное погашение долгов, не допуская просрочек и штрафных санкций. Важную роль в этом может сыграть правильно выбранная форма расчетов;
4. разумное использование такой формы привлечения клиентов, как коммерческий кредит. С помощью такой формы кредитования можно не только привлечь дополнительных покупателей, но и значительно увеличить объем продаж, а, следовательно, и прибыли;
5. при предоставлении коммерческого кредита необходима предварительная работа с потенциальными дебиторами на предмет их платежеспособности, а в дальнейшем четко отслеживать своевременность погашения ими своих обязательств;
Процесс контроля за движением дебиторской и кредиторской задолженности в организации представлен в Приложении 1, Приложении 2.
Основное внимание уделим организации контроля за движением дебиторской задолженности ООО «Липки ойл», так как функции контроля за движением кредиторской задолженности в основном выполняет поставщик, для которого в свою очередь она является дебиторской.
Для своевременного контроля за дебиторской задолженностью целесообразно исполнить развертку дебиторской задолженности по периодам просрочек. Для осуществления развертки выбираем несколько покупателей ООО «Липки ойл». Предлагается осуществление развертки по периодам, как указано в таблице 2.
Таблица 2
Развертка дебиторской задолженности по периодам возникновения, тыс. руб.
Название организации-дебитора | Суммарная задолженность | Задолженность за текущий месяц | Просроченная задолженность по периодам возникновения | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
от 30 до 60 дней | от 61 до 90 дней | от 91 до 120 дней | от 121 до 180 дней | более 181 дня | |||
ООО «Файя Флей» | 740 | 220 | 280 | 80 | 70 | 20 | 70 |
ЗАО «Ориентлай» | 225 | 60 | 110 | 25 | 0 | 0 | 30 |
ЗАО «Инал» | 215 | 140 | 0 | 0 | 60 | 15 | 0 |
ООО «Р-Сервис» | 135 | 0 | 20 | 45 | 0 | 30 | 40 |
ООО «КСК» | 100 | 20 | 10 | 30 | 0 | 0 | 40 |
ООО «Элсона» | 72 | 20 | 42 | 5 | 0 | 0 | 5 |
ЗАО «Интерсервис» | 71 | 10 | 0 | 15 | 0 | 38 | 8 |
ООО «КИК» | 50 | 50 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
ООО «Лотос» | 40 | 0 | 35 | 0 | 5 | 0 | 0 |
ЗАО «Айвари» | 22 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 22 |
Итого | 1 670 | 520 | 497 | 200 | 135 | 103 | 215 |
После проведения развертки анализируем полученные результаты. Так, в нашем случае (табл. 1) при общей величине дебиторской задолженности в 1 670 тыс. руб. просроченная задолженность составляет 1 150 тыс. руб. (497 тыс. руб. + 200 тыс. руб. + 135 тыс. руб. + 103 тыс. руб. + 193 тыс. руб.), или 68,9%. По периодам возникновения задолженности процентные выражения просрочек составляют: от 30 до 60 дней - 43,2%, от 61 до 90 дней - 17,4, от 91 до 120 дней — 11,7, от 121 до 180 дней — 9,0 и более 181 дня — 18,7%. Прослеживается тенденция снижения размеров просроченной задолженности при увеличении периода ее возникновения. Практика контролирования движения дебиторской задолженности свидетельствует, что чем больше период просрочки, тем выше вероятность превращения просроченной задолженности в задолженность нереальную ко взысканию. Следовательно, необходимо регулярно проводить мониторинг дебиторской задолженности для того, чтобы своевременно предпринять меры к ее взысканию.
Из-за того, что разные категории клиентов имеют разные размеры дебиторских долгов, полезно их ранжирование в соответствии с законом Парето (итальянский экономист). Суть этого метода состоит в следующей классификации рассматриваемых параметров: примерно 80% реализации продукции приходится примерно на 20% самых крупных покупателей; примерно 20% самых крупных номенклатурных товарных позиций обеспечивают примерно 80% прибыли компании. Следовательно, возможное банкротство покупателей первой категории тяжелее отразится на финансовом состоянии компании, чем банкротство организаций — покупателей других категорий. Таким образом, обеспечивается более тщательный контроль по ведущим позициям наиболее крупных дебиторов.
Анализируя дебиторскую задолженность формируем картотеку дебиторов, где наряду с такими показателями, как размеры, сроки возврата по отдельным долгам рассчитывается средний срок возврата по всем дебиторам. Далее необходимо проводить сравнительный анализ отдельных долгов со средним показателем. Полезно разбить дебиторов минимум на три группы:
1) группа дебиторов со сроками погашения меньше среднего показателя;
2) группа дебиторов со сроками погашения, примерно соответствующими среднему показателю;
3) группа дебиторов со сроками погашения, превышающими средний показатель. Особое внимание, конечно, должно быть уделено третьей группе дебиторов: по отношению к ним проводятся дополнительные работы по ужесточению условий договоров, предоставлению высоколиквидных залогов, оформлению дел в арбитражных судах. Напротив, для первой и второй групп используется политики торговых скидок, товарных векселей, новых кредитных линий.
Для того, чтобы уменьшить вероятность неплатежа покупателя и соответственно увеличения дебиторской задолженности оцениваем их с помощью показателей кредитоспособности. К основным из них относятся:
коэффициент абсолютной ликвидности К1;
коэффициент критической ликвидности К2;
коэффициент текущей ликвидности К3;
коэффициент соотношения собственных и заемных средств К4;
коэффициент рентабельности продаж K5.
Каждому из коэффициентов установлено предельное нормативное значение в зависимости от категорий заемщиков. Таких категорий три, в соответствии с которыми заемщики ранжируются по степени (классу) кредитоспособности:
первоклассные, кредитоспособность которых не вызывает сомнений;
второклассные, кредитоспособность которых требует взвешенного подхода;
третьеклассные — их кредитоспособность связана с повышенным риском.
Достаточные (предельные) значения названных выше показателей оценки кредитоспособности следующие: K1 - 0,2, К2 - 0,8, К3 - 2,0, К4 - 1 и K5 - 0,15.
В зависимости от фактических значений показатели подразделяются на категории.
Таблица 3
Категории показателей оценки кредитоспособности заемщика
Коэффициенты | Первая категория | Вторая категория | Третья категория |
К1 | 0,2 и выше | 0,15-0,2 | менее 0,15 |
К2 | 0,8 и выше | 0,5-0,8 | менее 0,5 |
К3 | 2,0 и выше | 1,0-2,0 | менее 1,0 |
К4 | 1,0 и выше | 0,7-1,0 | менее 0,7 |
К5 | 0,15 и выше | менее 0,15 | нерентабельные |