Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 08:59, курсовая работа
В настоящее время Россия вступила в качественно новый этап развития. Мировое сообщество признало российскую экономику как рыночную структуру, происходит относительная стабилизация экономики и финансов, расширяются социальные функции государства и местных органов самоуправления.
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические основы бюджетной политики РФ……………...……..5
Понятие бюджета. Принципы бюджетной системы…………………..……5
1.2 Понятие, цели и задачи бюджетной политики……………………………...9
1.3 Бюджетная политика РФ на современном этапе…..………………………14
Глава 2. Анализ и оценка влияния бюджетной политики РФ на процесс формирования и расходования средств федерального бюджета за 2010-2012 г.г…………………………………………………..………………………..…….22
2.1 Анализ формирования доходной части федерального бюджета РФ………………………………………………………………….………..…….22
2.2 Оценка влияния бюджетной политики государства на процесс расходования средств федерального бюджета РФ……………………………26
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования бюджетной политики РФ…………………………………………………………………………………33
Заключение…………
Начиная с 2008 года предусматривается увеличение объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, позволяющее не снижать по сравнению с 2007 годом минимальный уровень бюджетной обеспеченности высоко дотационных субъектов Российской Федерации.
Распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на 2008 год осуществлено на основе сопоставления налогового потенциала регионов с учетом различий в стоимости предоставления населению бюджетных услуг по субъектам Российской Федерации.
Преобразования в бюджетной системе первой половины 2000-х годов позволили обеспечить прозрачность бюджетной политике и ее стабильность и предсказуемость в среднесрочной перспективе.
В настоящее время перед Российской Федерацией стоит задача обеспечения долгосрочной бюджетной и макроэкономической устойчивости.
Основная задача бюджетной политики на 2008 год и период до 2010 года - сохраняя макроэкономическую стабильность, сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, обеспечить максимально эффективное и прозрачное использование средств для достижения конечных, измеримых, общественно значимых результатов, которые, в свою очередь, ведут к дальнейшему увеличению финансовых возможностей государства.
Федеральный бюджет на 2008 год и период до 2010 года соответствует этому требованию, обеспечивая:
достойную жизнь для граждан, достижение которой будет проявляться в:
устойчивый рост для экономики, характеризующийся:
уверенность в будущем для страны, выражающуюся в:
Глава 2. Анализ и оценка влияния бюджетной политики РФ на процесс формирования и расходования средств федерального бюджета за 2010-2012 г.г
2.1 Анализ формирования доходной части федерального бюджета РФ
В условиях экономического кризиса произошло резкое снижение бюджетных доходов. Общий объем налоговых доходов федерального бюджета за первое полугодие 2009 года составил 1 801,1 млрд. рублей, т.е. снизился в номинальном выражении на 26,3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
С начала 2009 года наблюдался существенный рост задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему. Наиболее значительно увеличилась задолженность по региональным налогам и сборам (25%). По федеральным налогам и сборам рост составил 7%, в том числе по налогу на добавленную стоимость - 13,4%.
При расчете объема доходов федерального бюджета на 2010 год учитывались предполагаемые к принятию в 2009 году изменения и дополнения в законодательство Российской Федерации, вступившие в действие с 1 января 2010 года.
В части налогового законодательства приняты следующие решения:
а) индексация ставок акцизов:
- на табачные изделия:
индексация специфических
- на нефтепродукты - на 10% к уровню 2009 года;
- на алкогольную продукцию - на 30% к уровню 2009 года или на 20% к ранее утвержденным ставкам на 2010 год;
- на пиво - в 3 раза к уровню 2009 года или на 190% к ранее утвержденным ставкам 2010 года;
б) увеличение ставки налога на добычу полезных ископаемых на газ со 147 до 162 рублей за 1 тыс. куб. м;
в) увеличение размеров государственной пошлины на ряд юридически значимых действий (по делам, рассматриваемым в арбитражных судах (для юридических лиц); за совершение действий, связанных с приобретением гражданства или выходом из него, а также с въездом или выездом из страны; за совершение действий при осуществлении федерального пробирного надзора; за государственную регистрацию и за совершение прочих юридически значимых действий);
г) увеличение средних ставок транспортного налога, установленных статьей 361 Налогового кодекса Российской Федерации, в два раза, при этом, сохранив действующий в настоящее время, минимальный уровень налоговых ставок, разрешив органам власти субъектов Российской Федерации уменьшать данные ставки не в пять, а в десять раз.
По бюджетному законодательству предполагалась реализация следующих решений:
а) увеличение норматива зачисления в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых на нефть и газовый конденсат с 95 до 100%;
б) зачисление в доход
федерального бюджета доходов от
управления средствами Резервного фонда
и Фонда национального
В таможенном законодательстве осуществлялись следующие меры:
а) установление ставки вывозной таможенной пошлины на нефтепродукты в зависимости от ставки вывозной таможенной пошлины на нефть;
б) введение ставок вывозной таможенной пошлины на никель в зависимости от изменения мировых цен.
В банковском законодательстве были внесены изменения в Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в части увеличения норматива зачисления в доход федерального бюджета от фактически полученной Банком России прибыли по итогам года, остающейся после уплаты налогов и сборов, с 50 до 75%.
Общая сумма доходов федерального бюджета в 2010-2012 годах оставалась на уровне 15,5-15,7% ВВП. В номинальном выражении доходы составляли в 2010 году 6636,2 млрд. рублей, 7346,9 млрд. рублей в 2011 году и 8097,4 млрд. рублей в 2012 году. Данные доходы федерального бюджета представлены на следующем рисунке:
Рис. 2.1 Доходы федерального бюджета за2010-2012г.г.4
Снижение доходов федерального бюджета в реальном выражении в 2010 году составило порядка 8%, а в процентах ВВП они оказались на 1,4 п.п. ниже. Влияние экономического кризиса на доходы федерального бюджета было достаточно продолжительным, и даже в 2012 году доходы в реальном выражении оставались на 3% ниже уровня 2009 года. Данные доходов федерального бюджета представленные в реальном выражении имеют следующий вид:
Рис. 2.2 Доходы федерального бюджета в %% за 2010-2012 г.г.5
Причины, в результате которых поступления в 2010-2012 годах были меньше доходов 2009 года, можно условно разделить на три группы:
-первая связана с реформой
социальных платежей и заменой
единого социального налога
-вторая - с сужением налоговых баз по основным источникам доходов в ВВП;
-третья - с тем фактом, что в
2009 году в федеральный бюджет
были мобилизованы временно
Структура доходов федерального бюджета представлена в следующей таблице:
Табл. 2.1
Структура доходов федерального бюджета за 2010-2012 г.г.6
2010 |
2011 |
2012 | ||||
млрд. |
% к ВВП |
млрд. |
% к ВВП |
млрд. |
% к ВВП | |
Всего доходов |
6636,2 |
15,7 |
7346,9 |
15,7 |
8097,4 |
15,5 |
В том числе: |
||||||
Неналоговые доходы |
2955,0 |
7,0 |
3245,2 |
6,9 |
3520,8 |
6,7 |
НДПИ (без неналоговых доходов) |
982,9 |
2,3 |
1088,0 |
2,3 |
1187,1 |
2,3 |
Таможенные пошлины |
1972,1 |
4,7 |
2157,2 |
4,6 |
2333,7 |
4,4 |
Неналоговые доходы |
3681,2 |
8,7 |
4101,7 |
8,8 |
4576,6 |
8,8 |
НДС |
2148,4 |
5,0 |
2430,4 |
5,2 |
2792,0 |
5,4 |
Налог на прибыль организаций |
191,5 |
0,5 |
192,4 |
0,4 |
200,3 |
0,4 |
ЕСН |
41,3 |
0,1 |
0 |
0 |
||
Акцизы |
145,1 |
0,3 |
182,7 |
0,4 |
233,9 |
0,4 |
НДПИ (без неналоговых доходов) |
10,7 |
0,0 |
11,2 |
0,0 |
11,8 |
0,0 |
Таможенные пошлины (без неналоговых доходов) |
546,3 |
1,3 |
620,7 |
1,3 |
700,5 |
1,3 |
2.2 Оценка влияния бюджетной политики государства на процесс расходования средств федерального бюджета РФ
Расходы федерального бюджета на 2010-2012 годы определены в соответствии с принципами, сформулированными в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2102 годах.7
В качестве основных приоритетов бюджетных расходов определены финансовое обеспечение пенсионной реформы, безусловное выполнение социальных обязательств государства с одновременным повышением адресности социальной помощи, формирование заделов на будущее (прежде всего, путем реализации приоритетных национальных проектов, поддержки жилищного строительства, повышения качества услуг образования и здравоохранения), стимулирование прогрессивных структурных сдвигов в экономике, повышение обоснованности и прозрачности отбора получателей государственной поддержки, реализация мер, направленных на стабилизацию ситуации на рынке труда, финансовое обеспечение модернизации армии и формирования ее качественно нового облика, выполнения принятых Российской Федерацией международных обязательств, в том числе – по проведению крупных международных мероприятий.
Общие принципы
Предельный объем расходов федерального бюджета на 2010- 2012 годы был определен исходя из прогноза поступления доходов в федеральный бюджет и источников покрытия дефицита с учетом ограничений, необходимых для обеспечения макроэкономической стабильности, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы. Данный расчет предельного объема расходов федерального бюджета представлен в следующей таблице:
Табл. 2.2
Объем расходов федерального бюджета за 2010-2012 г.г.8
|
Оценка | ||
2010 год |
2011 год |
2012 год | |
2 |
4 |
5 |
6 |
Доходы |
6 636,2 |
7 346,9 |
8 097,4 |
%% к ВВП |
15,7 |
15,7 |
15,5 |
Источники покрытия дефицита |
3 186,6 |
2 011,7 |
1 563,8 |
%% к ВВП |
7,5 |
4,3 |
3,0 |
Расходы (предельный объем) (1+2) |
9 822,8 |
9 358,6 |
9 661,2 |
%% к ВВП |
23,2 |
20,0 |
18,5 |
в том числе нераспределенные ресурсы |
80,0 |
234,0 |
483,1 |
%% к общему объему расходов |
0,8 |
2,5 |
5,0 |
Изменения к предыдущему году |
- 157,3 |
- 464,2 |
302,6 |
% (в номинальном выражении) |
- 1,6 |
- 4,7 |
3,2 |
% (в реальном выражении) |
- 1,8 |
- 5,1 |
3,0 |