Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 21:51, курсовая работа
Цель работы – анализ функционирования бюджетной системы Германии и рассмотрение приоритетов повышения эффективности функционирования бюджетной системы Германии.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 5
1. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА КАК ГЛАВНОЕ ЗВЕНО ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА……………………………………………
7
1.1 Понятие бюджетной системы и бюджетной классификации………… 7
1.2 Характеристика бюджетного процесса………………………………… 13
2. ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ ГЕРМАНИИ………… 18
2.1 Характеристика основных звеньев бюджетной системы Германии … 18
2.2 Бюджетный процесс и финансовый контроль в Германии………….. 20
2.3. Доходы и расходы федерального бюджета Германии………………… 22
3. СПОСОБЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ ГЕРМАНИИ………………………………………………………………
25
3.1 Совершенствование методов выравнивания бюджетной обеспеченности в системе межбюджетных отношений……………………
25
3.2 Способы увеличения доходов и реструктуризация бюджетных расходов………………………………………………………………………
27
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………… 30
ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК………………………………………………………. 33
2. 1 Характеристика бюджетного процесса
Бюджетный процесс — это составление, рассмотрение, утверждение и исполнение всех видов государственного бюджета.
Бюджетный процесс осуществляется по жестко установленным правилам в силу его важности как экономического инструмента.
Составная часть бюджетного процесса — бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.
Бюджетный процесс длится около трех с половиной лет, и это время называется бюджетным периодом, то есть это время, в течение которого длится бюджетный процесс [8, c. 39].
Участниками бюджетного процесса в государстве выступают:
Для бюджетного процесса важно понятие финансового года. Финансовый год — это время, в течение которого обязательно исполнение госбюджета, имеющего силу закона. Финансовый год может совпадать с календарным (с 1 января по 31 декабря), но в целом ряде стран его начало сдвинуто на 1 марта или на 1 апреля.
Этапы бюджетного процесса можно представить следующим образом:
Составление бюджета ― начальный этап бюджетного процесса. Ему предшествует разработка планов и прогнозов развития территории и целевых программ , субъектов , муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов
На этом этапе решаются
такие вопросы, как объем
Составление проектов бюджета — исключительная прерогатива правительства, соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Непосредственно составление проектов бюджетов осуществляют министерство финансов, финансовые органы.
Завершается данная стадия тем, что правительство рассматривает проект бюджета и иные сопутствующие ему документы и материалы, предоставленные министерством финансов и другими органами исполнительной власти, и утверждает проект закона о бюджете.
Рассмотрение бюджета начинается за полгода до его законодательного утверждения. В процессе рассмотрения участвуют: правительство, финансовые и кредитно-банковские органы, местные органы власти. Законодательный орган рассматривает бюджет в нескольких чтениях, результатом чего становится согласование всех спорных вопросов. Принятый законодательно бюджет становится общегосударственным законом. В процессе рассмотрения бюджета происходит согласование интересов всех уровней власти по доходам и по расходам.
Исполнение бюджета — сложный процесс, в котором участвует множество ведомств, властных структур, организаций.
Исполнить бюджет ― обеспечить полное и своевременное поступление всех предусмотренных по бюджету доходов и обеспечить финансированием все запланированные по бюджету расходы. Порядок исполнения бюджета устанавливает правительство по согласованию с органами власти субъекта и органами самоуправления.
Исполнение бюджета по доходам предусматривает:
По расходам бюджет исполняется специальными субъектами ― участниками бюджетных правоотношений, называемыми главным распорядителем бюджетных средств, распорядителями бюджетных средств, получателями бюджетных средств.
После сбора доходов в процессе исполнения бюджета начинается второй этап — осуществление расходов.
Поскольку сам госбюджет
ничего не тратит, а распределяет деньги
между конкретными
При распределении бюджетных средств необходимо определить, кому и сколько их причитается. Для этого составляется бюджетная роспись.
С помощью бюджетной росписи определяются получатели бюджетных средств, распорядители государственных средств (органы государственной власти, уполномоченные распоряжаться средствами госбюджета и распределять их между получателями). Росписи, относящиеся к получателям бюджетных средств, утверждаются распорядителями бюджетных средств.
Завершающей стадией бюджетного процесса является подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.
Распорядители бюджетных средств
Рисунок 1.3 ― Распределение расходов государственного бюджета.
В конце
каждого финансового года министр
финансов издает распоряжение о закрытии
года и подготовке отчета об исполнении
бюджета в целом и бюджета
каждого государственного внебюджетного
фонда в отдельности. На основании
данного распоряжения все получатели
бюджетных средств готовят
С юридической точки зрения бюджетный процесс — это составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета конкретного уровня.
С экономической точки зрения бюджетный процесс есть процесс, во-первых, определения бюджетных доходов и расходов и достижения их сбалансированности, а во-вторых, мобилизации доходов и осуществления расходов.
В ходе бюджетного процесса обеспечивается определение возможных доходов бюджета, взимаемых в виде налоговых и неналоговых платежей. На этой стадии важно определить, как влияют те или иные налоги на деятельность хозяйствующих субъектов, насколько эффективны эти налоги для обеспечения поступлений денежных средств в бюджет.
Оценка объема необходимых бюджетных доходов неразрывна от оценки необходимых расходов бюджета. Признание каких-либо расходов неизбежно влечет за собой поиск дополнительных источников доходов. Иными словами, подготовке бюджета должна предшествовать разработка основных направлений финансовой политики.
Законодательство определяет круг участников бюджетного процесса и их полномочия [8, c. 41].
2. ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ ГЕРМАНИИ
2.1 Характеристика основных звеньев бюджетной системы Германии
Германия является федерацией, состоящей из 16 субъектов ― Земель, а также муниципальных образований. Каждая из земель имеет свою конституцию, парламент и правительство.
Бюджетная система ФРГ – это совокупность всех видов бюджетов. Бюджет Германии выступает главным звеном финансовой системы, его структура и бюджетный процесс соответствуют федеративному характеру государственного строя. В госбюджет включаются расходы и доходы трех уровней администрации управления. Современная финансовая система Германии включает федеральный бюджет, бюджеты 16 Земель, общин, специальные правительственные и внебюджетные фонды, финансы федеральной железной дороги и федеральной почты, государственных предприятий, органов социального страхования, федерального ведомства по труду. Вся страна разбита на финансовые округа. Связующим звеном между бюджетом Федерации и бюджетами Земель являются высшие финансовые дирекции. Они объединяют несколько финансовых округов.
Формально все звенья бюджетной системы автономны, то есть самостоятельно составляют бюджет, взимают налоги, сборы, расходуют средства на выполнение функций, попадающих под их юрисдикцию.
Расходные и доходные части государственного бюджета предусматривают законодательную процедуру, носящую название бюджетный процесс, включающий в себя следующие стадии: составление проекта, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета [1, c.233].
Контроль за исполнением федерального бюджета осуществляет министр финансов через начальников управлений. Бундестаг и бундесрат могут пойти на превышение запланированных расходов только с разрешения правительства и при условии указания источников покрытия. Кроме того, не предусмотренные ранее расходы подлежат утверждению и министром финансов.
Федерация
не имеет права контролировать
бюджеты земель; земли, напротив,
обязаны контролировать
Немаловажное
значение при рассмотрении
Доля бюджетов земель и общин в национальном доходе ФРГ составляет свыше 20%. Земли и общины несут почти 100% общегосударственных расходов на коммунальное хозяйство, учреждения образования или здравоохранения, свыше 80% всех расходов на транспорт, дорожное или жилищное хозяйство, почти 75% расходов на содержание государственного аппарата и свыше 40% расходов по управлению государственным долгом. Рост расходов бюджетов земель и общин не сопровождается расширением их доходной базы. В связи с этим удельный вес собственных источников доходов снижается и увеличивается доля дотаций из вышестоящего звена бюджетной системы. Растет объем займовых операций местных органов власти, что в конечном итоге приводит к усилению дефицитности этих бюджетов.
Налоговая система земель насчитывает около 25 налогов. Земли взимают налоги на имущество, наследство, налог на приобретение земельного участка, налог на автомобили, на пиво, на проведение лотерей, скачек и содержание игорных домов, налог на пожарную охрану. Эти налоги дают свыше 85% всех налоговых поступлений земель. Большой удельный вес занимают платежи по социальному страхованию, включающие взносы на медицинское и пенсионное страхование и страхование по безработице.
Общины взимают промысловый, поземельный налог и местные налоги (на собак, на охрану и рыбалку, на второе жилище). Поземельным налогом облагаются сельскохозяйственные и лесные предприятия, а также земельные участки. Налог затрагивает широкие слои населения и взимается с приносимого дохода в размере 1–2%.
В доход бюджетов общин поступают различные административные сборы и доходы от выдачи местных лицензий. К доходам от местного хозяйства относятся доходы от муниципальных домов, водоснабжения, газовых заводов, электростанций, мостов.
Расходы бюджетов земель и общин не обеспечиваются поступлениями налогов. Для финансирования расходов земли и общины получают от федерального правительства дотации – целевые и общие.
Местные бюджеты, как уже отмечалось, хронически дефицитны. Они обременены долгами. Особо высока доля долгов у общин. Постоянное использование займов на покрытие бюджетных дефицитов и финансирование капиталовложений усиливает рост местной задолженности и является одной из причин ухудшения финансового состояния местных бюджетов.
В
соответствии с конституцией
бюджеты земель и общин имеют
относительную
2.2 Бюджетный процесс и финансовый контроль в Германии
Бюджет выступает главным звеном финансовой системы ФРГ, его структура и бюджетный процесс соответствуют федеративному характеру государственного строя. В госбюджет включаются доходы и расходы трех уровней административного управления: федерации (центральный бюджет), земель (региональные бюджеты) и общин (местные бюджеты). Сводный (консолидированный) госбюджет получается путем сложения доходов и расходов бюджетов всех трех уровней за вычетом межбюджетных трансфертов (субсидий, дотаций). В госбюджет включаются средства фонда социального страхования и социального обеспечения.
Бюджетный год в ФРГ совпадает с календарным годом. Федеральный бюджет утверждается бундестагом (парламентом). Составление, утверждение и исполнение федерального бюджета предусматривают определение ожидаемых доходов и расходов в бюджетном плане и ведение бюджетного учета, фактическое отражение исполнения бюджета.
На стадии составления центрального бюджета министерства и ведомства направляют в Министерство финансов предполагаемые сметы расходов на следующий год примерно за 9 месяцев. Задача Министерства финансов состоит в том, чтобы привести в соответствие уровень расходов с реальными доходами. Во всей работе по составлению бюджета должны учитываться рекомендации Совета по финансовому планированию, который координирует действия федерации, земель и общин в области финансов. Министерство финансов на основе прогнозируемых доходов уточняет расходную часть бюджета и передает проект бюджета на утверждение федеральному правительству. Одобренный кабинетом министров проект бюджета направляется на утверждение в законодательные органы: сначала в верхнюю палату парламента (бундесрат), где рассматривается в течение трех недель, а затем в нижнюю палату парламента (бундестаг). В случае внесения одной из палат парламента поправок в бюджет он возвращается на повторное рассмотрение. После принятия законопроекта бундестагом законопроект подписывается главой правительства и становится законом [2, c.99].