Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 21:51, курсовая работа
Цель работы – анализ функционирования бюджетной системы Германии и рассмотрение приоритетов повышения эффективности функционирования бюджетной системы Германии.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 5
1. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА КАК ГЛАВНОЕ ЗВЕНО ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА……………………………………………
7
1.1 Понятие бюджетной системы и бюджетной классификации………… 7
1.2 Характеристика бюджетного процесса………………………………… 13
2. ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ ГЕРМАНИИ………… 18
2.1 Характеристика основных звеньев бюджетной системы Германии … 18
2.2 Бюджетный процесс и финансовый контроль в Германии………….. 20
2.3. Доходы и расходы федерального бюджета Германии………………… 22
3. СПОСОБЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ ГЕРМАНИИ………………………………………………………………
25
3.1 Совершенствование методов выравнивания бюджетной обеспеченности в системе межбюджетных отношений……………………
25
3.2 Способы увеличения доходов и реструктуризация бюджетных расходов………………………………………………………………………
27
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………… 30
ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК………………………………………………………. 33
В те же сроки и в такой же последовательности составляются проекты бюджетов земель и общин. Однако если федеральное правительство формально не имеет права контролировать финансы земель, то земли обязаны установить такой контроль за бюджетами общин. Бюджеты земель утверждаются ландтагами на один год, но в отдельных случаях могут быть рассчитаны на более длительный период. Для покрытия кассового разрыва в связи с тем, что налоги поступают неравномерно, земли имеют право выпускать краткосрочные займы. Во всех других случаях к займам прибегают с особого разрешения.
Высшим контрольным органом ФРГ в области государственных финансов является федеральная счетная палата. Отчет об исполнении бюджета составляется Министерством финансов и направляется в парламент и счетную палату. После заключения счетной палаты парламент утверждает Закон об исполнении бюджета. Бюджетная политика ФРГ подчиняется общим целям экономической политики и опирается на отлаженный в послевоенный период механизм ее реализации, на богатый арсенал средств и методов формирования доходных и расходных статей госбюджета [4].
2.3 Доходы и расходы федерального бюджета Германии
Формирование доходов госбюджета – это мощный регулирующий процесс, он определяет такой важный для экономики показатель, как «квота государства» (его доля в ВНП). Государство в ФРГ перераспределяло через госбюджет (включая фонд социального страхования) до половины ВНП. Формирование доходов определяет целую систему финансовых каналов, по которым в казну стекаются средства от физических и юридических лиц. Здесь особую роль играет налоговая политика как важнейшая подсистема бюджетной политики. Налоговые поступления составляют 4/5 всех доходов бюджета, причем на 2/3 налоговые поступления формируются за счет прямых налогов (подоходного или налога на зарплату, корпорационного, промыслового). Однако их доля в бюджетах различных уровней разная. В бюджетных доходах федерации, земель и общин она составляет соответственно 9/10, 7/10 и 1/3 [3].
Кроме налоговых поступлений доходы центрального бюджета складываются из прибыли от экономической деятельности государственных предприятий и рентных платежей. В эту статью доходов регулярно включается многомиллиардная прибыль центрального банка ФРГ. Несколько меньшее значение имеют поступления процентных выплат за предоставленные межгосударственные кредиты, доходы от участия в капитале, а также средства от реализации этих участий.
В глобальном аспекте достижению цели выравнивания доходов служит ступенчатая структура налоговой системы. Большую роль в формировании бюджетных доходов играет поступление от «общих» (совместных) налогов – подоходного, корпорационного, НДС, – которые распределяются в соответствующей пропорции между бюджетами трех уровней власти (вертикальное выравнивание). Затем земельная доля в НДС перераспределяется от благополучных в финансовом плане земель к бедным (горизонтально выравнивание). Кроме того, из бюджета федерации слабые земли получают «дополнительные федеральные дотации» (вертикальное выравнивание). Одним из орудий воздействия государства на процесс общественного воспроизводства выступают государственные расходы. Они отражают особенности развития страны. За счет бюджета в первую очередь обеспечивается финансирование традиционных сфер деятельности федерации, земель и общин [2, c.101].
Удельный вес расходов центрального правительства в ВНП остается сравнительно стабильным: от 13 до 15% (в годы кризисов). Такой незначительный разброс колебаний обусловлен законодательно установленной границей кредитной базы финансирования расходов, допускаемых за счет привлечения дополнительных займов (эмиссия казначейских векселей и облигаций). Конституция ФРГ ограничивает ежегодные кредитные заимствования федерации величиной инвестиционных расходов бюджета.
Структура расходов федерального бюджета отражает функции, выполняемые федеральным правительством. Центральное правительство регулирует все военные расходы и расходы на внешние отношения, основную часть социальных затрат, а также расходы на финансовое содействие (субсидирование, льготное кредитование или прямое финансирование) отдельным отраслям, производствам и регионам, на науку и образование, на содержание административного аппарата.
Важное
место в системе
Военные расходы в федеральном бюджете страны составляют примерно 25–30%. Причем нужно заметить, что большая доля военных расходов приходится на бюджеты земель и общин. Финансирование научно-технических программ осуществляется через Министерство исследований и технологий. Доля расходов на науку и образование невелика (2–5%) по сравнению с социальными выплатами, субсидиями на экономику и затратами на управление.
Расходы на управление составляют около 3% расходов федерального бюджета и включают затраты на содержание верховных органов власти и федерального государственного аппарата.
Федеральное правительство начиная перешло к постоянному выпуску займов. Соответственно увеличивались расходы на погашение и проценты по государственному долгу. Центральное правительство, используя свои финансовые ресурсы, стремится расширить возможности и укрепить позиции монополий ФРГ на внешних рынках. Для этой цели из федерального бюджета ежегодно выделяются средства на «внешнюю помощь». Эти средства позволяют расширить рынки сбыта, получить сырье, обеспечивать условия для экспорта частного капитала [5].
3. СПОСОБЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ ГЕРМАНИИ
3.1 Совершенствование методов выравнивания бюджетной обеспеченности в системе межбюджетных отношений
Рассмотрев систему систему формирования доходов и расходов Германии, я поняла что в ней есть много недостатков, над которыми нужно работать. Я думаю, что необходимо усилить стимулы к эффективности хозяйствования, что его большая результативность должна соответственно и выше вознаграждаться, что тотальная уравнительность неизбежно приведет к необходимости делить. Сохраняется проблема прозрачности механизма выравнивания. Для ее решения следует установить более четкие критерии перевода денег из центра в земли и между землями. Модель финансового выравнивания между землями должна предусматривать сокращение использования перераспределения части налога с оборота для уменьшения региональных различий; установление показателей финансовой силы земель с учетом специальных доплат портовым городам; определение показателей финансовой потребности регионов без учета доли проживающего в них населения, поскольку место жительства часто не совпадает с местом работы. Необходимо пересмотреть и практику "смешения" задач федерации и земель, которая не отвечает требованиям эффективного федерального порядка. Доходы региональных бюджетов, должны в большей степени соответствовать качеству политики региональных властей, а реализуемые ими мероприятия ― финансироваться из собственных доходов. Иными словами, направление преобразований ― повышение самостоятельности федеральных земель при принятии решений о доходах и расходах [5].
Во-первых, так как самостоятельность, требует достаточных ресурсов то чтобы повысить финансовую силу земель, предлагается укрупнить их ― вместо 16 земель образовать 7. Также, необходимо пересмотреть Основной закон в части положений о федеральном устройстве. В результате старая модель "кооперативного федерализма" заменяется моделью "конкурентного федерализма". "Кооперативный федерализм" формирует порядок социальной и хозяйственной устойчивости, но не создает стимулы для инновационных прорывов (и даже препятствует этому). Учитывая, что характер европейской интеграции делает все более значимой не межстрановую, а межрегиональную конкуренцию, необходимо формировать для нее эффективные условия и внутри страны. С позиций теории хозяйственного порядка задача формулируется как пересмотр ключевого параметра "единый жизненный стандарт": с учетом уже достигнутого высокого материального уровня во всех землях упор в региональной политике переносится на принципы субсидиарности и многообразия при отказе от нивелирования уровня жизни за счет государственных услуг и создании единых рамочных условий хозяйствования и жизнедеятельности.
Во-вторых, необходимо сократить высокие объемы трансфертов для общего выравнивания бюджетной обеспеченности. Нужно разрешить Федеральному правительству в целях преодоления недостатков экономической инфраструктуры финансировать выплату трансфертов только в особых случаях и в течение ограниченного периода времени. Это должно относится к трансфертам для преодоления дефицита инфраструктуры в «новых» землях. Объемы этих специальных федеральных трансфертов должны со временем сокращаться и предоставляться на ограниченный период времени. Это должно быть отражено в новом законе о бюджетном выравнивании.
В-третьих, помощь от федерального правительства должна предоставляться землям, находящимся в чрезвычайном финансовом кризисе. В этом случае финансовая помощь должна сопровождаться жесткими условиями, которые должны предполагать наличие плана финансового оздоровления данной земли. В этом случае федеральные трансферты также должны предоставляться по снижающейся шкале и на ограниченный срок [9].
3.2 Способы увеличения доходов и реструктуризация бюджетных расходов
Одним из основных способов увеличения доходов является увеличение налоговых ставок. Возможности наращивания доходов бюджета за счет увеличения номинального налогового бремени в настоящее время почти исчерпаны, т.к. налоговое бремя в ФРГ и так одно из самых высоких в Европе. Поэтому основной прирост доходов бюджета можно получить только за счет значительного сокращения налоговых льгот и совершенствования бюджетных процедур, а также за счет повышения собираемости [5].
Во-первых, некоторые возможности по увеличению налоговых ставок все же имеются. Можно увеличить ставку налога для доходов свыше EUR250,000 в год (US$316,000) на 3%. Повышение налогов должно привести к увеличению доходов бюджета на 1EUR млрд. Кроме того, необходимо необходимость упростить систему налогообложения в целом. За счет объединения некоторых налогов.
Во-вторых, важнейшее значение для стабилизации бюджетной системы страны имеет пересмотр и крупномасштабная отмена налоговых льгот, в том числе по налогу на прибыль, НДС. В необходимых случаях (в частности, предприятиям общества инвалидов) отмена льгот может быть компенсирована прямыми ассигнованиями из бюджета. Например, можно отменить налоговые льготы на производство биодизеля.
В-третьих, необходима ежегодная индексация ставок акцизов. Индексация должна касается ставок по следующим видам подакцизных товаров: алкогольной продукции (включая вина), спирту и спиртосодержащей продукции, пиву, табачным изделиям и легковым автомобилям.
В-четвертых, важным источником увеличения доходов может стать приватизация. Наиболее ценными государственными активами считаются пакет акций Deutsche Telekom AG размером 14,83%, а также непрямое владение пакетом в 16,87% акций этой компании через KfW Banking Group.
Кроме того, правительство может приватизировать железнодорожную компанию_Deutsche Bahn AG.
В-пятых, необходимо повысить повысить собираемость налогов. Необходимо более тесное сотрудничество с Лихтенштейном и Швейцарией в банках, которых граждане Германии хранят деньги. В 2009 г. Швейцария перечислила Германии 130 млн. евро, собранных в качестве налога у источника при том, что немецкие граждане(по экспертным данным) хранят в швейцарских банках около 300 млн. евро.
Кроме того, должны быть проведены изменения в области расходования бюджетных средств.
Во-первых, процедура составления проекта бюджета должна позволять федеральным органам исполнительной власти самостоятельно определять наиболее важные направления расходования средств внутри отрасли исходя из возможностей бюджета по финансированию конкретных отраслей экономики и социальной сферы при сохранении общих приоритетов, предусмотренных в проекте федерального бюджета.
Большая ответственность за исполнение бюджета возлагается на региональные власти и органы местного самоуправления.
Во-вторых, в условиях ограниченности финансовых ресурсов важно выделить приоритеты расходования бюджетных средств и определить статьи, которые не являются первоочередными и могут быть сокращены в будущем. Среди расходов приоритетного характера следует выделить следующие:
ВЫВОДЫ
На основании проведенного исследования была достигнута основная цель работы― анализ функционирования бюджетной системы Германии и рассмотрение приоритетов повышения эффективности функционирования бюджетной системы Германии.
Кроме того, я охарактеризовала понятия бюджетной системы, бюджета и бюджетной классификации; определила функции бюджета; проанализировала основные этапы бюджетного процесса; изучила особенности построения бюджетной системы Германии; предложила рекомендации по совершенствованию методов выравнивания бюджетной обеспеченности Германии. Таким образом, задачи моего исследования также были реализованы.