Бюджетный процесс, его этапы и развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 19:38, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность исследования финансовой системы России объясняется еще и тем, что именно посредством нее государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Актуальность подтверждается и самой жизнью: ведь большинство из стоящих на сегодняшний день перед государством проблем в той или иной мере обусловлено продолжающимся кризисом бюджета. Именно поэтому проблеме совершенствования бюджетного устройства следует уделить достойное место.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие бюджета, его экономическое значение
Глава 2. Бюджетный процесс в РФ и его этапы
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

финансы.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Уральский  Государственный Экономический  Университет»

 

 

 

 

 

 

Центр дистанционного образования

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Финансы

 

на тему 15:

«Бюджетный процесс, его этапы и развитие»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2012г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава 1. Понятие бюджета, его экономическое значение

Глава 2. Бюджетный процесс в РФ и его этапы

Заключение

Список используемой литературы 

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В данной работе рассматривается бюджетный процесс  РФ.

В условиях перехода к рынку бюджет является не только единственным плановым документом, утверждаемым в качестве закона, но и основой, вокруг которой организуется система  финансового хозяйства в целом, финансовое планирование и прогнозирование на основе единой финансовой политики государства.

Актуальность  исследования финансовой системы России объясняется еще и тем, что  именно посредством нее государство  образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Актуальность подтверждается и самой жизнью: ведь большинство из стоящих на сегодняшний день перед государством проблем в той или иной мере обусловлено продолжающимся кризисом бюджета. Именно поэтому проблеме совершенствования бюджетного устройства следует уделить достойное место.

Главными средствами перераспределения доходов и  наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики и экономической политики являются бюджет и налоги. Через бюджет перераспределяется значительная часть ВВП страны. Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс между основными социально-экономическими группами и частными интересами граждан по поводу налогообложения доходов и собственности, между центром и регионами - по поводу распределения налогов и субсидий, между интересами отдельных отраслей и фирм - в отношении государственных заказов. По определению бюджетного кодекса Российской Федерации Государственный бюджет (госбюджет) это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом - парламентом страны, региона или муниципальным собранием. В течение и по завершении финансового года представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым законом о бюджете.

Под бюджетным  процессом подразумевается регламентируемая нормами права деятельность по составлению  и рассмотрению проектов бюджетов, а также по контролю за их исполнением. Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов разного уровня в РФ, а также контроль за исполнением и ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ регулируются Бюджетным кодексом РФ.

Сущность бюджетного планирования состоит в централизованном распределении и перераспределении валового внутреннего продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе общенационального социально-экономического развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов разного уровня.

Таким образом, предметом исследования данной работы является бюджетный процесс.

Целью данной работы является освещение теоретических  аспектов бюджетного процесса в Российской федерации, изучение порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения Федерального бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТА, ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

 

Бюджет необходим  каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в  денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций. Бюджет любого государства включает одни и те же категории: налоги, займы, расходы и т.д., содержание которых не меняется при переходе от одной общественно-экономической формации к другой. Данное обстоятельство позволяет определить бюджет как экономическую категорию.

Бюджет - это  центральное звено системы финансов, поэтому он отражает все основные качественные признаки финансов. Поскольку "финансы" - это система императивных денежных отношений, в процессе которых  образуются и используются государственные  централизованные денежные фонды, то и "бюджет" представляет собой систему денежных отношений, но более узкую. А именно, бюджет - это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд. Последний является централизованным денежным фондом, предназначенным для финансирования широкого круга общественных потребностей (отраслей хозяйства, социальных нужд, управления, обороны и т.д.).

Правильнее  было бы называть документ "бюджетным  планом", в котором бюджет, как  система денежных отношений, выражен количественно (суммарно). Иными словами, составляется, рассматривается, утверждается и исполняется бюджетный план

•- основной финансовый документ страны. В процессе исполнения . "бюджетного плана" образуется и используется "бюджетный фонд"

•- основной государственный централизованный денежный фонд.

Сущность любой  экономической категории, в том  числе и бюджета, проявляется  в ее функциях. Под функциями финансов, отмечал Э.А,Вознесенский, следует  понимать форму проявления. общественного назначения. Поскольку бюджет является наиболее широкой финансовой категорией, то ему принадлежат все функции, присущие финансам:

1) образование  бюджетного фонда (бюджетные доходы);

2) использование  бюджетного фонда (бюджетные расходы);

3) контрольная.

Первую функцию  выполняют бюджетные доходы, включающие: налоги с доходов хозяйствующих  субъектов (участников процесса общественного  производства - физических и юридических  лиц); займы; доходы от государственной  собственности (предприятий); доходы от эмиссии бумажных денег. Основной источник бюджетных доходов - полученные в результате первичного распределения чистого национального продукта доходы хозяйствующих субъектов, а именно:

•заработная плата работников;

•доходы лиц, работающих не по найму;

•предпринимательская прибыль (промышленности, сельского хозяйства, торговли и других отраслей);

•рента собственников земли;

•ссудный процент (прибыль банков и вкладчиков).

Структура бюджетных  доходов непостоянна, она зависит  от конкретных экономических условий развития данной страны. Изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения, связанные с экономическими процессами. Так, например, изменение соотношения между налогами и займами в сторону увеличения доли последних отражает явный спад производства, изменение соотношения между потреблением и накоплением.

Вторая функция  бюджета принадлежит конкретным целевым бюджетным расходам. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий  субъект, учитывает экономические  интересы всех других участников воспроизводственного процесса, в связи с чем бюджетные расходы охватывают всю экономику. Потребность соблюдения макроэкономических пропорций в народном хозяйстве требует бюджетного финансирования отдельных отраслей хозяйства, учреждений непроизводственной сферы, экономических регионов (административных территориальных образований), различных форм собственности, отдельных хозяйствующих субъектов.

Структура бюджетных  расходов подвержена еще более частым изменениям, чем структура бюджетных  доходов. Изменение соотношения между расходами на военные и социальные нужды в пользу первых отчетливо свидетельствует о тенденции спада экономического производства.

Контрольная функция  бюджета предполагает создание условий  для осуществления контроля. Эта  функция сосуществует одновременно либо с первой функцией, либо со второй. Контрольная функция обусловливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы. При этом контроль и контрольная функция не идентичные (хотя и взаимосвязанные) понятия: первое выражает одну из важных сторон деятельности финансовых органов, второе - присущее финансам свойство, создающее объективную основу для осуществления контроля.

Бюджет играет важную экономическую, социальную и  политическую роль в воспроизводственном  процессе. Используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства" бюджет играет большую роль в перераспределении национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство). Содержание за счет бюджетного фонда учреждений и организаций непроизводственной сферы играет большую роль в воспроизводстве рабочей силы.

Кроме того, через бюджет перераспределяются доходы между административными территориями (субъектами Федерации).

И наконец, различные  хозяйствующие субъекты могут получить бюджетное финансирование. Таким  образом, через бюджет перераспределяется до 30-40% национального дохода.

Бюджетные доходы, сокращая долю денежных средств, остающихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, сдерживают экономическую активность определенных отраслей. И наоборот, бюджетное финансирование, субсидирование предоставляют дополнительные возможности для развития приоритетных отраслей в соответствии с потребностями общества. Субвенции, трансферты играют большую роль в перераспределении валового национального продукта между территориями, способствуют выравниванию уровней их экономического и социального развития.

Бюджетная система  Российской Федерации - это основанная на экономических отношениях и государственном  устройстве РФ, регулируемая нормами  права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетное устройство - организация бюджетной системы, принципы ее построения.

Звеньями бюджетной  системы являются: федеральный бюджет;

региональные  бюджеты субъектов РФ - республиканские  бюджеты республик в составе РФ, краевые и областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты местных административно-территориальных образований - районные бюджеты сельских районов, городские бюджеты городов (кроме Москвы и Санкт-Петербурга), районные бюджеты районов в городах, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов.

Федеральный бюджет играет определяющую роль в реализации социально-экономической политики, проводимой Правительством РФ. Через  параметры федерального бюджета государство регулирует темпы экономического развития, а также взаимоотношения с территориями. Структура консолидированного бюджета Российской Федерации представлена в Приложении 1.

В Приложении 2 представлена структура консолидированного бюджета области, который выполняет функцию объединения бюджетных показателей территории. В нем находят отражение результаты разработки и реализации бюджетно-финансовой политики в регионе; условия сбалансированности доходов и расходов в целом по бюджету субъекта Федерации.

Бюджетный кодекс РФ регламентирует следующий перечень принципов построения и функционирования бюджетной системы РФ:

•единства;

•разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;

•самостоятельности бюджетов;

•полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

•сбалансированности бюджета;

•эффективности и экономности использования бюджетных средств;

•общего (совокупного) покрытия расходов бюджета;

•гласности;

•достоверности бюджета;

• адресного и целевого характера бюджетных средств.

Остановимся на некоторых из них более подробно.

Принцип единства означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в  РФ, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней.

Принцип полноты  требует отражения в бюджете  всех доходов и расходов, точного  обоснования дополнительного привлечения  средств.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных  бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлении из источников финансирования его дефицита.

Принцип гласности  предполагает прозрачность бюджета, что  означает соблюдение следующих требований:

* предварительного  обсуждения проектов бюджета на открытых заседаниях парламента;

* обязательного  опубликования утвержденных бюджетов  после принятия закона о них,  а также отчетов об исполнении  бюджетов;

* сообщения  о ходе исполнения бюджетов  в течение года.

Правительство России исходит из того, что сохранение и укрепление единого государства возможно только на основе самостоятельности федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, участия всех территорий в финансировании расходов федерального правительства через применение единых подходов к формированию доходной части федерального бюджета.

Информация о работе Бюджетный процесс, его этапы и развитие