Бюджетный процесс, его этапы и развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 19:38, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность исследования финансовой системы России объясняется еще и тем, что именно посредством нее государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Актуальность подтверждается и самой жизнью: ведь большинство из стоящих на сегодняшний день перед государством проблем в той или иной мере обусловлено продолжающимся кризисом бюджета. Именно поэтому проблеме совершенствования бюджетного устройства следует уделить достойное место.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие бюджета, его экономическое значение
Глава 2. Бюджетный процесс в РФ и его этапы
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

финансы.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

Однако анализ бюджетной работы свидетельствует  о том, что принцип самостоятельности  не получает достаточного практического  подтверждения. Это относится и  к региональным бюджетам субъектов  Федерации, и к местным бюджетам.

Следующую регламентацию  принципа самостоятельности предлагает ст. 31 Бюджетного кодекса. Предусматривается:

* право законодательных  (представительных) органов государственной  власти и органов местного  самоуправления на каждом уровне  бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

* наличие собственных  источников, доходов бюджета каждого  уровня, определяемых в соответствии  с законодательством РФ;

* законодательное  закрепление регулирующих доходов  бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с Бюджетным кодексом и налоговым законодательством РФ;

* право органов  государственной власти и органов  местного самоуправления самостоятельно  в соответствии с Бюджетным  кодексом определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;

* право органов  государственной власти и органов  местного самоуправления самостоятельно  в соответствии с Бюджетным  кодексом определять источники  финансирования дефицитов соответствующих  бюджетов;

* недопустимость  изъятия доходов, дополнительно  полученных в ходе исполнения  законов (решений) о бюджете,  сумм превышения доходов над  расходами бюджетов и сумм  экономии по расходам бюджетов;

* недопустимость  компенсации за счет бюджетов  других уровней бюджетной системы РФ потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.

Принцип достоверности  бюджета означает надежность показателей  прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных  средств означает, что они выделяются в распоряжение конкретных получателей  с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Принцип разграничения  доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ означает закрепление  соответствующих видов доходов (полностью  или частично) и полномочий по осуществлению  расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Обобщая содержание принципов  построения бюджетной системы, получивших отражение в Бюджетном кодексе, можно сказать, что их реализация должна определяться необходимостью выполнения общегосударственных экономических и социальных программ, а также перераспределением финансовых ресурсов для выравнивания развития регионов.

 

Глава 2 БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В РФ И ЕГО  ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

 

Бюджетный процесс  представляет собой четко формализованную последовательность действий, связанных с составлением проектов бюджетов, рассмотрением и утверждением бюджетов, их исполнением, государственным и муниципальным финансовым контролем. Участниками бюджетного процесса являются органы, обладающие бюджетными полномочиями:

• Президент РФ;

• органы законодательной  и представительной власти;

• органы исполнительной власти;

• органы денежно-кредитного регулирования;

• органы государственного и муниципального финансового контроля;

• государственные  внебюджетные фонды;

• главные распорядители  бюджетных средств;

• другие органы, на которые возложены бюджетные, налоговые и другие полномочия.

Кроме того, участниками  бюджетного процесса являются бюджетные  учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов и государственных внебюджетных фондов.

Рассмотрим процесс  составления проектов бюджетов.

Для составления  проектов бюджетов разрабатываются прогнозы социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также осуществляется подготовка сводных финансовых балансов.

Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг, а также в соответствии с другими нормами и нормативами, установленными законодательством РФ, субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления.

Бюджетная политика Российской Федерации на очередной  финансовый год определяется в Бюджетном  послании Президента РФ.

Составление проектов бюджетов — прерогатива Правительства  РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Минфин РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Для составления  проектов бюджетов используется информация о

• действующем  на момент начала разработки проекта  бюджета налоговом законодательстве;

• нормативах отчислений от собственных и регулирующих доходов  бюджетов других уровней бюджетной  системы;

• предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней бюджетной системы;

• видах и  объемах расходов, передаваемых с  одного уровня бюджетной системы  на другой;

• нормативах финансовых затрат на предоставление государственных  или муниципальных услуг;

• нормативах минимальной бюджетной обеспеченности.

Составление бюджета  основывается на следующих данных макроэкономики:

• прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории;

• основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории;

• прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории;

• нормативах финансовых затрат;

• плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей  территории;

• долгосрочных целевых программах.

1. Прогноз социально-экономического развития территории разрабатывается на основе данных социально-экономического развития территории за последний отчетный период, прогноза социально-экономического развития территории до конца базового года и тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год и предшествует составлению проекта бюджета.

Изменение прогноза социально-экономического развития территории в ходе составления и рассмотрения проекта бюджета влечет за собой  изменение основных характеристик  проекта бюджета.

2. Перспективный  финансовый план — документ, формируемый  одновременно с проектом бюджета  на очередной финансовый год  на основе среднесрочного прогноза  социально-экономического развития  РФ, субъекта РФ, муниципального  образования и содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета.

Перспективный финансовый план законодательно не утверждается. Он разрабатывается в целях: информирования законодательных и представительных органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы; комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов; выявления необходимости и возможности осуществления в перспективе мер в области финансовой политики; отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер. Перспективный финансовый план разрабатывается на три года, ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ, субъекта РФ, муниципального образования, при этом плановый период сдвигается на один год вперед. Он составляется по укрупненным показателям бюджетной классификации.

3. Баланс финансовых  ресурсов представляет собой  баланс всех доходов и расходов  РФ, субъектов РФ, муниципальных  образований и хозяйствующих  субъектов на определенной территории. Он составляется на основе  отчетного баланса финансовых  ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проекта бюджета.

В процессе составления бюджета каждому главному распорядителю, распорядителю бюджетных средств и бюджетному учреждению устанавливаются задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг в зависимости от цели функционирования конкретного главного распорядителя, распорядителя бюджетных средств, бюджетного учреждения, государственного или муниципального унитарного предприятия.

4. Федеральный  орган исполнительной власти  разрабатывает и утверждает нормативы  финансовых затрат на единицу  предоставляемых государственных  или муниципальных услуг.

При составлении  проекта бюджета выделение средств  конкретному главному распорядителю, распорядителю бюджетных средств, бюджетному учреждению определяется с учетом нормативов финансовых затрат на единицу предоставляемых государственных или муниципальных услуг и задания на их предоставление. Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг используются при расчете финансирования государственного заказа, выполняемого государственными, муниципальными унитарными предприятиями или другими юридическими лицами.

5. План развития  государственного или муниципального сектора экономики включает:

• перечень и  сводный план финансово-хозяйственной  деятельности федеральных казенных предприятий;

• перечень и  сводный план финансово-хозяйственной  деятельности государственных или  муниципальных унитарных предприятий;

• программу  приватизации государственного или  муниципального имущества и приобретения имущества в государственную  или муниципальную собственность;

• сведения о  предельной штатной численности  государственных или муниципальных  служащих и военнослужащих по главным распорядителям бюджетных средств.

В план развития государственного сектора экономики  федерального уровня включается в форме  сводного плана по главным распорядителям бюджетных средств план предоставления государственных или муниципальных  услуг бюджетными учреждениями.

6. Долгосрочные  целевые программы разрабатываются  органом исполнительной власти, органом местного самоуправления  и утверждаются соответствующим  законодательным (представительным) органом, представительным органом  местного самоуправления.

Формирование  перечня долгосрочных целевых программ осуществляется органом исполнительной власти, органом местного самоуправления в соответствии с прогнозом социально-экономического развития РФ и прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами.

Долгосрочная  целевая программа, предлагаемая к  утверждению и финансированию за счет бюджетных средств или средств  государственного внебюджетного фонда, содержит:

• технико-экономическое  обоснование;

• прогноз ожидаемых  социально-экономических результатов  реализации программы;

• наименование заказчика программы;

• сведения о  распределении объемов и источников финансирования по годам;

• другие документы.

Заказчиком долгосрочной целевой программы является орган государственной власти или орган местного самоуправления (для муниципальных целевых программ).

Составление проекта  бюджета осуществляется на основе налогового законодательства, действующего на момент составления проекта бюджета.

При не включении отдельных видов пособий, пенсий, компенсаций, дотаций и других трансфертов населению в проект бюджета либо включения их в неполном объеме или не для всех категорий граждан орган, составляющий проект бюджета, одновременно представляет проекты изменений и дополнений правовых актов, являющихся основанием для получения соответствующих трансфертов населением.

В проекте закона о бюджете содержатся основные характеристики бюджета:

• общий объем  доходов;

• общий объем  расходов;

• дефицит бюджета.

В проекте закона о бюджете в доходной его части содержатся также:

• прогнозируемые доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов;

• нормативы  отчислений от собственных доходов  бюджета, передаваемых бюджетам других уровней бюджетной системы;

• нормативы централизации доходов бюджетов других уровней бюджетной системы для целевого финансирования централизованных мероприятий.

В проекте закона о бюджете устанавливаются расходы  по следующим показателям:

Информация о работе Бюджетный процесс, его этапы и развитие