Виды депозитов и депозитных договоров, их оформление и учет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 22:06, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – выявить основные тенденции в развитии депозитных операций ЗАО «МТБанк» и выработать направления совершенствования условий привлечения денежных средств.

Цель исследования обусловила необходимость решения следующих задач:
дать понятие депозитов и депозитных операций, рассмотреть их виды;
охарактеризовать виды депозитных договоров;
изучить формирование депозитной политики банка в современных условиях;
отразить бухгалтерский учет депозитных операций физических и юридических лиц;
проанализировать состав и структуру депозитов на примере ЗАО «МТБанк»;

Содержание

Введение…………………………………………………….…………………….. 4
1 Теоретические основы депозитов и депозитных операций…………………. 7
1.1 Понятие депозитов, классификация и виды депозитов и депозитных договоров………………………………………………………………………….. 7
1.2 Депозитная политика банка, ее цели и задачи……...………………………. 22
2 Учет и анализ депозитных операций в банках Республики Беларусь………. 33
2.1 Бухгалтерский учет депозитных операций физических и юридических лиц……………………………………………………………………….………... 33
2.2 Анализ состава и структуры депозитов ЗАО «МТБанк»………………….. 39
2.3 Оценка состояния депозитной базы банков страны в современных условиях……………………………………………………..…………………… 43
3 Проблемы и перспективы развития депозитных операций банка………….. 54
3.1 Пути совершенствования депозитных операций банка………..………….. 54
Заключение……………………………………………………..…..……………... 72
Список использованных источников……………..………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Депозиты и депозитные договора, их оформление и учет.doc

— 1.81 Мб (Скачать файл)

6. Одним из направлений управления срочными вкладами и депозитами является внедрение в банках системы стресс-тестирования риска потери ликвидности.

Процесс стресс-тестирования включает в себя:

  • количественный анализ — оценка изменения внутренних и внешних факторов риска, их влияние на ликвидность банка. Количественный анализ включает в себя тест на чувствительность и сценарный анализ. При проведении сценарного анализа используются исторический сценарий (разработанный на основе существенных изменений факторов риска, с которыми банк уже сталкивался в прошлом) и гипотетический сценарий (основанный на мнении банка о влиянии событий, которые ранее никогда не происходили). Процесс моделирования осуществляется путем подстановки размера влияния риск-фактора в базовую модель прогнозного состояния платежной позиции;
  • качественный анализ — изучение возможностей банка по минимизации последствий реализации риск-факторов, разработка плана мероприятий по восстановлению ликвидности [57, с. 61].

Одним из основных риск-факторов является отток ресурсов. Он может возникнуть из-за ухудшения финансового состояния предприятий и благосостояния населения, снижения конкурентоспособности банка по условиям обслуживания клиентов, погашения крупных депозитов. Такие депозитные договоры отслеживаются отдельно, и путем переговоров с клиентами определяется вероятность досрочного погашения депозита, а также вероятность и условия переоформления вклада на новый срок. Ухудшение финансового состояния клиентов банка, снижение конкурентоспособности банка по условиям обслуживания клиентов будут рассматриваться в качестве риск-факторов, если прогнозируется достаточно резкий отток ресурсов (прогнозная оценка состояния остатков по счетам клиентов ниже минимально ожидаемой по базовому сценарию). Прогнозная оценка строится на статистических методах анализа, включая экспертное оценивание.

Внедрение предлагаемой системы по управлению риском потери ликвидности позволит максимально эффективно использовать привлеченные ресурсы при безусловном сохранении способности банка обеспечивать своевременное выполнение своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами.

7. С целью достижения прогнозных  параметров в привлечении средств  населения необходима:

  • оптимизация структуры депозитной базы за счет наращивания срочных депозитов как юридических, так и физических лиц;
  • разработка более привлекательных условий депозитов в национальной валюте для населения;
  • увеличение срочных ресурсов с длительными сроками привлечения;
  • расширение перечня современных банковских операции и услуг по привлечению средств на депозиты;
  • проведение  работ по предотвращению возможных негативных последствий внезапного оттока свободных денежных средств со счетов вкладчиков.

Достаточно большую часть ресурсов депозитного характера представляют депозиты до востребования в виде остатков по расчетным  счетам. Это достаточно дешевые ресурсы, однако их размер может существенно колебаться в течение определенного времени, поэтому значительный риск для банка  представляет возможность их одновременного изъятия. Что касается срочных депозитов, то они также подвержены риску изъятия, поскольку у их владельцев существует возможность отозвать их из банка досрочно. Изъятие ресурсов до востребования в объемах, превышающих запланированные банком, и досрочное изъятие вкладчиками срочных депозитов могут стать факторами риска потери банком ликвидности. На практике сглаживание подобного риска достигается банками путем диверсификации портфеля депозитов по типам клиентуры, срокам привлечения, поддержанием определенного запаса ликвидности путем рационального формирования банковских активов.

Следует отметить, что привлечение ресурсов депозитного характера связано с определенными расходами по выплате процентов. В связи с этим у банка всегда существует риск того, что он не сможет их разместить таким образом, чтобы не только компенсировать эти затраты, но и обеспечить должный объем прибыли. Для того чтобы снизить этот риск, банки должны проводить хорошо продуманную депозитную политику, которая должна быть увязана с политикой формирования активов банка.

Так как срочные рублевые депозиты населения Республики Беларусь являются составной частью сбережений, то их объем определяется, с одной стороны, объемом сбережений населения, с другой стороны – их структурой. 

Таким образом, следует отметить, что уровень сбережений населения определяется многими факторами, среди которых нужно выделить темпы экономического роста: денежных доходов населения и инфляции, которые во многом определяются мерами проводимой бюджетно-налоговой; денежно-кредитной, валютной, ценовой и институциональной политики; а также политикой в области доходов и занятости населения и другими мерами экономической политики государства. Кроме того, значительное влияние на уровень денежных сбережений оказывает степень доходности и надежности вложений в альтернативные формы сбережений, наличие правовых гарантий сохранности и возвратности вкладов в банках, защиты их от обесценения и т.д. Большое значение в привлечении средств населения во вклады имеет проводимая банками работа по завоеванию доверия вкладчиков, улучшению качества обслуживания и расширению вида услуг, оказываемых населению.

Каждый банк должен располагать собственной политикой в отношениях с клиентами, в том числе физическими лицами. Большинство банков прилагает немалые усилия для завоевания доверия клиентов. При этом речь идет не столько о том, чтобы удовлетворить краткосрочные потребности рентабельных клиентов, а о том, чтобы максимально долго продлить отношения с потенциально выгодными клиентами, т.е. установить с ними прочные и долгосрочные связи. Стоящая перед банками цель повышения общей рентабельности заставляет их наряду с политикой снижения издержек разрабатывать пути развития отношений с клиентами. Привлечение новых клиентов обходится банку дорого, тем более что клиент, даже удовлетворенный предоставляемыми ему услугами, не всегда остается верным банку. В результате в условиях обостряющейся конкуренции каждый клиент становится для банка уникальным, и потому важно развивать различные сценарии развития отношений с клиентами с учетом не только нынешних, но и будущих отношений.

8. Сегодня программы привлечения и удержания клиентов рассчитаны главным образом на клиентов — физических лиц. Однако этот подход мало применим к другим партнерам банков — малым, средним и крупным предприятиям. Интенсификация отношений с этими клиентами является определяющим фактором дифференциации и удержания клиентов. Именно поэтому каждый банк должен особенно внимательно относиться к формированию таких отношений с клиентами, которые банки-конкуренты не смогут быстро воспроизвести. В этих условиях банки должны демонстрировать обоснованность, высокое качество и непрерывность обслуживания клиентов, способность предвидеть их будущие потребности и предлагать новаторские решения.

Идеальный путь отношений может быть выражен девизом: «Банк и клиент – единая команда», что требует от банка создания максимально удобных и выгодных для клиента условий его обслуживания. При этом важно помнить, что правильная клиентская политика — это не одна только политика привлечения средств клиента, а и согласованная с нею политика предоставления кредитов и проведения других активных операций в интересах клиента [7, с. 45].

Клиентская политика банка должна постоянно совершенствоваться, становиться более гибкой, все более взаимовыгодной. Последнее предполагает, в частности, сближение интересов сторон, все лучшее узнавание ими друг друга, совершенствование и обновление самих технологий поддержания и развития отношений, а также технологий собственно банковского обслуживания клиентов. Для укрепления сотрудничества, для более эффективного использования всего комплекса банковских услуг клиентам необходима также стабильная информационная и консультационная поддержка со стороны банка. В отделениях и филиалах необходимо увеличить количество персонала, так как общаться с клиентами и продавать банковские услуги придется уже рядовым сотрудникам, а не руководителям. Клиент не захочет работать с хмурым, усталым банковским сотрудником, если он недостаточно компетентен и не может точно описать преимущества того или иного банковского продукта.

Автоматизация — существенная часть, недооценив которую банк потеряет как вложения в инфраструктуру и персонал, так и уже привлеченных клиентов, которые не будут стоять в очередях, пока сотрудники банка «борются» с зависшей программой или пытаются понять, как же провести ту или иную операцию.

Реклама — двигатель не только торговли, но и торговли банковскими продуктами. Если банк имеет самый лучший, выгодный и интересный вклад на рынке, но о нем никто не знает, то этим вкладом воспользуются только сотрудники. Сберегательный бизнес без рекламы как самого банка, так и банковских продуктов не вырастет дальше обслуживания уже привлеченных клиентов и сотрудников корпоративных клиентов. Наибольшая отдача от рекламы происходит в регионах, которые еще не так избалованы банковскими услугами и доверяют «печатному» или «телевизионному» слову. Реклама должна быть грамотной и последовательной, что означает наличие профессиональной рекламной службы в банке.

Необходимо помнить, что привлечение клиента — полдела, вторая половина — его удержать. Клиента нельзя бросать, заинтересовав его один раз и получив вклад. Необходимо повышать лояльность, строить обратную связь с ним, предлагать новые услуги. Далеко не во всех белорусских банках существует такая традиция, как поздравление клиента с днем рождения, женщин — с Восьмым марта, а ведь это не только огромный положительный эффект в плане сближения клиента и банка, но и прекрасная возможность предложить именно этому клиенту новую услугу на эксклюзивных условиях. Несмотря на большую лояльность вкладчиков — физических лиц к банку, чем юридических лиц, клиент легко может уйти к конкурентам, увидев более выгодное предложение, поэтому необходимо мониторить сроки окончания договоров и не забыть предложить выгодные условия. Закрытие вклада, это уже последний сигнал для банка, который не должен проходить незамеченным. 

Хорошей практикой считается выяснение причин, возможно, клиент просто не знает всей вкладной линейки или не до конца разобрался в условиях и удастся вернуть его. Как показывает практика, даже простой вопрос к клиенту, закрывающему вклад: «Вы закрываете вклад по личным причинам или вас что-то не устраивает?» — позволяет предотвратить закрытие 20-30% вкладов.

Необходимо производить постоянный мониторинг динамики вкладов в разрезе разных сроков, валют, видов вкладов. При стабильной ситуации на рынке должен как расти общий объем привлеченных средств, так и происходить постепенное увеличение объема и количества долгосрочных вкладов. Если же происходит переток ресурсов на более короткие сроки, необходимо проанализировать ситуацию и посмотреть, нет ли перекосов во вкладной линейке, возможно, условия коротких депозитов оказываются на уровне или лучше, что приводит к их росту в ущерб долгосрочным вкладам.

Физические лица по определению более подвержены паническим настроениям как в случае возникновения обшей кризисной ситуации на рынке, так и в случае проблем у отдельно взятого банка. Общая реакция на эти обстоятельства — это немедленное изъятие вкладов из банка, причем, если один клиент приходит в банк просто посмотреть, что происходит, и видит других, снимающих вклады, он так же поддается панике и снимает свой вклад, хотя ранее не имел такого намерения. Текущее белорусское законодательство не дает возможности банкам ограничить выдачу вклада в течение срока действия договора, так как вынуждает вернуть сумму вклада по первому требованию. Единственным инструментом может быть выплата пониженной процентной ставки в случае досрочного расторжения договора, но он работает только в стабильной ситуации. Из этого риска — досрочного снятия значительных ресурсов — вытекает риск невозможности точной балансировки по срокам привлеченных и размешенных ресурсов, так как выплатить вклад нужно сегодня и сейчас, а получить обратно выданный кредит в соответствии со сроками, указанными в кредитном договоре. Но в любом случае физические лица способны довести банк, испытывающий небольшие трудности, до полного краха за считанные дни в случае значительного размера средств частных лиц в активах банка и возникновения у вкладчиков панических настроений.

На наш взгляд будет неплохо, если будет принят закон о безотзывных вкладах, это позволит получить банку долгосрочные и стабильные по сроку ресурсы. Безотзывные вклады подразумевают невозможность расторжения договора вкладчиком до окончания срока действия договора. Естественно, что такие вклады будут и более доходные для клиентов, что приведет к снижению стоимости привлеченных ресурсов за счет понижения ставки по остальным видам вкладов.

9. Банки Беларуси должны разрабатывать и использовать более привлекательные дополнительные условия депозитных договоров, способствующие привлечению средств населения. К таким условиям можно отнести [27, с. 12]:

  • дифференцированное начисление процентов по большинству вкладов при досрочном расторжении договоров;
  • более широкое предоставление клиенту по различным видам депозитов прав частичного расходования средств с вклада;
  • увеличение процентной ставки при повторном заключении депозитного договора при значительном увеличении суммы вклада;
  • более гибкие условия пополнения вкладов, в частности, отмена требования о возможности пополнения только с согласия банка;
  • автоматическая выдача пластиковой карточки по ряду договоров банковского вклада.

10. Также каждому банку необходимо разрабатывать новые виды вкладов, которые смогли бы привлечь потенциальных клиентов. Например, «Накопление для будущих трат». Данный  вид вкладов возникает из потребностей клиентов накопить достаточную сумму для осуществления в будущем крупных трат, чаще всего заключающихся в дорогой покупке или накопления на «старость», «черный день». Для полного удовлетворения потребностей клиентов копить денежные средства при разработке вкладов для этой целевой аудитории необходимо выделить особенности, присущие самому процессу накопления, такие как определенная периодичность выделения небольших сумм из текущих доходов вкладчика, направляемых на процесс накопления. Естественно, что разрабатываемый вклад должен содержать возможность дополнительных взносов в течение срока действия договора этого вклада. Немаловажным психологическим фактором является капитализация процентов, которая создает для клиента параллельный поток сумм, участвующий в накоплении совместно с личными средствами вкладчика. Оценивая целевую аудиторию накопительных вкладов, менеджерам по маркетингу следует формулировать предложения, направленные на привлечение молодых семей, накапливающих недостающую сумму для первого взноса за покупаемую в недалеком будущем квартиру, машину, мебель. Также это люди среднего возраста и среднего или ниже среднего достатка, откладывающие накопления на будущий отдых или покупки, а также начинающие формировать накопления на пенсионный возраст (последняя категория наиболее интересна банку как с точки зрения сумм, так и сроков привлеченных вкладов).

Информация о работе Виды депозитов и депозитных договоров, их оформление и учет