Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 18:19, дипломная работа
Впервые эта концепция была выдвинута Аристотелем в работе «Никомахова этика». Некоторое законодательное отображение она испытала в античном и средневековом обществах. Например, в римском праве зафиксировано, что император декретирует стоимость денег. Разновидностью рационалистической концепции является государственная теория денег немецкого экономиста Г. Кнаппа. Рационалистическая концепция происхождения денег применяется и в литературе конца ХХ столетия (английский экономист Л. Харрис).
Вступление 2
1. Виды ценных бумаг, их характеристика 6
2. Операции банков с ценными бумагами, которые подлежат лицензированию 10
3. Профессиональная деятельность банков по выпуску и обороту ценных бумаг 13
4. Купля, продажа ценных бумаг и операции с ними 22
5. Документы, которые используются при операциях с ценными бумагами 26
6. Создание сберегательного сертификата в программе Microsoft Word 30
7. Охрана труда 38
Инструкция по охране труда для кассиров 38
8. Перечень ссылок 42
Оглавление
Вступление
Известно несколько альтернативных концепций происхождения денег. В одной из них – рационалистической – отмечается, что деньги являются результатом согласия между людьми, которые признали необходимость специальных средств для обслуживания менового оборота.
Впервые эта концепция была выдвинута Аристотелем в работе «Никомахова этика». Некоторое законодательное отображение она испытала в античном и средневековом обществах. Например, в римском праве зафиксировано, что император декретирует стоимость денег. Разновидностью рационалистической концепции является государственная теория денег немецкого экономиста Г. Кнаппа. Рационалистическая концепция происхождения денег применяется и в литературе конца ХХ столетия (английский экономист Л. Харрис).
Представители другой концепции – эволюционного происхождения денег – указывают на товарную природу денег, стихийное выделение их из общей массы товаров и на них особое место в экономике. Всесторонне эта концепция была обоснована в роботах К. Маркса и его последователей. Однако она имеет приверженцев не только среди марксистов. Концепция распространена и в современной экономической литературе. Меры, хотя и не связывает с двойным характером работы, воплощено в товар, и двойной природой товара, его внутреннего разногласием.
Представители функциональных концепций денег среди конкретных причин, которые предопределяют необходимость использования денег, называют такие, отсутствие синхронизации поступлений и платежей, которая усложняет прямой товарообмен: наличие, транзакционных расходов, то есть расходов работы и ресурсов, необходимых для осуществления товарообменных соглашений; неопределенность хозяйственных перспектив, которая заставляет участников обращения накапливать остатки денег для страхования от риска; время как неотъемлемый элемент процессов производства и обращения товаров, который предоставляет деньгам роль соединительной цепи между настоящим и будущим. Экономисты неоклассической школы повязывают существование денег с первыми двумя причинами, а приверженцы кейнсианского направления – с двумя последними.
В современной мировой экономической теории существует несколько принципиально разных подходов к определению сути денег. Приверженцы первого подхода (М. Фридман, А. Шварц и др..) фактически рассматривают деньги лишь как удобный образ организации статистических наблюдений и определяют их как «временное вместилище покупательной силы». При этом внимание концентрируется разных денежных агрегатов, выявлении элементного состава предложения денег и т.п.
В основу второго подхода положен предыдущий теоретический анализ функции денег, на основании которого определяются сути и формы денег. Так, авторы популярного учебника «Экономикс» американские профессора К. Р. Макконнелл и С. Л. Брю считают, что деньги – это то, что деньги делают. Все, что выполняет функции денег, и есть деньги. Л.Харрис также определяет суть денег через их функции, утверждая, что деньги – это любой товар, который функционирует как средство обращения, расчетная единица и средство сохранения стоимости.
Наиболее обосновано историческую суть и функции денег раскрывают концепции, которые рассматривают их через развитие форм стоимости. Таким образом, деньги – специфический товар, который выполняет роль эквивалента (всеобщей обменности, благодаря чему в нем выражается стоимость всех других товаров и устанавливаются экономические отношения между субъектами хозяйственной деятельности.
Роль государства в возникновении и эволюции денег значительная. Государство, во-первых, организовала ожидание монет на государственных монетных дворах; во-вторых, устанавливала масштабы цен; в-третьих, внедряла бумажные деньги с принудительным курсом; в-четвертых, осуществляла девальвацию, ревальвацию; в-пятых, накапливала валютные ценности для обеспечения стабильности денег.
Банковское регулирование как одна из форм государственного управления является системой мер, с помощью которых государство через центральный банк (или другой уполномоченный орган) обеспечивает стабильное и безопасное функционирования банков, предупреждает дестабилизационные процессы в банковском секторе.
При этом банковское регулирование как функция государственного управления призвано содействовать обеспечению:
1) стойкости работы и укреплению финансового состояния банковского учреждения;
2) ориентации и стимулированию деятельности банка в области кредитования на выполнение приоритетных задач развития экономики и повышения благосостояния общества;
3) научной организации денежного обращения в народном хозяйстве;
4) созданию системы гарантий защиты интересов вкладчиков, в первую очередь физических лиц.
Существенное значение для понимания понятия “банковское руление” и его отмежевание от понятия “банковский надзор” имеет их законодательное упрочение в Законе Украины “ О Национальном банке Украины” от 20 мая 1999 г. № 679-XIV( далее — Закон о Национальном банке).
Так, ст. 1 этого Закона определяет банковский надзор как систему контроля и активных благоустроенных действий Национального банка, направленных на обеспечение соблюдения банками и другими финансово-кредитными учреждениями в процессе их деятельности законодательства Украины и установленных нормативов с целью обеспечения стабильности банковской системы и защиты интересов вкладчиков, а банковское регулирование определяет как одну из функций Национального банка, которая состоит в создании системы норм, которые регулируют деятельность банков, определяют общие принципы банковской деятельности, порядок осуществления банковского надзора, ответственность за нарушения банковского законодательства.
Вместе с тем анализ содержания Закона о Национальном банке позволяет утверждать, что законодатель не всегда последовательный относительно своего понимания данных понятий. Так, в п. 8 ст. 7 Закона о Национальном банке банковское регулирование и надзор рассматриваются как единая самостоятельная функция Национального банка, а в ч. 2 ст. 55 речь идет о том, что Национальный банк осуществляет функции банковского регулирования и надзора, то есть две отдельных функции.
Однако ряд ученых
не акцентирует внимание на
этих расхождениях и
Рассмотрим и другие аспекты понятия “банковское регулирование”, в частности через призму анализа причин возникновения регулирования, его основных направлений, целей, задач и методов.
1. Виды ценных бумаг, их характеристика
Инвестиционные операции банков сводятся в основном к операциям с ценными бумагами. Под ценными бумагами понимаются специальным образом оформленные финансовые документы, предъявление которых необходимо для реализации выраженного в них права. Специфика и закономерности процессов первичного и вторичного обращения ценных бумаг определяются в зависимости от их типа. Однако к инвестиционным можно отнести операции далеко не со всеми видами ценных бумаг, да и не все виды возможных с ними операций.
В самом общем виде классификацию основных инструментов рынка ценных бумаг можно представить следующим образом. В зависимости от характера сделок, лежащих в основе выпуска ценных бумаг, а также целей их выпуска, они подразделяются на фондовые (акции, облигации) и коммерческие бумаги (коммерческие векселя, чеки, складские, залоговые свидетельства).
Фондовые ценные бумаги, как правило, отличаются массовым характером эмиссии. Они выпускаются в определенных (весьма значительных) объемах, причем каждая из них тождественна другой и представляет определенную долю в акционерном или облигационном фонде.
В отношении фондовых ценных бумаг имеет также значение их деление на основные, в которых выражено основное имущественное право или требование (акции, облигации), и вспомогательные, являющиеся носителями дополнительного права или требования. К вспомогательным относятся бумаги, предоставляющие право на периодическое получение дохода (процента или дивиденда), так называемые купоны, либо право на покупку (продажу) ценных бумаг. Вспомогательные ценные бумаги, отделенные от акций и облигаций, становятся самостоятельными ценными бумагами и могут также обращаться на рынке. Еще одним видом вспомогательных ценных бумаг является талон, предоставляющий право на получение купонов.
С учетом различий в порядке оформления передачи ценных бумаг выделяются оборотные ценные бумаги, передача прав по которым производится без оформления соответствующих документов простым вручением, либо акт вручения которых дополняется передаточной надписью. К оборотным ценным бумагам относятся казначейские и коммерческие векселя, акции и облигации на предъявителя, чеки, депозитные сертификаты и т. д.
Исходя из особенностей обращения отдельных финансовых инструментов на рынке ценных бумаг выделяются рыночные и нерыночные ценные бумаги. Первые свободно продаются и покупаются в рамках биржевого или внебиржевого оборота и не могут быть предъявлены эмитенту досрочно. Вторые, наоборот, не имеют вторичного обращения (т. е. хождения на бирже и за ее пределами), но могут быть возвращены эмитенту досрочно, например целый ряд государственных нерыночных обязательств, акции трудовых коллективов.
На основании различий в правах владельца ценных бумаг при совершении операций с ними (а также порядка подтверждения этих прав) они классифицируются как:
-ценные бумаги на
-ордерные ценные бумаги, права держателей которых подтверждаются как предъявителем этих бумаг, так и наличием соответствующих передаточных надписей;
Именные ценные бумаги, подтверждение права держателей которых производится как на основе имени владельца, внесенного в текст бумаги, так и записи в соответствующей книге регистрации данного вида ценных бумаг.
Среди государственных ценных бумаг наиболее распространены:
-казначейские векселя, представляющие собой краткосрочные обязательства центральных органов власти;
-казначейские боны – особый вид кратко- и среднесрочных казначейских обязательств сроком от 1 года до 5 лет с фиксированным процентом;
-казначейские обязательства (средне- и долгосрочные);
-обязательства местных органов власти;
-облигационные займы
различных органов
-беспроцентные (товарные) облигационные займы.
Негосударственные ценные бумаги представлены:
-акциями;
-долговыми обязательствами предприятий, организаций и банков (облигациями, краткосрочными обязательствами, депозитными сертификатами и т. д.).
Эмиссионные корпоративные ценные бумаги выпускаются в виде акций и облигаций. В развитых западных странах эмиссия корпоративных ценных бумаг является важнейшим механизмом привлечения юридическими лицами денежных средств. Корпоративные ценные бумаги, выпускаемые предприятиями одной отрасли, что способствует беспрепятственному переливу капитала и эффективному его использованию в наиболее доходных отраслевых проектах.
При создании акционерного общества его учредители получают акции в количестве, пропорциональном внесенным в уставный капитал общества средствам.
Приобретая акции, инвестор получает право голоса в управлении акционерным обществом и право получения дивиденда по итогам работы общества за год.
Однако инвестора интересует и возможность получения прибыли от роста курсовой стоимости акций.
Нужно сказать, что цена акции представляет собой интегрированный показатель, отражающий инвестиционную привлекательность предприятия с учетом большого количества факторов: ситуации в отрасли, положения в экономике страны, финансово-экономического состояния предприятия, ситуации на рынке продукции предприятия и прогноза ее развития и т. д.
Привлечение дополнительных финансовых средств корпоративной структурой возможно также путем размещения облигаций. Корпоративные облигации являются долговой ценной бумагой, позволяющей эмитенту привлекать средства для реализации как краткосрочных, так и долгосрочных инвестиционных проектов. Размещение облигационного займа может быть для предприятия более выгодным и простым способом привлечения ресурсов, чем получение банковской ссуды.
предприятия могут выпускать также векселя, но данный вид ценных бумаг не является эмиссионным и используется главным образом для проведения взаиморасчетов. Векселя могут выпускаться только в документарной форме.
Важнейшей задачей, стоящей
перед рынком корпоративных ценных бумаг,
является создание эффективного механизма
по мобилизации достаточного количества ресурсов для производственного
инвестирования. В связи с чем первоочередную
задачу приобретают развитие рынка корпоративных
облигаций, в том числе и деноминированных
в национальной валюте, а также разработка
механизма, делающего привлекательным
дополнительное размещение выпусков акций
украинских эмитентов, направленных на
привлечение дополнительных ресурсов
в производство.
2. Операции банков с ценными бумагами, которые подлежат лицензированию
Согласно украинскому законодательству банки имеют право осуществлять операции с ценными бумагами при наличии соответствующей лицензии Национального банка Украины. К операциям, которые подлежат лицензированию, принадлежат такие: