Внебиржевой рынок ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 08:27, контрольная работа

Краткое описание

Внебиржевой рынок – это механизм заключения сделок по ценным бумагам, совершаемых вне фондовой биржи. Внебиржевой рынок организуется как дилерами, являющимися членами фондовой биржи, так и дилерами, не являющимися членами фондовой биржи.
Внебиржевой рынок может быть организованным и неорганизованным. С этой точки зрения внебиржевой рынок ценных бумаг классифицируют следующим образом:
– организованный рынок с телекоммуникационными торговыми системами;
– неорганизованный телефонный рынок, основанный на доверии участников;
– неорганизованный уличный рынок, или рынок «через прилавок» («фондовые магазины», рассчитанные на мелкого инвестора, не оперирующего со стандартными пакетами ценных бумаг).

Вложенные файлы: 1 файл

рцб контрольная.docx

— 69.46 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ им. К.Г. РАЗУМОВСКОГО»

в г. Ростове-на-Дону

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Рынок ценных бумаг»

на тему: «Внебиржевой  Р.Ц.Б»

 

 

 

Выполнил                                                                                      студент  3 курса Деткин М.В.

                                                                                                        Специальность:  производственный

                                                                                     менеджмент

 

 

 

Проверил                                                                          кэн доц. Павлюкова А.В.         

                                                                                                          

 

г. Ростов-на-Дону

2013 г.

 

1. Сущность, функции и виды рынка ценных бумаг

Рынок ценных бумаг — это сфера экономических отношений, связанных с выпуском и обращением ценных бумаг. Его цель состоит в аккумулировании финансовых ресурсов и обеспечении возможности их перераспределения путем совершения различными участниками рынка разнообразных операций с ценными бумагами, т. е. в осуществлении посредничества в движении временно свободных денежных средств от инвесторов к эмитентам ценных бумаг.  Рынок ценных бумаг является частью финансового рынка и занимает промежуточное место среди рынков капитала и денежных рынков.

Задачами рынка ценных бумаг являются:

• мобилизация временно свободных финансовых ресурсов для осуществления конкретных инвестиций;

• создание и развитие рыночной инфраструктуры;

• выпуск и обращение новых видов ценных бумаг;

• совершенствование системы ценообразования;

• поддержание баланса спроса и предложения;

• активизация финансового рынка;

• снижение темпов инфляции;

• совершенствование нормативно-правовой базы;

• контроль за соблюдением принятых правил и стандартов;

• обеспечение контроля на основе государственного, биржевого

регулирования;

• усовершенствование саморегулируемых организаций, регулирующих деятельность профессиональных участников рынка;

• разработка портфельных стратегий;

 • уменьшение инвестиционного  риска;

• проведение маркетинговых исследований, на основе которых осуществляется прогнозирование перспективных направлений развития рынка.

На сегодняшний день имеется около тысячи законодательных и нормативных документов, регулирующих различные стороны рынка ценных бумаг и деятельности его участников. Основным из них является Федеральный закон РФ «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г.

Рынок ценных бумаг выполняет ряд общерыночных (присущих каждому финансовому рынку) функций и ряд специфических функций.

К общерыночным функциям относят следующие:

1. Аккумулирующая функция, которая проявляется через создание условий для мобилизации временно свободных финансовых ресурсов с последующим их использованием в интересах участников рынка и национальной экономики в целом.

2. Организационная функция, которая заключается в организации процесса доведения финансовых активов до потребителей (покупателей, вкладчиков). Она проявляется через создание сети различных институтов по реализации ценных бумаг (банки, биржи, брокерские конторы, инвестиционные фонды и т. п.) и заключается в создании нормальных условий для реализации денежных ресурсов потребителей в обмен на интересующие их ценные бумаги.

3. Регулирующая функция, которая заключается в создании правил торговли и участия в ней; определении органов контроля и управления, порядка разрешения споров между участниками рынка.

4. Стимулирующая функция, которая заключается в мотивации юридических и физических лиц стать субъектами рынка путем предоставления им определенных прав: права на участие в управлении предприятиями (акции), права на получение дохода (процентов по облигациям, дивидендов по акциям), возможности накопления капитала или права стать владельцем имущества(облигации).

5. Контрольная функция, которая заключается в проведении контроля за соблюдением норм законодательства, правил торговли, этических норм участниками рынка.

6. Ценовая функция —  функция установления и обеспечения процесса формирования и движения рыночных цен (курсов) на ценные бумаги посредством сбалансирования спроса и предложения на ценные бумаги путем проведения операций с ними.

7. Коммерческая функция, которая заключается в получении участниками рынка прибыли от операций на рынке ценных бумаг.

8. Информационная функция, которая заключается в производстве и доведении информации об объектах торговли и ее участниках до экономических субъектов рынка. К специфическим функциям рынка ценных бумаг можно отнести следующие.

1. Перераспределительная функция, которая включает в себя оперативное перераспределение денежных средств между отраслями и сферами экономики, территориями и странами, группами и слоями населения, предприятиями и государством и т. п.; перевод сбережений из непроизводительной в производительную форму.

2. Учетная функция, которая  проявляется в обязательных:

1) учете различных видов ценных бумаг, обращающихся на рынке в специальных списках (реестрах);

2) регистрации профессиональных участников рынка ценных бумаг через лицензирование;

3) фиксации фондовых операций, оформленных договорами куплипродажи, залога, траста, конвертации и др. на бирже.

3. Функция страхования  ценовых и финансовых рисков (или хеджирование), которая осуществляется посредством заключения фьючерсных и опционных контрактов.

4. Воздействие на денежное  обращение, заключающееся в регулировании объема денежной массы в обращении через своевременные выпуски и погашения государственных ценных бумаг.

5. Финансирование дефицита государственного бюджета на без инфляционной основе, т. е. без выпуска в обращение дополнительных денежных средств.

6. Использование ценных  бумаг в приватизации, антикризисном управлении, реструктуризации экономики.

В мировой практике известны три модели рынка ценных бумаг в зависимости от банковского или небанковского характера финансовых посредников. Имеются различные классификационные признаки рынков ценных бумаг. По территориальному признаку рынок ценных бумаг делится на: международный, региональный, национальный и местный.

Международный рынок охватывает финансовые рынки всех стран мира. Региональный рынок охватывает рынки отдельных регионов мировой торговли.

Национальный (внутренний) рынок охватывает рынок одного единственного государства.

Местный рынок охватывает часть рынка одного государства. В зависимости от формы размещения ценных бумаг рынок подразделяется на первичный и вторичный.

Первичный — это рынок, который обслуживает выпуск (эмиссию) и первичное размещение ценных бумаг. К задачам первичного рынка ценных бумаг можно отнести: привлечение временно свободных ресурсов, активизацию финансового рынка, снижение темпов инфляции.

Первичный рынок ценных бумаг выполняет следующие функции:

1) организацию выпуска  ценных бумаг;

2) размещение ценных бумаг;

3) учет ценных бумаг;

4) поддержание баланса  спроса и предложения.

Вторичный — это рынок, где производится обращение ранее выпущенных ценных бумаг, где происходит совокупность всех актов купли-продажи или других форм перехода ценной бумаги от одного ее владельца к другому в течение всего срока существования ценной бумаги. Здесь в процессе      купли-продажи актива определяется его действительный курс, т. е. производится котировка курса ценных бумаг. К задачам вторичного рынка ценных бумаг относятся: повышение финансовой активности хозяйствующих субъектов и физических лиц; совершенствование нормативно правовой базы; развитие инфраструктуры рынка; соблюдение принятых правил и стандартов. Функции вторичного рынка ценных бумаг:

1) сводить друг с другом  продавцов и покупателей (обеспечивать ликвидность ценных бумаг);

2) способствовать выравниванию  спроса и предложения.

В зависимости от степени организованности рынок ценных бумаг подразделяется на организованный и неорганизованный.

Организованный рынок — это рынок, где обращение ценных бумаг осуществляется на основе законодательно установленных правил между лицензированными профессиональными посредниками.

Неорганизованный рынок — это рынок, где обращение ценных бумаг осуществляется без соблюдения единых для всех участников рынка правил; это рынок, где правила заключения сделок, требования к ценным бумагам, к участникам и т. д. не установлены, торговля осуществляется произвольно, в частном контакте продавца и покупателя.

 Системы распространения  информации о совершенных сделках не существует. В зависимости от места торговли рынок ценных бумаг       делится на: биржевой и внебиржевой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.системы неорганизованного  внебиржевого рынка.

 

Биржевой рынок — это рынок, организованный фондовой биржей (фьючерсной, фондовыми секциями валютной и товарной биржи) и работающими на ней брокерскими (маклерскими) и дилерскими фирмами.

Внебиржевой рынок – это механизм заключения сделок по ценным бумагам, совершаемых вне фондовой биржи. Внебиржевой рынок организуется как дилерами, являющимися членами фондовой биржи, так и дилерами, не являющимися членами фондовой биржи.

Внебиржевой рынок может быть организованным и неорганизованным. С этой точки зрения внебиржевой рынок ценных бумаг классифицируют следующим образом:

– организованный рынок с телекоммуникационными торговыми системами;

– неорганизованный телефонный рынок, основанный на доверии участников;

– неорганизованный уличный рынок, или рынок «через прилавок» («фондовые магазины», рассчитанные на мелкого инвестора, не оперирующего со стандартными пакетами ценных бумаг).

Организованный рынок является рынком аукционного типа. Характеризуется публичными гласными торгами, открытыми соревнованиями покупателя и продавца с наличием механизма составления заявок и предложений о продаже, что может служить основанием для заключения сделок. Это обращение ценных бумаг на основе устойчивых правил между лицензированными профессиональными посредниками – участниками рынка по поручению других участников рынка.

Неорганизованный рынок – обращение ценных бумаг без соблюдения единых для всех участников рынка правил. Торговля проходит стихийно, в контакте продавца и покупателя. Информация о совершаемых сделках не фиксируется.

На компьютеризированном рынке торговля ведется через компьютерные сети, объединяющие соответствующих фондовых посредников в единый компьютерный рынок, характеризующийся:

– отсутствием физического места, где встречаются продавцы и покупатели;

– полной автоматизацией процесса торговли к вводу своих заявок на куплю-продажу ценных бумаг в системе торгов.

Самый крупный организованный компьютерный рынок внебиржевой торговли – NASDAQ (National Association of Securities Dealers Automated Security – Система автоматической котировки национальной ассоциации инвестиционных дилеров).

В Российской торговой системе (РТС) проходят биржевые и внебиржевые организованные торги. На внебиржевых организованных торгах сделки заключаются без предварительного депонирования на условиях «поставки против платежа» на дату проведения расчетов или на условиях свободной поставки (последовательное исполнение обязательств по оплате и передаче бумаг). В зависимости от договоренности контрагентов это может быть предоплата или предпоставка.

Торговля в РТС осуществляется трейдерами с помощью удаленных терминалов из офисов путем выставления котировок на покупку-прода­жу ценных бумаг. Все выставляемые котировки являются твердыми, т.е. обязательными для исполнения. Существует обязательное количество котировок, которые трейдеры компаний обязаны поддерживать на протяжении торговой сессии в зависимости от статуса и категории членства компании – участника торгов.

Существуют различные категории и статусы членов партнерства:

1) информационный член, имеющий  доступ в РТС в режиме просмотра (без права выставления котировок);

2) торговый член, имеющий  доступ в РТС в режиме торговли. Торговые члены обязаны на  постоянной основе осуществлять  односторонние (или на покупку, или  на продажу) котировки определенного  количества акций;

3) маркет-мейкер – торговый член Партнерства, имеющий определенные привилегии по сравнению с другими членами и принимающий определенные обязательства, которые регулируются Правилами торговли (например, поддерживать определенное количество двусторонних – и на покупку, и на продажу – котировок) .

Сделки заключаются либо путем переговоров по телефону, либо электронным способом. Порядок заключения и исполнения сделок в РТС регулируется Правилами торговли. Сделки заключаются между членами Партнерства, РТС стороной сделки не является.

Официальным индикатором Российской торговой системы является индекс РТС, рассчитываемый с 1 сентября 1995 г. Рассчитывается как среднее арифметическое взвешенное (базисное значение – 100).

Индекс в момент времени t рассчитывается как отношение суммарной рыночной капитализации акций, включенных в список для расчета индекса, к суммарной рыночной капитализации этих же акций на начальную дату, умноженное на значение индекса на начальную дату.

Информация о работе Внебиржевой рынок ценных бумаг