Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 08:27, контрольная работа
Внебиржевой рынок – это механизм заключения сделок по ценным бумагам, совершаемых вне фондовой биржи. Внебиржевой рынок организуется как дилерами, являющимися членами фондовой биржи, так и дилерами, не являющимися членами фондовой биржи.
Внебиржевой рынок может быть организованным и неорганизованным. С этой точки зрения внебиржевой рынок ценных бумаг классифицируют следующим образом:
– организованный рынок с телекоммуникационными торговыми системами;
– неорганизованный телефонный рынок, основанный на доверии участников;
– неорганизованный уличный рынок, или рынок «через прилавок» («фондовые магазины», рассчитанные на мелкого инвестора, не оперирующего со стандартными пакетами ценных бумаг).
Наибольшее развитие внебиржевой рынок получил в США, где преобладающее большинство торговых сделок с государственными ценными бумагами производится через компьютерные экраны или с помощью телефонов, телексов и без биржевых посредников.
Значительная часть государственных ценных бумаг в этой стране существует только в форме записей в книгах или хранится в банках данных федеральной резервной системы. Когда эти бумаги продаются, Федеральный резервный банк осуществляет передачу прав собственности посредством телеграфной или телексной связи. 2 Еще одной альтернативой биржевому рынку в США является NASDAQ (National Association Of Securities Dealers Automated Quote) - Система автоматической котировки Национальной ассоциации дилеров по ценным бумагам - НАСДАК, которая образовалась как междилерский рынок зарегистрированных, но не котирующихся на бирже ценных бумаг. Под эгидой этой ассоциации в США с 1971 г. функционирует своеобразная электронная биржа. 3 Аналогичные процессы протекают и в других высокоразвитых странах Запада. Конкуренцию бирже составляют новые организационные формы (механизмы и технологии) торговли ценными бумагами.
Закономерностью развития организационных форм фондового рынка является постепенное стирание различий между биржевой и внебиржевой формами организации торговли ценными бумагами, появление различных переходных форм. Примером могут служить так называемые "вторые", "третьи", "параллельные" рынки, создаваемые фондовыми биржами и находящиеся под их регулирующим воздействием. Такого рода рынки функционируют с 80-х годов в важнейших европейских центрах торговли ценными бумагами. Их возникновение было обусловлено стремлением участников фондового рынка расширить границы рынка, желанием создать упорядоченный регулируемый рынок ценных бумаг для финансирования небольших и средних компаний, являющихся носителями наиболее современных технологий.
Поэтому эти рынки имеют в сравнении с биржевым более низкие требования к качеству ценных бумаг, включают в себя акции малых и средних компаний, но при этом поддерживают регулярность торговли, котировки, единство правил и т.д.
В то же время из внебиржевого оборота возникают системы торговли ценными бумагами, основывающиеся на современных средствах коммуникации и компьютерных технологиях. Эти системы представляют собой подобие территориально распределенной электронной биржи. Они имеют свои правила организации торговли, допуска ценных бумаг на рынок (листинг), отбора участников и т.д.
В качестве примера организованных компьютерных рынков внебиржевой торговли служат:
Фондовые биржи, возникшие в России за 1991-1992 гг., не заняли лидирующие позиции на отечественном рынке ценных бумаг. Большинство из этих бирж "тихо скончалось" уже в 1994-1995 гг. Фондовая биржа образца 90-х годов не превратилась в торговое, профессиональное и технологическое ядро российского рынка ценных бумаг. Суждено ли занять этому институту финансового рынка в России подобающее ему место, покажет время.
Изначальное преобладание в России внебиржевого рынка ценных бумаг над биржевым связано с тем, что первичное размещение ценных бумаг осуществляется преимущественно на внебиржевом рынке, что соответствует и мировой практике.
В 1995 г. российский внебиржевой рынок ценных бумаг был представлен в виде следующих организационных форм и образований:
Сейчас в результате длительного процесса превращения российского рынка ценных бумаг в более-менее цивилизованное образование внебиржевый фондовый рынок страны приблизился к моделям подобных рынков в странах с развитой рыночной экономикой. От явлений, подобных торговле суррогатными акциями мифических корпораций, на данном этапе, благодаря усилиям органов государственной власти и профессиональных участников фондового рынка, удалось избавиться. Однако и по сей день остается нерешенной проблема уличной, практически нерегулируемой так называемой скупки акций. Актуальным для сегодняшнего российского рынка ценных бумаг является также проблема в целом организованного, однако никоим образом не упорядоченного и нерегулируемого "телефонного" рынка ценных бумаг, представленного в России дюжиной брокерских площадок. Сущности и проблемам неорганизованного рынка ценных бумаг будет посвящена отдельная глава в третьем разделе данной работы.
Каждый из вышеназванных видов внебиржевых рынков (каждый сегмент, сектор внебиржевого рынка) характеризуется определенной системой параметров:
Российская торговая система - система внебиржевой торговли ценными бумагами. В качестве ее первоначального варианта - "Портал" - была принята одна из подсистем американской внебиржевой системы торговли NASDAQ. Технические средства "Портал" были усовершенствованы российскими специалистами, и система получила свое нынешнее наименование. РТС была создана при финансовом содействии правительства США.
Основным объектом торговых сделок в РТС являются акции крупнейших российских предприятий, таких, как: РАО ЕЭС, Ростелеком, РАО "Норильский никель", АО "Юганскнефтегаз", НК "Лукойл". Всего в основном листинге РТС более 75 крупных компаний.
По оценкам брокеров к концу 1995 г. через РТС совершалось не более 10-15% всех сделок с акциями приватизированных предприятий (у крупных московских брокеров - основателей ПАУФОР через РТС проходило около 50% оборота).
Однако ряд объективных причин привел к тому, что сейчас РТС является основной торговой площадкой для корпоративных ценных бумаг, через которую проходит около 80-90 % всего общероссийского объема торгуемых акций.
5. Фондовая биржа и организованные системы внебиржевой торговли пенными бумагами
Организованные рынки ценных бумаг и их структура.
Основы деятельности фондовой биржи (понятие, сущность и функции). Классификация фондовых бирж. Структура собственности и особенности организационно-правового статуса фондовых бирж в России и за рубежом. Виды членства и требования, предъявляемые к членам биржи. Порядок создания фондовых бирж, их лицензирования, реорганизации и ликвидации. Статус и основы организации фондовых отделов товарных и валютных бирж.
Основные услуги, предоставляемые фондовой биржей (биржевые продукты). Структура доходов и расходов биржи. Коммерциализация фондовых бирж. Организационные структуры и персонал фондовых бирж.
Листинг
Требования к ценным бумагам, обращающимся на фондовой бирже. Надзорные функции фондовой биржи по отношению к ее членам и к персоналу компаний, являющихся членскими организациями.
Виды аукционных механизмов, используемых на фондовых биржах различных типов.
Участники аукционов и их функции в ходе биржевых аукционов. Дилерские рынки.
Виды сделок, совершаемых через фондовую биржу. Проблемы и тенденции развития биржевого рынка ценных бумаг в России.
Организованный внебиржевой рынок ценных бумаг.
Основные услуги, предоставляемые организованными системами внебиржевой торговли. Требования к ценным бумагам, допускаемым к обращению в организованных системах внебиржевой торговли. Требования к участникам и функции надзора за их деятельностью. Классификация и анализ методов организации торговли ценными бумагами, используемых в организованных внебиржевых системах. Виды совершаемых через них сделок.
Управление рисками организованных рынков ценных бумаг.
Биржевые кризисы.
Использование Интернет-технологий в торговле ценными бумагами.
Электронные сети коммуникаций и альтернативные торговые системы прямого доступа на организованные рынки ценных бумаг: международная и российская практика.
Проблемы и тенденции развития внебиржевого рынка ценных бумаг в России.
6. система обеспечения информацией о ценах на инструменты фондового рынка, образующих вне рынка
В широком смысле под информацией понимается совокупность сведений об окружающем мире, мера устранения неопределенности. Информация в экономике, часто называемая “коммерческой информацией”, представляет собой данные, необходимые для анализа положения дел на предприятии или любом другом хозяйствующем субъекте и принятия рациональных решений. Информация в рыночной экономике, базирующейся на конкуренции, помогает принимать рациональные и обоснованные решения, учитывающие требования рынка и возможности компании, любого хозяйствующего субъекта.
Особенно сильно значимость информации проявляется в пространстве рынка ценных бумаг. “Фондовый рынок живет ожиданиями” — эта фраза стала аксиомой. Рынок ценных бумаг живет ожиданиями развития макроэкономических тенденций, политических событий, ожиданиями, связанными с результатами деятельности отдельных компаний, с действиями конкретных персонажей политико-экономической системы. Особую роль играют слухи, так как они могут порождать ожидания и часто основываются на конфиденциальной информации.
Совокупность ожиданий всех участников фондового рынка формирует ценовые тенденции — тренды, долгосрочные и краткосрочные, которые продолжаются от десятилетий до минутных всплесков биржевых котировок. От точности прогноза, выбора определяющих ожиданий на период предполагаемого инвестирования, зависит результат — прибыль инвестора.
Различают общедоступную и недоступную широкой публике информацию (инсайдерскую информацию).
Общедоступной информацией на рынке ценных бумаг признается информация, не требующая привилегий для доступа к ней и подлежащая раскрытию в соответствии с законодательными актами, принятыми в каждой стране с рыночной экономикой.
К общедоступной информации относятся, прежде всего, проспекты эмиссии, годовые и ежеквартальные отчеты компаний, сообщения о существенных событиях, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента. В международной практике в распоряжении компаний-эмитентов находятся также такие средства коммуникации, как ежегодные собрания акционеров, специальные брошюры с обзором фактов и статистикой деятельности компании, специальные брошюры-руководства для инвесторов с необходимой для принятия инвестиционных решений информацией, видеоотчеты, специальные медиа-выпуски, специальные встречи и мероприятия.
Недоступная широкой публике информация — это внутренняя (конфиденциальная, инсайдерская) информация. Это может быть информация о состоянии дел компании, не получившая еще открытой огласки. Например, ответственные работники компании знают о том, что состоится поглощение их компании, или о том, что последний отчет о доходах будет значительно отличаться от ранее сообщавшейся информации. В соответствии с законодательством многих стран лицо, имеющее доступ к закрытой информации (инсайдер) не имеет права осуществлять торговые операции на ее основе. Обычно инсайдерами обозначают директоров, ответственных работников, а также других служащих компании, которые в силу своего служебного положения могут иметь доступ к информации, являющейся конфиденциальной (внутренней, закрытой) и способной принести им выгоду. С юридической точки зрения это определение расширено за счет включения родственников и иных лиц, которые могут получить прибыль от использования внутренней информации о компании.
Внутренняя (инсайдерская) информация не может быть получена в результате анализа опубликованной информации, она известна только инсайдерам и может повлечь за собой изменение цен на ценные бумаги компании, если станет всеобщим достоянием.
В целом информацию для инвесторов можно сгруппировать таким образом, чтобы каждый из видов относился к одной из важных сторон процесса инвестирования.