Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 17:11, курсовая работа
Цель курсовой работы - рассмотрение понятия и состава внебюджетных фондов, их общей характеристики, классификации, правовых основ государственных внебюджетных фондов.
Введение
1. Внебюджетные фонды как звено финансовой системы РФ
1.1 Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов
1.2 Источники формирования внебюджетных фондов
1.3 Связи между внебюджетными фондами
2. Внебюджетные фонды РФ социального назначения
2.1 Пенсионный фонд (ПФР)
2.2 Фонд социального страхования (ФСС)
2.3 Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС)
3. Внебюджетные фонды производственного (экономического) назначения
3.1 Российский фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР
3.2 Государственный внебюджетный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы
3.3 Фонд инвестирования жилищного строительства
3.4 Дорожный фонд
4. Деятельность фонда обязательного медицинского страхования в городе Бугульма
Заключение
Список использованной литературы
По дисциплине «Финансы и кредит»
на тему: Внебюджетные фонды в Российской Федерации
Альметьевск 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Внебюджетные фонды как звено финансовой системы РФ
1.1 Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов
1.2 Источники формирования внебюджетных фондов
1.3 Связи между внебюджетными фондами
2. Внебюджетные
фонды РФ социального
2.1 Пенсионный фонд (ПФР)
2.2 Фонд социального страхования (ФСС)
2.3 Фонд обязательного
медицинского страхования (
3. Внебюджетные
фонды производственного (
3.1 Российский фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР
3.2 Государственный
внебюджетный фонд
3.3 Фонд инвестирования жилищного строительства
3.4 Дорожный фонд
4. Деятельность
фонда обязательного
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Вопросы, связанные с социальным обеспечением всегда занимали и занимают одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества.
В Российской Федерации одним из звеньев перераспределения национального дохода в пользу определенных социальных групп населения являются Внебюджетные фонды Российской Федерации. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения. Они помогают решать стоящие перед экономикой задачи обеспечения подъема производства, преодоления временной стагнации и неустойчивости кризисных явлений.
Таким образом, актуальность
выбранной темы заключается в
том, что в современных условиях
перехода к рыночной экономике используемый
в условиях плановой экономики механизм
социального обеспечения
Первоначально внебюджетные
фонды появились в виде специальных
фондов или особых счетов задолго
до возникновения бюджета. Государственная
власть с расширением своей
С укреплением централизованного государства начинался период унификации специальных фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет. В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов.
Согласно определению, данному в учебнике под редакцией академика Г. Б. Поляка: «внебюджетные фонды - это совокупность финансовых ресурсов, не включаемых в бюджет и имеющих, как правило, целевое назначение». В учебниках под редакцией Ковалева «Финансы и кредит», Журавлевой «Финансы и кредит. Краткий курс» и Левин «Финансы и кредит» дается определение, что «внебюджетные фонды--это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности».
Как мы видим, мнение
авторов относительно определения
внебюджетных фондов едины: внебюджетные
фонды - это финансовые ресурсы, которые
не включаются в государственный
бюджет, имеющие целевое назначение
и финансируемые для
Кроме того, авторы всех учебников едины во мнении, что важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства и именно создание таких фондов позволит преодолеть остаточный принцип финансирования многих важных отраслей, таких как здравоохранение или пенсионная система.
Цель курсовой работы - рассмотрение понятия и состава внебюджетных фондов, их общей характеристики, классификации, правовых основ государственных внебюджетных фондов.
В соответствии с поставленной целью при написании курсовой работы автором решены следующие задачи:
- рассмотрение понятие внебюджетных фондов;
- ознакомление
с деятельностью
- ознакомление
с источниками формирования
- рассмотрение
деятельности фонда
Курсовая работа состоит из введения, где определены цели и задачи исследования; четырех глав, в которых рассмотрены основные вопросы; заключения, где сделаны выводы и обобщения по теме; списка использованных источников.
1. Внебюджетные фонды как звено финансовой системы РФ
1.1 Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов
В первую очередь рассмотрим понятие внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды--это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности.
Выделение наряду с бюджетом специальных внебюджетных фондов обусловлено несколькими причинами:
1) необходимостью
выделения специальных
2) необходимостью
определения особых и
3) необходимостью
изыскания дополнительных
Внебюджетные фонды появились задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства (бюджета) в виде специальных фондов и особых счетов. С расширением деятельности государство нуждалось во все новых расходах. Средства их покрытия концентрировались в особых фондах и были предназначены для специальных целей. Такие фонды носили временный характер, с выполнением государством намеченных мероприятий они прекращали свое существование. В связи с этим, количество специальных фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом, наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема фондов. Множественность специальных фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах наблюдалась нехватка средств, в других - избыток) и требовала дополнительных расходов на управление ими. С укреплением централизованного государства начинается период унификации фондов. На базе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения парламентом стал законом, и потому обязательным к исполнению.
На основе Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного планирования в РСФСР» от 10 октября 1991 года органы власти в рамках законодательства РСФСР могут образовывать целевые внебюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов соответствующих органов власти. Государственные внебюджетные фонда создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируются принципы функционирования. В современных условиях повышается значение внебюджетных фондов.
Увеличение количества
и объема этих фондов объясняется
рядом причин. Во-первых, у органов
государственной власти появляются
дополнительные средства для вмешательства
в хозяйственную жизнь и
Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей Ковалев. Финансы и кредит. - М.:Финансы и статистика,2005.-С.55:
1) запланированы
органами власти и управления
и имеют строгую целевую
2) денежные средства
фондов используются для
3) формируются,
в основном, за счет обязательных
отчислений юридических и
страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
4) на отношения,
связанные с исчислением,
5) денежные ресурсы
фонда находятся в
6) расходование
средств из фондов
Государственными
внебюджетными фондами
1) Пенсионный фонд Российской Федерации;
2) Фонд социального
страхования Российской
3) Федеральный фонд
обязательного медицинского
Таким образом, можно
сделать вывод, что внебюджетные
фонды позволяют преодолеть остаточный
принцип финансирования социальных
и других расходов. Они позволяют
также разгрузить бюджет, беря на себя
часть его расходов, разрешая тем
самым проблему финансирования бюджета.
Имея строго целевое направление
использования средств, внебюджетные
фонды дают возможность увеличить
ресурсы, мобилизуемые государством. Конечно,
это можно сделать и за счет
увеличения налогов, но, как правило,
увеличение налогов негативно
1.2 Источники формирования внебюджетных фондов
Государственные внебюджетные
фонды создаются на базе соответствующих
актов высших органов власти, в
которых регламентируется их деятельность,
указываются источники
Внебюджетные фонды создаются двумя путями:
- выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;
- формирование
внебюджетного фонда
Целевые внебюджетные
фонды предназначены для
Источниками формирования внебюджетных фондов являются:
1) обязательные
платежи, установленные
2) добровольные
взносы физических и
3) прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондами - юридическими лицами;
4) другие доходы,
предусмотренные
Кроме того, материальным
источником внебюджетных фондов, как
и других звеньев финансовой системы,
является национальный доход. Преобладающая
часть фондов создается в процессе
перераспределения
Главными методами
мобилизации национального
Средства бюджетов
поступают в форме
В тех случаях, когда внебюджетные фонды имеют положительное сальдо, оно может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.
Начиная с 1992 г. в РФ создано и действует большое количество внебюджетных фондов. На сегодняшний день общее число федеральных внебюджетных фондов составило 40, из них основные - Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости (с 2001 г. средства консолидируются в федеральном бюджете).
По Указу Президента РФ от 22 декабря 1993 года все внебюджетные фонды (за небольшим исключением), доходы которых формировались за счет обязательных платежей предприятий, учреждений, организаций, объединяются с республиканским бюджетом РФ. Однако сохраняется целевая направленность консолидируемых фондов.
1.3 Связи между внебюджетными фондами
Государственными внебюджетными фондами РФ являются (статья 144 Бюджетного кодекса):
1) Пенсионный фонд Российской Федерации;